Лекции по "Экономике организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 13:06, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. Методология анализа хозяйственной деятельности

Вопросы:
1. Содержание анализа хозяйственной деятельности
2. Роль и значение анализа хозяйственной деятельности в системе государственного регулирования экономики (СРС)
3. Методы, классификация приемов и способов анализа
4. Связь анализа хозяйственной деятельности с другими науками

Файлы: 1 файл

лекции по экономике организации.docx

— 868.53 Кб (Скачать файл)

Лекция 1. Методология  анализа хозяйственной деятельности

 

Вопросы:

1. Содержание  анализа хозяйственной деятельности

2. Роль и значение  анализа хозяйственной деятельности  в системе государственного регулирования  экономики (СРС)

3. Методы, классификация  приемов и способов анализа

4. Связь анализа  хозяйственной деятельности с  другими науками

 

1. Содержание анализа  хозяйственной деятельности

 

В широком плане анализ ( в переводе с лат. разделяю, расчленяю) – это способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

Содержание АХД как научной  дисциплины вытекает, прежде всего, из тех функций, которые он выполняет в системе других прикладных экономических наук.

Функции:

  • изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия;
  • научное обоснование текущих и перспективных планов;
  • контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов;
  • поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики;
  • оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей;
  • разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.

Анализ хозяйственной  деятельности как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию.

 

3. Методы, классификация  приемов и способов анализа

 

Метод АХД представляет собой системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности производства.

Под методикой понимается совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой либо работы. При этом под методикой АХД понимается совокупность способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению цели анализа.

В качестве важнейшего элемента методики АХД выступают технические приемы и способы анализа. Кратко эти способы можно назвать инструментарием анализа (рис. 1.1).

 

Рисунок 1.1 – Способы анализа хозяйственной деятельности предприятия

 

Сравнение – это научный способ познания, в процессе которого неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними.

Детерминированный факторный анализ – это методика исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. когда результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

В детерминированном анализе  выделяют следующие типы наиболее часто  встречающихся факторных моделей.

1. Аддитивные модели Они используются в тех случаях, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей.

2. Мультипликативные модели:

3. Кратные модели:

4. Смешанные (комбинированные) модели - это сочетание в различных комбинациях предыдущих моделей:

Элиминировать – значит устранить, отклонить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. Этот метод исходит из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга: сначала изменяется один, а все другие остаются без изменения, потом изменяются два, затем три и т.д. Это позволяет определить влияние каждого фактора на величину исследуемого показателя в отдельности.

1. Цепные подстановки.

- двухфакторная мультипликативная модель (Y = a ´ b):

;
.

;
;
.

.

-трехфакторная мультипликативная модель(Y = a ´ b ´ с):

;
.

;
;
;
.

.

- в кратных моделях (Y = a ÷ b) алгоритм расчета факторов на величину результативного показателя следующий:

;
.

;
;

.

- мультипликативно-аддитивного типа (Y = a ´ (b – c))

;
;

;
;

;
;

;
.

- кратно-аддитивного типа ( )

;

;
;

;
.

2. Индексный метод основан на относительных показателях динамики, пространственных сравнений, выполнения плана, выражающих отношение фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном периоде.

;
;
;
.

3. Абсолютные разницы.

- мультипликативная модель типа . Имеются плановые и фактические значения по каждому факторному показателю, а также их абсолютные отклонения:

;
;
.

Изменение величины результативного  показателя за счет каждого фактора:

 
;
.

-смешанные модели. Алгоритм расчета факторов этим способом в смешанных моделях типа :

;
;
.

4. Относительные разницы.

- мультипликативная модель типа (Y = a ´ b ´ с). Сначала рассчитываются относительные отклонения факторных показателей:

;
;
.

Изменение результативного  показателя за счет каждого фактора  определяется следующим образом:

 

5. Интегральный метод.

- мультипликативные модели типа

 

- мультипликативные модели типа

- мультипликативные  модели типа

- кратная модель типа

 
.

- модели кратно-аддитивного типа

 
 

- модели кратно-аддитивного типа

 

6. Метод логарифмирования для факторной модели вида .

;
;

.

Основные приемы детерминированного факторного анализа  и сфера их применения систематизированы  в виде таблицы 1.1.

Таблица 1.1 – Область применения основных приемов детерминированного факторного анализа

Прием

Модели

мультипликативные

аддитивные

кратные

смешанные

Цепной подстановки

+

+

+

+

Индексный

+

-

+

-

Абсолютных разниц

+

-

-

Относительных разниц

+

-

-

Интегральный

+

-

+

Логарифмирования

+

-

-

-


 

Стохастический  анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях.

Лекция 2. Анализ производства и реализации продукции (работ, услуг)

 

Вопросы:

1. Анализ объема  производства, ассортимента и структуры  выпуска продукции

2. Анализ ритмичности  выпуска продукции, качества и  конкурентоспособности продукции

3. Анализ выполнения  договорных обязательств и реализации  продукции

4. Выявление и  мобилизация резервов роста реализации  продукции

 

1. Анализ объема  производства, ассортимента и структуры  выпуска продукции

 

Объем производства и реализации продукции выражается в:

  • натуральных показателях – используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции;
  • условно-натуральных показателях – применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, тысяча условных банок, количество условных ремонтов, условные пары обуви, и т.д.;
  • стоимостных показателях.

Нормативные трудозатраты – для обобщенной оценки объемов выпуска продукции – в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях.

Объем реализации продукции определяется либо по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке); может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах.

Этапы анализа:

1. Изучение динамики выпуска и реализации продукции, расчет базисных и цепных темпов роста и прироста по формулам (2.1) и (2.2):

а) базисный

      (2.1)

б) цепной

,      (2.2)

 – уровень сравниваемого  периода;  - уровень базисного периода; – уровень непосредственно предшествующего периода.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по формуле среднегеометрической (2.3):

 

     (2.3)

 

2. Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год).

 

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают  ассортимент (номенклатура) и структура  производства и реализации продукции.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции  предприятие должно учитывать, с  одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся  в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:

  • определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
  • оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
  • изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
  • оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Информация о работе Лекции по "Экономике организации"