Лекции по "Экономике организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 13:06, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. Методология анализа хозяйственной деятельности

Вопросы:
1. Содержание анализа хозяйственной деятельности
2. Роль и значение анализа хозяйственной деятельности в системе государственного регулирования экономики (СРС)
3. Методы, классификация приемов и способов анализа
4. Связь анализа хозяйственной деятельности с другими науками

Файлы: 1 файл

лекции по экономике организации.docx

— 868.53 Кб (Скачать файл)

В процессе анализа производства и реализации продукции необходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

Внутренние причины: неправильно составленный прогноз спроса на продукцию служащими предприятия; неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта; снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала; неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продукции.

Внешние причины: неплатежеспособность покупателей; повышение процентных ставок по вкладам; демографические, социально-экономические, политические и другие причины.

Риск невостребованной продукции  можно подразделить на преодолимый и непреодолимый. Критерием отнесения его к одной из групп является экономическая целесообразность нововведений, направленных на продвижение товаров на рынок. Если дополнительные затраты на дизайн, улучшение качества, упаковку, рекламу, организационную перестройку производства и сбыта превышают сумму их покрытия выручкой, то экономически они нецелесообразны и риск, следовательно, является непреодолимым, и наоборот.

Риск невостребованной продукции  может быть обнаружен на предпроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях. Если риск обнаружен на предпроизводственной стадии, то экономический ущерб будет меньшим – это только расходы на исследование рынка, разработку изделия и др. Если же риск невостребованной продукции обнаружен на производственной или послепроизводственной стадии, то это может серьезно пошатнуть финансовое состояние предприятия: в сумму ущерба кроме указанных расходов войдут издержки на подготовку, освоение, производство и частично сбыт продукции.

В зависимости  от стадии обнаружения риска невостребованной продукции управленческие решения  могут быть разными: на предпроизводственной стадии можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив его другим; на производственной стадии еще можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия и за счет этого продвинуть его на рынок; на послепроизводственной стадии нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция – это прямой убыток для предприятия. Каждый товар должен производиться лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку.

Чтобы оценить риск невостребованной продукции, нужно проанализировать обеспеченность производства продукции  контрактами или заявками на поставку, динамику остатков готовой продукции  по каждому виду, их долю в общем  объеме продаж, скорость продаж и т.д.

Важным обобщающим показателем, используемым для характеристики скорости реализации продукции, является продолжительность  ее нахождения на стадии реализации. Для  расчета данного показателя необходимо средние остатки готовой продукции  разделить на однодневный объем  продаж. Рост его уровня свидетельствует  о трудностях сбыта и повышении  риска невостребованной продукции.

 

4. Выявление и  мобилизация резервов роста реализации  продукции

 

Изучив динамику и выполнение плана по выпуску и реализации продукции, необходимо установить факторы  изменения ее объема (рис. 2.2).

 

Рисунок 2.2 – Структурно-логическая факторная модель объема реализации продукции

 

Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.

Если выручка на предприятии  определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет  иметь следующий вид:

Отсюда

Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать таким образом:

Отсюда

где – соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода; ТП – стоимость выпуска товарной продукции; РП – объем реализации продукции за отчетный период; ОТН, ОТК – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции  производится сравнением фактических  уровней факторных показателей  с базовыми данными и вычислением  абсолютных и относительных приростов  каждого из них. Для изучения влияния  этих факторов анализируется баланс товарной продукции.

Особое внимание уделяется  изучению влияния факторов, определяющих объем производства и реализации продукции. Их можно объединить в  три группы:

1) обеспеченность  предприятия трудовыми ресурсами  и эффективность их использования:

,

где – среднесписочная численность работников предприятия; – среднегодовая выработка продукции одним работником; – доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода;

2) обеспеченность  предприятия основными производственными  фондами и эффективность их  использования:

,

где ОПФ – среднегодовая сумма основных производственных фондов предприятия; ФО – фондоотдача основных производственных фондов;

3) обеспеченность  производства сырьем и материалами  и эффективность их использования:

,

где МЗ – сумма потребленных материальных запасов для производства продукции; МО – материалоотдача (производство продукции на рубль материальных затрат).

Влияние данных факторов на объем выпуска и реализации продукции  можно рассчитать, используя один из приемов детерминированного факторного анализа.

После этого определяют резервы увеличения производства и реализации продукции, основные источники которых приведены на рисунке 2.3.

 

Рисунок 2.3 – Источники резервов увеличения объема и реализации продукции

 

Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:

.

где – резерв роста выпуска продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени и повышения среднечасовой выработки рабочих; – резерв увеличения количества рабочих мест; – резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия; – резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы; – возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.

По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования ( ), времени его работы ( ) и выпуска продукции за один машино-час ( ) рассчитываются по формулам:

.

По третьей  группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:

а) дополнительное количество j-ro материала делится на норму его расхода на единицу i-ro вида продукции и умножается на фактическую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции:

б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-ro вида продукции и умножаются на фактическую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются:

в) планируемое сокращение нормы расхода j-ro ресурса на единицу i-ro вида продукции ( ) умножается на планируемый к выпуску объем производства i-ro вида продукции; полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на фактическую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:

В заключение анализа обобщают выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции.

Резервы увеличения выпуска  продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех  пор, пока не будут выявлены резервы  в таком же размере и по другим группам ресурсов.

При определении  резервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме того, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации, а также риск невостребованной продукции.

 

 

Лекция 3. Анализ себестоимости  продукции (работ, услуг)

 

Вопросы:

1. Цель, задачи, источники  информации

2. Оценка структуры затрат по экономическим элементам

3. Анализ себестоимости готовой продукции по статьям калькуляции

4. Анализ прямых затрат: материальных, трудовых

 

1. Цель, задачи, источники  информации

 

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Цель  анализа – выяснить тенденции изменения себестоимости продукции, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы организации по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Объекты анализа:

  • общая сумма затрат;
  • себестоимость отдельных изделий;
  • затраты по центрам ответственности;
  • издержкоемкость продукции;
  • отдельные статьи затрат.

Задачи  анализа:

  • проанализировать состав и структуру затрат на производство для определения основных направлений поиска резервов их снижения;
  • изучить изменение уровня затрат по сравнению с предыдущим периодом и планом как в целом, так и по отдельным статьям себестоимости;
  • установить и количественно измерить факторы, повлиявшие на изменение затрат на производство и себестоимости продукции;
  • определить вклад каждого подразделения в общие результаты, достигнутые организацией по снижению себестоимости;
  • выявить и количественно измерить резервы снижения затрат на выпуск и реализацию продукции.

 

Основными источниками информации для анализа себестоимости продукции являются:

  1. Формы статистической отчетности:
  • форма № 1 «Предпринимательство»;
  • форма № 5-З «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)»;
    • справка о рентабельности отдельных видов продукции.
  1. Формы финансовой отчетности – форма № 2 «Отчет о финансовых результатах».
  2. Внутренняя учетная и управленческая информация:
  • плановые и отчетные калькуляции себестоимости отдельных видов продукции;
  • сметы затрат на производство;
  • данные синтетического (журналы-ордеры, ведомости) и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам  и т.д.

2. Оценка структуры затрат  на производство по экономическим элементам

 

Наиболее общим для  многих отраслей промышленности элементами затрат являются:

  • материальные (сырье и основные материалы; покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера; вспомогательные материалы; топливо со стороны; энергия со стороны);
  • трудовые расходы на оплату труда, включая премии работникам, занятым в основной деятельности;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация;
  • прочие расходы, в состав которых включаются все остальные затраты, не отраженные в предыдущих элементах.

Информация о работе Лекции по "Экономике организации"