Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 23:09, курс лекций
Вопрос 1. Характеристика экономики труда как науки и дисциплины: объект, предмет, цель, задачи, уровни и направления развития.
Экономика труда – отрасль экономической науки, изучающая закономерности и способы наилучшего использования, воспроизводства и обогащения главной производительной силы общества – человека (человеческого ресурса), организации и стимулирования эффективной трудовой деятельности людей по достижению максимального удовлетворения их материальных потребностей.
Социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).
Социальное партнерство включает как двусторонние отношения между работниками (представителями работников) и работодателем представителем работодателя) – бипартизм, так и трехсторонние отношения: работники – работодатели – орган государственной власти или орган местного самоуправления – трипартизм.
Основные принципы социального партнерства.
Можно выделить следующие основные принципы социального партнерства.
- Равноправие сторон (стороны одинаково
вправе проявлять инициативу
по ведению коллективных
- Уважение и учет интересов сторон.
- Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях.
- Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе (прежде всего путем законодательного урегулирования, позволяющего каждой стороне проявлять инициативу, отстаивать свою позицию и т.д.). Содействие государства проявляется и в закреплении на законодательном уровне основных правил сотрудничества сторон, предоставлении гарантий лицам, участвующим в коллективных переговорах, установлении ответственности за уклонение от участия в коллективных переговорах, нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.
- Соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов (условия соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с требованиями трудового законодательства, недействительны). Это требование относится не только к нормам, устанавливающим процедуру совершения тех или иных действий, но и к правилам, определяющим содержание коллективно-договорных актов.
- Полномочность представителей сторон (представители сторон обязаны иметь письменные документы, подтверждающие их полномочия на ведение переговоров и подписание соглашений).
- Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда (содержание и структура договоров устанавливаются только по соглашению сторон). Этот принцип основан на международных нормах. В частности, Конвенция МОТ № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949 г.) закрепляет принцип добровольности переговоров, что предполагает создание возможности свободно и самостоятельно прийти к соглашению, в т.ч. определить круг обсуждаемых вопросов и содержание коллективного договора, соглашения.
- Добровольность принятия сторонами на себя обязательств (давление на стороны недопустимо, все спорные вопросы решаются путем переговоров). Закон не возлагает на работников и работодателей обязанности вести коллективные переговоры, проводить консультации и т.п. Соответственно и обязательства по коллективному договору или соглашению стороны принимают на себя добровольно.
- Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами (все принимаемые обязательства должны быть реально выполняемыми, за их неисполнение виновная сторона может быть при влечена к ответственности). Нельзя включать в коллективно-договорные акты положения, которые не могут быть выполнены с учетом финансово-экономических возможностей работодателя, конъюнктуры рынка, других обстоятельств. Таким образом, законодатель ориентирует стороны на добросовестное сотрудничество: обмен достоверной информацией, взвешенный подход к формированию содержания правовых актов.
- Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений (все коллективные договоры и соглашения обладают юридической силой, за их неисполнение предусматривается юридическая ответственность).
- Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений (осуществляется сторонами).
- Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по своей вине коллективных договоров, соглашений (предусмотрена в гл. 9 ТК РФ и ст. 5.28—5.31 КоАП РФ).
Система социального партнерства и его формы.
Система социального партнерства включает сотрудничество на федеральном, региональном, отраслевом, территориальном уровнях и уровне организации (ст. 26 ТК).
Каждому уровню соответствует установленная законом задача по регулированию трудовых отношений.
Согласно сложившейся традиции уровни выделяются по территориально-отраслевому признаку.
На федеральном уровне могут заключаться: генеральное и отраслевые (межотраслевые) соглашения.
На региональном уровне (субъект РФ) заключаются региональное и отраслевые (межотраслевые) соглашения.
На территориальном уровне (муниципальное образование) заключается территориальное соглашение.
На уровне организации заключается коллективный договор.
Следует отметить, что перечисление названных уровней в ТК не означает обязанности сторон взаимодействовать на всех этих уровнях. Они свободны в избрании как форм социального партнерства, так и уровней их осуществления.
Помимо заключения коллективных договоров и соглашений на каждом уровне может осуществляться сотрудничество в иных формах. Например, консультации и обмен информацией могут проводиться на всех уровнях, создание трехсторонних органов социального партнерства возможно на всех уровнях, кроме организации.
На практике выделяют две модели социального партнерства.
трипартизма - это модель социального партнерства, которая предполагает трехстороннее сотрудничество между работниками, работодателями и государством па региональном, общегосударственном и территориальном уровнях
бипартизм - это двусторонняя модель социального партнерства, используемой преимущественно на отраслевом уровне и на уровне предприятий
Можно выделить следующие ключевые моменты социального партнерства:
• социальная проблема;
• интересы партнеров;
• правовая обоснованность партнерства;
• возможности и сильные стороны партнеров;
• правила взаимодействия и взаимного контроля;
• наличие информационного поля, освещающего процессы социального партнерства;
• наличие проекта как способа соорганизации сторон;
• постоянство и стабильность процесса социального партнерства;
• инновационные пути решения социальных проблем.
Узловой момент, вокруг которого формируется социальное партнерство, - это социальная проблема. Но ее выявления и осознания всеми не достаточно для возникновения социального партнерства - необходима артикуляция интересов сторон: • значимость социальной проблемы для каждой из сторон;
• установление интересов каждого из возможных партнеров;
• совместное формулирование целей и задач деятельности;
• осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблемы;
• выработка четких правил действий в процессе сотрудничества;
• осознание сторонами, что объединение их сил и средств дает кумулятивный эффект.
55. Система коллективных
Коллективное соглашение - это срочное соглашение, которое заключается на государственном, отраслевом и региональном уровне между собственниками и органами, уполномоченными представлять трудящихся, об установлении нормативных положений с целью регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношений и согласования интересов государства, трудящихся и собственников, а также уполномоченных ими органов.
Коллективный договор представляет собой соглашение между собственником предприятия, учреждения, организации (или уполномоченным им органом) и трудовым коллективом наемных работников с целью урегулирования:
1) производственных, трудовых и
социально-экономических
2) вопросов, не урегулированных действующим законодательством.
Коллективный договор является разновидностью коллективного соглашения, которое заключается на производственном уровне. Положения коллективного договора распространяются на всех работников предприятий, независимо от того, являются ли они членами профсоюза.
Условия коллективных договоров и соглашений являются обязательными для заключивших их сторон и для предприятий, на которые они распространяются.
Нормативная сущность коллективных соглашений и договоров заключается в том, что государство в определенных пределах предоставляет их сторонам право в установленном порядке создавать локальные нормы права. При этом условия коллективных договоров и соглашений не могут противоречить действующему законодательству. Условия этих договоров и соглашений, ухудшающие по сравнению с действующим законодательством положение работников, являются недействительными, и их запрещается включать в договоры и соглашения.
Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В ст. 41 ТК РФ приведен примерный перечень вопросов, регулировать которые можно в рамках коллективного договора. К ним относятся: - формы, системы и размеры оплаты труда; - выплата пособий, компенсаций; - механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; - занятость, переобучение, условия высвобождения работников; - рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков; - улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; - соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества; - экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; - гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением; - оздоровление и отдых работников и членов их семей; - частичная или полная оплата питания работников; - контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора; - отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора; - другие вопросы, определенные сторонами.
56. Органы социального партнерства и коллективные переговоры; участие работников в управлении организацией.
Под органами социального партнерства понимаются органы, которые:
Такими органами являются комиссии по регулированию социально — трудовых отношений, которые создаются на всех уровнях на равноправной основе.
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ — одна из важнейших форм социального партнерства, подготовки и заключения коллективных договоров и соглашений, обеспечивающих эффективную социальную защиту работников, разрешения коллективного трудового спора.
Любая из сторон социального партнерства имеет право инициировать К. п. по разработке, заключению и изменению коллективного договора. Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале К. п., обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения К. п. ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению К. п. и их полномочий. Днем начала К. п. является день, следующий за днем получения инициатором проведения К. п. указанного ответа.
Законодательством закреплено право работников на участие в управлении организацией.
Причем такое право могут быть ими реализовано как непосредственно, так и через представительные органы.
Существуют определенные формы участия работников в управлении организацией.
К таким формам относятся: