Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:03, курсовая работа
По общему признанию, коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем менеджмента. По существу это своего рода «кровеносная система» единого организма фирмы. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто эффективен в коммуникациях. Менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу «чужими руками».
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты построения и протекания коммуникаций в организации
Понятие, значение и виды коммуникаций в системе менеджмента….…….5
Коммуникационные сети, стили и процесс………………………….…...…11
Коммуникативные барьеры и способы их преодоления………………...…17
Глава 2. Анализ системы коммуникаций в ВОАО «Химпром» и направления ее оптимизации
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика предприятия..……23
2.2 Анализ системы коммуникаций на предприятии…………………….………37
2.3 Рекомендации по повышению эффективности системы коммуникаций на предприятии…………………………………………………………………...……50
Заключение………………………………………………………………………….53
Список использованных источников…………………………………..…………55
Коммуникации
в организации также
Основные типы невербальной коммуникации:
1. движения тела (жесты, выражения лица, движения глаз, прикосновения, позы);
2. личные физические качества (строение тела, вес, рост, запах тела и др.);
3. использование среды (способ использования и ощущения внешнего окружения, дистанционная близость в общении, чувство «своей» и «чужой» территории и др.);
4. физическая среда (дизайн помещения, мебели и других объектов, декорации, чистота и опрятность, освещенность, шум и др.);
5. время (опоздания, ранний приход, склонность заставлять ждать себя, культура времени, соотношение времени и статуса);
6. специфика речи (качества голоса, грамотность, частота речи, дикция, засоренность речи, смех, зевание). [14]
Исследования показали, что большой процент устных коммуникаций воспринимается именно через язык жестов и интонации. В своей книге Non-Verbal Communication («Невербальная коммуникация») американский психолог Альберт Мехрабиан утверждает, что 55% сообщений люди воспринимают через выражение лица, позы и жесты и 38% — через интонации и голосовые модуляции. Это означает, что на долю слов как таковых приходится всего 1% значения. Это очень важно, поскольку означает, что во многих случаях то, как мы говорим, важнее того, что мы говорим. [11, с. 46]
Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу, так как свидетельствуют о действительных эмоциях участника коммуникационного процесса и являются надежным индикатором проявляемых чувств. Невербальной информацией трудно манипулировать и ее сложно скрывать в любой межличностной коммуникации.
Коммуникационные сети.
Коммуникационная сеть – это соединение определенным образом участников коммуникационного процесса с помощью каналов коммуникации.
Каналы – это связи, обеспечивающие взаимодействие и передачу информации между объектами коммуникации.
Различают несколько видов сетей (рис. 1.):
Общее число
каналов связи в сетях
Где L – число каналов в сети коммуникаций, P – число работников (подразделений).
Рис. 1. Виды коммуникационных сетей.
Последовательные
«Цепь»
«Игрек»
Веерные
«Звезда»
Круговые
«Круг»
«Всеканальная»
Таблица 1.
Качественные характеристики различных видов коммуникационных систем.
Характеристика |
Виды коммуникационных систем | ||
Последовательная |
Веерная |
Круговая | |
Скорость передачи информации |
быстрая |
быстрая |
медленная |
Точность передачи информации |
хорошая |
хорошая |
плохая |
Устойчивость организации |
медленно возникающая, но устойчивая организация |
быстро возникающая, устойчивая организация |
неустойчивая организация |
Потребность в руководстве |
умеренная |
высокая |
отсутствует |
Мораль членов организации |
невысокая |
низкая |
высокая |
Все эти особенности коммуникационных сетей необходимо учитывать при формировании и развитии организационной структуры.
На практике фактическая сеть коммуникаций в любой организации, а тем более коммерческой, представляет собой не последовательную или веерную, а скорее всего круговую систему, в которой рядом с официальными, прежде всего вертикальными коммуникациями (руководитель – подчиненный), существует большое число неформальных. [7, с. 69]
Эффективное построение коммуникационных сетей важно для успешного конструирования организационных отношений, регулирования информационных потоков и повышения результатов деятельности организации.
Коммуникационный стиль.
Коммуникационный стиль – это способ, с помощью которого строятся коммуникационные связи. Стиль отражает взаимодействия субъектов коммуникации. Знание стилей помогает определить оптимальную форму взаимодействия с конкретным индивидом и спрогнозировать его результат.
В зависимости от открытости одного участника коммуникации по отношения к другим и адекватности обратной связи различают пять видов стилей в межличностных отношениях (рис. 2):
Каждый из стилей формирует определенный тип коммуникативного поведения индивида в организации. Выбор конкретного вида стиля должен быть увязан с анализом и оценкой особенностей, условий, целей и задач процесса коммуникации. [1, с. 77]
Рис. 2. Коммуникационные стили.
Высокая
Открытость
в коммуникации
Низкая
Низкая Адекватность Высокая
обратной связи
Коммуникационный процесс.
Коммуникационный процесс — процесс обмена информацией между двумя или более людьми (рис. 3).
Основная цель коммуникационного процесса – обеспечить взаимопонимание людей, участвующих в информационном обмене.
Процесс коммуникации включает четыре базовых элемента:
1) Отправитель — лицо, собирающее или передающее информацию;
2) Сообщение — информация, закодированная с помощью символов;
3) Канал — средство передачи информации;
4) Получатель — лицо, которому предназначена информация и которое ее интерпретирует. [10, с. 83]
В ходе коммуникации отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи так, чтобы обе стороны одинаково поняли исходную идею. Это трудно, поскольку на каждом этапе смысл идеи может быть искажен и даже полностью утрачен. Эти этапы состоят в следующем:
В ряде случаев, обмениваясь информацией, желательно не ограничиваться единственным каналом связи, а использовать определенное сочетание средств передачи информации. Хотя это и усложняет коммуникационный процесс, зато повышает его результативность.
Иногда, в силу ряда причин, в процессе передачи информации возникают различного рода помехи и искажения (шум), способные изменить смысл сообщения.
Помехи – это всё то, что искажает смысл сообщения вследствие различий вербального и невербального характера, различий в восприятии, организационном статусе, физических взаимодействиях и др.
Для того, чтобы компенсировать негативное влияние шумов и повысить эффективность обмена информацией, в коммуникационных процессах используется обратная связь, под которой понимается реакция получателя на принятое им сообщение. Она необходима, чтобы понять, насколько правильно было воспринято и понято сообщение.
Обратная связь может выступать как прямая (непосредственное наблюдаемое изменение поведения) и косвенная (снижение производительности, текучесть кадров, прогулы, конфликты и т.д.)
Такая обратная связь реализуется с помощью двух завершающих этапов коммуникационного процесса.
Для достижения
взаимопонимания может
Рис. 3. Процесс обмена информацией как система с обратной связью и шумом.
1.3. Коммуникативные
барьеры и способы их
В практике организационного общения и менеджмента возможно возникновение коммуникативных барьеров – преград, которые уменьшают возможности успешной коммуникации. Они могут проявляться в межличностных и организационных коммуникациях.
На разных этапах коммуникационного процесса вследствие коммуникативных барьеров потери информации составляют до 80%, что значительно снижает эффективность коммуникаций. Поэтому актуальной задачей менеджера является сокращение потерь информации путем устранения коммуникативных барьеров.
Коммуникативные барьеры в межличностных коммуникациях включают:
Семантика — это наука, изучающая способы использования слов и передаваемые ими значения. Поскольку слова (символы) могут для разных людей иметь разные значения, то, что хотел сообщить отправитель, не всегда будет так же интерпретировано и понято получателем.