Оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ теоретических и практических аспектов эффективности коммерческой деятельности розничной торговли на примере Семилукского райпо.
Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением следующих задач:
раскрыть роль и место розничной торговли в современных условиях;
изучить понятие и сущность коммерческой работы в розничной торговле;
определить особенности коммерческой работы в розничной торговле;
проанализировать коммерческую деятельность Семилукского райпо;
разработать пути совершенствования коммерческой работы райпо;
объектом исследования является Семилукское райпо.

Файлы: 1 файл

курсовая ком. деят-ть.docx

— 104.16 Кб (Скачать файл)

 

    1. Эффективность коммерческой деятельности,

ее понятие и показатели.

 

В современных  условиях предприятия-участники рыночных отношений ориентированы не только на структурное и организационное  развитие, но и на повышение эффективности  коммерческой деятельности.

Определение эффективности коммерческой деятельности предприятий и организаций осуществляется с помощью показателей, оценивающих  две категории: экономическую эффективность  и экономический эффект.

Экономическая эффективность определяется как  соотношение между затратами  по вовлеченным производственным, материальным, финансовым, трудовым ресурсам и полученными  результатами.

Экономический эффект – это результат от функционирования предприятия, выражаемый такими показателями, как товарооборот и его структура, объем товарных запасов, валовой доход, прибыль.

Проведение  работы по оценке эффективности коммерческой деятельности предприятий и организаций  позволяет:

– быстро, качественно и профессионально определить результативность коммерческой работы как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;

– точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам производимых и реализуемых товаров, а также предоставляемых услуг;

– определять расходы на коммерческо-посредническую деятельность и тенденции их изменения, что необходимо для определения продажной цены и расчета рентабельности;

– находить оптимальные пути решения коммерческих проблем кооперативных предприятий и получения достаточной прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе;

– определить стратегические направления развития деятельности кооперативного предприятия;

– повысить конкурентоспособность предприятия или организации потребительской кооперации.

Эффективность коммерческой деятельности – это качество, обеспечивающее достижение поставленных целей. Количественно  эффективность определяют как отношение  результата к затратам.

Можно выделить два вида эффективности: внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя эффективность  – это способность оптимально использовать имеющиеся ресурсы.

Внешняя эффективность –  способность достигать намеченных целей.

Основные показатели внутренней и внешней эффективности  коммерческой деятельности приведены  в таблице 1.

Учет, всесторонний анализ и  оценка экономических показателей  путем сопоставления затратного и прибыльного механизм являются исходными в определении эффективности  коммерческой деятельности.

Таблица 1

Основные показатели внутренней и внешней эффективности коммерческой деятельности

Вид эффективности

Показатели

эффективности

Внутренняя

эффективность

Доход, прибыль (чистый доход), прибыль от реализации продукции, рентабельность производства, рентабельность продукции.

Внешняя

эффективность

Доля рынка, конкурентоспособность  продукции, удовлетворенность заинтересованных групп (покупатели, партнеры, персонал).


 

Схема технологии определения  затрат и результативности коммерческой деятельности торгового предприятия включает четыре блока составляющих элементов, направленных на выявление структуры затрат, установление соотношения между затратами и достигнутыми результатами функционирования объектов и использования ресурсов.

Для анализа и оценки показателей  по этой схеме применяются данные содержащиеся в бухгалтерской, экономической  и финансовой документации.

Первый блок. Одной из задач торгового предприятия  являет использование внеоборотных активов. В этих целях проводится анализ динамики реализации в стоимостном  выражении производственных и непроизводственных фондов, потенциальных технических  средств (патенты, лицензии, ноу-хау). Образованный прирост производства от перечисленных  активов позволяет установить конкурентоспособность  торгового предприятия на рынке.

Второй блок. Доведение  товаров до потребителя включает следующие этапы: закупки, поставки, складирование, предпродажная подготовка, реализация товаров. На этих этапах возникают непланируемые расходы на дополнительное привлечение транспорта, охранные мероприятия, выплачиваемые штрафы и др., в результате чего увеличивается общая сумма издержек, а значит, платежи должны находиться под постоянным контролем. С учетом особенностей и довольно четких границ в этапах обращения затраты предусматривается классифицировать в рамках каждого из них.

Третий  блок. Затраты по товарам включают закупочную цену, издержки обращения  и вспомогательные расходы. Их следует  фиксировать по группам товаров  однородного признака (многоэлементные). В зависимости от поставленной цели они могут относиться и к отдельным  конкретным товарам (одноэлементные).

Четвертый блок. К экономическим показателям, выражаемыми удельными параметрами, относятся: затраты на единицу продукции, торговой площади, складской емкости; расходы на одного работающего; относительные  величины издержек обращения товаров, валового дохода и прибыли. Анализ удельных затрат позволяет определить степень  использования объектов при прохождении через них товаров, в том числе и коэффициент нормативной устойчивости, а также оборачиваемость закупаемых и продаваемых товаров.

Завершающим этапом рассматриваемой схемы является сравнительный анализ, проводимый путем  соизмерения понесенных затрат с  достигнутыми результатами по данным элементам. По итогам анализа оценивается  качественная и количественная деятельность торгового предприятия и при  необходимости принимаются целенаправленные меры.

Для всесторонней оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия необходима система показателей, отражающая взаимосвязь  организации с внешней рыночной средой, организационное взаимодействие ее отдельных структурных подразделений.

Как было отмечено выше, для определения экономического эффекта торгового коммерческого  предприятия используется система  экономических показателей, которые  необходимо рассмотреть более подробно.

Важнейшим показателем эффективности  работы торгового (коммерческого) предприятия  является прибыль, в которой отражаются результаты всей торговой деятельности предприятия. Прибыль торгового  предприятия рассчитывается как  разность между всеми ее доходами и расходами.

Уровень прибыли характеризует  рентабельность торговых организаций  – один из показателей эффективности  их деятельности. Наиболее распространенный показатель рентабельности торговли –  отношение суммы прибыли к  товарообороту. Однако этот показатель не является единственным показателем  рентабельности торговой или коммерческой деятельности, ибо он показывает лишь долю чистого дохода торговли в сумме  товарооборота.

В связи с этим особое значение для оценки эффективности  коммерческой работы приобретает сопоставление  прибыли с произведенными затратами (издержками обращения) формула 1:

 

(П / Р) ⋅ 100 %,                                                (1)

 

где П – прибыль торгового предприятия за определенный период (в сумме);

Р – расходы торгового предприятия (в сумме).

Этот показатель позволяет  судить об эффективности коммерческой деятельности, так как показывает, какова доля прибыли на каждый рубль расходов по ведению коммерции.

К другим показателям эффективности  этой группы можно отнести: отношение  прибыли к фонду заработной платы; сумму прибыли, приходящуюся на одного работника торгового предприятия; отношение прибыли к основным и оборотным средствам и некоторые  другие.

Одним из качественных показателей  эффективности коммерческой работы являются издержки обращения (расходы  по осуществлению коммерческой деятельности). Издержки обращения представляют собой  выраженные в денежной форме затраты, связанные с осуществлением торговой деятельности.

Другим важным условием эффективности  коммерческой деятельности торгового  предприятия является скорость обращения  товаров, выражающаяся в показателе товарооборачиваемости. Ускорение  товарооборачиваемости является основным критерием оценки работы коммерческой организации, так как означает сокращение времени пребывания товаров в  сфере обращения, а значит, более  быстрый оборот денежных средств  и необходимость в их меньшей  величине для совершения торговых процессов.

Товарооборачиваемость –  это скорость обращения товаров  или время, в течение которого реализуются товарные запасы.

Товарооборачиваемость в  днях к обороту рассчитывается путем  деления среднего запаса товаров  на среднедневной оборот за какой-то период по формуле 2:

О = Зс / Тс/д ,                                                  (2)

где О – товарооборачиваемость в днях (продолжительность одного оборота);

Зс – средний запас товаров за определенный период; Тс/д – среднедневной товарооборот за тот же период.

Товарооборачиваемость, выражаемая числом оборотов среднего запаса за какой-то период времени (обычно за год), рассчитывается по следующей формуле 3:

 

К = П / Зс или  К = Ч / О,                                        (3)

 

где К – количество оборотов товарной массы за отчетный период;

П – объем продажи товаров за тот же период;

Зс – средний запас товаров за указанный период;

Ч – число дней в отчетном периоде;

О – товарооборачиваемость в днях (продолжительность одного оборота).

Вспомогательными показателями скорости обращения товаров являются такие показатели, как розничный  товарооборот на один квадратный метр торговой площади, оптово-складской  оборот на 1 кв.м. складской площади, имеющие органическую связь со скоростью  обращения товаров и эффективностью использования основных средств  торговой организации.

Результатом деятельности торгового  предприятия является стоимость  реализованных товаров и услуг. Поэтому эффективность коммерческой деятельности торгового предприятия  может быть выражена обобщающим показателем, рассматриваемым как отношение  стоимости реализованных товаров  и услуг к затратам на их реализацию.

В то же время для более  полной оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия возможно использование обобщающего показателя, когда сопоставляются результаты деятельности предприятия со всеми затраченными средствами.

В настоящее время не существует единой системы показателей, по которым  можно наиболее полно провести оценку эффективности коммерческой деятельности торговой организации. Исходя из сущности и содержания коммерческой деятельности, целесообразно проводить оценку ее эффективности, основываясь на оценке эффективности каждого из ее элементов. Оценив эффективность коммерческой деятельности по каждому из направлений, можно сделать вывод о том, насколько эффективна коммерческая деятельность торгового предприятия  в целом.

При оценке эффективности  договорной работы оптовой торговой организации принимается во внимание не только количество заключенных договоров  с поставщиками и покупателями, но и их качество, т.е. оценивается, насколько  выгодны для организации условия  договора, изучается степень и  методы контроля исполнения договорных обязательств, как партнерами, так  и самой организацией.

Для оценки эффективности  договорной работы необходимо соотнести  прибыль от сделки с затратами  на ее совершение, определить насколько  обоснованны затраты, предусмотренные  условиями договора.

Основным показателем  при анализе закупочной деятельности является объем закупок. Поэтому  для оценки эффективности деятельности оптовой торговой организации в  данном направлении, в первую очередь, необходимо проанализировать динамику общего объема закупок и его структуры. Структура объема закупок должна быть представлена как в разрезе  товарного ассортимента, так и  по каждому из поставщиков.

В качестве показателя эффективности  работы с поставщиками может выступать  наличие необоснованной и/или просроченной кредиторской задолженности, так как  своевременная оплата товаров и  услуг говорит об удовлетворительном финансовом состоянии организации, что характеризует его как  надежного партнера, позволяет прибегнуть к услугам банка по кредитованию оборотных средств и наладить новые деловые контакты.

Одним из основных направлений  закупочной деятельности является формирование ассортимента. Эффективность данной работы определяется в первую очередь  таким показателем, как рентабельность ассортимента. Под рентабельным ассортиментом  понимают такой ассортиментный набор, который в своей совокупности обеспечивает получение хозяйствующим  субъектом запланированного размера  прибыли.

Эффективность коммерческой деятельности по управлению товарными  запасами зависит не только от скорости оборачиваемости товарных запасов, но и от рентабельности затрат, связанных  с осуществлением закупок.

Информация о работе Оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия розничной торговли