Оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 08:17, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ теоретических и практических аспектов эффективности коммерческой деятельности розничной торговли на примере Семилукского райпо.
Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением следующих задач:
раскрыть роль и место розничной торговли в современных условиях;
изучить понятие и сущность коммерческой работы в розничной торговле;
определить особенности коммерческой работы в розничной торговле;
проанализировать коммерческую деятельность Семилукского райпо;
разработать пути совершенствования коммерческой работы райпо;
объектом исследования является Семилукское райпо.

Файлы: 1 файл

курсовая ком. деят-ть.docx

— 104.16 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Организация  договорных отношений Семилукского райпо с поставщиками и ее экономическое обоснование

 

Основным источником поступления  потребительских товаров в сферу  торговли  являются производство и  сельское хозяйство. В коммерческой работе по организации закупок продовольственных  товаров очень важно выявить, изучить и выбрать наиболее благоприятные  источники поступления товаров.

Разнообразие ассортимента вырабатываемых товаров, специализации  производства предопределяют многообразие поставщиков и необходимость  их всестороннего изучения с точки  зрения ассортимента и объёма вырабатываемых товаров,  условий поставки и других факторов.

Все источники товарных ресурсов по территориальному признаку подразделяются; местные, областные, республиканские.

В первую очередь необходимо максимально вовлекать местные  ресурсы в товарооборот; непосредственные контакты изготовителя и покупателя повышают эффективность взаимоотношений, снижают расходы по доведению  товаров до потребителя, позволяют  лучше и оперативнее реагировать  на изменения  происходящие на рынке.

С развитием рыночных отношений  расширяется практика свободной  закупки товаров на основе инициативы продавца и покупателя в соответствии с их договорённостью. В этом случае значительно возрастает ответственность  за правильный выбор поставщика. Выбор  поставщика является составной частью планирования закупок. Правильный выбор поставщика в конечном итоге определяет эффективность коммерческой деятельности по оптовым закупкам. От этого зависит, на каких условиях будет заключён договор, но ещё больше на этот выбор влияет  исполнение договорных обязательств.  Если партнёр окажется неисполнительным, то все усилия по поиску и заключению договоров  по оптовым закупкам будут напрасны это чревато потерей денежных доходов и  времени. Таким образом, от правильного выбора поставщика зависит конечный итог всей проделанной работы, что в итоге скажется на прибыли предприятия.

При выборе поставщика предпочтение отдаётся тем, с кем уже заключались  договора и установились взаимовыгодные партнёрские отношения, устраивающие обе стороны, однако нужно не забывать заниматься так же и поиском новых  партнёров.

Выбирая поставщика, необходимо обратить внимание  на объём  и  сроки поставки, предложенный ассортимент, срок оплаты за поставленные товары. Целесообразно  выбирать тех поставщиков, которые  могут максимально удовлетворить  потребность в товарах по объёму и ассортименту, по качеству товаров  и которые могут поставить  товар в необходимом количестве и в необходимые сроки.

Коммерческая деятельность любого предприятия невозможна без  совершения сделок и заключения договоров, потому что договор – это та форма, в которой воплощается  цель и задачи коммерсантов по удовлетворению спроса определенного сегмента рынка  и получению прибыли. Поэтому  организация договорной работы на уровне современных требований составляет одну из важнейших функций коммерческой службы кооперативной торговли.

Организация договорной работы на торговых предприятиях подразделяются на три этапа:

  • преддоговорная работа;
  • непосредственное заключение договоров и сделок, изменение, дополнение, расторжение;
  • учет и контроль исполнения договорных обязательств.

Заключение договоров  на поставки в Семилукское райпо  начинается с преддоговорной работы. Перед  заключением договоров  решаются вопросы организационного, правового, экономического и методического  характера. Исходя из этого разграничиваются обязанности по ведению преддоговорной работы между функциональными подразделениями райпо, а также устанавливается порядок прохождения документации,  связанной с заключением договоров.

Коммерческая служба определяет потребность в товарах на основе изучения спроса населения, осуществляет поиск и выбор поставщиков  товаров, конкретизирует основные условия  договоров, касающиеся ассортимента, порядка, сроков поставки и оплаты товаров, транспортных условий, тары и упаковки, формы отгрузки, дополнительных условий,  имущественной  ответственности. В итоге коммерческая служба определяет выгодность договора с точки зрения эффективной работы райпо и для конечного потребителя.

Экономическая и бухгалтерская  службы определяют целесообразность закупки  товаров и источников их финансирования.

Коммерческая служба разрабатывает  формы типовых договоров,  после  визирования договора, рассматривают  его с точки зрения правомерности  и соответствия действующему законодательству. Часто предприятия поставщики присылают  свой типовой договор в двух экземплярах, если все указанные в договоре условия устраивают и поставщика и покупателя, то договор подписывается  сразу, если возникают разногласия  по каким-то пунктам договора, то составляется протокол разногласия. Однако если при  согласовании условий стороны не пришли к единому мнению и не урегулировали  разногласия, договор считается  незаключённым.

Общее руководство организацией договорной работы возлагается на руководителя райпо и его заместителей.

Коммерческие договоры Семилукского райпо заключает в основном на республиканских, областных  оптовых  ярмарках, вне ярмарок (во время торговых переговоров у поставщика или  покупателя или по телефону).

Заключение договоров  поставки на оптовых ярмарках между  потенциальными продавцами и покупателями имеет ряд преимуществ перед  другими способами заключения договоров. Закуп ведётся по представленным образцам товаров,  что даёт возможность  для сравнения одинаковых по своему назначению товаров, но выпускаемых  разными изготовителями. Выбор делается в пользу конкурентоспособного товара, что позволит предъявлять  высокие  требования к качеству, упаковке товаров, удовлетворяющего    потребности  обслуживаемого населения, (что позволит увеличить объёмы продаж, а значит увеличить свои доходы) и способы  его доставки.

Упрощается и ускоряется процедура заключения договоров  поставки и разрешения возникающих  разногласий, так как ярмарка  проходит в среднем пять дней. К  сожалению, Семилукское  райпо не закупает на оптовых ярмарках продуты, что является существенным недостатком в деятельности предприятия.

По поставке  товаров  Семилукское райпо заключает  два вида договоров; договор поставки, договор купли-продажи.

Анализируя условия поставок   отдельных договоров,   можно   отметить, что в большинстве случаев  договора заключаются  сроком на один год и продлеваются. Как правило, качество поступающих    товаров  соответствует требованиям ГОСТов, ТУ.   Поставка товаров предусматривается как в порядке самовывоза , так и силами,  и средствами поставщика, в случае поставки товара поставщиком  транспортные расходы несёт поставщик,  если  доставка товара производится силами покупателя то транспортные расходы делятся на обе стороны поровну. Упаковка  отвечает требованиям   ГОСТов и ТУ,  многооборотная тара подлежит возврату поставщику ли  входит в цену  товара. Оплата за поставленные товары производится либо в порядке предварительной оплаты,  либо   путём выставления платёжного требования. Ответственность предусматривается,  как со   стороны Покупателя,    так и со стороны Поставщика. В договорах   указывается цель приобретения товаров – это, как правило, для  розничной торговли. Структура договоров выдержана имеются все существенные условия; ассортимент, количество, цена товара, цель приобретения.

Заключительным этапом  является учёт и контроль выполнения договорных   обязательств.

Для выявления резервов роста  эффективности работы, коммерческой службе необходимо рассчитать эффективность каждой коммерческой сделки, т.е. предлагаемую эффективность от реализации партии товара и сравнить её с результатами фактической продажи партии.

 

2.4. Организация  торгового обслуживания населения 

в Семилукском  райпо и ее качество

 

Особая роль в розничной  торговле принадлежит организации  продажи и обслуживания покупателей. От уровня обслуживания покупателей  во многом зависит эффективность  торговли. Требования, предъявляемые  к торговому обслуживанию, установлены  Федеральным законом «О защите прав потребителей» от 18 июля 2011г. (последняя  редакция) №2 – ФЗ и Кодексом РФ об административных нарушениях.

На обслуживание покупателей  определенное влияние оказывают  используемые методы продажи товаров. В розничной торговле применяются  следующие методы реализации товаров: через прилавок, с открытой выкладкой  товаров, по образцам, самообслуживание покупателей, что позволяет спланировать покупательские потоки, увеличить пропускную способность, обеспечить удобства по выбору товара и создать комфортную обстановку в торговой зоне.

Наиболее характерные  элементы, определяющие уровень торгового  обслуживания покупателей, приведены  на рис. 2

  













Рис. 2. Элементы обслуживания покупателей на розничном торговом предприятии

 

Качество торгового обслуживания неразрывно связано с таким понятием, как «культура торговли». Культура торговли определяется, прежде всего, развитием материально – технической базы предприятий, использованием информационно – компьютерных технологий, прогрессивных форм продажи и методов обслуживания, соблюдением правил по стандартизации, установлением удобного для покупателей режима работы торговых предприятий, имиджем магазина, рекламой товаров и стимулированием продаж.

Торговое обслуживание населения  Семилукского райпо осуществляют 392 торговых предприятия, из них 251 магазинов, 36 павильонов, 105 киосков, 2 рынка (307 торговых мест), 66 предприятий общественного питания на 3211 посадочных места. В структуре розничного товарооборота преобладают продовольственные  товары. Кроме того, материально – техническая база райпо включает 3 приемозаготовительных пункта, скотоубойный пункт, 6 складских помещений.

Торговая деятельность является самой обширной сферой деятельности в структуре райпо. Самой главной задачей данной отрасли является удовлетворение насущных потребностей жителей всех населенных пунктов района в товарах и услугах. В зоне деятельности потребительской кооперации района расположено 76 малых населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети, в которых проживает 29,7 тыс. человек.

За 2011 год предприятиями  райпо через розничную торговую сеть было продано товаров на сумму 104772 тыс. рублей, темп роста оборота розничной торговли в сопоставимых ценах при этом составил 94,7%.

 

2.5. Оценка эффективности  коммерческой деятельности Семилукского  райпо

 

Успешное функционирование торгового предприятия возможно при проведении систематических  глубоких исследований его коммерческой деятельности в зависимости от меняющейся рыночной среды.

 Данные, необходимые для  определения эффективности коммерческой  деятельности Семилукского райпо  представлены в таблице 6.

Таблица 6

Исходные данные расчета  эффективности коммерческой деятельности Семилукского райпо

Показатели

Годы

2009

2010

2011

1

2

3

4

  1. Оборот розничной торговли

85200

100835

95500

  1. Прибыль

2271

2236

3449

3.Собственный капитал

12035

11005

11557

4.Долгосрочные обязательства

996

987

1186

5.Внеобротные активы 

1741

11522

11730

6.Текущие обязательства 

7332

8719

9208

7.Издержки обращения

20383

21858

17894

8.Товарные запасы

7482

6515

6871

9.Запасы и затраты по  балансу

7747

6975

7231

10.Денежные средства, расчеты  и прочие оборотные активы

400

456

960

11.Дебиторская задолженность

1475

1758

1909

12.Собственные оборотные  средства

8622

7669

8694

13.Средний товарный запас

6581

6998,5

6693

Информация о работе Оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия розничной торговли