Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 13:06, курс лекций
Лекция 1. Методология анализа хозяйственной деятельности
Вопросы:
1. Содержание анализа хозяйственной деятельности
2. Роль и значение анализа хозяйственной деятельности в системе государственного регулирования экономики (СРС)
3. Методы, классификация приемов и способов анализа
4. Связь анализа хозяйственной деятельности с другими науками
Лекция 1. Методология
анализа хозяйственной
Вопросы:
1. Содержание
анализа хозяйственной
2. Роль и значение
анализа хозяйственной
3. Методы, классификация приемов и способов анализа
4. Связь анализа хозяйственной деятельности с другими науками
1. Содержание анализа хозяйственной деятельности
В широком плане анализ ( в переводе с лат. разделяю, расчленяю) – это способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.
Содержание АХД как научной дисциплины вытекает, прежде всего, из тех функций, которые он выполняет в системе других прикладных экономических наук.
Функции:
Анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию.
3. Методы, классификация приемов и способов анализа
Метод АХД представляет собой системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности производства.
Под методикой понимается совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой либо работы. При этом под методикой АХД понимается совокупность способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению цели анализа.
В качестве важнейшего элемента методики АХД выступают технические приемы и способы анализа. Кратко эти способы можно назвать инструментарием анализа (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 – Способы анализа хозяйственной деятельности предприятия
Сравнение – это научный способ познания, в процессе которого неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними.
Детерминированный факторный анализ – это методика исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. когда результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.
В детерминированном анализе
выделяют следующие типы наиболее часто
встречающихся факторных
1. Аддитивные модели Они используются в тех случаях, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей.
2. Мультипликативные модели:
3. Кратные модели:
4. Смешанные (комбинированные) модели - это сочетание в различных комбинациях предыдущих моделей:
Элиминировать – значит устранить, отклонить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. Этот метод исходит из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга: сначала изменяется один, а все другие остаются без изменения, потом изменяются два, затем три и т.д. Это позволяет определить влияние каждого фактора на величину исследуемого показателя в отдельности.
1. Цепные подстановки.
- двухфакторная мультипликативная модель (Y = a ´ b):
-трехфакторная мультипликативная модель(Y = a ´ b ´ с):
- в кратных моделях (Y = a ÷ b) алгоритм расчета факторов на величину результативного показателя следующий:
- мультипликативно-аддитивного типа (Y = a ´ (b – c))
- кратно-аддитивного типа ( )
2. Индексный метод основан на относительных показателях динамики, пространственных сравнений, выполнения плана, выражающих отношение фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном периоде.
3. Абсолютные разницы.
- мультипликативная модель типа . Имеются плановые и фактические значения по каждому факторному показателю, а также их абсолютные отклонения:
Изменение величины результативного показателя за счет каждого фактора:
-смешанные модели. Алгоритм расчета факторов этим способом в смешанных моделях типа :
4. Относительные разницы.
- мультипликативная модель типа (Y = a ´ b ´ с). Сначала рассчитываются относительные отклонения факторных показателей:
Изменение результативного показателя за счет каждого фактора определяется следующим образом:
5. Интегральный метод.
- мультипликативные модели типа
- мультипликативные модели типа
- мультипликативные модели типа
- кратная модель типа
- модели кратно-аддитивного типа
- модели кратно-аддитивного типа
6. Метод логарифмирования для факторной модели вида .
Основные приемы детерминированного факторного анализа и сфера их применения систематизированы в виде таблицы 1.1.
Таблица 1.1 – Область применения основных приемов детерминированного факторного анализа
Прием |
Модели | |||
мультипликативные |
аддитивные |
кратные |
смешанные | |
Цепной подстановки |
+ |
+ |
+ |
+ |
Индексный |
+ |
- |
+ |
- |
Абсолютных разниц |
+ |
- |
- |
|
Относительных разниц |
+ |
- |
- |
|
Интегральный |
+ |
- |
+ |
|
Логарифмирования |
+ |
- |
- |
- |
Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях.
Лекция 2. Анализ производства и реализации продукции (работ, услуг)
Вопросы:
1. Анализ объема производства, ассортимента и структуры выпуска продукции
2. Анализ ритмичности
выпуска продукции, качества и
конкурентоспособности
3. Анализ выполнения
договорных обязательств и
4. Выявление и
мобилизация резервов роста
1. Анализ объема производства, ассортимента и структуры выпуска продукции
Объем производства и реализации продукции выражается в:
Нормативные трудозатраты – для обобщенной оценки объемов выпуска продукции – в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях.
Объем реализации продукции определяется либо по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке); может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах.
Этапы анализа:
1. Изучение динамики выпуска и реализации продукции, расчет базисных и цепных темпов роста и прироста по формулам (2.1) и (2.2):
а) базисный
(2.1)
б) цепной
, (2.2)
– уровень сравниваемого периода; - уровень базисного периода; – уровень непосредственно предшествующего периода.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по формуле среднегеометрической (2.3):
(2.3)
2. Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год).
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
При формировании ассортимента
и структуры выпуска продукции
предприятие должно учитывать, с
одной стороны, спрос на данные виды
продукции, а с другой – наиболее
эффективное использование