Лекции по "Экономике предприятия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 10:19, курс лекций

Описание работы

К хозяйствующим субъектам относятся: 1)физические лица; 2)домашние хозяйства; 3)предприятия (организации) и учреждения государственного сектора экономики; крупные, средние и малые предприятия предпринимательского сектора экономики.
Предприятие (организация) – это форма осуществления предпринимательской деятельности, предполагающая создание юридического лица.

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия Лекции.doc

— 868.00 Кб (Скачать файл)

Прибыль как главный стимул предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом. По-этому важно определить не только состав прибыли предприятия, но и раскрыть механизм ее формирования, определить долю каждого фактора ее роста или снижения.

Правильное понимание того, в чем состоит экономическое содержание прибыли необходимо, как для решения чисто теоретических оценок, так и для грамотного применения бухгалтерских стандартов учета доходов и рас-ходов организации, исчисления налогооблагаемой прибыли, анализа финансовых показателей и т.п.

В современной литературе выделяют несколько видов прибыли: валовая (общая) прибыль, прибыль от продаж, чистая прибыль ((экономическая), бухгалтерская прибыль, маржинальная прибыль, прибыль налогооблагаемая, прибыль от обычной деятельности.

Под валовой прибылью понимают выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

 

Валовая прибыль = выручка – себестоимость реализованной продукции

 

Чистая прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат, выявленный за определенный период за вычетом причитающихся за счет прибыли налогов и иных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

Для целей финансового анализа чистая прибыль (убыток) рассчитывается путем сложения финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов.

 

Пч =П о.д.+ ЧД – ЧР

где: П о.д. – прибыль от обычной деятельности;

ЧД – чрезвычайные доходы;

ЧР – чрезвычайные расходы.

 

Бухгалтерская прибыль (убыток) есть конечный финансовый результат, выявленный в отчетном периоде на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса. Она определяется как сумма прибыли (убытка) до налогообложения и чрезвычайных доходов, уменьшенная на чрезвычайные расходы.

Маржинальная прибыль (доход) – это экономический показатель, отражающий превышение выручки от продаж над переменными затратами на производство продукции, которое позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль. Другими словами, прибыль от продажи продукции в сумме с постоянными затратами понимается как маржинальный доход предприятия.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации про-дукции, товаров, услуг, работ (прибыль от продаж).

Прибыль от продаж определяется путем вычитания из валовой при-были коммерческих и управленческих расходов:

 

П пр.= Пв – Кр - Ур

 

где:

Пв – валовая прибыль;

Кр - коммерческие расходы предприятия;

Ур – управленческие расходы предприятия.

Увеличение объема продаж рентабельной продукции проводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции уменьшает сумму прибыли.

Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовую прибыль. На ее величину оказывает влияние совокупность многих факторов как зависящих, так и не зависящих от предприятия.

Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятия, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования основного капитала, рост производительности труда.

К факторам, не зависящим от деятельности предприятий, относятся изменения государственной налоговой, структурной, инвестиционной и ценовой политики, влияние природных, географических и других условий.

В настоящее время хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют направления использования прибыли остающейся в их распоряжении, государство не имеет права вмешиваться в процесс ее использования.

Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления использования чистой прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость совершенствования техники и технологии производства, решения социальных проблем трудового коллектива: удовлетворение потребительских и социальных нужд.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия может служить не только базой финансирования производственного и социального развития, но и является источником для уплаты различных штрафов и санкций, выплачиваемых предприятиями в случае нарушения действующего законодательства.

В условиях рыночных отношений у предприятий возникает необходимость резервировать часть средств в связи с проведением рисковых операций. Поэтому предприятия вправе создавать финансовый резерв, т.е. рисковый фонд.

По мере развития предприятия, роста его доходности часть чистой прибыли может быть направлена на расширение спонсорской деятельности, благотворительные нужды.

Таким образом, рост чистой прибыли, создающий условия хозяйственного развития предприятия, является важнейшим фактором укрепления предпринимательской деятельности.

 

Факторы роста прибыли, зависящие от предприятия: увеличение объемов производства, улучшение качества и ассортимента товарной продукции, снижение себестоимости продукции.

Факторы, не зависящие от предприятия: изменения государственной налоговой, структурной и ценовой политики, влияние природных,  географических и других условий, а также форсмажорные обстоятельства.

Для принятия эффективных решений необходимо анализировать финансовые результаты деятельности.

    

2. Планирование, расчет  и распределение прибыли.

Значение прибыли для успешной финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его отношений с бюджетом обусловливает требования к ее расчету, регламентируемые в законодательном порядке Налоговым Кодексом и ПБУ.

Планирование прибыли должно быть экономически обосновано в отношении издержек производства: текущих и единовременных (инвестиционных), затрат на производство продукции (товарной и реализованной) и выручки от реализации продукции в соответствии с положениями учетной политики предприятия.

Многообразие форм и видов деятельности предприятия, существующие системы бухгалтерского и налогового учета требуют раздельного планирования прибыли по видам деятельности.

Раздельно планируется с использованием соответствующих расчетных методов:

прибыль от реализации товарной продукции;

прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;

прибыль от реализации имущества и неимущественных прав;

прибыль от внереализационных операций.

Расчету прибыли предшествует определение объемов выпуска сравнимой и несравнимой продукции в базовом и планируемом периоде, а также объемов остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планируемого периода.

Пересчет себестоимости товарной продукции планируемого года по себестоимости отчетного года:

                                         Спб = Сп / (1 – Зп/100),

где: Спб – товарная продукция планируемого года по себестоимости отчетного года;

         Сп – товарная продукция по  плановой себестоимости;

         Зп – запланированное снижение (+), увеличение (-) продукции, в процентах.

Факторы, подлежащие учету при уточнении плана по прибыли от сравнимой продукции:

изменение снижения себестоимости продукции;

изменение структуры выпускаемой продукции по ассортименту (сортности) и номенклатуре;

изменение оптовых цен;

влияние на прибыль входных и выходных остатков товарной продукции на складе и отгруженной продукции.

Учет каждого из факторов производится по соответствующим методикам.

 

В отечественной практике используются два основных метода планирования прибыли от реализации продукции (П):

 

метод прямого счета (применяется при небольшом ассортименте производимой продукции и оказываемых услуг):

                              П = В х (Ц – С),

где: В – объем реализации товарной продукции (услуг) в планируемом периоде, в натуральных единицах измерения;

        Ц  – цена за единицу продукции (услуг) без учета НДС и акцизов;

        С  – полная себестоимость единицы  реализованной продукции (услуги).

 

аналитический метод расчета прибыли (используется для контрольной проверки расчета прибыли методом прямого счета, а также имеет самостоятельное значение).

Преимущество метода состоит в возможности определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.

При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду продукции, а по всей сравнимой продукции в целом.

Этапы определения прибыли аналитическим методом:

определение базовой рентабельности как частное от деления прибыли за отчетный период на полную себестоимость сравнимой продукции за тот же период;

исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного периода и определение прибыли от реализации товарной продукции исходя из базовой рентабельности;

прибыль по несравнимой продукции рассчитывается отдельно. Учитывается также прибыль, которая может быть получена от реализации остатков готовой продукции на складе на начало и конец планируемого периода и прибыль по отгруженной продукции на начало и конец планируемого периода.

В составе валовой прибыли рассчитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг, прибыль от реализации имущества, доходы и расходы от внереализационных операций.

 

Нормативный метод планирования прибыли. Величина прибыли в планируемом году определяется на основе установленного единого процента рентабельности на всю реализуемую продукцию. Условия применения нормативного метода планирования прибыли: производство однородной продукции, применение единой технологии.

 

Используется также комплексный метод расчета (метод совмещенного расчета) прибыли. Стоимость товарной продукции в ценах планируемого периода и себестоимость отчетного года определяются методом прямого счета, а воздействие на прибыль отдельных факторов определяется с помощью аналитического метода. Условия применения нормативного метода планирования прибыли: небольшой ассортимент выпускаемой продукции.

 

 

Существуют также методы финансового анализа, применяемые в целях оперативного и стратегического планирования оптимальной величины прибыли.

Например, операционный анализ (анализ «издержки – стоимость – объем – прибыль»), который позволяет отслеживать и увязывать в единую систему финансовые результаты бизнеса, издержки и объемы производства.

Ключевые элементы операционного анализа: производственный (операционный) рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия, использование которых базируется на сопоставлении выручки от реализации продукции с общей суммой затрат, подразделяемых на постоянные и переменные.

 Смешанные затраты  в среднем занимают небольшой  удельный вес в структуре себестоимости  и прирост прибыли зависит  от относительного изменения  постоянных и переменных затрат. На использовании этого вывода обоснован ряд методик, позволяющих определить величину прибыли в плановом периоде:

Методы, основанные на эффекте производственного рычага – явлении, при котором с изменением выручки от реализации продукции происходит более интенсивное изменение прибыли в ту или иную сторону. Чем выше удельный вес постоянных затрат при  неизменной сумме выручки от реализации, тем сильнее эффект производственного рычага, и наоборот.

Когда выручка от реализации снижается, сила «рычага» возрастает как при повышении, так и при понижении удельного веса постоянных затрат в общей их сумме, т.е. каждый процент снижения выручки дает все больший и больший процент снижения прибыли, причем сила «рычага» возрастает быстрее, чем увеличиваются постоянные затраты.

При возрастании выручки от реализации, если порог рентабельности пройден, сила воздействия «рычага» убывает: каждый процент прироста прибыли дает все меньший и меньший процент прибыли.

Сила воздействия «рычага» производственного рычага в значительней степени зависит от фондоемкости – чем больше основной капитал, тем больше постоянные затраты.

При скачке постоянных затрат с целью увеличения выручки от реализации продукции приходится проходить новый порог рентабельности.   

Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат и прибыль равна нулю:

               Прибыль = Валовая маржа – Постоянные затраты = 0

                                                    Или

               Порог рентабельности = Постоянные затраты / Валовая маржа в относительном выражении

Информация о работе Лекции по "Экономике предприятия"