Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 10:47, курс лекций
На предприятиях АПК применяют различные формы планирования, поскольку оно охватывает в той или иной степени все сферы социально-экономической деятельности: научно-техническую, организационно-технологическую, социально-экономическую, экологическую, финансовую и т. д. Каждая форма планирования наряду с присущими ей характерными чертами имеет свою специфику.
Можно оценивать цены предложения на сельскохозяйственную продукцию и по динамике рентабельности за последние три—пять лет.
Цены предложения на сельскохозяйственную продукцию могут корректироваться с учетом конъюнктуры рынка, складывающейся на момент планирования, а также ценовой политики. Показателем уровня спроса и предложения может служить средняя цена реализации продукции в зоне действия основных ее покупателей (элеваторы, молокозаводы, мясокомбинаты и т. д.).
10. Финансовое планирование на предприятии
Эффективное управление предприятием возможно лишь при взаимоувязанном и согласованном планировании производства, маркетинга и финансов.
Финансовое планирование — это процесс определения будущих действий по организации финансовых ресурсов и денежных потоков на предприятии. Финансовые и денежные потоки представлены сгруппированным по определенным признакам (видам деятельности или временному интервалу) движением (притоком, оттоком) финансовых ресурсов как совокупности денежных фондов, имеющих целевое назначение (амортизационного, прибыли, бюджетных ассигнований, страховых возмещений, кредитов банков и др.), и денежных ресурсов как обезличенной массы денежных средств в распоряжении предприятия.
Финансовые и денежные ресурсы используются предприятием в производственной и финансовой деятельности. Однако сферы их использования различны. Финансовые ресурсы постоянно меняют натурально-вещественную форму и лишь кратковременно пребывают в денежном виде (до использования средств с расчетного счета или из кассы по целевому назначению). При этом они накапливаются в уставном, добавочном и резервном капитале или нераспределенной прибыли, фиксируя конкретные источники формирования соответствующих активов: внеоборотных и оборотных. Они уменьшаются лишь в результате убыточной работы. Денежные ресурсы же существуют в виде денежных обязательств или наличных денежных средств.
Финансовые и денежные потоки взаимосвязаны. Нередки случаи, когда прибыльные предприятия, достаточно обеспеченные собственными финансовыми ресурсами, становятся несостоятельными и даже банкротами из-за несогласованности движения денежных потоков.
Объекты финансового планирования на предприятии — денежные фонды (финансовые ресурсы и другие источники формирования имущества хозяйствующего субъекта) и их конкретное воплощение в активах предприятия (в том числе и в денежных средствах). Следовательно, в процессе финансового планирования определяют будущие финансово-кредитные отношения предприятия: внутренние — приемлемые границы затрат, желаемые доходы, возможности развития производства, и внешние — желаемые параметры связей с поставщиками, покупателями, кредиторами, инвесторами, налоговыми органами и т. д. От доверия партнеров зависит возможность эффективной работы предприятия, поэтому финансовый план должен быть достаточно обоснован.
Цель финансового планирования состоит в обеспечении воспроизводственного процесса соответствующими по объему и структуре финансовыми и денежными ресурсами. Достичь этой цели можно разными способами. В административно-командной экономике годовые финансовые планы составляли на основе контрольных цифр, доводимых предприятиям отраслевыми министерствами и ведомствами: по объему и номенклатуре товарной продукции, распределению прибыли, размеру и источникам финансирования капитальных вложений, ценам реализации и др. В этих условиях финансовой службе предприятия отводилась роль исполнителя: реальной потребности в финансовом планировании и прогнозировании движения денежных ресурсов на низовом уровне не было.
Рыночная экономика требует качественно иного подхода к финансовому планированию, поскольку просчеты и неточности планов приводят к ухудшению финансового состояния предприятия.
За годы экономических реформ в сельском хозяйстве России сложилась определенная система финансового планирования. Однако она имеет существенные недостатки:
планирование объема реализации продукции на основе маркетинговых исследований не является исходным звеном всего процесса планирования и фактором, определяющим параметры производства:
при планировании выручки от реализации используют, как правило, затратный механизм ценообразования без учета рыночной конъюнктуры;
не осуществляется системное планирование всех видов финансовых и денежных ресурсов и их использования; например, не составляются сметы распределения прибыли и использования амортизационного фонда, плановые расчеты минимальной (постоянной) потребности в оборотных средствах, план движения денежных средств, а также плановый баланс активов и пассивов;
на предприятии часто отсутствует разделение затрат на постоянные и переменные, что не позволяет планировать маржинальную прибыль, порог рентабельности, точку безубыточности и определять запас финансовой прочности;
действующая система финансового планирования выручки и затрат основана только на использовании бухгалтерского «метода начисления», основанного на сравнении доводов с затратами, связанными с их получением; практически не используется «кассовый метод», являющийся основой для расчета потребности в денежных ресурсах, кредитах и займах.
В результате такого подхода планирование потребности в заемных средствах, а также возможностей погашения кратко- и долгосрочных ссуд полностью выпадает из сферы финансового планирования предприятий.
В то же время имеются причины, сдерживающие переход сельскохозяйственных предприятий на современные методы финансового планирования:
• отсутствие четких законодательных и других правовых норм по ценообразованию на сельскохозяйственную продукцию, реализуемую перерабатывающим предприятиям, занимающим монопольное или доминирующее положение на региональном рынке;
• неразработанность нормативно-рекомендательной базы финансового планирования;
• ограниченность финансовых ресурсов для переподготовки кадров, способных осуществлять серьезные финансовые разработки.
Роль финансового планирования на предприятии постоянно возрастает. В финансовых планах стратегические цели предприятия приобретают форму конкретных финансовых показателей, обосновывается финансовая база намеченных производственных планов и планов развития, повышается инвестиционная привлекательность агроформирования для внешних инвесторов.
Основные задачи финансового планирования следующие:
• обеспечение материально-финансовой сбалансированности производственных и инвестиционных планов; для этого необходимо изыскать соответствующие по целевому назначению и объему финансовые ресурсы —- внутренние и внешние, собственные и заемные, мобилизованные на финансовом рынке и полученные в порядке перераспределения;
• изыскание денежных ресурсов, необходимых для реализации производственных программ развития всех отраслей сельскохозяйственного производства; отсутствие плана движения денежных средств ведет к нарушению платежно-расчетной дисциплины и, как следствие, к применению соответствующих финансовых санкций, убыткам, неплатежеспособности и банкротству;
• определение путей и пропорций наиболее эффективного вложения капитала; без расчета стоимости собственного и заемного капитала, возможного увеличения экономической рентабельности путем привлечения кредита (эффект финансового рычага), рационального вложения финансовых ресурсов в основные и оборотные активы темпы роста финансовой рентабельности (рентабельности собственного капитала) снижаются;
• выявление неиспользованных внутрихозяйственных и внешних финансовых ресурсов, а также путей получения дополнительных денежных средств, необходимых для обеспечения финансовой устойчивости и развития предприятия;
• установление рациональных взаимоотношений с финансово-кредитными органами и контрагентами;
• соблюдение финансовых интересов собственников и других инвесторов;
• корректировка производственных и инвестиционных планов в зависимости от их обеспеченности финансовыми и денежными ресурсами;
• анализ финансового состояния предприятия после реализации плана производственно-финансовой деятельности; для этого необходимо составление баланса активов и пассивов (прогнозного бухгалтерского баланса) на конец планируемого года.
Финансовое планирование — завершающая стадия составления плана производственно-финансовой деятельности предприятия. В рыночных условиях оно не носит директивный характер, вся ответственность за просчеты лежит на руководителях предприятия. При разработке финансового плана учитываются имеющиеся земельные и трудовые ресурсы, основные и оборотные активы, особенности технологического процесса, специализация и уровень интенсификации производства, урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных.
Финансовое планирование на предприятиях имеет системный характер. Финансовые планы могут рассматриваться по целям (стратегические и тактические), задачам (перспективные, текущие и оперативные), периодам (долгосрочные и краткосрочные), управленческой вертикали (по центрам ответственности и в целом по предприятию), пользователям (для внутреннего и внешнего использования). Уровень информативности и, следовательно, содержание и формы планов различны.
Финансовый план в составе годового плана производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственного предприятия для внутреннего использования строится с учетом его финансовой политики, разработанной менеджерами и утвержденной собственниками. Предприятие самостоятельно определяет формы плановых финансовых расчетов, используемых для определения возможностей финансового обеспечения текущей и инвестиционной деятельности на предстоящий год, а также выбирает методику их составления.
3
Информация о работе Лекции по « Планирование на предприятии»