Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 08:17, курсовая работа
Целью исследования является анализ теоретических и практических аспектов эффективности коммерческой деятельности розничной торговли на примере Семилукского райпо.
Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением следующих задач:
раскрыть роль и место розничной торговли в современных условиях;
изучить понятие и сущность коммерческой работы в розничной торговле;
определить особенности коммерческой работы в розничной торговле;
проанализировать коммерческую деятельность Семилукского райпо;
разработать пути совершенствования коммерческой работы райпо;
объектом исследования является Семилукское райпо.
ее понятие и показатели.
В современных условиях предприятия-участники рыночных отношений ориентированы не только на структурное и организационное развитие, но и на повышение эффективности коммерческой деятельности.
Определение
эффективности коммерческой деятельности
предприятий и организаций
Экономическая эффективность определяется как соотношение между затратами по вовлеченным производственным, материальным, финансовым, трудовым ресурсам и полученными результатами.
Экономический эффект – это результат от функционирования предприятия, выражаемый такими показателями, как товарооборот и его структура, объем товарных запасов, валовой доход, прибыль.
Проведение работы по оценке эффективности коммерческой деятельности предприятий и организаций позволяет:
– быстро, качественно и профессионально определить результативность коммерческой работы как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;
– точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам производимых и реализуемых товаров, а также предоставляемых услуг;
– определять расходы на коммерческо-посредническую деятельность и тенденции их изменения, что необходимо для определения продажной цены и расчета рентабельности;
– находить оптимальные пути решения коммерческих проблем кооперативных предприятий и получения достаточной прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе;
– определить стратегические направления развития деятельности кооперативного предприятия;
– повысить конкурентоспособность предприятия или организации потребительской кооперации.
Эффективность коммерческой деятельности – это качество, обеспечивающее достижение поставленных целей. Количественно эффективность определяют как отношение результата к затратам.
Можно выделить два вида эффективности: внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя эффективность – это способность оптимально использовать имеющиеся ресурсы.
Внешняя эффективность –
способность достигать
Основные показатели внутренней и внешней эффективности коммерческой деятельности приведены в таблице 1.
Учет, всесторонний анализ и
оценка экономических показателей
путем сопоставления затратного
и прибыльного механизм являются
исходными в определении
Таблица 1
Основные показатели внутренней и внешней эффективности коммерческой деятельности
Вид эффективности |
Показатели эффективности |
Внутренняя эффективность |
Доход, прибыль (чистый доход), прибыль от реализации продукции, рентабельность производства, рентабельность продукции. |
Внешняя эффективность |
Доля рынка, конкурентоспособность
продукции, удовлетворенность |
Схема технологии определения затрат и результативности коммерческой деятельности торгового предприятия включает четыре блока составляющих элементов, направленных на выявление структуры затрат, установление соотношения между затратами и достигнутыми результатами функционирования объектов и использования ресурсов.
Для анализа и оценки показателей по этой схеме применяются данные содержащиеся в бухгалтерской, экономической и финансовой документации.
Первый блок. Одной из задач торгового предприятия являет использование внеоборотных активов. В этих целях проводится анализ динамики реализации в стоимостном выражении производственных и непроизводственных фондов, потенциальных технических средств (патенты, лицензии, ноу-хау). Образованный прирост производства от перечисленных активов позволяет установить конкурентоспособность торгового предприятия на рынке.
Второй блок. Доведение товаров до потребителя включает следующие этапы: закупки, поставки, складирование, предпродажная подготовка, реализация товаров. На этих этапах возникают непланируемые расходы на дополнительное привлечение транспорта, охранные мероприятия, выплачиваемые штрафы и др., в результате чего увеличивается общая сумма издержек, а значит, платежи должны находиться под постоянным контролем. С учетом особенностей и довольно четких границ в этапах обращения затраты предусматривается классифицировать в рамках каждого из них.
Третий блок. Затраты по товарам включают закупочную цену, издержки обращения и вспомогательные расходы. Их следует фиксировать по группам товаров однородного признака (многоэлементные). В зависимости от поставленной цели они могут относиться и к отдельным конкретным товарам (одноэлементные).
Четвертый
блок. К экономическим показателям,
выражаемыми удельными
Завершающим
этапом рассматриваемой схемы является
сравнительный анализ, проводимый путем
соизмерения понесенных затрат с
достигнутыми результатами по данным
элементам. По итогам анализа оценивается
качественная и количественная деятельность
торгового предприятия и при
необходимости принимаются
Для всесторонней
оценки эффективности коммерческой
деятельности предприятия необходима
система показателей, отражающая взаимосвязь
организации с внешней рыночной
средой, организационное взаимодействие
ее отдельных структурных
Как было
отмечено выше, для определения экономического
эффекта торгового
Важнейшим показателем эффективности работы торгового (коммерческого) предприятия является прибыль, в которой отражаются результаты всей торговой деятельности предприятия. Прибыль торгового предприятия рассчитывается как разность между всеми ее доходами и расходами.
Уровень прибыли характеризует рентабельность торговых организаций – один из показателей эффективности их деятельности. Наиболее распространенный показатель рентабельности торговли – отношение суммы прибыли к товарообороту. Однако этот показатель не является единственным показателем рентабельности торговой или коммерческой деятельности, ибо он показывает лишь долю чистого дохода торговли в сумме товарооборота.
В связи с этим особое значение для оценки эффективности коммерческой работы приобретает сопоставление прибыли с произведенными затратами (издержками обращения) формула 1:
(П / Р) ⋅ 100 %, (1)
где П – прибыль торгового предприятия за определенный период (в сумме);
Р – расходы торгового предприятия (в сумме).
Этот показатель позволяет судить об эффективности коммерческой деятельности, так как показывает, какова доля прибыли на каждый рубль расходов по ведению коммерции.
К другим показателям эффективности
этой группы можно отнести: отношение
прибыли к фонду заработной платы;
сумму прибыли, приходящуюся на одного
работника торгового
Одним из качественных показателей эффективности коммерческой работы являются издержки обращения (расходы по осуществлению коммерческой деятельности). Издержки обращения представляют собой выраженные в денежной форме затраты, связанные с осуществлением торговой деятельности.
Другим важным условием эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия является скорость обращения товаров, выражающаяся в показателе товарооборачиваемости. Ускорение товарооборачиваемости является основным критерием оценки работы коммерческой организации, так как означает сокращение времени пребывания товаров в сфере обращения, а значит, более быстрый оборот денежных средств и необходимость в их меньшей величине для совершения торговых процессов.
Товарооборачиваемость – это скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные запасы.
Товарооборачиваемость в днях к обороту рассчитывается путем деления среднего запаса товаров на среднедневной оборот за какой-то период по формуле 2:
О = Зс / Тс/д ,
где О – товарооборачиваемость в днях (продолжительность одного оборота);
Зс – средний запас товаров за определенный период; Тс/д – среднедневной товарооборот за тот же период.
Товарооборачиваемость, выражаемая числом оборотов среднего запаса за какой-то период времени (обычно за год), рассчитывается по следующей формуле 3:
К = П / Зс или К = Ч / О,
где К – количество оборотов товарной массы за отчетный период;
П – объем продажи товаров за тот же период;
Зс – средний запас товаров за указанный период;
Ч – число дней в отчетном периоде;
О – товарооборачиваемость в днях (продолжительность одного оборота).
Вспомогательными показателями
скорости обращения товаров являются
такие показатели, как розничный
товарооборот на один квадратный метр
торговой площади, оптово-складской
оборот на 1 кв.м. складской площади,
имеющие органическую связь со скоростью
обращения товаров и
Результатом деятельности торгового
предприятия является стоимость
реализованных товаров и услуг.
Поэтому эффективность
В то же время для более
полной оценки эффективности коммерческой
деятельности предприятия возможно
использование обобщающего
В настоящее время не существует единой системы показателей, по которым можно наиболее полно провести оценку эффективности коммерческой деятельности торговой организации. Исходя из сущности и содержания коммерческой деятельности, целесообразно проводить оценку ее эффективности, основываясь на оценке эффективности каждого из ее элементов. Оценив эффективность коммерческой деятельности по каждому из направлений, можно сделать вывод о том, насколько эффективна коммерческая деятельность торгового предприятия в целом.
При оценке эффективности
договорной работы оптовой торговой
организации принимается во внимание
не только количество заключенных договоров
с поставщиками и покупателями, но
и их качество, т.е. оценивается, насколько
выгодны для организации
Для оценки эффективности договорной работы необходимо соотнести прибыль от сделки с затратами на ее совершение, определить насколько обоснованны затраты, предусмотренные условиями договора.
Основным показателем при анализе закупочной деятельности является объем закупок. Поэтому для оценки эффективности деятельности оптовой торговой организации в данном направлении, в первую очередь, необходимо проанализировать динамику общего объема закупок и его структуры. Структура объема закупок должна быть представлена как в разрезе товарного ассортимента, так и по каждому из поставщиков.
В качестве показателя эффективности работы с поставщиками может выступать наличие необоснованной и/или просроченной кредиторской задолженности, так как своевременная оплата товаров и услуг говорит об удовлетворительном финансовом состоянии организации, что характеризует его как надежного партнера, позволяет прибегнуть к услугам банка по кредитованию оборотных средств и наладить новые деловые контакты.
Одним из основных направлений закупочной деятельности является формирование ассортимента. Эффективность данной работы определяется в первую очередь таким показателем, как рентабельность ассортимента. Под рентабельным ассортиментом понимают такой ассортиментный набор, который в своей совокупности обеспечивает получение хозяйствующим субъектом запланированного размера прибыли.
Эффективность коммерческой деятельности по управлению товарными запасами зависит не только от скорости оборачиваемости товарных запасов, но и от рентабельности затрат, связанных с осуществлением закупок.
Информация о работе Оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия розничной торговли