Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 10:19, курс лекций
К хозяйствующим субъектам относятся: 1)физические лица; 2)домашние хозяйства; 3)предприятия (организации) и учреждения государственного сектора экономики; крупные, средние и малые предприятия предпринимательского сектора экономики.
Предприятие (организация) – это форма осуществления предпринимательской деятельности, предполагающая создание юридического лица.
расходы на подготовку и переподготовку кадров;
расходы на повышение качества и конкурентоспособности продукции;
расходы на охрану окружающей среды и недр, на соблюдение безопасности производства и на охрану труда.
Отраслевые особенности структуры себестоимости:
С точки зрения структуры себестоимости можно выделить группы отраслей:
Материалоемкие отрасли: легкая и пищевая промышленности, машиностроение при массовом производстве, автомобильная, текстильная и обувная промышленности.
Трудоемкие отрасли: горнодобывающая, топливная, мелкосерийное машиностроение, радиоэлектроника и др.
Энергоемкие отрасли: химическая, металлургия, строительные материалы.
Фондоемкие: нефтяная, горнодобывающие и др.
Расходы предприятия на производство товаров и услуг, проданных в течение определенного периода времени, равны сумме постоянных и переменных издержек. Как правило, величина издержек в терминах бухгалтерского учета отличается от уровня экономических издержек.
Связь между издержками и выпуском продукции изображается производственной функцией (в физическом выражении) и функцией затрат – в стоимостном выражении.
2. Виды, формы и показатели себестоимости.
Виды себестоимости:
индивидуальная (предприятия): бригадная, участковая, цеховая, общезаводская, общехозяйственная, производственная (заводская), полная (коммерческая);
себестоимость центров затрат (цех, участок, бригада);
центры ответственности, по которым организуется планирование и учет издержек производства;
базисная – для сравнения;
отраслевая.
Цеховая себестоимость – затраты на производство конечной продукции на цеховом уровне их учета и калькулирования.
Общезаводская себестоимость
- цеховая себестоимость с
Общехозяйственная себестоимость - общезаводская себестоимость с учетом расходов по управлению и обслуживанию предприятия.
Производственная (заводская) себестоимость - себестоимость производства продукции с учетом затрат на ее отгрузку потребителю.
Формы себестоимости: нормативная, плановая, отчетная.
Нормативная калькуляция – себестоимость продукции, рассчитанная исходя из технически обоснованных норм и нормативов материальных расходов, нормативов трудоемкости и заработной платы, нор амортизации и нормативов затрат на ремонт и обслуживание основных фондов и т.д.
При составлении калькуляций используются технологические регламенты, проектно-конструкторская документация, аналитико-статистические данные, ставки по налогам, и отчислениям, пени, цены, тарифы и услуги.
Калькулирование себестоимости должно обеспечить:
определение себестоимости отдельного вида и всей продукции предприятия;
создание базы для расчета цены;
аналитический подход к изучению отклонений по отдельным статьям затрат.
Наряду с обоснованием объекта калькулирования важно правильно определить калькуляционную единицу, под которой понимается единица измерения объекта калькулирования.
Виды калькуляционных единиц: натуральные; условно-натуральные, условные; в трудовом выражении; единицы работы; стоимостные.
Методы калькулирования: попроцессный (простой); позаказный; нормативный; попередельный; поиздельный.
Методы распределения затрат по видам продукции:
метод исключения затрат (исключается стоимость попутной продукции;
метод распределения затрат (пропорционально наиболее обоснованному базисному показателю);
комбинированный метод (применяется в комплексных производствах со сложными многоступенчатыми технологическими схемами и широким ас сортиментом продукции).
Сложной проблемой комбинированного метода является распределение косвенных расходов. С этой целью на практике используют методы распределения:
пропорционально весу сырья или вырабатываемой продукции;
пропорционально основной заработной плате;
пропорционально стоимости обработки (переработки);
пропорционально количеству машино-часов работы оборудования;
пропорционально сметным ставкам (нормам), рассчитанным на основе коэффициенто-машино-часов однородных групп оборудования;
пропорционально коэффициентам.
Группировка издержек производства по статьям калькуляции сметы затрат
Тема 11. Ценообразование на предприятии
1. Понятие цены
Цена — это денежное выражение стоимости товара — продукции (изделий, работ, услуг), т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар.
Основные элементы цены представлены в табл. 15.1.
Рыночная цена формируется под влиянием ряда факторов: спроса и предложения, издержек производства, цен конкурентов и др. Спрос на товар определяет максимальную цену, которую могут установить фирмы. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину.
Функции цены:
регулирование спроса и предложения;
воспроизводство факторов производства;
обеспечение бюджетных поступлений;
обеспечение расширенного производства.
Ценообразующие факторы:
факторы спроса:
эффект уникальной
ценности. Покупатели менее
эффект осведомленности об аналогах. Покупатели менее чувствительны к цене, если знают свойства аналогов;
эффект трудности
сравнения. Покупатели менее
эффект суммарных затрат. Покупатели менее чувствительны к цене, если затраты на приобретение товара составляют незначительную сумму их дохода;
эффект конечной
пользы. Покупатели менее
эффект распределения
затрат. Покупатели менее
эффект безвозвратных
инвестиций. Покупатели менее
эффект связи цены и качества. Покупатели менее чувствительны к цене, если товар вызывает сильные ассоциации с качеством, престижем и эксклюзивностью;
эффект запаса. Покупатели менее чувствительны к цене, еслиесли у них нет возможности создать запас товара.
факторы предложения
себестоимость;
окупаемость основного капитала;
обязательства;
длительность
конкурентоспособность продукции;
конъюнктура рынка;
степень монополизации рынка;
условия производства (природно-климатические, инфраструктура, трудовые ресурсы и др.);
сезонные колебания цен, форсмажорные обстоятельства.
2. Система и дифференциация цен.
По характеру обслуживаемого оборота: оптовые цены (цены для других предприятий, сбытовых организаций на крупные партии товаров), розничные цены (цены продажи индивидуальным и мелкооптовым покупателям), отпускные цены предприятий общественного питания (особый вид розничной цены), цены на услуги населения (особый вид розничной цены).
В зависимости от регулирования цен: свободные цены (рыночные), регулируемые цены (устанавливаемые госорганами и др. образованиями: гарантируемые, рекомендуемые, лимитные, залоговые, пороговые (защитные) цены).
По способу установления (фиксации): контрактные (договорные): твердые (постоянные), подвижные (с возможностью пересмотра по перечисленным в договоре или контракте особым условиям: основаниям), скользящие (задается первоначальная цена, пересматриваемая с учетом изменений в издержках производства. Устанавливаются для товаров с длительным циклом производства или сезонным характером производства.
По способу получения информации: публикуемые цены, справочные цены (номинальные и прейскурантные), расчетные цены (на нестандартное и специальное оборудование).
В зависимости от вида рынка: цены товарных аукционов, биржевые котировки, цены торгов.
С учетом фактора времени: постоянные цены, сезонные цены, ступенчатые цены (ряд последовательно снижающихся цен в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале).
Внутрифирменные цены.
По условиям поставки и продажи: цена-нетто (цена на месте продажи), цена-брутто (фактурная цена – определяется с учетом условий купли продажи: вида и размеров потоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида франко (франко-ст. отправления, франко-ст. назначения) и условия страховки).
Фактура-счет выписывается продавцом на имя покупателя и удостоверяет фактическую поставку товара или услуг и их стоимость.
Дифференциация цен в зависимости от того, кто: продавец или покупатель берет на себя транспортные расходы. Например, франко-склад продавца означает, что все расходы по доставке берет на себя покупатель, а франко-склад потребителя – все расходы оплачиваются продавцом.
Мировые цены – цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции. На практике мировые цены определяются: по одним товарам (обычно сырьевым) уровнем цен стран экспортеров или импортеров; по другим товарам – по ценам бирж, аукционов; по готовым изделиям – обычно ценами ведущих в мире производителей, специализирующихся в их производстве.
Публикуемые мировые цены носят преимущественно справочный характер и довольно часто отклоняются вследствие широкого применения скидок, применяемых в момент заключения сделок:
Общая (простая) скидка – предоставляется с прейскурантной или со справочной цены товара (машины, оборудование).
Скидка на оборот (бонусная) – предоставляется постоянным покупателям на основе специальной договоренности о действии контрактной шкалы скидок в зависимости от достигнутого оборота в течение определенного срока. (обычно, одного года), а также порядка выплаты сумм на основе этих скидок.
Скидка за количество или серийность (прогрессивная).
Дилерская скидка производителей своим постоянным представителям или посредникам по сбыту.
Специальные скидки привилегированным покупателям на пробные партии.
Экспортные скидки продавцам при продаже иностранным покупателям сверх тех скидок, которые действуют для покупателей внутреннего рынка.
Скрытые скидки - предоставляются в виде скидок на фрахт, льготных либо беспроцентных кредитов, путем оказания сопутствующих бесплатных услуг, предоставления бесплатных образцов.
Скидки на возврат ранее купленного товара в размере 25-30% прейскурантной цены при возврате устаревшего образца, устаревшей модели.
Скидки при продаже подержанного оборудования составляют до 50% первоначальной цены товара.
3. Состав и структура цены. Регулирование цен.
Соотношение значений элементов цены к ее значению, выраженное в долях единицы или в процентах, отражает структуру цены.
Основные элементы цены представлены в нижеследующем рисунке.
Для предприятий базовой по значимости в составе цены является себестоимость, определяемая как нижняя граница цены.
В связи с колебаниями в загрузке производственных мощностей в зарубежной практике для анализа безубыточности работы предприятия используется группировка затрат в себестоимости на постоянные (не зависящие от степени загрузки производственной мощности: амортизация, арендная плата, проценты по кредитам) и переменные (зависящие от степени загрузки производственной мощности: сырье и материалы, затраты на топливо и энергию для технологических целей, заработная плата основных производственных рабочих).
Выручка от реализации продукции предприятия (D) определяется по формуле: