Лекции по « Планирование на предприятии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 10:47, курс лекций

Описание работы

На предприятиях АПК применяют различные формы планирования, поскольку оно охватывает в той или иной степени все сферы социально-экономической деятельности: научно-техническую, организационно-технологическую, социально-экономическую, экологическую, финансовую и т. д. Каждая форма планирования наряду с присущими ей характерными чертами имеет свою специфику.

Файлы: 1 файл

планирование.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Показатель — это форма выражения конкретного задания, содержащегося в управленческом решении. Система плановых показателей должна учитывать объективные потребности и законо­мерности экономического и социального развития предприятия АПК

Плановые показатели не могут устанавливаться произвольно. Чтобы выполнять свою функцию — выражать меру развития того или иного социально-экономического явления и процесса на предприятии, они должны соответствовать определенным требованиям.

Система показателей должна:

•              охватывать все стороны и аспекты развития предприятия;

•              обеспечивать единство и обязательность определенных показателей (утверждаемых, расчетных и информационно-ориентированных);

•              обеспечивать сопоставимость и сводимость различных разделов плана;

•              быть динамичной, отражающей изменения в состоянии объектов планирования, тенденциях их развития;

•   ориентировать предприятие на поддержание рациональных пропорций и рост социально-экономической эффективности;

•   соответствовать ориентации предприятия на поддержание устойчивой конкурентоспособности на соответствующих рынках (национальном, международном, региональном, местном);

• иметь ограничения в рамках обоснованной достаточности. В планировании на предприятии АПК выделяют следующие группы показателей:

•  натуральные и стоимостные;

•  количественные и качественные;

•  абсолютные и относительные;

•  утверждаемые и расчетные;

•  частные и обобщающие.

Натуральные показатели характеризуют вещественный аспект воспроизводства и устанавливаются в физических единицах (тоннах, метрах, штуках и т. д.). Кроме того, вследствие многообразия видов и типов одинаковой по назначению продукции применяют условно натуральные показатели (тонны условного топлива, тыс. условных банок и т. д.).

Современная экономика — сложнейшая система, развивающаяся на инновационной основе, все блоки которой теснейшим образом взаимосвязаны, требует сознательного постоянного поддержания основных динамических пропорций как на уровне народного хозяйства, региона, так и на уровне предприятия. В ней все большее значение отводится стоимостным показателям. С их помощью выражают стоимостную структуру воспроизводства, важнейшие пропорции. Стоимостные показатели, как известно, рассчитывают в текущих и неизменных (сопоставимых) ценах. Например, показатель валовой продукции в сопоставимых ценах используется для выражения фактического объема продукции, изучения ее динамики, в том числе по отдельным отраслям и продуктам, расчетов производительности труда, материалоемкости и капиталоемкости продукции, уровня производства на единицу расходуемых ресурсов, уровня издержек на единицу валовой продукции.

Количественные и качественные показатели выражаются как в натуральной, так и в стоимостной формах. Эти показатели характеризуют производственные и экономические процессы с разных сторон: количественные отражают объем, размеры, масштаб производства, качественные — интенсивные и структурные факторы, эффективность производства, качество работы.

При планировании на предприятии используются как абсолютные, так и относительные показатели. Абсолютные показатели характеризуют содержание плановых заданий в абсолютных вели­чинах (объем производства, размер заработной платы, число голов скота и т. д.). Они определяются как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Относительные показатели характеризуют динамику соответствующих величин и их структуру. Эти показатели измеряются в относительных величинах (в процентах роста или прироста, снижения издержек производства, в долях отдельных статей затрат себестоимости продукции и т. д.). Они дают обобщенное представление о динамике показателей за ряд лет и позволяют выявить сложившиеся и будущие тенденции развития. В связи с существенными колебаниями уровня функционирования сельскохозяйственных предприятий по годам важная роль отводится расчетам относительных показателей на основе суммарных или среднегодовых абсолютных величин, а не по конечным годам планового и отчетного периодов.

К утверждаемый показателям относятся те, по которым оценивается выполнение плана. Они отражают наиболее существенные стороны развития предприятия. Число их ограничено. Для пред­приятия утверждаемые показатели обязательны. Их обоснование осуществляется на основе расчетных показателей, число которых не регламентируется.

Важно учитывать то обстоятельство, что предприятия АПК могут участвовать в разработке и реализации прогноза и программы социально-экономического развития Российской Федерации в со­ответствии с Федеральным законом №115 «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

Выделение в системе плановых показателей частных и обобщающих позволяет наиболее обоснованно оценить выполнение плана, выявить причины, сдерживающие его эффективную реализацию. Частные показатели отражают конкретное представление об отдельном экономическом явлении. Они не дают системного видения процесса воспроизводства на предприятии. Эту функцию выполняют обобщающие показатели.

На предприятиях АПК широко используются плановые расчеты, под которыми понимают увязку плановых показателей с поставленной стратегической целью. Сущность плановых расчетов заключается в обосновании динамики плановых показателей на основе анализа составляющих их величин.

Плановые расчеты применяют как в текущем, так и в перспективном планировании. При этом используют различные способы и приемы расчетов. Наибольшее распространение в практике пла­нирования получили следующие методы: обоснования плановых показателей по фактически достигнутому уровню; планирования на основе укрупненных экономических расчетов.

Метод обоснования тоновых показателей по фактически достигнутому уровню основан на вычислении произведения базового показателя и предполагаемого темпа его роста (снижения). Напри­мер, плановый уровень себестоимости 1 ц зерна можно определить путем умножения фактической его себестоимости за предыдущий год на возможную величину темпа ее снижения (роста) в плановом году. Однако этот метод имеет существенный недостаток. Он не учитывает изменения, которые могут произойти в будущем. В частности, в приведенном примере не анализируются и не предусматриваются возможные изменения себестоимости 1 ц зерна по статьям затрат. Поэтому плановые расчеты с целью повышения научной обоснованности могут дополняться другими расчетами.

Метод планирования на основе укрупненных экономических расчетов предполагает обоснование планового показателя путем анализа составляющих его величин и определяющих их факторов. На­пример, валовой сбор зерна по предприятию зависит от размера, структуры посевных площадей, урожайности зерновых и зернобобовых культур. Выделение системы факторов, влияющих в плановом периоде на размер, структуру посевных площадей и уровень урожайности зерновых и зернобобовых культур, позволяет определить плановый объем валового сбора зерна.

Совершенствование структуры посевных площадей предусматривает прежде всего полное освоение научно обоснованных севооборотов и внедрение конкурентоспособных и наиболее экономически эффективных культур и сортов. Рациональная структура посевных площадей позволяет практически без дополнительных инвестиций достичь существенной прибавки урожая.

 

4.  Система планов в планировании на предприятии

Планирование как форма государственного воздействия на экономику существует во всех странах. Оно органически вписывается в рыночный механизм хозяйствования. При этом важно оп­ределить, что и как должно планировать государство, а что — субъекты хозяйствования. Чтобы решить эту задачу, необходимо изучить систему планирования (планов).

Внутрихозяйственное, или внутрифирменное (корпоративное), планирование — основополагающее в свободной рыночной экономике. Оно направлено на производство материальных благ, удовлетворение различных потребностей людей и получение прибыли (дохода). Государство и предприятие — основные независимые субъекты планово-регулируемой производственно-хозяйственной (предпринимательской) деятельности.

Между внутрихозяйственным планированием и государственным регулированием существует экономическое взаимодействие, базирующееся на рыночных отношениях, равновесии спроса и предложения. На взаимодействии спроса и предложения построена как система рыночного саморегулирования, так и теория планирования экономического развития, в том числе и на предприятии.

Предприниматели, исходя из рыночного спроса на товары, работы и услуги, необходимости рационально использовать имеющиеся экономические ресурсы, извлекать максимум прибыли, са­мостоятельно планируют производственную и коммерческую деятельность, определяют перспективы развития предприятия. Высокая степень экономической свободы в плановой деятельности предполагает расширение практической работы в этой области на предприятии, а также развитие научных знаний и совершенствование теории внутрихозяйственного планирования.

Все формы внутрихозяйственного и корпоративного планирования могут быть систематизированы по таким классификационным признакам, как содержание планов, уровень управления, методы обоснования, время действия, сфера применения, стадии разработки, степень точности и др.

По содержанию следует выделять такие виды планирования:

•  технико-экономическое;

•  оперативно-производственное;

•  организационно -технологическое;

•  социально-трудовое;

•  снабженческо-сбытовое;

•  финансово-инвестиционное;

•  бизнес-планирование и др.

По уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятиях принято различать следующие виды планирования:

•              фирменное, корпоративное, заводское, относящиеся к высшему управленческому звену или в целом ко всему предприятию;

•  цеховое на среднем уровне;

•  производственное на нижнем уровне (бригада, рабочее место и т. д.).

По методам обоснования находят применение следующие системы планирования:

•  рыночное;

•  индикативное;

•  административное, или централизованное.

•  По времени действия планирование бывает:

•  краткосрочным (текущим, оперативным);

•  среднесрочным (перспективным);

•  долгосрочным (перспективным).

Долгосрочное планирование охватывает период 5—20 лет, среднесрочное — от 1 до 5, краткосрочное (текущее) — один плановый год.

По сфере применения планирование подразделяется:

•  на межцеховое;

•  внутрицеховое;

•  бригадное;

•  индивидуальное.

По стадиям разработки планирование классифицируют как предварительное (провизорное) и окончательное. На начальном этапе обычно разрабатывают проекты планов, после их обсуждения, корректировки и утверждения планы принимают к реализации.

По степени точности планы могут быть укрупненными и детализированными. Точность планов зависит от профессиональной подготовки и производственного опыта экономистов-менеджеров, качества нормативной базы и степени обеспеченности информацией, назначения, времени, необходимого для их разработки.

По типам целей, учитываемых в планировании, оно может быть:

•  стратегическим;

•  тактическим;

•  оперативным.

При планировании преследуют три основные группы целей:

цели, которых необходимо достичь в пределах планируемого периода;

цели, к которым предполагается приблизиться в рамках планируемого периода или несколько позже;

цели, пока недостижимые, но к которым желательно приблизиться в планируемый период или за его пределами.

Оперативное планирование представляет собой выбор средств и ресурсов для решения задач, которые поставлены, доведены вышестоящим руководством, а также традиционны для предприятия, например распределение выпуска продукции по объему, ассортименту и срокам. Такое планирование относится к краткосрочному.

Тактическое планирование сводится к обоснованию задач и средств, достаточных для обеспечения заранее установленных целей. Например, руководство предприятия ставит перед отделом маркетинга тактическую задачу в ближайшие пять лет завоевать лидерство на рынке.

Стратегическое планирование предполагает выбор и обоснование средств, задач и целей для развития предприятия в направлении определенного (желательного) идеала. Идеалом может быть экономический рост, освоение инновационных технологий, новой продукции, улучшение ассортимента, выход на мировой рынок, успехи в конкурентной борьбе и т. д. Обычно стратегическое планирование рассчитано на длительный период.

Правильный выбор вида, содержания и технологии внутрихозяйственного планирования на предприятии имеет существенное значение не только для обоснования целей и планов, но и для по­вышения эффективности производства, качества производимых товаров и услуг, выхода на внешний рынок.

Установлено, что для принятия решения о государственной поддержке органы управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации заключают с сельскохозяй­ственными товаропроизводителями соглашения, предусматривающие обязательства этих товаропроизводителей ежегодно представлять указанным органам планы производственно-финансовой деятельности и другую информацию, а также обязательства по эффективному ведению хозяйственной деятельности.

Законодательством определено, что государственная финансовая поддержка в порядке санации предприятия предусматривается при наличии плана его финансового оздоровления (бизнес-плана), содержащего меры по восстановлению платежеспособности и поддержанию эффективной хозяйственной деятельности.

Информация о работе Лекции по « Планирование на предприятии»