Введение
1 Общая характеристика отрасли пассажирских
воздушных перевозок
- Виды пассажирских воздушных перевозок
Воздушный транспорт — самый скоростной
и в то же время самый дорогой вид транспорта,
что предопределило его весьма ограниченное
применение для грузоперевозок. В основном
этим видом транспорта перевозятся дорогие,
скоропортящиеся грузы. И прогнозы, которые
делались в 60-х гг. о том, что перевозки
грузов воздушным транспортом приобретут
преимущественное значение, пока не оправдываются.
Гораздо большую роль играет авиасообщение
в дальних пассажирских перевозках [2].
Сегодня Россия является одной из крупнейших
авиационных держав, однако Аэрофлот с
распадом СССР и отделением от него целого
ряда мелких самостоятельных авиакомпаний
потерял свое лидирующее положение. В
70-е — начале 80-х гг. Аэрофлот был укомплектован
современными воздушными судами, в техническом
отношении вполне сопоставимыми с лучшими
зарубежными аналогами. Однако, начиная
со второй половины 80-х гг. рёзко замедлились
темпы обновления отечественного авиапарка.
В годы экономического кризиса этот процесс
почти полностью прекратился, в связи
с чем главной и неотложной задачей авиационного
транспорта России является замена отслуживших
свой срок лайнеров новыми машинами.
Основная сфера применения
воздушного транспорта — пассажирские
перевозки на расстояниях свыше тысячи
километров. Также осуществляются и грузовые
перевозки, но их доля очень низка. В основном
авиатранспортом перевозят скоропортящиеся
продукты и особо ценные грузы, а также почту. . В таких случаях, когда в месте
посадки отсутствует аэродром (например,
доставка научных групп в труднодоступные
районы) используют не самолёты, а вертолёты, которые не нуждаются в посадочной
полосеВ России самые протяженные в мире авиатрассы
(800 тыс. км), в первую очередь это трассы,
соединяющие Москву и Санкт-Петербург
с городами дальнего Востока:
Москва — Екатеринбург — Новосибирск
— Иркутск — Хабаровск — Владивосток;
Москва — Новосибирск — Иркутск — Якутск
— Магадан Петропавловск-Камчатский;
Санкт-Петербург — Екатеринбург — Новосибирск
— Иркутск — Хабаровск – Владивосток;
Санкт-Петербург — Пермь — Омск — Новосибирск
— Иркутск Якутск – Магадан — Петропавловск-Камчатский
[3].
Основными центрами авиасообщения, где
пересекаются многие аэротрассы, являются
крупнейшие города страны: Москва о Санкт-Петербург,
курорты Северного Кавказа, а также все
крупные города на авиатрассе Москва Владивосток.
В районах Крайнего Севера и приравненных
к нему территориях большую роль в перевозках
грузов и пассажиров играют вертолеты.
Они доставляют грузы и пассажиров на
нефтепромыслы и другие производственные
объекты, геологические партии к месту
их работы, оказывают срочную медицинскую
помощь и т.д. [5]. Воздушные транспорт используют
при доставке грузов в недоступные места
для других видов транспорта, а так же
при строительстве в специфических технологических
условиях.
По грузоподъемности:
- первого класса (грузоподъемность более
10 т);
- второго класса (грузоподъемность от
5 до 10 т);
- -третий класс (грузоподъемность от
2 до 5 т);
- четвертый класс (грузоподъемность
менее 2 т).
Все авиационные работы выполняются
с соблюдением требований Воздушного
Кодекса РФ и других документов, регламентирующих
летную работу и эксплуатацию воздушного
транспорта.
При этом на сроки доставки перевозимых
грузов могут повлиять грозы, сильные
ветры, штормы, поскольку рейсы самолетов
в таких условиях откладываются на неопределенное
время. Несмотря на недостатки, многие
грузоотправители предпочитают использовать
для доставки своих грузов именно авиационные
грузоперевозки, поскольку самолеты являются универсальными транспортными
средствами, дающими возможность очень
быстрого транспортирования товаров на
далекие расстояния.
В силу специфичного
способа перемещения воздушный транспорт
имеет как ряд преимуществ, так и существенные
недостатки, что ограничивает его применение
в качестве грузового транспорта.
Преимущества:
Высокая скорость
Возможность доставки
грузов в изолированные районы (в основном вертолётный)
Недостатки:
Высокая цена перевозок
Зависимость от погоды
Требует аэропорты
(кроме вертолётного)
Малая грузоподъёмность.
1.2. Значение авиационного
транспорта в транспортном комплексе
и экономике России
Изменения в структуре
гражданской авиации, происшедшие в
связи с переходом страны к рыночной экономике,
также повлекли за собой создание вместо
единой авиатранспортной системы сотен
отдельных авиакомпаний и предприятий.
А вместе с тем к образованию большого
количества собственников авиатехники
и многообразию экономических методов
ведения ими своих хозяйств В этих условиях
экономическая эффективность эксплуатации
авиатехники, разумеется, при соблюдении
безопасности полетов, обретает решающее
значение. В качестве примеров наиболее
эффективного использования новой экономической
ситуации можно привести опыт работы Аэрофлота,
Внуковских авиалиний и Газпромавиа.»
Воздушный транспорт
перевозит пассажиров параллельно
почти всем основным направлениям
железных дорог. При этом доля воздушных
перевозок больше железнодорожных на
линиях от Москвы до Екатеринбурга и Новосибирска
и далее на восток, а также от Москвы до
Сочи, Минеральных Вод, столиц стран СНГ.
Основные пассажиропотоки концентрируются
в восточном (Сибирь и Дальний Восток)
направлении.
Важное значение транспорт
имеет и в решении социально-экономических
проблем. Обеспеченность территории хорошо
развитой транспортной системой служит
одним из важных факторов привлечения
населения и производства, является важным
преимуществом для размещения производительных
сил и дает интеграционный эффект.
Специфика транспорта
как сферы экономики заключается
в том, что он сам не производит
продукцию, а только участвует
в ее создании, обеспечивая производство
сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию
потребителю. Транспортные издержки включаются
в себестоимость продукции. По некоторым
отраслям промышленности транспортные
издержки очень значительны, как, например,
в лесной, нефтяной отраслях промышленности,
где они могут достигать 30% себестоимости
продукции.
1.3. Факторы, влияющие
на территориальную организацию авиационного
транспорта.
Один из основных
факторов, сдерживающих развитие
конкурентоспособности, - нормативная
база, созданная как минимум 20 лет
назад. Наши конкуренты – западные
компании, работающие на российском
рынке, - находятся в другом правовом поле
и пользуются другими регулирующими документами.
Сейчас Россия имеет
прямое воздушное сообщение более
чем с 90 странами мира. Но престиж
отечественного воздушного транспорта
невысок вследствие:
Ø высоких тарифов на оплату
поездок, перевозки грузов;
Ø относительно невысокого
количества пассажиров и культуры их обслуживания;
Ø неудовлетворительного технического
состояния самолетов и значительной части
вертолетов (около 50% паркагражданской авиации используется
более 15-25 лет. Например АН-24)
Из- за долгой эксплуатации
самолетов, превышающих грань возможного
времени использования, самолеты находятся
в ужасном состояние. Из –за чего увеличивается
количество авиа катастроф.
Эволюция российских
перевозчиков происходит непозволительно
медленно. Границы отечественного,
когда-то обособленного рынка
становятся все тоньше и уязвимее,
что является совершенно логичным
следствием его развития. Все
больше российских перевозчиков
стремятся нарушить исторически сложившуюся
монополию одной авиакомпании и выйти
на чартерные и регулярные международные
маршруты, освоить новые направления.
А это в свою очередь, стимулирует приход
на наш рынок иностранных авиакомпаний:
межправительственные соглашения о воздушном
сообщении России с другими странами базируются
на принципе паритета.
Многократно уменьшилось
применение авиации в народном хозяйстве.
Вхождение гражданской авиации в рыночную
экономику проходило болезненно и с определенными
потерями. Вместе с тем многие трудности
удалось преодолеть. Главное – удалось
сохранить гражданскую авиацию России
и закрепить тенденции ее дальнейшего
развития.
Глава 2. Современное
состояние авиационного транспорта России
в процессе формирования рыночной экономики.
«Итоги контрольной
проверки Международной организацией
гражданской авиации обеспечения авиационной
безопасности в Российской Федерации.
В соответствии с планом проверок
авиационной безопасности государств
- членов Международной организации гражданской
авиации (ИКАО) в период с 9 по 10 июня 2008
года ИКАО осуществлена контрольная проверка
обеспечения мер авиационной безопасности
в Российской Федерации. В ходе проверки
рассмотрены меры, принятые Российской
Федерацией по реализации рекомендаций
комиссии ИКАО, проводившей плановую проверку
в сфере обеспечения авиационной безопасности
в период с 28 августа 2005-го по 6 января 2006
года.
В течение полутора лет велась
серьезная работа по реализации 37 рекомендаций
комиссии ИКАО. Был выполнен целый комплекс
мероприятий, согласованных с ИКАО и утвержденных
Минтрансом России.
За период после плановой проверки
Российской Федерации комиссией ИКАО
был принят ряд Федеральных законов, постановлений
Правительства Российской Федерации и
Федеральных авиационных правил (ФАП)
по авиационной безопасности, внесены
необходимые дополнения и изменения в
ФАП, в том числе:
- Федеральный закон Российской
Федерации "О транспортной безопасности"
от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ;
- Федеральный закон "О
внесении изменения в статью 85.1
Воздушного кодекса Российской
Федерации" от 04.12.2007 № 326-ФЗ;
- постановление Правительства
Российской Федерации "Об утверждении
Положения о лицензировании деятельности
по обеспечению авиационной безопасности"
от 22.12.2006 г. № 784;
- Программа авиационной
безопасности гражданской авиации
Российской Федерации, одобренная
Правительственной комиссией и
утвержденная приказом Минтранса
России от 18.04.2008 г. № 62;
- Правила проведения предполетного
и послеполетного досмотров, утвержденные
приказом Минтранса России от
25.07.2007 г. № 104;
- приказ Минтранса России
"О внесении изменений в
приказ Министерства транспорта
Российской Федерации от 28.11.2005 г.
№ 142 "Требования авиационной
безопасности к аэропортам" от
31.01.2008 г. № 20;
- приказ Минтранса России
"О внесении изменений в
приказ Федеральной службы воздушного
транспорта России "Сертификация
аэропортов. Процедуры" от 24.04.2000 г. №
98" от 07.09.2007 г. № 131.
В Ространснадзоре функционирует
система контроля и надзора за обеспечением
авиационной безопасности в аэропортах
и авиапредприятиях гражданской авиации
Российской Федерации. Организован и ведется
контроль за реализацией программ обеспечения
авиационной безопасности аэропортов
и авиакомпаний гражданской авиации. Проводятся
инспекционные проверки аэропортов и
авиапредприятий на соответствие принимаемых
мер авиационной безопасности сертификационным
и лицензионным требованиям. Практически
все аэропорты и авиапред-приятия ежегодно
подвергаются проверкам по авиационной
безопасности комиссиями Ространснадзора
и его территориальных органов.
Только в первом полугодии 2008
года Ространснадзором проведены более
150 инспекционных проверок по обеспечению
авиационной безопасности аэропортов,
авиакомпаний и авиапредприятий гражданской
авиации.
В аэропортах и авиакомпаниях
при методическом сопровождении со стороны
Рос-транснадзора переработаны и переутверждены
Программы обеспечения авиационной безопасности
с учетом требований 9 и 15 добавлений к
Руководству по безопасности ИКАО и 11
Поправки к Приложению 17 ИКАО.
Практически весь руководящий
состав аэропортов по авиационной безопасности,
авиапредприятий и сотрудники центрального
аппарата и территориальных органов госавианадзора
прошли обучение по авиационной безопасности
по программам ИКАО в Московском региональном
учебном центре ИКАО и получили международные
сертификаты за подписью генерального
секретаря ИКАО.
В международном аэропорту
Шереметьево в период с 2006 года по настоящее
время выполнены мероприятия по реализации
рекомендаций комиссии ИКАО.
В соответствии с распоряжением
Министерства транспорта Российской Федерации
от 28.04.2008 г. № ИЛ-32-р "О подготовке к
проведению Международной организацией
гражданской авиации контрольной проверки
в сфере обеспечения авиационной безопасности
в Российской Федерации в 2008 году" Ространснадзором
во взаимодействии с представителями
Минтранса России, Росавиации, ФСБ России,
МВД России, ОАО "Аэро-флот - российские
авиалинии", ОАО "Международный аэропорт
Шереметьево" и организациями, осуществляющими
аэропортовую деятельность в международном
аэропорту Шереметьево, была организована
работа по подготовке к указанной проверке.
Взаимодействие федеральных
органов исполнительной власти при подготовке
и проведении ИКАО контрольной проверки
осуществлялось заместителем министра
транспорта Российской Федерации Борисом
Королем.
Большая работа по подготовке
контрольной проверки была проведена
Ространснадзором непосредственно в штаб-квартире
ИКАО с руководством подразделения аудиторских
проверок.
Рабочей группой подготовлен
подробный отчет по выполнению рекомендаций
ИКАО, представленный аудиторам ИКАО.
Накануне контрольной проверки
ИКАО в апреле-мае 2008 года была проведена
плановая сертификация аэропорта Шереметьево,
авиакомпании "Аэрофлот - российские
авиалинии", ЗАО "АэроМаш-АБ" и
учебного центра ЗАО "Аэромаш-АБ",
что позволило повысить уровень авиационной
безопасности и готовность к контрольной
проверке ИКАО.
В семинаре от Российской Федерации
приняли участие представители Минтранса
России, Ространснадзора, Росавиации,
Межгосударственного авиационного Комитета,
ОАО "Международный аэропорт Шереметьево",
ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии",
ЗАО "АэроМАШ-АБ", а также представители
авиационных властей иностранных государств:
Германии, Албании, Армении, Азербайджана,
Хорватии, Киргизстана, Македонии, Румынии.