Лекции по "Экономике труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 23:09, курс лекций

Описание работы

Вопрос 1. Характеристика экономики труда как науки и дисциплины: объект, предмет, цель, задачи, уровни и направления развития.
Экономика труда – отрасль экономической науки, изучающая закономерности и способы наилучшего использования, воспроизводства и обогащения главной производительной силы общества – человека (человеческого ресурса), организации и стимулирования эффективной трудовой деятельности людей по достижению максимального удовлетворения их материальных потребностей.

Файлы: 1 файл

ekonomika_truda_ekzamen_vse.doc

— 715.50 Кб (Скачать файл)

 
Коэффициент фондов Кф, с помощью которого измеряют различие между суммарными (средними) значениями доходов 10% наиболее обеспеченной (Ч10 ) и 10% наименее обеспеченной (Ч1) части населения.

 
Коэффициент концентрации доходов (индекс Джинни) характеризует степень неравномерности распределения всей суммы доходов между отдельными группами населения; его величина может варьироваться от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

 
где Li , Li-1 - доля населения в интервале; Si , Si-1 - доля суммарного дохода (на начало и конец i-го интервала). 
Степень неравенства доходов определяется с помощью кривой Лоуренса. На основе данных о распределении доходов население можно объединить в определенные доходные группы. Сопоставив долю каждой из групп в совокупном доходе, можно графически изобразить кривую, иллюстрирующую дифференциацию доходов.

40. Бедность: сущность, подходы к  оценке, показатели. Проблема бедности  и низкой обеспеченности в  мире и в России.

Бедность - состояние, вызванное недостатком материальных ресурсов для ведения нормального образа жизни, который является привычным и характерным для значительной части общества.  
Можно выделить следующие группы бедности: 
1. Семьи с работниками, имеющими низкий уровень оплаты труда и неплатежи, особенно в сельской местности и в малых городах, включая безработных, которые формируют так называемую «экономическую бедность» и «новых бедных»; 
2. Одинокие пенсионеры или семьи пенсионеров с иждивенцами; 
3. Традиционная бедность: неполные и многодетные семьи, семьи инвалидов и с инвалидами. 
Бедность обусловлена низким качеством жизни из-за малых денежных доходов или недостаточной имущественной, прежде всего, жилищной, обеспеченности людей. В то же время, причинами низкого уровня доходов являются такие характеристики личности, как плохое здоровье, недостаточное образование, низкая конкурентоспособность на рынке труда, низкое качество семейной жизни, ограничения в трудоспособности и другие социальные параметры. 
Согласно методике определения бедности Всемирного Банка, к бедным относятся лица, живущие менее чем на 1$ в день в теплых странах, а для таких стран, как Россия эквивалентом этой оценки является линия бедности на уровне 2,15$ в день, поскольку холодные природно-климатические условия требуют дополнительных расходов на отопление, зимнюю одежду и продовольствие. 
В РФ бедность имеет тенденцию к снижению, что было сопряжено с ростом покупательной способности денежных доходов. 
В мировой практике используются три основные концепции в подходе к определению уровня бедности:  
• Концепция абсолютной бедности основана на определении дохода, необходимого для обеспечения минимальных жизненных потребностей личности или семьи. Определяется официальный уровень бедности. 
• Концепция относительной бедности использует в качестве основного критерия на минимальные потребности человека, а соотношение показателей его благосостояния с уровнем материальной обеспеченности, преобладающим в той или иной стране. При таком подходе бедными считаются те, чей доход не превышает определенной доли среднего дохода по стране (40, 50 или 60%). 
• Субъективная концепция бедности построена на субъективном определении средств, необходимых для общественно приемлемого уровня жизни. Эти концепции в чистом виде не применяются, каждая страна вырабатывает свою систему. 
В России определение бедности базируется на абсолютной концепции, устанавливающей черту бедности на уровне прожиточного минимума, с использованием для оценки уровня бедности показателя денежных доходов в среднем за месяц. 
Социальная бедность – отождествляется прежде всего с традиционно малоимущими и слабо защищенными категориями населения (многодетными и неполными семьями с детьми, одинокими пенсионерами, инвалидами), испытывающими большую иждивенческую нагрузку и особые сложности с трудоустройством. 
Экономическая бедность – понятие, относящееся к трудоспособным гражданам, не обеспечивающим себе социально приемлемого уровня жизни, и определяемое условиями функционирования рынка труда (безработицей, нестабильной занятостью, преобладание низкооплачиваемых рабочих мест и т.д.). 
Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи. Условия и порядок предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

41. Направления и формы социальной помощи малоимущему населению.

Важнейшими задачами по уменьшению бедности являются: 
1) более быстрый рост реальной заработной платы; 
2) становление и укрепление среднего класса; 
3) сокращение межрегионального неравенства в доходах населения и численности бедных, учитывая зоны бедности, «новых бедных», экономическую бедность, устойчивую бедность; 
4) разработка комплексных, федеральных и региональных целевых программ, снижение бедности, повышение уровня и качества жизни. 
Решение этих задач будет эффективным в том случае, если оно будет осуществлено по следующим направлениям: 
a) создание условий, позволяющих работающему населению зарабатывать достаточно для того, чтобы семья не пребывала в состоянии бедности; 
b) создание эффективной системы поддержки социально уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальной ситуации и т.д.); 
c) противостояние дискриминации бедных при доступе к бесплатным и дотируемым социальным услугам. 
Преодоление бедности — первоочередная задача не только нашей страны, но и целевая установка международных организаций для 3-его тысячелетия. 
Прямые формы помощи: 
• Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. 
Государственная социальная помощь оказывается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в следующих формах: 
– денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, единовременные и другие выплаты); 
– натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь и другие виды натуральной помощи). 
• Социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. 
• Субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг. 
• Социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии и (или) региональной социальной доплаты к пенсии. 
Косвенные формы помощи: 
– Единые наборы потребления по РФ и отдельных регионов. 
– Средние цены по РФ и регионам (показывают дифференциацию населения) 
– Индекс потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления 
– Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимальной потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.  
– Потребительская корзина представляет собой набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. 
– понижение ставок налогообложения для малоимущих категорий граждан.

42. Сущность, основные понятия и  функции заработной платы в  рыночной экономике.

формой стоимости, цены рабочей силы в денежном выражении и является заработная плата.

с точки зрения наемного работника, заработная плата — это элемент его дохода, форма экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда. Для работодателя же, который покупает ресурс труда для использования его в качестве одного из факторов производства, оплата труда наемных работников является одним из элементов издержек производства.

Зп-денежный трудовой доход работника, связанный с выполнением определенных обязанностей в соответствии с условиями найма, цена ,выплачиваемая работнику за использование его труда.

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Факторы, влияющие на зп:

Рыночные: изменение спроса и предложения на рынке товаров и услуг; полезность ресурса для предпринимателя; эластичность спроса на труд по цене; взаимозаменяемость ресурсов; изменение цен на потребляемые товары и услуги.

Нерыночные: меры гос регулирования зп; коллективно-договорное регулирование от; конечные результаты предприятия и личный вклад рабочего.

принципы организации заработной платы- объективные, научно обоснованные положения, отражающие действия экономических законов и направленные на более полную реализацию функций зп

• неуклонный рост номинальной и реальной заработной платы;

• соответствие меры труда мере его оплаты;

• материальная заинтересованность работников в достижении высоких конечных результатов труда;

• обеспечение опережающих темпов роста производительности труда по сравнению с темпами повышения заработной платы.

  • Гос регулирование оплаты труда
  • Учет действия рынка труда
  • Своевременная и полная выплата зп
  • Всесторонняя дифференциация  зп в зависимости от вклада работника,  содержания и условий труда, района расположения и тд.

Основные функции заработной платы

– воспроизводственную – обеспечение возможности воспроизводства рабочей силы;

– стимулирующую (мотивационную) – повышение заинтересованности в развитии производства;

– социальную, способствующую реализации принципа социальной справедливости;

– учетно-производственную, характеризующую меру участия живого труда в процессе образования цены продукта, его долю в совокупных издержках производства.

-регулирующая  –оптимизация размещения трудовых  ресурсов по регионам, отраслям  экономики, предприятиям через влияние  зп на спрос и предложение  рабочей силы

-формирование платежеспособного спроса –оказывает существенное влияние на спрос, а через него на объем и структуру производимых товаров и услуг и на инвестиционную политику

 

43. Система регулирования заработной платы: государственное и договорное регулирование.

Вопросы организации оплаты труда в России представлены правовым регулированием и регламентированием на 3 уровнях: государственном, отраслевом, на уровне предприятий.

Система регулирования заработной платы:

1)гос регулирование

2)договорное

2.1.коллективно-договорное

2.2.на основе индивидуальных  трудовых договоров 

1)Гос регулирование

Применение норм и гарантий Трудового кодекса РФ, регламентирующих условия и порядок оплаты труда

Гос регулирование зп работников бюджетной сферы на основе тарифной системы оплаты труда

(для других отраслей-рекомендательный  характер)

Установление МРОТ (5554 руб)

Индексация зп

Налоговое регулирование зп как основного источника доходов (основная функция налогов-перераспределение.зп подвергается регулированию с помощью прямых налогов на доходы (НДФЛ) и косвенных налогов с потребителей (включенных в стоимость товара)

Межрайонное регулирование с применением районных надбавок и коэффициентов (например, на дальнем востоке)

2)договорное  осуществляется  в рамках соц партнерства. В  коллективных договорах предусматриваются положения об оплате труда, о механизме ее регулирования исходя из роста цен, уровня инфляции ;о доплатах компенсационного характера и др.

Коллективно-договорное решает след задачи:

Повышение гарантий в оплате труда каждого работника в зависимости от уровня его квалификации и выполняемых работ.

Упорядоченное соотношение уровней заработной платы между отраслями, регионами и отдельными работниками

На основе индивидуальных трудовых договоров

В трудовом договоре по соглашению сторон могут быть конкретизированы и увеличены размеры доплат и надбавок (по сравнению с размерами, указанными в нормативных актах)Условия оплаты труда не могут быть ухудшены по сравнению с коллективным договором, соглашением, а последние ,в свою очередь, -по сравнению с законом и другими нормативными актами.

 

44. Основные государственные гарантии по оплате труда.

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются (ст. 130 ТК РФ):

— величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

— меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

— ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

— ограничение оплаты труда в натуральной форме;

— обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

— государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;

— ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

— сроки и очередность выплаты заработной платы.

В систему государственных гарантий по оплате труда работников включаются меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Главной (и пока единственной) такой мерой выступает индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Гарантией получения работником заработной платы в полном объеме выступает ограничение удержаний из заработной платы работника. Трудовой кодекс ограничивает как основания удержаний, так и их размеры (ст. ст. 137, 138 ТК РФ).

Выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).

В соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной заработной платы (ст. 131 ТК РФ).

Выплата заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических, ядовитых, вредных и иных токсических веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот, не допускается.

45. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ): сущность, принципы, порядок и значение  установления.

Информация о работе Лекции по "Экономике труда"