"Объединение гражданского
сектора и военного сектора
аэронавигации должно произойти
не только на бумаге, но и
в головах, и в сердцах", - считает
Александр Нерадько. К 2008 году завершено
организационно-функциональное объединение
военной и гражданской составляющих ЕС
ОрВД в 53 центрах. Из расформированных
военных секторов поступили более 300 единиц
техники связи и автоматизации управления
воздушным движением (УВД), приняты более
100 ранее арендуемых Минобороны России
каналов связи и дополнительно организована
аренда еще 27 каналов. Глава Росаэронавигации
особо подчеркивает, что передача от Минобороны
станций засекреченной армейской связи
осуществлялась без перерыва в их работе
- полеты не прекращались ни на один день.
Уже после объединения
гражданской и военной аэронавигации
успешно прошли учения Северного
и Балтийского флотов, стратегической
авиации и сил ПВО. По этому
поводу состоялось специальное
совещание представителей Росаэронавигации
и Минобороны. Командование ВМФ выразило
благодарность главному центру Госкорпорации
по ОрВд за профессиональное мастерство
и ответственное отношение к обеспечению
безопасности при организации полетов
боевой техники.
Предлагается решить
вопрос с руководством Минобороны по
освобождению учеников-авиадиспетчеров
в вузах от срочной службы по призыву,
как это было ранее, или же направлять
их во время службы на обеспечение полетов
госавиации.
Но не все так
гладко, как может показаться. В
частности, затягивается со стороны
Минобороны установка аппаратуры
"Ирбис", из-за чего необходимую
информацию ЦАИ отправляет по
стране с нарочными. И это при
том, что практически вся документация
в агентстве имеется в электронном виде.
На период до 2010 года Росаэронавигация
планирует разработать национальный план
исследований в интересах создания и развития
ЕС ОрВД с учетом НИОКР, заданных Государственной
программой вооружения и другими ФЦП.
К тому же Росаэронавигация принимает
участие в выполнении мероприятий Государственного
оборонного заказа и участвует в подготовке
проекта Государственной программы вооружения
на 2011 - 2020 годы.
Директор ФГУП "ГосНИИ
"Аэронавигация" Виктор Соломенцев
считает, что без научного обеспечения
развитию ЕС ОрВД не быть. Современный
самолет оборудован сложными системами
- навигации, связи, посадки, наблюдения,
обеспечения безопасности, ГЛОНАСС, автоматического
зависимого наблюдения и интегрированной
сети связи ATN. Все эти составляющие должны
работать в глобальной системе зональной
навигации, в системе предупреждения столкновений,
в единой системе глобальной спутниковой
навигации.
Среди актуальных направлений
научных разработок ученых в сфере аэронавигации
Виктор Соломенцев выделил следующие:
совершенствование структуры воздушного
пространства, сокращение норм продольно-вертикального
эшелонирования, внедрение зональной
навигации, разработка системы управления
пропускной способностью воздушного пространства,
разработка и внедрение систем предупреждения
аварийных ситуаций для авиадиспетчеров,
создание интегрированной системы обеспечения
безопасности воздушного движения на
основе инновационных технологий, разработка
схем укрупнения центров управления воздушным
движением, управление аэронавигационной
электронной информацией.
"Архитектура будущей
аэронавигационной системы должна прорабатываться,
ошибки в ее построении могут обернуться
функциональной несовместимостью с международными
системами и значительными экономическими
потерями как для самой ЕС ОрВД, так и для
пользователей воздушного пространства",
- подчеркивает Виктор Соломенцев. Сегодня
легко запутаться: есть глобальные мировые
концепции аэронавигации, существуют
российская и новая американская концепции.
Поэтому основной целью научных исследований
должно быть определение будущего вектора
в развитии аэронавигации и принципов
аэронавигационного планирования. Для
этого организованы экспериментальные
базы проектирования воздушного пространства.
Практическим выходом
научных разработок явилось успешное
завершение испытаний автоматического
зависимого наблюдения, позволяющего
контролировать полеты на любой
высоте. Внедрение зональной системы
автоматического зависимого наблюдения
дает значительную экономию финансовых
средств при обеспечении полетов на малых
высотах. Просчитана и проведена оптимизация
воздушных трасс, что дает экономию времени
для пассажиров, а также топлива и ресурсов
техники для авиакомпаний. В настоящее
время транзитные маршруты авиаполетов
в 35% случаев имеют азиатское направление,
в 32% случаев маршруты трансазиатские,
8% - трансвосточные, 5% - трансполярные,
4% - транссибирские, 3% - кроссполярные.
Принято решение о координации вместе
с ИКАО работ по дальнейшему развитию
и модернизации кроссполярных маршрутов,
открытых Россией для международных полетов
с 2000 года.
Актуальны дальнейшие
работы по дифференциальной системе
навигации для точного захода
воздушного судна на посадку.
Ведутся работы по развитию
экспертизы аэронавигационной информации,
полученной в результате геосъемки.
Создан центр защиты информации в условиях
требований общедоступности данных в
цифровом виде для всех потребителей воздушного
пространства.»
Транспортная система Российской
Федерации включает автомобильный, воздушный,
железнодорожный, морской, внутренний
водный и трубопроводный виды транспорта.
Элементами транспортной системы являются
также промышленный транспорт и городской
общественный транспорт. Транспорт обеспечивает
получение около 8% ВВП. На транспорте занято
свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения.
В транспортной системе России
воздушный транспорт является одним из
основных видов пассажирского транспорта
и занимает третье место по объему пассажирских
перевозок. В его общей работе перевозки
пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты
— 1/5.
Использование авиационного
транспорта дает большой временной выигрыш
(за счет большой скорости самолетов и
от спрямления трассы полета) по сравнению
с другими видами транспорта на средних
и особенно больших расстояниях. Считается,
что на расстояниях свыше 1000 км в пассажирских
перевозках начинает преобладать воздушный
транспорт. Поэтому не случайно среднее
расстояние перевозки одного пассажира
воздушным транспортом на внутренних
линиях достигает почти 2 тыс. км, что в
3 раза превышает аналогичный показатель
для железнодорожного транспорта (перевозки
пассажиров в дальнем сообщении).
Воздушный транспорт используется
в народном хозяйстве для перевозки срочных
грузов, выполняет работы при строительстве
трубопроводов, мостов, ЛЭП, участвует
в проведении работ для сельского хозяйства,
геологоразведки, рыбного промысла.
Особую роль играет воздушный
транспорт для слабоосвоенных районов
Сибири и Дальнего Востока, где он вместе
с сезонным речным транспортом часто является
единственным средством сообщения.
В районах Крайнего Севера и
приравненных к нему территориях большую
роль в перевозках грузов и пассажиров
играют вертолёты. Они доставляют грузы
и пассажиров на нефтепромыслы и другие
производственные объекты, геологические
партии к месту их работы, оказывают срочную
медицинскую помощь и т.д.
География воздушных перевозок
пассажиров определяется прежде всего
характером заселения и освоения отдельных
частей страны, территориальной организацией
систем городского расселения, размещением
крупных курортных зон, масштабами и направлениями
международных поездок.
Уровень развития воздушного
транспорта является показателем степени
научно-технического потенциала страны.
В последние годы замедлились темпы развития
воздушного транспорта. Спрос в транспортной
работе превышал предложение.
Основу парка гражданской авиации страны
составляют самолеты Ил-62, Ту-154, Ту-134, Як-40,
разработанные в 60-70-х годах и устаревшие
морально и физически (26% воздушных судов
находятся в эксплуатации от 15 до 30 лет).
В настоящее время техническая укомплектованность
наземной базы составляет 60%, а по аэровокзальным
комплексам — не более 50%. Износ основных
фондов оценивается в 70%. Поэтому остро
стоит вопрос технического перевооружения
воздушного транспорта, перехода на новые
типы отечественных самолетов (Ил-96-300,
Ту-204, Ил-114, Ан-70), имеющие лучшие летные
и эксплуатационные характеристики.
По своим функциям воздушный
транспорт относится к узкоспециализированным:
он осуществляет в основном пассажирские
перевозки на дальние и средние расстояния,
хотя и имеет большое значение в транспортировке
ряда ценных, скоропортящихся и срочных
грузов.
В силу размеров территории
России воздушному транспорту принадлежит
особая роль в обеспечении транспортной
доступности регионов и населенных пунктов.
Основными сферами использования воздушного
транспорта являются внутренние и международные
перевозки пассажиров на дальние расстояния, доставка срочных и дорогостоящих грузов,
а также транспортное обслуживание территорий,
лишенных других видов транспорта.
Реестр гражданских воздушных
судов Российской Федерации на начало
2002 насчитывал 5971 ед., в т.ч. 1998 магистральных
пассажирских и грузовых самолетов, 2040
вертолетов. В собственности авиакомпаний
– регулярных перевозчиков находится
порядка 4 тысяч воздушных судов. На рынке
авиаперевозок действует 267 авиакомпаний,
имеющих свидетельства эксплуатанта,
в т.ч. 85 – в государственной и муниципальной
собственности. 150 авиакомпаний выполняют
полеты по международным линиям.4
Объемы перевозок воздушным
транспортом начиная с 1992 года постоянно
снижались в силу падения реальных доходов
населения при вынужденном повышении
цен на авиабилеты (см. рис. 1, рис. 2.). Однако
в 1999-2000 гг. наступила стабилизация, а с
2001 года наметилась тенденция к росту
и на международных, и на внутренних авиалиниях.
Этому способствовали рост платежеспособного
спроса на авиаперевозки, а также меры
государственного регулирования по консолидации
авиабизнеса. Количество эксплуатантов
в 2002 составило 69% к уровню 1996 без ущерба
для качества обслуживания пассажиров.
Значительное развитие получили
воздушные перевозки грузов, объемы которых
выросли с 1995 по 2002 на 50%.
Важной проблемой гражданской
авиации является обновление парка. Согласно прогнозам, в 2004-2005
уровень спроса на авиаперевозки превысит
провозные возможности имеющегося парка
воздушных судов. Дополнительным фактором
является ужесточение международных экологических
требований к воздушным судам. В 2002 76% пассажирооборота
выполнялось отечественными воздушными
судами старого поколения, около 6% - отечественными
воздушными судами нового поколения (Ил-96,
Ту-204, Ту-214, Ан-38) и 18% - воздушными судами
иностранного производства. В 1995 было
прекращено приобретение воздушных судов
за счет бюджета. Для стимулирования обновления паркаотечественными воздушными
судами нового поколения при поддержке
государства реализованы механизмы лизинга
и частичного бюджетного субсидирования.
В Российской Федерации функционирует
496 аэропортов, из них 70 международных.
Около 90% пассажирской работы выполняется
в 64 аэропортах федерального значения.
Значительное внимание уделяется технической
модернизации аэропортов. В 2002 на эти цели
было направлено свыше 1 млрд. рублей бюджетных
средств. Одновременно осуществляется
реструктуризация сети аэропортов с учетом
их значимости и поэтапный переход к системе
узловых аэропортов.
Россия располагает самым большим
в мире воздушным пространством, которое
эффективно используется для транзитных
полетов иностранных воздушных судов,
в т.ч. по транссибирским и кроссполярным
воздушным маршрутам. В 2002 началась комплексная
техническая и организационная модернизация
Единой системы организации воздушного
движения, направленная на укрупнение
центров управления полетами, повышение
технического уровня и экономической
эффективности системы.5
В связи с актами терроризма
11 сентября 2001 года в США значительно обострилась
проблема предотвращения незаконного
вмешательства в деятельность воздушного
транспорта. Для решения этой задачи осуществляется
переоснащение аэропортов современными
средствами предполетного досмотра и
другие меры.
Таблица 1. Основные показатели
работы воздушного транспорта в 1994-2002
годах6
|
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
Перевозки пассажиров, млн.
чел. |
33,82 |
32,10 |
28,10 |
26,20 |
23,30 |
22,40 |
23,00 |
26,40 |
27,90 |
Пассажирооборот, млрд. пасс-км |
72,3 |
71,7 |
64,5 |
61,5 |
55,5 |
53,4 |
53,4 |
60,6 |
64,6 |
Перевозки грузов, млн. тонн |
0,68 |
0,60 |
0,77 |
0,84 |
0,65 |
0,75 |
0,77 |
0,86 |
0,90 |
Грузооборот, млн. т-км. |
1455,20 |
1562,40 |
2051,30 |
2496,00 |
1981,30 |
2256,60 |
2515,30 |
2626,10 |
2660,00 |
Рис 1. Объемы транспортной работы
авиапредприятий