Лекции по "Экономике предприятия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 10:19, курс лекций

Описание работы

К хозяйствующим субъектам относятся: 1)физические лица; 2)домашние хозяйства; 3)предприятия (организации) и учреждения государственного сектора экономики; крупные, средние и малые предприятия предпринимательского сектора экономики.
Предприятие (организация) – это форма осуществления предпринимательской деятельности, предполагающая создание юридического лица.

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия Лекции.doc

— 868.00 Кб (Скачать файл)

где: Цi – цена единицы реализованного i-го продукта;

       Аi – объем реализации i-го продукта.

 

Прибыль предприятия определяется как разница между  выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.  Поэтому важно, чтобы себестоимость продукции была ниже цены.

Валовая прибыль

Балансовая прибыль

Налогооблагаемая прибыль

Чистая прибыль – прибыль остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других платежей или налогооблагаемая прибыль за вычетом налога на прибыль и др. обязательных платежей из прибыли.

Чистая прибыль по решению акционеров (учредителей) предприятия распределяется на фонд накопления (инвестиции, подготовка и переподготовка кадров) и фонд потребления (социальные выплаты сотрудникам предприятия, содержание учреждений социальной сферы).

Государство как и предприниматель заинтересовано в росте прибыли. В структуре доходов государственного бюджета налог на прибыль предприятий занимает второе место после налога на добавленную стоимость.

Возмещение издержек оптовой торговли осуществляется посредством снабженческо-сбытовых надбавок как цены за услуги оптового звена.

Значительный удельный вес в цене занимают налоги,: социальные, исчисляемые в зависимости от выплаченной заработной платы по всем основаниям (отчисления в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, в фонд занятости, в фонд медицинского страхования), прямые налоги (на доход и имущество предприятий) и косвенные (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.). 

 

4. Ценовая политика  предприятия и методы ценообразования.

Основные цели ценовой политики: дальнейшее существование предприятия; краткосрочная максимизация прибыли; краткосрочная максимизация оборота; максимальное увеличение сбыта; «снятие сливок»; лидерство в качестве;

Основные стратегии: стратегия высоких цен; стратегия низких цен; стратегия средних цен; стратегия целевых цен; стратегия льготных цен; стратегия «связанного» ценообразования; стратегия «следования за лидером».

Методы ценообразования:

Этапы расчета цены: постановка целей и задач ценообразования; определение спроса; оценка издержек производства; анализ цен и качества товаров конкурентов; выбор метода ценообразования; расчет исходной цены; установление окончательной цены.

Затратные методы ценообразования:

Метод, основанный на определении полных затрат;

Метод, ориентированный на прямые затраты и в то же время учитывающий совокупность всех рыночных условий, особенно условий сбыта.

Рыночные методы определения цен:

учет уровня спроса как единственного фактора;

учет ценовой эластичности спроса;

метод текущей цены;

метод «запечатанного конверта» или тендерного ценообразования;

метод, ориентированный на нахождение равновесия между издержками производства и состоянием рынка;

метод ценовой линии.

 

Эконометрические методы определения цен:

метод удельных показателей;

метод регрессионного анализа;

балловый метод;

агрегатный метод.

Безубыточный объем производства определяется точкой безубыточности

Критический объем производства (точка безубыточности)

показывает такой объем производства, при котором предприятие не несет ни прибыли, ни убытка, т. е. доходы покрывают расходы:

 

где FC— совокупные постоянные затраты;

VCсд— удельные переменные затраты

Цед — цена реализации единицы продукции.

 

138

Кромка безопасности показывает, насколько предприятие может сократить объем реализации, прежде чем оно понесет убытки

 



 

где N— ожидаемый объем реализации.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 12. Оценка хозяйственной и финансовой  деятельности предприятия. Прибыль и рентабельность предприятия

 

1. Роль прибыли  в экономике предприятия. Факторы  прибыли.

Деятельность предприятия делится на снабженческую (материально-техническое обеспечение), производственно-хозяйственную (подготовка производства, производство, реализация) и торгово-сбытовую (приобретение, хранение и продажи товаров). Результатом деятельности предприятия является реализация произведенной и приобретенной для продаж продукции по договорным и контрактным ценам. От продажи товаров и услуг на расчетный счет предприятия поступают денежные средства от покупателей. Сумма поступивших денежных средств от покупателей по расчетам за реализованную продукцию составляет доход предприятия (выручка от реализации товаров и услуг).

В связи с налогообложением реализуемых предприятием товаров и услуг (налог на добавленную стоимость, налог с оборота и акцизы), а также с особенностями учетной политики предприятия в части признания факта даты происхождения выручки (дохода) от реализации, применяются два метода определения выручки:

кассовый метод, при котором выручка от реализации продукции считается полученной, если она поступила на расчетный счет или в кассу предприятия; 

метод начислений, при котором выручка от реализации товаров и услуг определяется по мере отгрузки (выполнения работ и услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. Недостаток – возможности предпринимательского риска при задержке  покупателем (Заказчиком) оплаты по различным поводам.

Применение того или иного метода должно быть записано в приказе (положении) о учетной политике предприятия в соответствии с положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ1/98. Срок действия приказа – один отчетный год. Пересмотр учетной политики в течение года возможен при смене учредителей, изменении вида деятельности и в случае принятия новых законодательных актов.

Помимо выручки от реализации продукции предприятия могут получать выручку от реализации основных и оборотных фондов, нематериальных активов, ценных бумаг и др.

При формировании прибыли устанавливаются все стороны хозяйственной деятельности промышленного предприятия. В соответствии с российским законодательством, и, в частности, 25 главой налогового Кодекса РФ прибылью признается доход, полученный организацией, уменьшенный на величину произведенных расходов.

Доходы предприятия:

Доходы от реализации: товаров и услуг собственного производства; покупных товаров; имущества и имущественных прав; ценных бумаг; товаров, обслуживающих хозяйство и производство.

Расходы предприятия: на производство и реализацию: товаров и услуг собственного производства; учитываемые для покупных товаров; учитываемые для имущества и имущественных прав; учитываемые для ценных бумаг; учитываемые для товаров, обслуживающих хозяйство и производство.

Внереализационные доходы (расходы):

от операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающихся на организованном рынке;

 от операций с финансовыми  инструментами срочных сделок, не  обращающихся на организованном  рынке;

прочие внереализационные доходы/расходы (в т.ч. проценты по заемным обязательствам, штрафы, пени, неустойки и т.д.)

 Финансовый результат      =     Доходы - Расходы

         (Валовая прибыль/Убыток)

В российской и зарубежной практике прибыль определяется не всегда однозначно. Так, можно встретить следующие понятия прибыли:

- прибыль по разовой сделке – разница между продажной ценой реализуемых товаров (услуг) и затратами на их производство (приобретение);

- прибыль за определенный период производственной деятельности – как разница в величине чистых активов на конец и на начало периода;

- в экономической теории прибылью называется доход на капитал.

По мере развития экономической теории содержание понятия «прибыль» постоянно изменялось и усложнялось. Однако во всех экономических формациях прибыль воспринимается одной из основных экономических категорий товарного производства.

В науке до сих пор нет единого мнения, что относить к функциям прибыли. Как правило, выделяют две функции:

1) прибыль как мера  эффективности общественного производства;

2) прибыль как стимул.

Функция прибыли как меры эффективности производства заключается в том, что прибыль является стандартом успешной работы предприятия.

Стимулирующая функция обусловлена тем, что прибыль не только позволяет получать личный доход участникам предпринимательской деятельности, связанный с выплатой дивидендов, но и создает возможности для наращивания капиталов, а, следовательно, повышает возможности предприятия в производственной, сбытовой, научно-технической, внешнеэкономической и др. деятельности. За счет прибыли осуществляются мероприятия по социальному развитию предприятия в т.ч. увеличению фонда оплаты труда его работников.

Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Балансовая (валовая) прибыль предприятия отражает сумму прибыли предприятия, которая определяется путем суммирования прибыли предприятия от реализации продукции, от прочей реализации, т.е. работ и услуг непромышленного характера и от планируемых внереализационных операций в действующих ценах.

Объектом налогообложения является (ст. 2 «Закона о налоге на прибыль») валовая/балансовая прибыль предприятия.

Чистая прибыль определяется как разность между валовой прибылью и суммой налога на прибыль, рентных платежей и др.

При этом доходы предприятия (организации) в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности подразделяются на:

а) доходы от обычных видов деятельности;

б) операционные доходы;

в) внереализационные доходы.

К доходам от обычных видов деятельности относятся:

- выручка от продажи продукции, товаров, услуг;

- доход от сдачи в аренду активов;

- доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий и др.

К внереализационным доходам относят:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора;

- курсовые разницы;

- поступления в возмещение причиненных предприятию убытков;

- прочие внереализационные доходы.

К операционным доходам могут быть отнесены:

- прибыль, полученная в результате совместной деятельности

- поступления от продажи основных средств и других активов;

- доходы от продажи прав на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

- прочие операционные доходы.

В составе доходов в особую группу выделяют чрезвычайные доходы, т.е. поступления, возникающие вследствие чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.). эти доходы могут быть получены в форме страхового возмещения или стоимости материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т.п.

Прибыль предприятия зависит не только от доходных, но и расходных статей. Так, в соответствии с действующим законодательством расходы также делятся на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы в т.ч. операционные и внереализационные расходы.

             Операционными расходами являются:

- расходы, связанные со списанием, пропажей и выбытием основных средств;

- проценты за пользование кредитными займами;

- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными ор-ганизациями;

- отчисления в резервы по сомнительным долгам;

- резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хо-зяйственной деятельности и т.д.

К внереализационным расходам относят:

- штрафы, пени, уплаченные за нарушение условий договоров;

- отрицательные курсовые разницы;

- сумма уценки активов;

- отчисления на оплату спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, культурно-просветительского характера и т.д.

Определение конечных финансовых результатов непосредственно связано с определением выручки.

Выручку от продаж определяют исходя из объема реализации продукции, товаров, работ, услуг и применяемых цен (тарифов) без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей.

Прибыль является показателем наиболее полно отражающим эффективность производства, качество произведенной продукции, уровень себестоимости. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

Информация о работе Лекции по "Экономике предприятия"