Максимизация прибыли организации при определённом объёме производ-ства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение общего, среднего, предельного дохода и прибыли фирмы. Максимизация прибыли конкурентной фирмой.
Объект исследования – доход и прибыль фирмы.
Предмет исследования – общий, средний, предельный доход и прибыль фирмы. Максимизация прибыли конкурентной фирмой

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..……...
Тема Максимизация прибыли организации при определённом объёме производства……………………………………………………………………….
Тема 1.1. Прибыль, её сущность, понятие, виды, расчёт……………………….
Тема 1.2. Прибыль организации, её оценка использования при определённом объёме производства…………………………………………………………..….
Тема 1.3. Максимизация прибыли и её пути и методы увеличения при определённом объёме производства………………………………………….…
Тема 2.1. Расчёт капитальных вложений в основные производственные фонды..
Тема 2.2. Расчёт себестоимости единицы продукции……………………………
Тема 2.3. Определение численности работающих и фонда заработной платы..
Тема 2.4. Расчёт величины капитальных вложений в оборотные средства предприятия…………………………………………………………………………..
Тема 2.5. Определение розничной цены изделия…………………………………
Тема 2.6. Определение технико-экономических показателей работы предприятия…………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………..
Приложение…………………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 283.70 Кб (Скачать файл)

Относительным показателем прибыли является норма  прибыли (рентабельность), демонстрирующая  степень отдачи факторов производства, применяемых в процессе производства. Различают рентабельность производства и рентабельность конкретного вида продукции.

Рентабельность  производства показывает степень отдачи всего авансируемого капитал, в качестве которого выступают основные производственные фонды (ОПФ) и оборотные средства (Об.С).

Р производства = Пбал. : Каван  • 100 %,                                                             (6)

 

Р производства = Пбал. : ОПФ + Об. С  • 100 %,                                              (7)

 

Показателем, характеризующим эффективность  текущих затрат фирмы, выступает рентабельность продукции.

Р производства = Пбал. : Спрод  • 100 %,                                                             (8)

где Спрод. – себестоимость продукции.

Она показывает степень выгодности производства той или иной продукции. Основными  путями повышения рентабельности является удешевление элементов авансированного капитала, снижение текущих затрат производства продукции. Основой этому является широкое внедрение результатов НТП, ведущее к повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции.

Сущность  прибыли проявляется в ее функциях: учетной, стимулирующей, распределяющей.

Стимулирующая функция прибыли проявляется  в том, что она является мощным генератором экономики. Именно стремление к увеличению прибыли лежит в  основе большинства нововведений. На величину прибыли влияют количество произведенной продукции, уровень производственных издержек, скорость оборота капитала, уровень производительности труда, уровень цен и т.д.

Распределительная функция. Прибыль служит источником накопления и развития производства, источником материального поощрения работников. В рыночной экономике прибыль – основа развития предпринимательской деятельности.

Учетная функция прибыли – это важный критерий эффективности предпринимательской  деятельности. Основные показатели: масса и норма прибыли (рентабельность).

Ранее отмечалось, что основная цель предпринимательской деятельности – максимизация прибыли. Это не совсем так. В западной экономической теории существует несколько теорий оптимизации деятельности фирмы. Так, согласно одной из них целью фирмы должна быть не максимизация прибыли, а объем продаж. Перед фирмой ставится задача достижения, и удержания на возможно большем временном интервале определенного уровня прибыли. В этом случае фирма будет ориентироваться на среднеотраслевую норму прибыли, являющуюся результатом внутриотраслевой конкуренции.

Но  в условиях конкуренции объективно не все фирмы могут обеспечить себе постоянную и достаточную прибыльность.

 

Доход фирмы во многом зависит от типа рынка (рынок совершенной или  несовершенной конкуренции), на котором  функционирует фирма, так как  цена, по которой продается продукция, может представлять собой:

- в случае совершенной конкуренции  - постоянную величину, на которую  фирма не может воздействовать (фирма - «ценополучатель»);

- в случае несовершенной конкуренции  - величину переменную, на которую  фирма может влиять (фирма - «ценоделатель»).

Отсюда, доход фирмы, функционирующей на рынке совершенной конкуренции, всецело зависит от выбранного ею объема производства и изменяется пропорционально  изменению выпуска продукции (см. рис. 1).

График 1. Совокупный доход конкурентной фирмы  [10, с. 112]

 

В то же время доход фирмы, реализующей  свою продукцию на рынке несовершенной  конкуренции, зависит как от выбранного объема производства, так и от цены.

Фирма-монополист для того, чтобы продать больше продукции, вынуждена снижать цену, поэтому совокупный доход фирмы, функционирующей на рынке несовершенной  конкуренции, по мере увеличения объема продаж сначала растет, затем начинает снижаться (рис. 2) [10, с. 112].

График 2. Совокупный доход неконкурентной фирмы (монополиста)

 

Доход, получаемый от реализации единицы продукции  – это средний доход.

В условиях конкурентного рынка фирма  может продать дополнительную единицу  продукции только по той же рыночной цене, что и предыдущие единицы  продукции, т.е. и предельный и средний  доходы фирмы равны между собой  и равны цене, т.е.

MR = AR = P,                                                                                        (9)

Зависимость среднего и предельного дохода от объема производства конкурентной фирмы  описывается графиком среднего и  предельного дохода (рис. 3) [10, с. 113].

График 3. Средний, предельный доход и цена продукции конкурентной фирмы

Предельный  доход неконкурентной фирмы меньше среднего дохода (цены), т.е.

 

MR < P,                                                                                              (10)

 

Подобное  соотношение между предельным доходом  и ценой объясняется следующим  образом. Чтобы продать дополнительную единицу продукции, фирма вынуждена  снизить на нее цену, но так как  фирма не может продавать одинаковую продукцию по разным ценам, то она  вынуждена снизить цены и на все  предыдущие единицы. В результате за счет дохода, полученного от продажи дополнительной единицы продукции, фирма должна покрыть убытки от снижения цен на предыдущие единицы.

Отсюда: в условиях несовершенной конкуренции  предельный доход фирмы равен  цене дополнительной единицы продукции  за вычетом убытков, возникающих  в результате снижения цены предыдущих единиц.

Предположим, что фирма продает 1-ю единицу  продукции за 14 ден. ед. Чтобы продать 2-ую единицу, она вынуждена снизить цену до 12 ден. ед., но снизив цену за 2-ую единицу до 12 ден. ед., фирма вынуждена снизить цену и на предыдущую, 1-ую единицу. В результате, продав 2-ую единицу за 12 ден. ед., фирма получит предельный доход, равный 10 ден. ед. [12-(14 - 12)], т.е. предельный доход меньше цены.

Таким образом, поскольку для продажи  большего количества товара фирме приходится снижать цену, то кривая её среднего дохода будет наклонена вниз, а  кривая предельного дохода окажется ниже кривой среднего дохода (рис. 4) [10, с. 114].

График 4. Средний доход (цена продукции) и  предельный доход неконкурентной фирмы

 

 

Как видно  из рис. 4, снизив цену, фирма получает некий выигрыш за счет увеличения объема продаж (совокупный доход возрос), но одновременно фирма несет и  определенные потери (теперь продукция  продается по более низкой цене), поэтому общий доход от продажи дополнительной единицы продукции оказывается меньше цены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1.2. Прибыль организации, её оценка использования при определённом объёме производства

         Ориентируясь при выборе решения на минимально возможный уровень затрат, фирма, как правило, рассматривает эту задачу не как самоцель, а как средство решения более общей задачи - максимизация прибыли. Эта цель является главной для любой фирмы, даже если она не формулируется в виде ведущего мотива ее деятельности.

В ряде случаев фирмы могут ставить  своей целью не максимизацию прибыли, а какие - либо другие задачи, например, увеличение объема продаж, достижение общественного признания, и для  их решения пожертвовать какой-то частью прибыли, удовлетворившись её более  скромным уровнем. Такая мотивация  поведения фирм носи название удовлетворительного  поведения. Однако и в этом случае не обойтись без стремления к максимизации прибыли, по крайней мере, в долгосрочном периоде, так как только стремление к прибыли позволит рационально  распределить ресурсы, обеспечить высокую  эффективность, а следовательно, получить возможность успешно реализовать выбранные цели.

Максимизация  прибыли для фирмы означает поиски путей получения наибольшей экономической прибыли, то есть разницы между общим доходом и общими издержками[10, с. 116].

Pm = TR – TC,                                                                                   (11)

 

где Pm - общая или чистая экономическая прибыль;

TR - общий доход, определяемый как  произведение количества проданной  продукции на её цену;

TC - общие издержки, включающие и  прямые, и косвенные.

Если  выпуск и реализация будут увеличиваться, то при неизменной цене и общий  доход, общие издержки будут возрастать: доход - в силу роста продаваемого количества, издержки - в силу действия закона убывающей отдачи. Прибыль  будет иметь место до тех пор, пока рост дохода будет превышать  рост издержек, а её размеры будут  зависеть от соотношения этих величин. Поэтому для решения проблемы максимизации прибыли важно учитывать не общие, а предельные значения рассматриваемых показателей.

Количество, добавляемое к общему доходу каждой дополнительной единицей выпуска, будет  представлять собой предельный доход, а та доза, на которую возрастают общие издержки при выпуске каждой последующей единицы продукции, - предельные издержки.

Пока  предельный доход превышает предельные издержки, фирма получает прибыль  и, значит, имеет смысл увеличивать  выпуск продукции. Но когда прирост  дохода от последней единицы выпуска  сравняется с приростом затрат на выпуск этой единицы, рост производства следует приостановить, ибо прибавка к прибыли станет равна нулю.

Можно сформулировать общее правило максимизации прибыли: Фирма будет увеличивать  выпуск до того момента, пока дополнительные затраты на производство дополнительной единицы продукции не сравняются с предельным доходом от её продажи. Это называется правилом MC = MR.

Разница между MC и MR будет представлять собой  предельную прибыль (PM), то есть прибыль, получаемую фирмой от реализации каждой дополнительной единицы выпуска. Если MR > MC, показатель PM будет принимать  положительные значения, свидетельствующие  о том, что каждая дополнительная единица выпуска добавляет определенную дозу к общей прибыли. Когда MR и MC сравняются, это будет означать, что PM = 0, а общая прибыль в этой точке достигнет своего максимума. Дальнейшее наращивание выпуска  приведет к превышению MC над MR и PM принимает  отрицательные значения. В этом случае, когда предельная прибыль становится отрицательной, фирма может увеличить  свою общую прибыль, сокращая уровень  выпуска продукции.

Принимая  решение о вложении капитала и  об объеме выпуска, фирма может ориентироваться  также на показатель средней прибыли, выражающий количество прибыли, приходящейся на единицу продукции (Pm)/Q [3,c.74].

Следует, однако, иметь в виду, что максимум средней прибыли и максимум общей  прибыли не совпадают.

Всякая  фирма, стремящаяся к максимизации прибыли, должна ответить на три основных вопроса:

1.  Производить ли вообще?

2. При каком объеме выпуска максимизируется прибыль?

3. Каков будет результат деятельности  фирмы при данных ценах?

Хотя  целью деятельности фирмы является прибыль, вполне возможна ситуация, когда  она (в краткосрочном периоде) будет  работать, не получая прибыли или  неся убытки (-Pr), или вообще на некоторое время прекратит производство. Все зависит от соотношения дохода и издержек, величина которых определяется объемом выпуска, который выбирает фирма.

Отсюда  важнейшей задачей фирмы является нахождение, выбор наилучшего - оптимального объема производства, позволяющего максимизировать  прибыль.

Существует  два взаимосвязанных подхода (принципа) к определению оптимального объема производства:

- сравнение совокупного дохода  и совокупных издержек;

- сравнение предельного дохода  и предельных издержек.

Сопоставление совокупного дохода и совокупных издержек. Начертив на одном графике  кривые совокупного дохода (TR) и совокупных издержек (ТС) конкурентной фирмы, можно  сопоставить доход и издержки, соответствующие разным объемам  производства (рис. 5) [11, с. 68].

 

График 5. Нахождение оптимального объема производства конкурентной фирмой

 

Анализ  графика показывает, что при разных объемах производства соотношения  между совокупными издержками и  совокупным доходом различны.

  Фирма получает прибыль, производя  продукцию в объемах, при которых  совокупный доход больше совокупных  издержек (TR>TC). На графике - это  объемы производства, расположенные  между точками   и .

  Объем производства, при котором  разница между совокупным доходом  и совокупными издержками максимальна  (TR-TC)max, обеспечивает фирме максимальную прибыль ( ).

  Производство продукции в объемах,  при которых совокупные издержки  больше совокупного дохода (TC>TR), приносит фирме убытки (0- ). Фирма будет работать, даже получая убытки, если эти убытки меньше постоянных издержек, т.е. издержек, которые она имела бы при нулевом выпуске. Объем производства, при котором превышение совокупных издержек над совокупным доходом минимально, означает получение фирмой минимальных убытков (TC-TR)min[10, с. 117].

Информация о работе Максимизация прибыли организации при определённом объёме производ-ства