Оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ теоретических и практических аспектов эффективности коммерческой деятельности розничной торговли на примере Семилукского райпо.
Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением следующих задач:
раскрыть роль и место розничной торговли в современных условиях;
изучить понятие и сущность коммерческой работы в розничной торговле;
определить особенности коммерческой работы в розничной торговле;
проанализировать коммерческую деятельность Семилукского райпо;
разработать пути совершенствования коммерческой работы райпо;
объектом исследования является Семилукское райпо.

Файлы: 1 файл

курсовая ком. деят-ть.docx

— 104.16 Кб (Скачать файл)

Главным показателем эффективности  не только коммерческой работы по оптовой  продаже товаров, но и коммерческой деятельности организации в целом, является оптовый товарооборот. Анализ его структуры в разрезе ассортимента позволяет выявить неходовые, убыточные  товары. Полученная информация поможет  организации оптимизировать торговый ассортимент, разработать мероприятия  по стимулированию продаж данных товаров. Однако данный показатель в большей  степени характеризует спрос  на реализуемый товар, нежели экономический  эффект. Поэтому для оценки эффективности  сбытовой деятельности применяются  относительные показатели: рентабельность продаж и рентабельность затрат на реализацию, а также скорость обращения  товаров.

Также при оценке эффективности  коммерческой деятельности по оптовой  продаже товаров проводится анализ работы с покупателями по количеству заключенных договоров, структуре  товарооборота по каждому из покупателей, анализируется дебиторская задолженность, а также степень удовлетворения покупателей.

Эффективность сбытовой деятельности зависит также от реализуемой  фирмой ценовой политики. При оценке эффективности ценовой политики фирмы изучают динамику и уровень  цен реализации, а также определяют следующие показатели:

    • валовой доход фирмы за период;
    • средний уровень торговой надбавки, принятой в организации;
    • уровень торговой надбавки в цене по товарным группам;
    • сумма прибыли и ее удельный вес в торговой надбавке;
    • сумма издержек на реализацию и их доля в сумме валового дохода.

Одним из направлений коммерческой деятельности торговой организации  является рекламная деятельность. При  оценке эффективности реализации рекламных  мероприятий определяется прирост  товарооборота в результате проведения стимулирующих мероприятий; сумма  прибыли, полученной вследствие применения рекламы; сумма затрат на рекламные  мероприятия; рентабельность затрат на рекламу.

К основным показателям экономической  эффективности коммерческой деятельности относятся рентабельность активов  и оборачиваемость оборотных  средств.

Оборачиваемость оборотных  средств характеризует эффективность  их использования: чем быстрее оборачиваемость, тем эффективнее деятельность организации. Данный показатель характеризует деловую  активность организации. Оборачиваемость  обычно определяют в днях оборота  делением средних остатков оборотных  средств на среднедневной товарооборот или умножением средних остатков оборотных средств на число дней анализируемого периода и делением на товарооборот за этот период. Рентабельность активов рассчитывается как отношение  прибыли (отчетного периода/чистой) к среднегодовой стоимости активов. Данный показатель характеризует эффективность  использования вовлеченного в хозяйственный  оборот капитала.

 

 

 

 

      

       

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ коммерческой деятельности СЕМИЛУКСКОГО РАЙПО

2.1. Организационно  – экономическая характеристика 

Семилукского  райпо

 

Объектом исследования является Семилукское районное потребительское  общество (Семилукское райпо), созданное  по территориальному признаку на основе членства путем объединения его  членами имущественных паевых взносов  для торговой. Заготовительной, строительной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Юридический адрес: 396810, Воронежская область, город Семилуки, ул. Рязанцева, 1.

Кооперативное движение в  районе имеет давнюю историю. Первые потребительские общества были созданы в советское время из разрозненных мелких торговых лавок. В первые годы своего существования кооператоры арендовали часть помещений под лавки у местных жителей, иногда прямо в чуланах.

Семилукская кооперация занималась не только торговлей, но и заготовками, производством, имела чайную, промкомбинат, на котором валяли валенки, шили сапоги, фартуки, лепили гончарные изделия, производили черепицу, кольца для колодцев.

После войны многоотраслевое  кооперативное хозяйство развивалось  высокими темпами, обновлялась материально-техническая база, в селах начали появляться магазины, столовые.

За период существования  потребительской кооперации ее организационная структура в Семилукском районе неоднократно менялась. Это было вызвано как территориальными изменениями, так и необходимостью оптимизации системы управления кооперативным хозяйством.

Семилукское райпо в своей  деятельности руководствуется Гражданским  Кодексом РФ, Законом РФ «О потребительской  кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ», уставом, международными принципами кооперации.

Общество является некоммерческой организацией, имеющей самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках, печать с фирменным наименованием, бланки, штампы и другие реквизиты.

Главной целью общества является удовлетворение материальных и иных потребностей его членов и населения  в товарах и услугах.

Для реализации уставной цели Семилукское райпо осуществляет:

  • торговую деятельность, путем создания магазинов, коммерческих центров, ларьков и киосков;
  • производство и реализацию продуктов сельскохозяйственного назначения, продовольственных и промышленных товаров;
  • заготовительную деятельность, в том числе сбор и реализацию сырья из 
    дикорастущих лекарственных растений и т. д.

Согласно Уставу (приложение 1) Семилукское райпо обладает следующими полномочиями:

  • информировать пайщиков о деятельности потребительской кооперации 
    через средства массовой информации, в том числе через газету «Российская 
    кооперация»;
  • учреждать хозяйственные общества, создавать учреждения, в том числе 
    представительства, филиалы;

- участвовать в хозяйственных обществах, кооперативах, быть вкладчиком в товариществах на вере и т.д.

Основным типом магазинов, действующих в системе потребительской  кооперации райпо, является товары повседневного  спроса. Данный тип магазинов является наиболее распространенным, особенно в условиях села.

График работы магазинов  райпо в основном с 8-9 часов утра до 17-18 часов вечера с одночасовым перерывом в работе. 10 магазинов имеет продленный график работы до 20 часов, 15 магазинов функционирует без выходных.

Вступление в пайщики  общества является добровольным.

Пайщиками общества могут  быть граждане, достигшие возраста шестнадцати лет, и юридические лица. Вступавший в общество становится его пайщиком после принятия решения советом общества и уплаты вступительного и паевого взносов.

Объектами права собственности  общества являются имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, сырье и материалы, деньги, ценные бумаги, другое имущество производственного, потребительского, социального и иного назначения, продукты интеллектуального и творческого труда.

К принципам ведения экономической  деятельности в обществе относятся:

  • безубыточность общества;
  • демократичность управления всеми видами хозяйственной деятельности;
  • ответственность председателя совета общества, членов совета общества, 
    председателя и членов правления общества за результаты экономической деятельности общества.

В целях определения перспектив развития, осуществления текущей  экономической деятельности в обществе разрабатываются основные направления, долгосрочный и краткосрочный прогнозы социально-экономического развития, текущие планы хозяйственно-финансовой деятельности, анализируются результаты хозяйственно-финансовой деятельности за отчетный период. Текущие планы финансово-хозяйственной деятельности и мероприятия по их обеспечению утверждаются советом общества.

Управление обществом  осуществляют общее собрание, совет  общества и правление. Исполнительным органом общества является правление. Контроль за соблюдением устава общества, его финансовой и хозяйственной деятельности, а также за созданными им организациями и подразделениями осуществляет ревизионная комиссия.

Для Семилукского райпо характерна линейно-функциональная структура управления, представленная на рис.1.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Организационная структура  управления Семилукского райпо.

 

Сущность данной структуры  управления состоит в том, что  всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий  определенный коллектив. При разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих  решений, программ, планов ему помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (аппарата управления, бухгалтерии, торгового отдела), чтобы способствовать эффективному управлению на линейном уровне.

В райпо ведется учет всех хозяйственных операций с составлением бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности. Ответственным за ведение  бухгалтерского учета и своевременную  сдачу отчетности является председатель правления общества. Достоверность данных, содержащихся в годовой отчетности, подтверждается ревизионной комиссией.

Трудовые отношения в  райпо регулируются законодательством  РФ о труде, законом РФ «О потребительской кооперации в РФ» и уставом. Совет общества для выполнения своих задач самостоятельно осуществляет наем работников, определяет размеры заработной платы и иные льготы и гарантии.

Реорганизация и ликвидация общества может осуществляться по решению участковых собраний. С последующим принятие решения общего собрания уполномоченных пайщиков.

Социальная направленность в деятельности организаций потребительской кооперации, присутствовала на всех этапах развития. Но в последние годы этому направлению придается приоритетное значение. Организации потребительской кооперации взяли на себя решение проблем предоставления бытовых услуг, организации досуга, материальной поддержки обслуживаемого населения.

В настоящее время в  обществе работают парикмахерские, осуществляется оказание ритуальных услуг.

В целях поддержания развития личных подсобных хозяйств граждан организовано сепарирование молока, дробление зерна на корм скоту и птице.

Сельское население высокими темпами стареет и нуждается  в лекарствах, а иногда просто в  живом общении. Работниками общества организована продажа медицинских препаратов, прием заказов на них. В магазинах имеются чайные столы, библиотечки, где можно посидеть, пообщаться с продавцами и другими покупателями, или просто посидеть и отдохнуть.

Конечно, все вышеперечисленные  усилия кооператоров по поддержке населения по объемам не столь значительны, как хотелось бы, и не могут в полной мере заменить ранее существовавшую государственную поддержку, но уже есть хорошие заделы и их следует целенаправленно развивать. А для этого необходимо дальнейшее совершенствование и диверсификация кооперативного хозяйства, повышение его эффективности. Диверсификация деятельности способствует большей выживаемости организаций потребительской кооперации в условиях рынка и наиболее полному использованию имеющихся ресурсов. Основной деятельностью потребительского общества является торговля, которая занимает свыше 80% в общем объеме деятельности.

Рассмотрим структуру  объемов деятельности Семилукского райпо за 2009 – 2011 г.г. в таблице 2.

 Таблица 2

Структура объемов хозяйственной  деятельности Семилукского райпо 

за 2009 2010 г.г.

(тыс. руб.)

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Темп роста, %

сумма

уд. вес, %

сумма

уд. вес, %

сумма

уд. вес, %

2010 г.

от 

2009 г.

2011 г.

от 

2010 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Оборот розничной торговли

85200

82,3

100835

91,4

95500

91,15

118,4

94,7

Оборот оптовой торговли

-

-

-

-

4495

4,29

-

-

Оборот общественного питания

10451

10,09

7377

6,69

42

0,04

70,6

0,57

Объем производства

103

0,10

64

0,06

-

-

62,1

-

Объем предоставляемых услуг

110

0,11

101

0,09

-

-

91,8

-

Объем других видов деятельности

7658

7,40

1945

1,76

4735

4,52

25,4

243,4

Совокупный объем деятельности

103522

100,0

110322

100,0

104772

100,0

106,6

95,0

Информация о работе Оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия розничной торговли