Лекции по « Планирование на предприятии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 10:47, курс лекций

Описание работы

На предприятиях АПК применяют различные формы планирования, поскольку оно охватывает в той или иной степени все сферы социально-экономической деятельности: научно-техническую, организационно-технологическую, социально-экономическую, экологическую, финансовую и т. д. Каждая форма планирования наряду с присущими ей характерными чертами имеет свою специфику.

Файлы: 1 файл

планирование.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)


Лекции по дисциплине « Планирование на предприятии» к гос. экзамену

1.  Основные формы, принципы и функции планирования на предприятии.

На предприятиях АПК применяют различные формы планирования, поскольку оно охватывает в той или иной степени все сферы социально-экономической деятельности: научно-техническую, организационно-технологическую, социально-экономическую, экологическую, финансовую и т. д. Каждая форма планирования наряду с присущими ей характерными чертами имеет свою специфику.

В экономической литературе приводятся многочисленные классификации форм планирования, что обусловлено различным подходом к выбору классификационных признаков

Наиболее обоснованный методологический подход к классификации форм планирования — по семи классификационным признакам.

1.              По типу социально-экономической системы - формы: директивно-централизованное и
индикативное планирование.

2.              По значимости целей планирования - формы: стратегическое и тактическое планирование.

3. По срокам действия разрабатываемых планов - формы: долгосрочное, среднесрочное, текущее, оперативное планирование.

4. По сфере деятельности - формы: производственное, финансовое, кредитно-банковское, инновационное, социальное планирование.

5. По масштабу планирования - формы: международное, общегосударственное, отраслевое, региональное, корпоративное, внутрихозяйственное планирование.

6. По методологии планирования — формы: системное, ситуационное, генетическое, нормативное планирование.

7. По типологии планирования - формы: реактивное, инактивное, преакгивное и интерактивное планирование.

Реактивное планирование (возврат к прошлому). Представители этого направления свои идеалы и способ управления находят в прошлом. Они отрицают достижения научно-технического про­гресса, негативно относятся к технике и современному технологическому обществу.

При инактивном планировании (инертность) не считается нужным возвращаться в прошлое и вместе с тем стремиться к движению вперед. Удовлетворенность настоящим — отличительная чер­та инактивизма.

Преактивное планирование (упреждение) ориентировано в основном на будущее. Преактивисты стремятся ускорить изменения, приблизить будущее. Преактивисты положительно относятся к технике и к экономико-математическим методам планирования. Планирование на предприятии осуществляется «сверху вниз», то есть на высших уровнях прогнозируются внешние условия, формируются цели и стратегии, затем определяются цели низших уровней и программы их действия.

Интерактивное планирование сводится к проектированию желательного будущего и поиску путей его достижения.

Используемые в планировании принципы разделяют на три группы.

1-я группа — общие принципы планирования, обусловленные принципами управления, поскольку планирование — одновременно системообразующее звено процесса управления, обеспечивающее единство всех его составляющих. К этой группе относятся принципы научности, необходимости, единства, непрерывности, гибкости, точности, эффективности, демократического централизма и др.

Во 2-й группе основные принципы планирования — обеспечение динамичной пропорциональности и сбалансированности развития планируемого объекта; достижение единства производительных сил и производственных отношений; устойчивая конкурентоспособность планируемого объекта; единство экономического и социального развития; использование многообразных форм и методов планирования; выделение ведущих звеньев и приоритетов в развитии планируемого объекта и др. Эти принципы определяются экономической сущностью планирования и его содержанием независимо от форм планирования.

В 3-ю группу включают специфические принципы планирования в зависимости от его форм (видов), а также присущие каждому отдельно взятому объекту с учетом его миссии. Например, ха­рактерными принципами индикативного планирования будут общие принципы ценовой, антиинфляционной, налоговой, финансово-кредитной, внешнеэкономической и антимонопольной политики с целью достижения сбалансированности экономического и социального развития экономики страны.

Принцип научности заключается в том, что разработка планов должна базироваться на научной основе, глубоком познании и использовании экономических законов и закономерностей.

Принцип необходимости означает повсеместное и обязательное применение планов предприятия при выполнении любого вида трудовой деятельности. Как известно, всякий труд направлен на преобразование природных ресурсов в готовые виды продукции или услуги, а также на удовлетворение потребностей людей. Один из основоположников классического менеджмента А. Файоль заметил, что никто не оспаривает пользы программы действия: прежде чем действовать, мы должны знать, чего хотим и что можем. Если план отсутствует, возможны ошибки, которые становятся причиной ухудшения состояния дел. Вопрос о необходимости плана на предприятии не должен даже возникать. При этом планы могут быть разные: простые и сложные, краткие или очень

подробные, на продолжительный либо короткий срок, внимательно рассмотренные и принятые наспех ИТ. д.

Принцип единства предполагает разработку общего и частных планов развития предприятия. В практике планирования на предприятиях АПК наряду с годовым планом производственно-финансовой деятельности существуют отдельные программы развития отраслей, например, на сельскохозяйственном предприятии — программы развития растениеводства и животноводства, а также планы развития подразделений хозяйства (цехов, бригад, ферм и т. д.). Все эти планы, безусловно, должны быть увязаны друг с другом. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие предприятия и подразделений на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления.

Принцип гибкости тесно связан с принципом непрерывности и предусматривает возможность корректировки плановых показателей, координации процесса выполнения плановых решений. В ус­ловиях рынка возможны значительные колебания спроса, действующих цен и тарифов, из-за чего постоянно требуется уточнение первоначальных планов предприятия. Научно-технический прогресс ведет к совершенствованию техники, технологии и организации производства, а это, в свою очередь, — к снижению расхода ресурсов и, как следствие, к соответствующим поправкам в планах.

Принцип точности определяется как внутренней, так и внешней средой предприятия. Любая организация АПК, особенно сельскохозяйственная, в своей деятельности сталкивается с не­определенностью. Она не обладает достаточно полными знаниями о своем настоящем и будущем, не в состоянии предугадать все изменения, которые могут произойти во внешней среде. Принцип точности планирования является одним из способов более углубленного выявления внутренних и внешних условий деятельности предприятия. При этом степень точности плановых показателей определяется используемыми системами и методами планирования. В оперативном и текущем планировании требуется более высокая степень точности плановых показателей, в перспективном можно ограничиться выбором общей цели и приблизительными расчетами показателей плана развития.

Принцип эффективности требует разработки такого варианта плана, который при существующих ограничениях производственных ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. При оценке эффекта в процессе планирования обычно сравнивают ожидаемые результаты с заранее выбранной целью. Показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами на его достижение.

Под функцией понимают обязанность, круг деятельности, назначение чего-либо или кого-либо, выполняемую кем-либо работу.

Основные функции планирования на предприятии следующие:

•  руководство;

•  обеспечение;

•  координация;

•  контроль.

Функция руководства предусматривает обоснование стратегии и тактики, целей и задач предприятия, оценку и анализ внешней и внутренней среды функционирования, распределение ограниченных ресурсов, организацию и контроль выполнения намеченных планов. Стратегия развития предприятия, как правило, формулируется и разрабатывается высшим руководством — руководителем предприятия и его главными специалистами, а тактика — специалистами и руководителями подразделений.

Функция обеспечения — это устойчивые виды деятельности, выполняемые на предприятии непосредственно для производства продукции, работ и услуг. Функция определяется этапами произ­водственного цикла деятельности предприятия (закупки, производство, сбыт), элементами производственного обеспечения (материально-техническое оснащение, ресурсы, связь, транспорт) и направлениями деятельности (персонал, инновации, инвестиции, проекты, финансы, снабжение и сбыт, маркетинг, безопасность, риски, международная деятельность и т. д.).

Функция координации предполагает при разработке планов взаимоувязку их на всех уровнях планирования — от предприятия в целом до каждого подразделения. Планирование на предприятии будет эффективным в случае, если деятельность одного подразделения будет увязана с деятельностью другого. При этом планирование их деятельности должно осуществляться не только одновременно, но и во взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом.

Функция контроля процесса реализации плана развития предприятия укрепляет связь планирования с действительностью, способствует совершенствованию организации управления, стиля и методов работы руководителей и специалистов, позволяет выявлять дополнительные резервы для выполнения плановых заданий, своевременно обнаруживать отклонения в плановых показателях, принимать необходимые меры по ликвидации диспропорций, обеспечивает повышение конкурентоспособности производимой продукции и экономической эффективности предпринимательской деятельности в целом.

Функции планирования, взаимно дополняя друг друга, создают целостную систему планового управления предприятием, позволяющую дифференцировать методы управленческого воздействия, специализировать органы управления и труд отдельных менеджеров.

3

 



 

2.  Методы планирования на предприятии

В планировании используют общие и конкретные методы. Первые определяют общую методологическую направленность процесса планирования предпринимательской деятельности (например, методы системного анализа), вторые представляют собой непосредственный инструментарий планирования.

Конкретные методы можно разделить на две группы.

1. Методы получения и анализа исходной плановой информации.

2. Методы составления плана развития предприятия.

Методы получения и анализа исходной плановой информации используют на предварительном этапе планирования. К их числу относят методы прогнозирования, прямого счета, соотношений, структуризации и др.

В экономической литературе приводятся различные классификационные признаки методов прогнозирования. Один из наиболее важных — степень формализации, которая достаточно полно охватывает прогностические методы; второй по значению — общий принцип действия методов прогнозирования; третий ■— способ получения прогнозной информации.

Метод прямого счета заключается в определении планового задания, исходя из научно обоснованных норм и нормативов расхода или затрат тех или иных ресурсов. Однако прямой счет показателей плана не всегда возможен, так как зачастую трудно выявить все факторы, обусловливающие их динамику в плановом периоде.

К числу методов соотношений относится индексный метод. Его сущность заключается в сравнении экономических (или иных) показателей (например, сравнение темпов роста производительности труда за два различных периода или двух различных предприятий одинаковых отраслей АПК).

Метод структуризации — конкретизация общего метода анализа применительно к задачам выявления целей плана и путей реализации отдельных плановых решений. Этот метод основан на поэтапном расчленении общих целей на составные компоненты. Такую процедуру в экономической литературе называют построением «дерева целей». На нижних уровнях дерева могут быть представлены отдельные мероприятия по достижению выявленных целей. Возможна количественная оценка относительной важности целей и мероприятий.

К методам составления плана развития предприятия относятся балансовый,, нормативный, программно-целевой. Чаще всего их называют традиционными. В эту группу также включают метод оптимального планирования.

Балансовый метод считается основным на всех иерархических уровнях планирования. Он заключается в увязке (установлении равновесия) потребностей и ресурсов на предприятии, обеспечивает достижение пропорциональности и сбалансированности всех элементов плана.

Нормативный метод планирования — метод разработки планов, основанный на использовании норм и нормативов. Эффективное использование этого метода возможно в том случае, если привлекаются научно обоснованные прогрессивные нормы и нормативы.

Программно-целевой метод — это метод формирования системы плановых решений, включающий выявление важнейших научно-технических и социально-экономических проблем развития предприятия, определение конкретных целей, детализирующих выявленные проблемы, разработку мероприятий, обеспечивающих достижение намеченных целей оптимальными путями. Метод позволяет увязывать цели плана с ресурсами путем разработки целевых программ: цели экономического развития предприятия разбиваются на подцели и выявляются ресурсы для их достижения. Таким образом, при использовании программно-целевого метода обязательно должны быть определены цели, средства, исполнители и ресурсы.

Основной метод оптимального планирования — моделирование, получившее широкое распространение в последней четверти прошлого столетия. Под моделированием понимают воспроизведение или имитацию какой-либо существующей системы на специально созданном аналоге или модели. Моделирование базируется на аналогии (подобии, сходстве) между двумя объектами или явлениями, имеющими зачастую качественно различную природу.

 

 

3. Система показателей и расчетов в планировании.

Информация о работе Лекции по « Планирование на предприятии»