Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 10:47, курс лекций
На предприятиях АПК применяют различные формы планирования, поскольку оно охватывает в той или иной степени все сферы социально-экономической деятельности: научно-техническую, организационно-технологическую, социально-экономическую, экологическую, финансовую и т. д. Каждая форма планирования наряду с присущими ей характерными чертами имеет свою специфику.
Наличие у предприятия планов на среднесрочную и долгосрочную перспективу — одно из требований (оценочных критериев), предъявляемых к реформируемым предприятиям. В то же время реформирование становится важнейшей частью планирования деятельности предприятия.
Итак, необходимость разработки системы планов развития сельскохозяйственных предприятий продиктована формированием рыночной среды, для работы в которой требуется высокий профессионализм, быстрое реагирование на изменения конъюнктуры, умение прогнозировать развитие предпринимательской деятельности.
5. Организация планирования на сельскохозяйственном предприятии
Для конкретного производственного формирования основная задача при планировании — обоснование плана производства и реализации продукции по соспюву, объему, качеству, срокам реализации. Для этого используют плановые данные по издержкам, прибыли и рентабельности, материально-техническому обеспечению, персоналу и оплате труда и др.
До 90-х годов XX в. развитие народного хозяйства в стране регулировалось государством путем разработки и утверждения планов экономического и социального развития. При этом до каждого предприятия государственным плановым органом доводился твердый план (задание) по составу и объему продажи продукции государству с последующим контролем выполнения вышестоящими органами. Портфель заказов на производство и реализацию продукции для каждого предприятия формировался на базе проводимого государственным плановым органом анализа сбалансированности всей номенклатуры продукции с учетом спроса и предложения. В этом случае «маркетинговые исследования» для предприятия фактически выполняли центральные плановые органы — Госплан, Госснаб и др., а также их территориальные подразделения. Права предприятий в области формирования портфеля заказов сводились в основном к составлению предложений по развитию производства на планируемый период, которые в последующем подвергались различным корректировкам в отраслевых министерствах и центральных плановых органах. На базе государственного портфеля заказов разрабатывались планы производственно-финансовой деятельности предприятий. Эта форма планирования была в свое время важным рычагом государственного управления народным хозяйством страны.
При переходе к рынку одним из важных элементов, экономической реформы стало расширение прав предприятий в организации предпринимательской деятельности. Это создавало заинтересованность предприятий в разработке реальных планов и рациональном построении организационной и управленческой структур, более полном использовании производственных возможностей, увеличении производства нужной продукции, снижении затрат и повышении эффективности предпринимательской деятельности.
Однако следует помнить, что полной, абсолютно не регулируемой самостоятельности предприятий не может быть и в условиях рынка. Русский экономист А. А. Богданов видел источники социальных конфликтов, которые могут возникать в рыночных условиях, не в рынке как таковом, а в его анархической организации, в том, что здесь стихия господствует над человеком и подвергает его деятельность разрушению. Способ преодоления анархии он видел в сознательном планомерном противодействии разрушительной тенденции рынка, соблюдении необходимого равенства между плановым началом и рынком, в государственном регулировании рыночной экономики.
В конкурентной борьбе выходить на рынок со своей продукцией без заранее продуманного плана невозможно. Рыночные механизмы действуют более жестко, чем централизованное государственное планирование. Следовательно, проблема состоит в том, чтобы придать системе внутрипроизводственного планирования предпринимательский характер, восприимчивость к новым идеям, развивать сопричастность всех членов трудового коллектива к делам предприятия.
Рынок индустриальной экономики с широко разветвленными и кооперационными связями немыслим без государственного регулирования. Необходимо государственное регулирование и для развития агропромышленного комплекса. Здесь важную роль может сыграть государственный заказ на производство и реализацию продукции.
Государство заинтересовано оставаться прямым заказчиком большинства видов продукции АПК. Это обусловлено следующими причинами:
• государство должно обеспечивать продовольствием организации и учреждения, находящиеся на гособеспечении (больницы, школы, армию и др.);
• оно гарантирует сельскохозяйственным товаропроизводителям сбыт продукции и определенный уровень цен;
• сосредоточивая «в своих руках» определенную долю продовольствия, государство может регулировать межрегиональные поставки, обеспечивая доступ к продуктам питания, восстанавливать равновесие между спросом и предложением;
• необходимы резервные фонды, экспортные ресурсы.
Государство-заказчик может стать наиболее выгодным партнером товаропроизводителей АПК, гарантируя прибыльность производства, выгодность приобретения под заказ необходимых материально-технических ресурсов. Заинтересованности в выполнении госзаказа можно добиваться и с помощью финансово-экономических льгот: особый режим кредитования, налогообложения, выгодные цены, дотации и т. д. Таким образом, современный госзаказ приобретает коммерческий характер. При наличии стимулов, привлекающих товаропроизводителей, последние будут стремиться получить заказ.
Руководство страны постепенно начало возвращаться к планированию развития народного хозяйства и его структурных звеньев. Вначале было предложено всем товаропроизводителям разрабатывать систему бизнес-планов. В 1997 г. Правительство РФ принимает концепцию по реформированию предприятий, в которой одно из требований — наличие у них планов на долгосрочную и среднесрочную перспективу, а также ежегодная разработка планов производственно-финансовой деятельности.
Для сельскохозяйственных предприятий система планов определена в постановлении Правительства РФ № 392 «Об экономических условиях функционирования АПК РФ» (1998г.). В соответствии с ним вышестоящие органы вместо директивных плановых установок предлагают определенные ориентировочные данные по следующим направлениям:
• объему закупок сельскохозяйственной продукции в федеральный и региональные продовольственные фонды;
• условиям реализации излишков сельскохозяйственной продукции через систему федеральной продовольственной корпорации;
• экономической поддержке и стимулам сельскохозяйственных товаропроизводителей: гарантированным закупкам сельскохозяйственной продукции в целях формирования федерального и регионального продовольственных фондов; закупочным ценам, обеспечивающим эффективное производство и реализацию сельскохозяйственной продукции; льготному и приоритетному кредитованию инвестиционных проектов для сельского хозяйства; дифференцированным льготным и единым ставкам налогов по видам деятельности; льготному материально-техническому снабжению; бюджетному финансированию; льготному страхованию урожая определенных видов сельскохозяйственных культур; экспортным и импортным пошлинам или субсидиям на продукцию; дифференциации транспортных тарифов на перевозку сельскохозяйственной продукции и др.;
• информации о рынке — платежеспособном спросе, конъюнктуре, положении на оптовых региональных рынках.
Итак, в условиях рынка государственное регулирование агропромышленного комплекса и его структурных подразделений (предприятий) должно осуществляться не командно-административными методами, а посредством экономических рычагов и заключения договоров сельскохозяйственных предприятий с государственными организациями. Такой подход позволяет, с одной стороны, направить предприятия АПК на производство нужной стране сельскохозяйственной продукции с учетом требований рынка, с другой — обеспечивает им гарантированный сбыт договорной продукции и устойчивый уровень дохода. Используя эти и другие ориентиры, сельскохозяйственные товаропроизводители имеют возможность самостоятельно планировать маркетинговую и организационно-
Предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям свободы в предпринимательской деятельности привело к существенным изменениям в подходе к внутрипроизводственному планированию. Эти изменения заключаются в следующем.
1. Первоочередная задача при разработке плана на предприятии — изучение и поиск наиболее важных и стабильных каналов сбыта продукции. Прежде чем организовать производство, предприятие должно получить надежные гарантии того, что продукция будет реализована на условиях, выгодных как для продавца, так и для покупателя.
2. Разработку плана предприятия необходимо начинать с самостоятельного обоснования состава (ассортимента), объема товарной продукции, каналов реализации, а также предварительного заключения договоров-контрактов, получения льгот на поставку продукции в федеральный и региональный продовольственные фонды и другим организациям. В дореформенный период (до 90-х годов XX в.) предприятия начинали планирование с разработки производственной программы, поскольку до каждого из них заранее доводился твердый план по составу и объему товарной продукции, а на государстве лежала ответственность по дальнейшему продвижению этой продукции к потребителю. Сегодня просчеты при определении ассортимента и объема производимой продукции ведут к тому, что часть товаров будет невостребована или маловостребована, тогда как другие товары окажутся в дефиците. Научно обоснованное планирование состава, материально-вещественных пропорций и качества продукции на каждом предприятии—важнейшее условие повышения эффективности производства. Это основа разработки производственных программ развития отраслей на предприятии.
3. При внутрипроизводственном планировании необходимо учитывать конкурентоспособность продукции, новый подход к формированию материально-технического снабжения и, наконец, требования к организации и эффективности предпринимательской деятельности на предприятии.
6. Планирование производственной программы развития растениеводства
Планирование растениеводства начинают с разработки мероприятий по улучшению и более эффективному использованию сельскохозяйственных угодий, вовлечению в производство новых земель, повышению доли интенсивно используемых угодий и плодородия почвы, защите почв от эрозии и т. д.
Планирование использования земельных угодий начинают с анализа их состояния. Цель анализа — выявить недостатки и обосновать мероприятия по улучшению качества земли, повышению интенсивности и эффективности ее использования.
Баланс земельных угодий и план их использования разрабатывают в такой последовательности:
• уточняют фактический состав видов земельных угодий на начало планируемого периода по данным земельного учета;
• намечают мероприятия по улучшению земельных угодий,
• обосновывают трансформацию земельных угодий и планируют их использование по отдельным видам (для посева, под пары, пастбища, сенокошение, закладку лесных полос и т. д.);
• определяют площадь отдельных угодий в планируемый период на основе фактического их наличия на начало периода и намечаемого перевода (трансформации) из одной категории в другую. Следует иметь в виду, что временное использование угодий не по прямому назначению не служит основанием для перевода их в другую категорию. Например, временное использование сенокосов под выпас или пастбищ под сенокошение не может стать основанием для перевода сенокосов в пастбища и пастбищ в сенокосы.
Наиболее ценные земли сельскохозяйственных предприятий — сельскохозяйственные угодья, к которым относятся: пашня, залежи, сенокосы, пастбища (кроме оленьих) и многолетние насаждения (сады, ягодники, виноградники, тутовые насаждения, хмельники, плодопитомники, чайные плантации и т. д.), кроме защитных лесных полос и других мелиоративных насаждений.
Площадь пашни, используемую под посевы, чистые и сидеральные пары, определяют на основе принятых на сельскохозяйственном предприятии севооборотов. Междурядья садов и других многолетних насаждений, временно используемое под посевы сельскохозяйственных культур, в площадь пашни не включают. Использование сенокосов и пастбищ, как правило, планируют по их целевому назначению (соответственно на сенокошение или выпас).
Земли краткосрочного использования и арендованные учитывают отдельно, по ним трансформация не планируется.
При трансформации земель, закрепленных за сельскохозяйственным предприятием, определяют возможность увеличения площади сельскохозяйственных угодий, перевода экстенсивных земельных угодий в интенсивные: распашка залежей и перелогов, увеличение на этой основе площади пашни; раскорчевка кустарников, осушение заболоченных участков и соответствующее увеличение естественных пастбищ, сенокосов или пашни; перевод богарной пашни в орошаемую или посадка многолетних насаждений и т. д.
Площадь сельскохозяйственных угодий на перспективу определяют с учетом их трансформации в течение планируемого периода, передачи в аренду другим предприятиям и членам трудового коллектива, ожидаемого выделения земель для организации крестьянских (фермерских) хозяйств.
Главное направление развития растениеводства — повышение урожайности сельскохозяйственных культур. Проектирование урожайности—наиболее сложная и ответственная часть производственной программы по растениеводству, так как пока нет общепринятых нормативов, позволяющих с математической точностью установить степень влияния определяющих ее факторов. В то же время от правильного определения уровня урожайности зависит реальность планов. В прямой зависимости от урожайности находятся показатели эффективности как растениеводства, так и животноводства, так как производимые в растениеводстве корма имеют большой удельный вес (до 50—60 %) в себестоимости продукции животноводства
Информация о работе Лекции по « Планирование на предприятии»