Обеспечение безубыточности деятельности предприятия на основе оптимизации ассортимента товарной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что большое значение в управлении выпуском продукции имеет оценка фактического выпуска и реализации в пределах производственной мощности, т.е. в границах "минимальный - максимальный" объем производства. Сопоставление с минимальным, безубыточным объемом позволяет оценить степень, или зону "безопасности" организации и при отрицательном значении "безопасности снять с производства отдельные виды продукции, изменить условия производства, и тем самым снизить расходы или прекратить производство продукции.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты методики определения оптимального объема производства
1.1 Роль и классификация затрат для целей определения оптимального объема производства и реализации
1.2 Расчет безубыточности продаж и зоны безопасности, как база принятия управленческих решений в части оптимизации объема производства
Глава 2 Оптимизация объема производства на примере ООО "Мегатекс"
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Оценка безубыточности производства в ООО "Мегатекс"
2.3Пути повышения эффективности принятия решений по оптимизации объема производства и максимизации прибыли
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач 4.doc

— 550.00 Кб (Скачать файл)

 

По данным таблицы можно сделать вывод о том, что за весь исследуемый период несколько неоднозначны показатели, характеризующие финансово - хозяйственную деятельность ООО "Мегатекс": выручка от продаж строительных материалов увеличилась в 2010 г. по сравнению с прошлым годом на 405 тыс. руб., в 2011 году по сравнению с 2010 г. на 569 тыс. руб.; себестоимость проданной продукции увеличилась за 2009-2010гг. на 563 тыс. руб., в 2011 г. - на585 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом.

Однако, темп роста выручки за весь период составил 11,68 и 113,56% соответственно, а темп роста себестоимости в 2009 г. - 116,43%, в 2011 г. - 114,66%, что характеризует неэффективное использования ресурсов в организации.

Прибыль от продаж за 2009-2010 гг. снизилась на 158 тыс. руб., а в 2011 году наблюдается снижение прибыли по сравнению с предыдущим годом на 16 тыс. руб. или на 7,73%.

Рентабельность продаж за 2009-2010 гг. снизилась на 4,69%, а за 2011 г. по сравнению с прошлым периодом - на 0,92%, что является следствием того, что себестоимость в организации растет большими темпами, нежели выручка.

Положительным моментом деятельности организации является тот факт, что среднегодовая выработка одного работающего предприятия имеет тенденцию к росту, так как в 2010 г. по сравнению с 2009 г. ее рост составил 0,28 тыс. руб., или 0,14%, а в 2011 г. по отношению к 2010 г. - 27,10 тыс. руб., или 13,56%. Среднегодовая заработная плата одного работника также имеет тенденцию к росту, однако, темп роста заработной платы ниже, чем темп роста производительности труда, что показывает повышение эффективности использования труда в ООО "Мегатекс".

 

2.2 Оценка безубыточности производства в ООО "Мегатекс"

 

Для расчета безубыточности производства и определения оптимального объема продаж на первом этапе осуществим группировку затрат по экономическим элементам.

 

Таблица 2.2 Структура затрат на производство по экономическим элементам ООО "Мегатекс" за 2009-2011 гг.

Статьи затрат

Уровень затрат, тыс. руб.

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

Удельный вес в себестоимости,%

Абсолютное отклонение,%

 

2009

2010

2011

2009-2010

2010-2011

2009

2010

2011

2009-2010

2010-2011

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Оплата труда

1168

1468

1855

300

387

34,08

36,79

40,55

2,71

3,75

Отчисления в фонд социального страхования

246

338

452

92

114

7,18

8,47

9,88

1,29

1,41

Материальные затраты

1885

2033

2147

148

114

55,00

50,95

46,93

-4,05

-4,02

Амортизация

97

84

89

-13

5

2,83

2,11

1,95

-0,73

-0,16

Прочие затраты

31

67

32

36

-35

0,90

1,68

0,70

0,77

-0,98

Полная себестоимость

3427

3990

4575

563

585

100,00

100,00

100,0

0,00

0,00

В том числе:

 

2664

 

3006

 

3565

 

342

 

559

 

77,74

 

75,34

 

77,92

 

2,40

 

2,59

Переменные затраты

                   

Постоянные затраты

763

984

1010

221

26

22,26

24,66

22,08

2,40

-2,59


 

Итак, данные, представленные в таблице показывают, что общая сумма затрат в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 563 тыс. руб. На это изменение положительно повлияли все факторы: рост заработной платы и отчислений в государственные внебюджетные фонды, увеличение суммы материальных затрат, суммы прочих затрат.

Однако, не смотря рост абсолютной суммы затрат на материальные ресурсы, их удельный вес в себестоимости продукции снизился на 4,05%, при увеличении доли заработной платы и отчислений во внебюджетные фонды. Кроме того, в 2010 г. наблюдается снижение доли переменных расходов, и удельного веса постоянных, что обусловлено, в первую очередь, ростом заработной платы административно-управленческого персонала и увеличением затрат на коммунальные услуги.

В 2011 г. общая сумма затрат по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 585 тыс. руб. В исследуемом году наблюдается аналогичная ситуация, что и в предыдущем периоде: снижение доли материальных затрат в их общей сумме, и, следовательно, рост удельного веса затрат на оплату труда. Расходы, связанные с амортизационными отчислениями, прочие расходы существенно не изменились. В 2011 г. увеличилась доля переменных затрат, что связано с резким скачком закупочных цен на материалы, в особенности на древесину. Доля постоянных затрат снизилась на 2,59%. Осуществим анализ безубыточности, который позволяет определить тот минимально необходимый объем реализации продукции, при котором предприятие покрывает свои расходы и работает безубыточно, не давая прибыли, но и не терпит убытков. На следующем этапе работы рассчитаем безубыточный объем продаж, используя данные, представленные в табл. 2.3.

 

Таблица 2.3 Исходные данные для расчета безубыточного объема продаж ООО "Мегатекс" за 2009-2011 гг.

Показатель

Диван (А)

Софа (Б)

Набор мягкой мебели (В)

Кровать (Г)

Всего

1

2

3

4

5

6

2009 год

Объем реализации, шт.

168

154

98

177

-

Цена за 1 шт., руб.

4,8

5,7

12,3

5,1

-

Выручка от реализации, тыс. руб.

806,4

877,8

1205,4

902,7

3792

Переменные расходы на 1 шт., руб.

2,6

4,1

9,6

3,7

-


 

Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

4

5

6

Переменные расходы на весь объем реализации, тыс. руб.

436,8

631,4

940,8

654,9

2663,9

Маржинальный доход, тыс. руб.

369,6

246,4

264,6

247,8

1128,4

Постоянные расходы, тыс. руб.

-

-

-

-

763,1

Чистая прибыль, тыс. руб.

-

-

-

-

365

2010 год

Объем реализации, шт.

194

103

112

205

-

Цена за 1 шт., руб.

5,2

5,9

12,8

5,6

-

Выручка от реализации, тыс. руб.

1008,8

607,7

1433,6

1148

4197

Переменные расходы на 1 шт., руб.

2,9

4,6

9,9

4,2

-

Переменные расходы на весь объем реализации, тыс. руб.

562,6

473,8

1108,8

861

3006,2

Маржинальный доход, тыс. руб.

446,2

133,9

324,8

287

1191,9

Постоянные расходы, тыс. руб.

-

-

-

-

983,4

Чистая прибыль, тыс. руб.

-

-

-

-

208,0

2011 год

Объем реализации, шт.

172

87

124

268

-

Цена за 1 шт., руб.

5,8

6,5

13,5

5,7

-

Выручка от реализации, тыс. руб.

997,6

565,5

1674

1527,6

4764,7

Переменные расходы на 1 шт., руб.

3,5

4,9

10,3

4,7

-

Переменные расходы на весь объем реализации, тыс. руб.

602

426,3

1277,2

1259,6

3565,1

Маржинальный доход, тыс. руб.

395,6

139,2

396,8

268

1199,6

Постоянные расходы, тыс. руб.

-

-

-

-

1010

Чистая прибыль, тыс. руб.

-

-

-

-

189,6


 

На основании информации, представленной в табл. 2.3 рассчитаем безубыточный объем продаж за 2010-2011 гг. для каждого вида продукции используя метод уравнения.

В 2010 г. на реализацию единицы продукции А (диван) приходится 0,53 шт. продукции Б (софа), 0,58 продукции В (мягкая мебель) и 1,06 продукции Г (кровать).

Далее, условно допустим, что критической точки достигают х продукции А, 0,53х продукции Б, 0,58х продукции В и 1,06х продукции Г. После подстановки получим:

(5,2х+0,53*5,9+0,5х*12,8+1,06х*5,6) -

(2,9х+0,53х*4,6+0,58х*9,9+1,06х*4,2) - 983,4

6,12х = 983,4

х = 160 шт. продукции А (диван)

160*0,53 = 80 шт. продукции Б (софа)

160*0,58 = 93 шт. продукции В (мягкая  мебель)

160*1,06 = 170 шт. продукции Г (кровать).

Осуществим аналогичные расчеты за 2011 г.

В 2011 г. на реализацию единицы продукции А (диван) приходится 0,5 шт. продукции Б (софа), 0,72 продукции В (мягкая мебель) и 1,56 продукции Г (кровать). Далее, условно допустим, что критической точки достигают х продукции А, 0,53х продукции Б, 0,58х продукции В и 1,06х продукции Г. Тогда получаем следующее уравнение:

(5,8х+0,5х*6,5+0,72х*13,5+1,56х*5,7)

(3,5х+0,5х*4,9+0,72х*10,3+1,56х*4,7) - 1010

6,96х = 1010

х = 145 шт. продукции А (диван)

145*0,5 = 72 шт. продукции Б (софа)

145*0,72 = 104 шт. продукции В (мягкая  мебель)

145*1,56=226 шт. продукции Г (кровать).

Сравнивая полученный результат в 2011 г. с предыдущим годом, отметим, что критическая точка снизилась по продукции "диван" на 15 изделий; по продукции "софа" снизилась на 8 шт. изделий; по продукции "набор мягкой мебели) снизилась на 11 изделий, по продукции "кровать" безубыточный объем продаж в натуральном выражении - на 56 шт. изделий.

На следующем этапе анализа рассчитаем пороговую выручку:

           ПВ=V безуб*Ц                 (2.1)

где ПВ - Пороговая выручка

       Vбезуб - безубыточный объем продаж

       Ц- цена  на 2011г.

ПВ (диван) = 160*5,2=832 тыс. руб.

ПВ (софа) = 80*5,9= 472 тыс. руб.

ПВ (набор мягкой мебели) = 93*12,8= 1190 тыс. руб.

ПВ (кровать) = 170*5,6 = 952 тыс. руб.

Всего: 832+472+1190+952=3446 тыс. руб.

Следовательно, при выручке от реализации всех видов продукции равной 3446 тыс. руб. организация не будет еще получать прибыли, однако у нее не будет убытков от продаж.

В 2011 г.

ПВ (диван) = 145*5,8= 841 тыс. руб.

ПВ (софа) = 72*6,5 = 468 тыс. руб.

ПВ (набор мягкой мебели) = 104*13,5 = 1404 тыс. руб.

ПВ (кровать) = 226*5,7=1288,2 тыс. руб.

Всего: 841+468+1404+1062,2=4001,2 тыс. руб.

Таким образом, при выручке от реализации всех видов продукции равной 4001,2 тыс. руб. ООО "Мегатекс" не будет еще получать прибыли, однако у нее не будет убытков от продаж.

Далее, рассчитаем маржинальный запас прочности и производственный леверидж, для чего используем следующие формулы:

                              МЗП=ФВ-ПВ/ФВ*100%           (2.2)

 где МЗП – маржинальный запас прочности;

         ФВ – фактическая выручка;

           ПВ – пороговая выручка

 

                                   ПЛ=МД/П                              (2.3)

где ПЛ – производственный леверидж;

        МД- маржинальный доход;

        П- прибыль

МЗП 2010 г. = (4197-3446) /4197*100 = 17,9%

МЗП 2011 г. = (4764,7-4001,2) /4764,7*100 = 16,02%

ПЛ 2010 = 1194,9/208=5,7

ПЛ 2011 = 1199,6/189,6= 6,3

Обобщим полученные результаты расчетов в табл. 2.4 и подведем итоги маржинального анализа.

 

Таблица 2.4  Результаты расчетов безубыточного объема продаж по видам продукции в ООО "Мегатекс" за 2009-2011 гг.

Показатель

Диван (А)

Софа (Б)

Набор мягкой мебели (В)

Кровать (Г)

Всего

1

2

3

4

5

6

2010 год

Безубыточный объем продаж, шт.

160

80

93

170

-

Пороговая выручка, тыс. руб.

832

472

1190

952

3446

Зона безопасности, тыс. руб.

176,8

135,7

243,6

196

752,1

Рентабельность продукта,%, (маржинальный доход на единицу/цена единицы продукции)

44,23

22,03

22,6

25

-

Безубыточная цена реализации, руб. (пороговая выручка/ объем производства)

4,3

4,6

10,6

4,65

-

Маржинальный запас прочности,%

-

-

-

-

17,9

Производственный леверидж

-

-

-

-

5,7

2011 год

Безубыточный объем продаж, шт.

145

72

104

226

-

Информация о работе Обеспечение безубыточности деятельности предприятия на основе оптимизации ассортимента товарной продукции