Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 23:51, курсовая работа
Анализ дебиторской задолженности включает комплекс взаимосвязанных вопросов, относящихся к оценке финансового положения предприятия.
Дебиторская задолженность – это требования предприятия по отношению к другим предприятиям, организациям и клиентам на получение денег, поставку товаров или оказание услуг, выполнение работ.
Потребность в этом возникает у руководителей соответствующих служб; аудиторов, проверяющих правильность отражения долгов дебиторов и задолженности кредиторам; у финансовых аналитиков кредитных организаций и инвестиционных институтов. Однако первоочередное внимание анализу долговых обязательств должны уделять менеджеры самого предприятия.
Вследствие, всего вышесказанного можно сделать вывод, что тема данной курсовой работы «Анализ дебиторской задолженностью» является актуальной.
Введение ……………………………………………………………………………….. 3
1.Теоретические аспекты учета и анализа дебиторской задолженности…………... 5
1.1.Сущность и виды дебиторской задолженности……………………………….. 5
1.2. Обзор нормативных и законодательных документов дебиторской задолженности……………………………………………………………………….. 10
1.3. Методы инкассации дебиторской задолженности…………………………….. 14
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика организации…………... 19
Глава 3. Оценка и управление дебиторской задолженностью……………………… 30
3.1 Анализ дебиторской задолженности ООО «Лесок»…………………………... 30
3.2 Кредитная политика и её роль в управлении дебиторской задолженностью.. 34
3.3 Оборачиваемость дебиторской задолженности и пути ее ускорения в
ООО «Лесок» …………………………………………………………………….. 38
Глава 4. Пути совершенствования политики управления дебиторской задолженности………………………………………………………………………..… 41
Заключение……………………………………………………………………………… 43
Список литературы……………………………………………………………………... 46
За анализируемый период с 2009г – 2011г происходит увеличение оборотных средств. Наибольшую долю в составе оборотных средств занимает дебиторская задолженность в среднем за 2009г – 2011г более 50%, а в 2011г 64,24%. Это связано с несвоевременными расчетами покупателей за продукцию и оказанные услуги, что не благоприятно отражается на финансовом состоянии предприятия.
Значительную долю в структуре оборотных средств составляют запасы сырья и материалов, но наблюдается тенденция к их сокращению так в 2009г величина запасов составляла 52,25%, а в 2011г уже 34,49%, сокращение величины запасов сырья и материалов выразилось в результате уменьшения объемов производства продукции (работ, услуг).
Особенности кругооборота оборотных средств рассмотрим на основе данных структуры оборотных средств организации по состоянию на 1-е число каждого квартала 2011г.
Таблица 9 - Состав и структура оборотных средств на первые числа кварталов отчетного года (2011г.)
Виды оборотных активов |
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал | ||||
Тыс.руб. |
% |
Тыс.руб. |
% |
Тыс.руб. |
% |
Тыс.руб. |
% | |
Запасы |
218951 |
47,28 |
201792 |
44,93 |
232389 |
76,97 |
242989 |
34,49 |
В том числе: |
||||||||
Сырье, материалы |
59884 |
12,93 |
61894 |
13,78 |
68679 |
22,75 |
63115 |
8,96 |
Затраты в незавершенном производстве |
105603 |
22,81 |
94872 |
21,13 |
119110 |
39,45 |
166583 |
23,65 |
Готовая продукция |
26144 |
5,65 |
22241 |
4,95 |
22038 |
7,30 |
11085 |
1,57 |
Расходы будущих периодов |
27320 |
5,90 |
22785 |
5,07 |
22562 |
7,47 |
2206 |
0,31 |
НДС |
3452 |
0,75 |
3245 |
0,72 |
1568 |
0,52 |
3154 |
0,45 |
Дебиторская задолженность (в течении 12 мес.) |
126846 |
27,39 |
143995 |
32,06 |
56776 |
18,81 |
452590 |
64,24 |
В том числе: |
||||||||
Покупатели и заказчики |
41227 |
8,90 |
51624 |
11,50 |
30051 |
9,95 |
112835 |
16,02 |
Прочие дебиторы |
||||||||
Краткосрочные фин. вложения |
95525 |
20,63 |
95229 |
21,20 |
241 |
0,08 |
61 |
0,01 |
Денежные средства |
18294 |
3,95 |
4828 |
1,08 |
10942 |
3,62 |
5711 |
0,81 |
Всего |
463068 |
100,0 |
449089 |
100,0 |
301916 |
100,0 |
704505 |
100,00 |
Рассматривая кругооборот
Дебиторская задолженность в 2-м и 4-м квартале имела наибольший удельный вес во всех оборотных средствах, соответственно 32,06% и 64,24% соответственно. В 1-м квартале происходит снижение на 4,67%, а в 4-м сокращается в 2 раза, относительно 2 квартала.
Денежные средства во всех кварталах задействованы относительно одинаково и поэтому их доля в оборотных средствах низкая и за весь период они менее задействованы.
Рассмотрим состав и структуру дебиторской задолженности в ООО «Лесок» за анализируемый период. (Таблица 10)
Таблица 10 - Состав и структура дебиторской задолженности в ООО «Лесок».
Наименование |
На конец периода |
В среднем за 3 года | ||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
тыс. руб. |
% | ||
Дебиторская задолженность (платежи, по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) |
137889 |
139257 |
452590 |
243245 |
100 | |
в т. ч. покупатели и заказчики |
67502 |
51201 |
112835 |
77179 |
31,7 | |
авансы выданные |
61245 |
72668 |
334769 |
156227 |
64,2 | |
прочие дебиторы |
9142 |
15388 |
4986 |
9839 |
4,1 |
Дебиторская задолженность ООО
«Лесок» представлена следующими категориями:
расчеты с покупателями и заказчиками
- 31,7% (в среднем за 3 года); авансы
выданные (предоплата за продукцию) –
64,2%; расчеты с прочими дебиторами
– 4,1%. За анализируемый период дебиторская
задолженность предприятия
Особенностью ООО «Лесок»
3.2 Кредитная политика и её роль в управлении дебиторской задолженностью
Рассмотрим политику кредитования, осуществляемую в ООО «Лесок».
Отбор покупателей осуществляется путем анализа соблюдения ими надежной дисциплины в прошлом, их текущей платежеспособности, уровня их финансовой устойчивости и других финансовых показателей, характеризующих финансовое состояние покупателя.
Главной целью ООО «Лесок» является получение дополнительной прибыли за счет увеличения лесозаготовки, расширения номенклатуры выпускаемой продукции, повышения качества выпускаемой продукции, предоставления рабочих мест.
ООО «Лесок» осуществляет поставку своей продукции, как на внутренний рынок, так и на экспорт (внешний).
Основными покупателями лесопродукции ООО «Лесок» на внутреннем рынке по данным 2011 года являются:
· фансырья - ООО «Лестранссервис» г. Москва; ОАО «Фанплит» г. Кострома ;
· балансов хвойных - ОАО «Волга» г.Балахна; ООО «Кроностар» г.Шарья;
· балансов лиственных - ООО «Кроностар» г. Шарья;
· дров технологических - ООО «Кроностар» г. Шарья ;
· древесной муки- ЗАО «Средневолжский завод полимерных изделий» Самарская обл., ООО «Технопласт» г. Нижний Новгород, ОАО «Карболит» Московская обл., ООО «Бридж» г.Санкт-Петербург и др.
· профильные детали и детали для столярных изделий для садовых домиков - ООО «Партнер-М»
Основными покупателями продукции ООО «Лесок» на внешнем рынке являются:
· лесопродукции на экспорт - «Одек Холланд С.А.», Канада,
· экспортного пиломатериала - «Романе Легнами» (Италия) и «Линкольн ВУД» (Швейцария),
· древесной муки – ЗАО «Крымский Титан», ООО «Вант ЛТД»
В основе совершения расчетов между предприятиями лежат договорные отношения. ООО «Лесок» с покупателями, желающими приобрести продукцию предприятия, заключает договор купли-продажи на отгрузку продукции, выполненные работы или оказанные услуги предприятием. Заключение договоров происходит при непосредственной встрече руководителей предприятий с той и другой стороны.
Договоры по форме, заключаемые предприятием с покупателями используются двухсторонние (покупатель-продавец). В них в первую очередь указываются:
· наименования предприятий, выступающих в лице «Покупателя» - с одной стороны, и «Поставщика» - с другой;
· предмет договора («товар»);
· порядок и сроки поставки;
· цена и общая сумма договора;
· порядок расчетов;
· ответственность сторон;
· форс-мажор;
· прочие условия, в т.ч. момент вступления договора в действие, возможные причины его расторжения.
· адреса и банковские реквизиты сторон.
Затем договор подписывают и скрепляют печатью.
Цены на продукцию зависят от рынка сбыта и себестоимости продукции. Рынок сбыта зависит от спроса и предложения, и где продукция пользуется спросом, там цена больше.
С иностранными фирмами ООО «Лесок» заключает контракт. Цены на продукцию, реализуемые на экспорт, получаются выше, поскольку включают в себя расходы на доставку и другие затраты, но фактически продукция и на экспорт и на внутренний рынок реализуется по одинаковым ценам.
При возникновении взаимных обязательств расчеты осуществляются при помощи взаимозачетов.
При безналичных расчетах предприятие использует платежные поручения, которые представляют собой поручение хозяйствующего субъекта о перечислении определенной суммы со своего счета на счет другого хозяйствующего субъекта, имеющие электронную форму.
После отгрузки продукции ООО «Лесок» выписывает накладную с указанием количества, цены и общей стоимости продукции. В соответствии с заключенным договором и на основании накладной покупателю выставляется счет для подтверждения платежа покупателя, суммы платежа и товарности данной операции. Выписывается товарно-транспортная накладная, а не позднее 5 дней выписывается счет фактуры.
Задачами управления дебиторской задолженностью в ООО «Лесок» являются:
- формирование принципов
- определение возможной суммы оборотных активов отвлекаемых в дебиторскую задолженность по авансам выданным;
- формирования условий
- формирование системы штрафных
санкций за просрочку
В целях контроля за сроками погашения дебиторской задолженности ООО «Лесок» ранжирует ее по срокам возникновения применяя следующую группировку в днях: до 30 дней, от 30-60 дней, от 60-90 дней и более 90 дней.
ООО «Лесок» классифицирует своих
покупателей продукции с
· покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, к этой группе относиться ООО «Ветлужская торговая компания», ООО «Кроностар» ;
· покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска не возврата долга, к этой группе относиться ОАО «Парфинский фанкомбинат»;
Поскольку предприятие уже давно существует на рынке, и у него сложился определенный статус, поэтому покупатели, сотрудничая с ним, стараются вовремя или как можно раньше погасить свою задолженность.
Рассчитаем выгодность скидки с цены и отсрочки платежа
Таблица 11 – Сравнительный расчет выгодности скидки и отсрочки платежа
Показатели |
Отсрочка платежа 30 дней |
Инфляция в месяц |
1% |
Индекс цен |
1,01% |
Коэффициент снижения покупательной способности |
0,99 |
Потери от инфляции с каждой тысячи рублей |
10 |
Допустим, если ООО «Лесок» начнет предоставлять своим покупателям скидки при сокращении ими срока оплаты до 30 дней, то потери с каждой 1000 руб. выручки для предприятия составят 10 рублей.
С целью определения конкретных
причин образования дебиторской
задолженности проведем внутренний
анализ суммы дебиторской
3.3 Оборачиваемость дебиторской задолженности и пути ее ускорения в ООО «Лесок».
Рассмотрим анализ оборачиваемости
оборотных активов в ООО «
Таблица 12 - Анализ оборачиваемости
оборотных активов в ООО «
Наименование |
На конец периода |
Изменение 2011г. к 2009г. | ||
2009г. |
2010г. |
2011г. | ||
Выручка от реализации, тыс. руб. |
418943 |
646626 |
611573 |
192630 |
Величина оборотных активов, тыс. руб. |
318449 |
423207 |
704505 |
386056 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов |
1,19 |
1,74 |
1,08 |
- 0,11 |
Продолжительность оборота, дней |
307 |
210 |
338 |
31 |
Привлечение (высвобождение) средств из оборота, тыс. руб. |
-299711 |
226213 |
-40464 |
-340175 |
Информация о работе Оценка и управление дебиторской задолженностью