Кадровый потенциал организации ОАО «Сыродельный комбинат «Ичалковский»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование кадрового потенциала ОАО «Сыродельный комбинат «Ичалковский», разработка рекомендаций развития кадрового потенциала ОАО «Сыродельный комбинат «Ичалковский».
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- рассмотреть теоретическую основу экономического анализа кадрового потенциала предприятия;
- провести и изучить анализ кадрового потенциала на предприятии ОАО «Сыродельный комбинат Ичалковский»;
- отметить основные пути по повышению эффективности кадрового потенциала на предприятии.

Содержание работы

Введение
1.1 Структурная характеристика кадров предприятия
1.2 Основные аспекты развития кадрового потенциала
1.3 Основные показатели оценки кадрового потенциала предприятия
2 Исследование кадрового потенциала ОАО «Сыродельный комбинат «Ичалковский»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Оценка кадрового потенциала на предприятии
2.3 Анализ развития кадрового потенциала
3 Разработка направлений развития кадрового потенциала ОАО «Сыродельный комбинат «Ичалковский»
3.1 Оптимизация кадрового состава организации
3.2 Перспективы развития кадрового потенциала предприятия
Заключение
Список использованных источников:

Файлы: 1 файл

кадровый потенциал.docx

— 105.76 Кб (Скачать файл)

     К специалистам  относятся работники, занятые  инженерно-техническими, экономическими  и другими работами, в частности  агрономы, администраторы, бухгалтеры, геологи, диспетчеры, инженеры, инспектора, корректоры, математики и др. К  категории специалистов относятся  также и ассистенты, помощники  названных специалистов (код категории  специалистов к ОКПДТР 2). [41]

     Специалисты  в соответствии с профессией  и накопленным опытом подразделяются  на главных (наиболее квалифицированных), старших и просто специалистов. Главные специалисты занимаются  сбором и анализом информации, относящейся к управляемому объекту,  подготовкой планов и графиков работы предприятия, организацией контроля, подготовкой и анализом отчетов, разработкой технической документации и т.д.

      Менее квалифицированные  специалисты, как правило, заняты  решением отдельных узкоспециализированных  вопросов экономики и управления  предприятием. Специалисты узкого  профиля концентрируют внимание  на отдельных конкретных вопросах  деятельности предприятия.

     Другие служащие  это вспомогательные работники,  осуществляющие подготовку и  оформление документации, учет и  контроль, хозяйственное обслуживание, в частности агенты, архивариусы,  дежурные, делопроизводители, кассиры и т.д. (код категории и ОКПДТР 3). Эти работники отвечают за своевременную техническую обработку информации ее упорядочение, учет, хранение, размножение, выдачу, пересылку и т. д.

     Структура  кадров может также определяться  по таким признакам, как возраст,  пол, уровень образования, стаж  работы, квалификация и т. п.

Также существует классификация  персонала по сферам применения труда. И по данной классификации работники  промышленных предприятий делятся  на персонал производственной и непроизводственной сфер.

     Персонал основной  деятельности работники, занятые  тем видом деятельности, которая  является преобладающей по величине  произведенной продукции (услуг)  в общем объеме производства  продукции (услуг) данного предприятия,  то есть тем видом деятельности (отрасли), продукция (услуга) которой  занимает наибольший удельный  вес среди продукции других  видов деятельности.

     К производственному  персоналу относят работников, участвующих  в процессе производства продукции  (выполнения работ, оказания услуг), управляющих этим процессом и  обслуживающих его.

     По выполняемым  функциям производственный персонал  делится на шесть категорий:  рабочие, ученики, инженерно-технические  работники (ИТР), служащие, младший  обслуживающий персонал, работники  охраны.

Ученики-работники, с которыми заключен ученический договор с  целью приобретения профессии.

     Младший обслуживающий  персонал работники, занятые выполнением  функций обслуживания, не имеющим  прямого отношения к производственному  процессу (уборщики непроизводственных  помещений, курьеры, гардеробщики, шоферы легковых машин).

     К непроизводственному персоналу относят работников непромышленных организаций, состоящих на балансе предприятия (персонал не основной деятельности) в жилищном хозяйстве, медицинских и профилактических пунктах, детских дошкольных учреждениях и др.

     Классификация  по профессионально-квалификационным  признакам.

     Под профессией  понимают вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний  и практических навыков, например: слесарь, токарь, фрезеровщик, механик,  технолог, конструктор, программист,  бухгалтер, экономист, товаровед  и т. д.

    В пределах  профессии выделяют специальности  вид деятельности, требующий дополнительных  знаний и навыков для выполнения  работы на конкретном участке  производства, например: профессия  токарь, а специальность токарь-расточник,  токарь-карусельщик.

     Работники  каждой профессии и специальности  различаются уровнем квалификации. Квалификация степень профессиональной  подготовленности рабочих и служащих  к выполнению конкретного вида  работы. Составными элементами квалификации  являются теоретические знания  работника, его практические навыки, профессиональное мастерство.

     В первую  очередь квалификация рабочих  определяется присвоенными им  разрядами или разрядами работ,  которые они выполняют. По уровню  квалификации рабочие делятся  на неквалифицированных, малоквалифицированных, квалифицированных и высококвалифицированных.

     По окончании  профессионального обучения на  производстве рабочему присваивается  квалификация (разряд, класс, категория)  по профессии согласно тарифно-квалификационному  справочнику. Квалификационный разряд  величина, отражающая уровень профессиональной  подготовки работника. В соответствии  с полученной квалификацией (разрядом, классом, категорией) работнику предоставляются  работа, а по мере повышения  квалификации присваивается более  высокий разряд.

  

    1.2 Основные аспекты развития кадрового потенциала

 

     Одним из основных элементов развития кадрового потенциала предприятия является его обучающая деятельность. Обучение персонала - это целенаправленный, планомерный, систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, специалистов, руководителей.

     Обучающая  деятельность на предприятиях представлена достаточно разнообразными ее видами. Обучение руководителей и специалистов осуществляется с использованием следующих видов обучения: [10, c. 215]

- подготовка – это повышение образовательного уровня специалистов через обучение на семинарах, курсах, тренингах; подготовка молодых специалистов в учреждениях высшего профессионального образования с организацией производственной практики на предприятии (по договору, заключенному между предприятием и учебным заведением);

- переподготовка – это получение руководителями и специалистами нового специального образования или дополнительных знаний, необходимых для оперативного обеспечения кадрами новых направлений научно-технической и производственной деятельности предприятия, а также в случаях, связанных с перемещением кадров (переподготовка руководящих кадров и специалистов проводится в учебных центрах по их программам и методикам). По результатам профессиональной переподготовки слушатели получают диплом государственного образца, дающий право вести профессиональную деятельность в определенной сфере.

- повышение квалификации – это обучение, направленное на совершенствование и развитие какого-либо конкретного вида деятельности, получение дополнительных знаний работником по выполняемой работе (потребность в повышении квалификации определяется изменением стоящих перед работником задач, связанных с совершенствованием процесса и (или) средств производства).

      Подготовка  рабочих ведется по следующим  видам обучения:

- подготовка новых  рабочих - это обучение на производстве  лиц, принятых на предприятие  в качестве учеников. Подготовка новых рабочих осуществляется по индивидуальной, групповой и курсовой формам обучения. Она включает не только производственное обучение, но и изучение теоретического курса в объеме, обеспечивающем освоение профессиональных навыков начальной квалификации, которые необходимы в условиях механизированного и автоматизированного производства. Сроки такого обучения составляют 3 месяца в зависимости от сложности профессии и специальности. Заканчивается обучение сдачей квалификационного экзамена и присвоением рабочему определенного тарифного разряда.

- переподготовка (переобучение) рабочих и обучение рабочих  вторым (смежным) профессиям - это  обучение рабочих, уже имеющих  профессию, с целью получения новой. Переподготовке и обучению вторым (смежным) профессиям подлежат рабочие в случаях: высвобождения в результате реорганизации производства, обеспечения многофункциональности, освоения нового производства, необходимости подготовки к работе в условиях бригадной формы организации труда, а также по совмещенным профессиям. Переподготовка кадров проводится за счет средств, относимых на себестоимость продукции.

- обучение персонала  вопросам качества - основной задачей  обучения персонала вопросам  системы менеджмента качества  и обеспечения качества продукции является подготовка персонала для более успешного решения проблем в области качества продукции в соответствии с требованиями системы менеджмента качества;

- повышение квалификации  рабочих - это обучение, направленное  на последовательное совершенствование  их профессиональных и экономических  знаний, умений и навыков, роста  мастерства по имеющейся профессии  (обучение рабочих с целью повышения  квалификации может осуществляться  на производственно-экономических  курсах и на курсах целевого  назначения). Система повышения квалификации, сложившаяся на производстве, предусматривает следующие формы осуществления:

1.  производственно-технические курсы;

2.  курсы целевого назначения;

3.  школы передовых приемов и методов труда;

4.  курсы бригадиров;

5.  самостоятельно. [9, c. 25-27]

    Выделяют еще  два вида обучения рабочих:  «внутризаводское» и «внезаводское». Обучение рабочих непосредственно  на рабочем месте (т.е. «внутризаводское  обучение»), носит  оперативный   и всегда вполне конкретный  характер - так  как  такое   обучение  ориентировано прежде  всего  на  освоение  конкретного   трудового   процесса,   выполнение  конкретной  работы.  Этот  тип   обучения  не  требует  больших   расходов   и сокращает период  адаптации работника. В учебном  процессе используются  такие  методы, как: работа в течение   некоторого  времени  в  качестве  ассистента, постепенное усложнение  задания, ротация (смена) рабочих  мест,  делегирование части функций,  ответственности и др. Обучение  на рабочем месте характерно  прежде всего для рабочих и  служащих простых должностей.

    Обучение  вне   рабочего   места (соответственно  «внезаводское»)   более   эффективно,   имеет   большую теоретическую  направленность, дает  разностороннюю  подготовку,  но  требует значительных  затрат.  Кроме  того,  работник  отрывается  от  своей  работы. Используемые  здесь   методы   как   правило   соответствуют   теоретической направленности обучения  — это могут быть лекции  и  практические  занятия   в аудиториях, использование деловых  игр и  разбор  конкретных  производственных ситуаций, обучающие  программы (в том числе и  на базе ЭВМ),  обмен  опытом  и др. Обучение  вне  рабочего  места  может  применяться   для  всех  категорий работников, но в большей степени характерно  для руководителей,  специалистов  и служащих. [13, c. 134]

     Также к  обучению вне рабочего места  можно отнести стажировку. Стажировка  – это производственная деятельность  для приобретения опыта работы  или повышения квалификации по  специальности. Стажировка выгодна  как для соискателей, так и  для работодателей. Она может  осуществляться и на отечественных  предприятиях, и на зарубежных.

     Подготовка  новых рабочих, переподготовка, обучение  вторым профессиям, повышение квалификации  завершается квалификационными  экзаменами. Для проведения экзаменов  создаются квалификационные комиссии. Состав комиссии утверждается  приказом генерального директора  предприятия.

 

     1.3 Основные показатели оценки кадрового потенциала предприятия

 

     Показатели  динамики персонала.

     Для бесперебойного  производственного процесса и  выполнения планового задания  необходимо определение обоснованной  потребности в кадрах с учетом  специфики производства и трудовых  функций на рабочем месте. Расчет  численности должен основываться  на балансе фактического использования рабочего времени, потребности в работниках по профессиям, уровню квалификации и дополнительной численности. Кроме того, в кадровой политике предприятия должно быть отражено прогнозирование спроса на рабочую силу, исходя из главных целей предприятия на предстоящий плановый период в соответствии с условиями выпуска продукции и ее сбыта. Для этого определяют общую и дополнительную потребность в персонале.

     Общая потребность  - это численность персонала, необходимая  для выполнения запланированного  объема работ. Дополнительная  потребность характеризует дополнительное  количество персонала к уже  имеющейся численности на начало  периода для выполнения намеченных  задач.[15, с. 96]

      Коллектив  предприятия по численному составу  характеризуется изменением числа  работников вследствие приема  на работу и выбытия по различным  причинам. Анализ движения и текучести  кадров важен при планировании  численности работников. Движение  работников за отчетный период  может быть представлено в  виде баланса:

     Списочная  численность работников на конец  отчетного периода = Списочная  численность работников на начало  отчетного периода + численность  работников, принятых за отчетный  период - численность работников, выбывших  за отчетный период.

      Движение  работников характеризуется показателями  оборота кадров и показателем  постоянства кадров.

Информация о работе Кадровый потенциал организации ОАО «Сыродельный комбинат «Ичалковский»