Методологические основы исследования проблемы снижения себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 00:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – на основании теоретических исследований проблемы и анализа ее состояния на РУП ПО «Беларуськалий» найти возможные пути решения, доказав их целесообразность и эффективность.
Достижение поставленной цели реализуется посредством решения следующих задач:
- рассмотреть методологические основы понятия себестоимость продукции, калькуляции себестоимости, пути снижения себестоимости;
- провести анализ хозяйственной деятельности рассматриваемого предприятия в части результатов производственной деятельности, а также себестоимости выпускаемой им продукции;
- внести предложения по повышению эффективности деятельности рассматриваемого предприятия в части снижения себестоимости его продукции.

Содержание работы

Введение
1 Методологические основы исследования проблемы снижения себестоимости продукции
1.1 Понятие затрат на производство продукции и их классификация
1.2 Себестоимость продукции - качественный показатель работы предприятия
1.3 Основные методы учета затрат на производство
1.4 Калькуляция фактической себестоимости готовой продукции
1.5 Резервы снижения себестоимости продукции
2 РУП ПО «Беларуськалий», его характеристика и анализ работы
2.1 Общая характеристика предприятия и выпускаемой продукции
2.2 Анализ структуры и динамики себестоимости продукции
2.3 Анализ затрат на производство продукции
2.4 Анализ затрат по статьям калькуляции
3 Организационно-экономические мероприятия по снижению себестоимости продукции
3.1 Оптимизация численности аппарата управления на РУП ПО «Беларуськалий»
3.2 Снижение простоев оборудования на рудниках, как способ снижения затрат
3.3 Расчет экономической эффективности внедряемых мероприятий
3.4 Конструкторско-технологический раздел, разработка крышки корпуса радиоприемника
4 Охрана труда и экологическая безопасность
4.1 Характеристика зрительных работ в помещении. План рабочих мест. Определение нормативных значений освещенности рабочих мест
4.2 Обоснование выбора системы искусственного освещения, выбор типа светильников и источников света, размещение светильников в плане и разрезе помещения
4.3 Расчет светового потока и выбор типовых источников света, количество ламп, план их расположения
4.4 Государственные и общественные структуры, к которым могут обращаться работники с жалобами на дискомфортные условия труда
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Снижение себестоимости.doc

— 736.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1 Методологические основы исследования проблемы снижения себестоимости продукции

1.1 Понятие затрат на производство продукции и их классификация

1.2 Себестоимость продукции - качественный показатель работы предприятия

1.3 Основные методы учета затрат на производство

1.4 Калькуляция фактической себестоимости готовой продукции

1.5 Резервы снижения себестоимости продукции

2 РУП ПО «Беларуськалий», его характеристика и анализ работы

2.1 Общая характеристика предприятия и выпускаемой продукции 

2.2 Анализ структуры и динамики себестоимости продукции

2.3 Анализ затрат на производство продукции

2.4 Анализ затрат по статьям калькуляции

3 Организационно-экономические мероприятия по снижению себестоимости продукции

3.1 Оптимизация численности аппарата управления на РУП ПО «Беларуськалий»

3.2 Снижение простоев оборудования на рудниках, как способ снижения затрат

3.3 Расчет экономической эффективности внедряемых мероприятий

3.4 Конструкторско-технологический раздел, разработка крышки корпуса радиоприемника

4 Охрана труда и экологическая безопасность

4.1 Характеристика зрительных работ в помещении. План рабочих мест. Определение нормативных значений освещенности рабочих мест

4.2 Обоснование выбора системы искусственного освещения, выбор типа светильников и источников света, размещение светильников в плане и разрезе помещения

4.3 Расчет светового потока и выбор типовых источников света, количество ламп, план их расположения

4.4 Государственные и общественные структуры, к которым могут обращаться работники с жалобами на дискомфортные условия труда

Заключение

Список литературы

Приложение А Факторы определяющие уровень затрат

Приложение Б Организационная  структура управления

 

Введение

 

Себестоимость продукции, представляя собой затраты предприятия  на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, т.е. самоокупаемости – основополагающей признака рыночного хозяйственного расчета. Себестоимость – один из важнейших показателей эффективности потребления ресурсов.

Себестоимость показывает все успехи и неудачи предприятия в организации производства того или иного продукта. Если себестоимость такого же или аналогичного продукта конкурентов ниже, то это означает, что производство и сбыт на нашем предприятии были организованны нерационально. Следовательно, необходимо внести изменения. Решить, какие нужны изменения, поможет опять же себестоимость, так как она является одним из факторов формирования ассортимента.

Себестоимость - это основной ценообразующий и прибылеобразующий  фактор, поэтому анализ себестоимости позволяет, с одной стороны, дать обобщающую оценку эффективности использования ресурсов, с другой - определить резервы увеличения прибыли и снижения цены единицы продукции.

Значение показателя себестоимости  продукции в условиях рыночной экономики возрастает. Себестоимость продолжает оставаться одним из основных результативных показателей эффективности производства. Уровень себестоимости отражает все стороны хозяйственной деятельности коммерческой организации. Чем эффективнее используются в хозяйственных процессах экономические ресурсы, рабочая сила, научные достижения, тем ниже себестоимость и выше прибыль, а отсюда и большая устойчивость в конкуренции. Снижение себестоимости для организаций независимо от их организационно-правовой принадлежности является важнейшим резервом роста прибыли и повышения рентабельности.

Актуальность темы исследования заключается в том, что в условиях перехода страны к рыночным отношениям снижение себестоимости продукции является важным фактором развития экономики предприятия, так как она отражает эффективность использования ресурсов, результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии, совершенствование организации труда, производства, управления.

Анализ работы белорусских  предприятий позволяет сделать  вывод о том, что главным условием подъема белорусской промышленности является снижение издержек производства и восстановление ценовой конкурентоспособности продукции.

В этой связи необходимо совершенствование экономического механизма управления снижением себестоимости продукции на предприятиях промышленности, разработки управленческих решений, связанных с рациональным расходованием материальных и денежных затрат на производство с учетом их целевой направленности и функциональных особенностей, и на этой основе анализа поведения затрат, систематизация резервообразующих факторов как средства повышения эффективности промышленного производства.

Теоретической и методологической основой дипломной работы явились  труды зарубежных и отечественных  ученых-экономистов, законодательные и нормативные акты Республики Беларусь регулирующие порядок расчета и отнесения тех или иных видов затрат к себестоимости продукции промышленных предприятий.

В качестве объекта исследования было выбрано предприятие по производству минеральных удобрений Республиканское унитарное предприятие производственное объединение «Беларуськалий» (РУП ПО «Беларуськалий»), данное предприятие является одним из крупнейших  в мире поставщиков минеральных удобрений.

Предмет исследования –  себестоимость и пути ее снижения.

Цель исследования –  на основании теоретических исследований проблемы и анализа ее состояния на РУП ПО «Беларуськалий» найти возможные пути решения, доказав их целесообразность и эффективность.

Достижение поставленной цели реализуется посредством решения следующих задач:

- рассмотреть методологические основы понятия себестоимость продукции, калькуляции себестоимости, пути снижения себестоимости;

- провести анализ хозяйственной  деятельности рассматриваемого  предприятия в части результатов  производственной деятельности, а также себестоимости выпускаемой им продукции;

- внести предложения по повышению эффективности деятельности рассматриваемого предприятия в части снижения себестоимости его продукции.

В работе использовались, как общие методы научного исследования, так и частно-научные приемы (формально логический, аналитический статистический).

Источниками информации для  написания работы послужила бухгалтерская отчетность рассматриваемого предприятия, в частности бухгалтерский баланс за 2006-2007 годы и отчеты о прибылях и убытках.

 

1. Методологические основы исследования проблемы снижения себестоимости продукции

    1. Понятие затрат на производство продукции и их классификация

 

Себестоимость в экономике  предприятия белорусских авторов, таких как Е.С. Русак, В.А. Хрипач определяется как  самостоятельная экономическая категория и представляет собой часть стоимости товара. Себестоимость продукции – один из основных обобщающих показателей, в котором отражаются степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, технический уровень производства,, качество продукции, т.е. эффективность предприятия.

Российский экономист  Т.В. Яркина в учебнике «Основы экономики предприятия» определяет себестоимость, как денежное выражение непосредственных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

Экономический словарь  под редакцией Б.А. Райзберга определяет затраты, как часть расходов организации, связанных с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, то есть с обычными видами деятельности. Состав затрат на производство формируют прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака. Все затраты на производство в конечном итоге включаются в себестоимость отдельных видов продукции, работ и услуг или групп однородной продукции. Правила учета затрат на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету, как правило, отраслевого характера [23, с.177].

Являясь экономической категорией, себестоимость выполняет ряд важнейших функций:

- учетную;

- стимулирующую;

- формирование отпускной  цены и финансовых результатов  предприятия;

- экономическое обоснование  управленческих решений.

На практике, в целях  анализа, учета и планирования всего многообразия затрат, входящих в себестоимость продукции, применяются две взаимодополняющие классификации: поэлементная и калькуляционная.

Однородные по своему экономическому содержанию затраты называются экономическими элементами независимо от того, где они расходуются и на какие цели.

В соответствии с вышеупомянутым Положением в Республике Беларусь все  затраты, образующие себестоимость  продукции, группируются в связи  с их экономическим содержанием  по следующим элементам:

- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

- затраты на оплату  труда;

- отчисления на социальные  нужды;

- амортизация основных  фондов;

- прочие затраты.

К материальным затратам относятся: сырье и основные материалы, в том числе покупные полуфабрикаты  и комплектующие изделия; вспомогательные материалы; топливо и энергия; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов и др.

К амортизации основных фондов относятся все амортизационные  отчисления по основным средствам за отчетный период.

Прочие затраты — это платежи по процентам, износ нематериальных активов, командировочные расходы, представительские расходы, расходы на рекламу, расходы на подготовку кадров и др.

Классификация затрат по экономическим элементам служит для определения заданий по снижению себестоимости продукции, расчета потребностей в оборотных средствах, расчета сметы затрат, а также для экономического обоснования инвестиций.

Для исчисления себестоимости  отдельных видов продукции затраты  предприятия группируются по статьям калькуляции.

Основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях установлена типовая группировка затрат по статьям калькуляции, которую можно представить в следующем виде:

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Покупные изделия,  полуфабрикаты и услуги производственного  характера сторонних предприятий и организаций.

4. Топливо и энергия  на технологические цели.

5. Заработная плата  производственных рабочих.

6. Отчисления на социальные  нужды.

7. Расходы на подготовку  и освоение производства.

8. Общепроизводственные  расходы.

9. Общехозяйственные расходы.

10. Потери от брака.

11. Прочие производственные  расходы.

12. Коммерческие расходы.

Итог первых 11 статей образует производственную себестоимость продукции, итог всех 12 статей — полную себестоимость продукции [12, с.56].

Это же положение дает определение себестоимости продукции, она представляет собой стоимостную  оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Определяют следующие  виды себестоимости:

- производственная себестоимость,  которая определяется, как сумма затрат предприятия на выпуск продукции, включая стоимость полуфабрикатов, покупных изделий и услуг других предприятий, а также затраты по обслуживанию и управлению производством;

- полная себестоимость  - совокупность учетных затрат  предприятия на производство и реализацию продукции, выраженная в денежной форме. Полная себестоимость - производственная себестоимость плюс коммерческие расходы, связанные с реализацией продукции

- нормативная или плановая  себестоимость, которая определяется  на основе устанавливаемых в отрасли, к которой принадлежит предприятие, нормативов затрат [7, с.104].

В состав коммерческих расходов включают:

- расходы на тару  и упаковку; расходы на транспортировку  продукции (расходы на доставку  продукции на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, на суда, автомобили и т.д.);

- комиссионные сборы  и отчисления, уплачиваемые сбытовым  предприятиям и организациям в соответствии с договорами;

- затраты на рекламу,  прочие расходы по сбыту (расходы  по хранению, подработке, подсортировке).

Общепроизводственные  и общехозяйственные расходы  относятся к накладным расходам. Общепроизводственные накладные расходы  — это расходы на обслуживание и управление производством.

Планирование этих расходов осуществляется путем разработки на соответствующие цели годовых, квартальных смет с распределением на каждый месяц по каждой производственной единице, цеху в отдельности. Контроль за этими затратами осуществляется в соответствии со сметными размерами.

Общехозяйственные накладные  расходы, или накладные расходы непроизводственного назначения, связаны с функцией руководства, управления, которые осуществляются в рамках предприятия, компании, фирмы в целом. В состав этих расходов включается несколько групп: административно-управленческие, общехозяйственные, налоги, обязательные платежи, отчисления [16, с.39].

В их состав включают расходы  на:

- содержание работников  аппарата управления предприятием, заработную плату, отчисления на социальные нужды, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, затраты на командировки;

Информация о работе Методологические основы исследования проблемы снижения себестоимости продукции