Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:46, курсовая работа
Цель данной работы - раскрыть сущность рентабельности и наметить пути ее повышения.
Основные задачи:
1.рассмотреть понятие, роль и функции рентабельности продукции на предприятии;
2.охарактеризовать систему показателей рентабельности, способы их расчета;
3.наметить пути повышения рентабельности на примере продуктового магазина «Продукты».
Введение.
Глава 1. Теоретические основы анализа рентабельности предприятия.
Общее понятие и сущность рентабельности.
Группы показателей рентабельности, методика расчета и анализа основных показателей рентабельности.
Глава 2. Оценка рентабельности деятельности предприятия на примере магазина «Продукты».
2.1.Характеристика магазина «Продукты».
2.2. Оценка рентабельности деятельности магазина «Продукты».
2.3. Пути повышения рентабельности.
Заключение.
Список используемой литературы.
Наиболее распространенными показателями в практике отечественных предприятий являются:
Рентабельность продукции - определяется как отношение прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной, товарной или реализованной);
Рентабельность изделия - определяется как отношение прибыли, закладываемой в цену изделия, к себестоимости изделия;
Рентабельность оборота - рассчитывается как частное от деления величины чистой прибыли на объем реализованной продукции.
Кроме того, предприятие может использовать и ряд других показателей рентабельности для характеристики уровня доходности своих активов, ресурсов и продукции.
Рентабельность производства (Рпр) определяется по формуле:
Рпр = (Пп/(ОПФ+НОС))*100%, где
Пп - прибыль предприятия, руб.;
ОПФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;
НОС - нормируемые оборотные средства, руб.
Рентабельность реализованной продукции (Рп) определяется по формуле:
Рп = (Пк.в/КВ)*100%,
Пк.в - годовой прирост прибыли в результате реализации капитальных вложений;
KB - капитальные вложения, руб.
Рентабельность оборота (Р0) определяется по формуле:
Ро=(Пп/В)*100%, где
В - выручка от реализации продукции, руб.
Рентабельность текущих активов (Рт.а) определяется по формуле Рт.а=(Пч/ТА)*100%, где
Пч - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, руб.;
ТА - средняя величина текущих активов, руб.
Рентабельность собственного капитала (Рск) определяется по формуле:
Рс.к=(Пч/СК)*100%, где
СК - величина собственного капитала на определенную дату (средняя за период), руб.
Рентабельность изделия (Ри) определяется по формуле:
Ри=(Пед/С)*100%, где
Пед - прибыль на единицу изделия, руб.;
С - себестоимость изделия, руб.
Рентабельность
Ри.к=(Пп/ИК)*100%, где
ИК - средний инвестированный капитал, руб.
Рентабельность основных фондов (Роф) определяется по формуле:
Роф=(Пп/ОФ)*100%
Рентабельность заемных средств (Рзс) определяется по формуле:
Рзс=(Пзс/ЗС)*100%, где
Пз.с - плата за пользование заемными средствами, руб.;
ЗС - средства, привлеченные на заемной основе (долгосрочные и краткосрочные) на определенную дату (средняя величина), руб.
Рентабельность активов (Ра) определяется по формуле:
Ра=(Пч/СА)*100%, где
СА - средняя величина активов, руб.
Рентабельность совокупных вложений капитала (Рсвк) определяется по формуле:
Рсвк=((Рзс+Пч)/ИК)*100%, где
Рзс - расходы, связанные с привлечением средств на заемной основе, руб.;
ИК - величина совокупного используемого капитала на определенную дату (средняя величина), руб.
Рентабельность инвестиций (Ри) определяется по формуле:
Ри= (Пп/(В-КО))*100%, где
В - величина валюты баланса на определенную дату (средняя за период), руб.;
КО -
величина краткосрочных
Рентабельность товарной продукции (Ртп) определяется по формуле: Ртп= (Пп/Сст)*100%, где
Сст - себестоимость товарной продукции, руб.
Для расчета рентабельности отраслей экономики в расчет принимается общая сумма прибыли, полученная предприятиями, объединениями, другими хозрасчетными формированиями, входящими в соответствующую отрасль экономики. На уровень рентабельности отрасли будут оказывать влияние наличие в ней низкорентабельных и убыточных предприятий.
Для того чтобы предприятие могло эффективно осуществлять свою деятельность и развиваться, необходима четкая стратегия его развития, а также стратегия финансирования данного развития (собственные и заемные источники).
В основе стратегии развития лежит стратегия роста прибыли. Она формируется:
Резервы роста прибыли - это неиспользуемые возможности предприятия, возможность уменьшения издержек производства и реализации продукции.
При определении потребности предприятия в прибыли принимается во внимание необходимость осуществления из прибыли первоочередных платежей, вытекающих из финансово-хозяйственной деятельности предприятия:
Максимальная потребность в прибыли определяется на основе учета экономических интересов собственника и трудового коллектива предприятия. В первую очередь это величина определяется на основе плана развития предприятия.
Рентабельность продукции – важнейший показатель эффективности текущей деятельности предприятия
Показатели рентабельности
характеризуют эффективность
Известны два подхода к
Затратный используется
для расчета показателей
Показатели рентабельности,
рассчитанные по данному методу, характеризуют
эффективность использования
Все показатели рентабельности выражаются в коэффициентах или процентах и отражают долю прибыли с каждой денежной единицы затрат. Если в числителе взята сумма прибыли отчетного периода или чистой прибыли, а в знаменателе – общая сумма затрат по всем видам деятельности, этот показатель рентабельности может использоваться для оценки эффективности деятельности предприятия в целом.
Сущность ресурсного подхода к расчету показателей рентабельности заключается в том, что в числителе используются показатели общей, чистой прибыли или прибыли от реализации, а в знаменателе - ресурсы, в качестве которых наиболее часто используются показатели капитала.
Поскольку в расчете показателей рентабельности по затратному и ресурсному подходу знаменатели различны, автор считает целесообразным отразить это и в названии показателей. Исходя из данной позиции, показатели, рассчитываемые как отношение прибыли и затрат, можно назвать рентабельностью, а как отношение прибыли и ресурсов – прибыльностью (доходностью).
Для оценки эффективности работы предприятия в целом используют показатели рентабельности, которые характеризуют доходность различных направлений его деятельности. Показатели рентабельности можно объединить в группы:
1) показатели, используемые
для оценки окупаемости
2) показатели рентабельности продаж (оборота);
3) показатели рентабельности
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность
Рпр =Прп
/И или Рпр
=Чп /И
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции. Рентабельность продукции применяют в 3-х вариантах: рентабельность реализованной продукции, товарной продукции и отдельного изделия.
Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.
Для определения рентабельности реализованной продукции соотносят различные показатели прибыли от реализации продукции с объемом реализованной продукции. Эти отношения показывают, какое количество прибыли приходится на единицу реализованной продукции.
Рентабельность товарной продукции
характеризуется показателем
Р=Т-С/Т*100%, где
- товарная продукция в оптовых ценах предприятия;
- полная себестоимость товарной продукции.
Классической формулой вычисления рентабельности товарной продукции является формула:
Р=Т-С/С*100%
Рентабельность изделия
- это отношение прибыли на
единицу изделия к
Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) или чистой прибыли на сумму полученной выручки ( ). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение получил этот показатель в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции (рис. 1).
Средний уровень рентабельности продаж колеблется в зависимости от отрасли и поэтому не имеет какого-либо норматива. Данный показатель важен при сравнении его с соответствующими показателями однотипных предприятий, в динамике или по сравнению с плановыми показателями.
Ррп
=Прп /ВР или Ррп
=Чп /ВР
Рис.1 Формирование показателя рентабельности продаж
Рентабельность (доходность)
капитала исчисляется отношением балансовой
(валовой, чистой) прибыли к среднегодовой
стоимости всего инвестированно
Рк=БП/ , Рк=Прп/ , Рк=ЧП/
Для анализа рентабельности производственного капитала, исчисляемой как отношение балансовой стоимости к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных фондов, можно использовать факторную модель, предложенную Бакановым М.И. и Шереметом А.Д.
R=P/(F+E)=P/N/(F/N+E/N)=(1-S/
P-прибыль балансовая;
E-средние остатки материальных оборотных средств;
F-средняя стоимость основных фондов;
N-выручка от реализации продукции;
Информация о работе Оценка рентабельности деятельности предприятия на примере магазина «Продукты»