Оценка рентабельности деятельности предприятия на примере магазина «Продукты»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - раскрыть сущность рентабельности и наметить пути ее повышения.
Основные задачи:
1.рассмотреть понятие, роль и функции рентабельности продукции на предприятии;
2.охарактеризовать систему показателей рентабельности, способы их расчета;
3.наметить пути повышения рентабельности на примере продуктового магазина «Продукты».

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Теоретические основы анализа рентабельности предприятия.
Общее понятие и сущность рентабельности.
Группы показателей рентабельности, методика расчета и анализа основных показателей рентабельности.
Глава 2. Оценка рентабельности деятельности предприятия на примере магазина «Продукты».
2.1.Характеристика магазина «Продукты».
2.2. Оценка рентабельности деятельности магазина «Продукты».
2.3. Пути повышения рентабельности.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по эк-ки пред-ия 1.doc

— 339.50 Кб (Скачать файл)

       P/N-рентабельность продаж;

        F/N+E/N-капиталоемкость продукции (обратный  показатель  коэффициенту оборачиваемости;

       S/N-затраты на рубль продукции;

       И/N-затратоемкость продукции;

       М/N-материалоемкость продукции;

       А/N-фондоемкость продукции;

Постепенно заменяя  базовый уровень каждого фактора  на фактический,  можно определить, на сколько изменился уровень рентабельности производственного капитала за счет зарплатоемкости, материалоемкости, фондоемкости, капиталоемкости продукции, т.е. за счет факторов интенсификации производства.

Уровень рентабельности отдельных изделий определяется под воздействием факторов (рис.1).

Уровень влияния факторов может быть расчитан способами цепных подстановок или последовательных разниц.

  Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние.

К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых льгот, штрафных санкций, инфляции и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятий, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли и рентабельность.

Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные.

Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.   

Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др.

Интенсивные факторы воздействуют на формирование и увеличение прибыли, повышение рентабельности через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

 К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные  условия труда и быта и др.

При осуществлении финансово-хозяйственной  деятельности предприятия все вышеперечисленные факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. «Прямое» влияние на себестоимость продукции, а значит, на прибыль и рентабельность, связано с тем, насколько рационально и экономно расходуются материальные ресурсы: ведь доля материальных затрат в себестоимости значительна и колеблется от 60 до 90%.

Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и  отражаются в бухгалтерском балансе  и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности.

В процессе анализа рентабельности дается оценка выполнения принятых параметров (плана, прогноза, других вариантов), изучается  динамика показателей, факторы изменения  их уровня, осуществляется сравнительный многовариантный анализ, определяются резервы роста рентабельности .

 Показатели   рентабельности   характеризуют   эффективность   работы

предприятия  в  целом,   доходность   различных   направлений   деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость  затрат и т.д. Они более полно чем прибыль  характеризуют  окончательные  результаты хозяйствования, потому что их  величина  показывает  соотношение  эффекта  с наличными  или  использованными   ресурсами.   Их   применяют   для   оценки деятельности предприятия  и  как  инструмент  в  инвестиционной  политике  и ценообразования.

       Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1.Показатели,  характеризующие   рентабельность(окупаемость)   издержек  производства и инвестиционных проектов;

2.Показатели, характеризующие рентабельность  продаж;

3.Показатели, характеризующие доходность  капитала и его частей;

           Все  эти показатели могут рассчитываться  на основе балансовой  прибыли,  прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

 Рентабельность производственной  деятельности (окупаемость  издержек) исчисляется путем отношения   валовой (Прп )  или чистой  прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (И).

Rзрп /И или Rз=ЧП/И

 Она  показывает  сколько  предприятие  имеет   прибыли  с  каждого   рубля,  затраченного на производство  и реализацию продукции может   рассчитываться  в целом по  предприятию, отдельным его подразделениям  и видам продукции.

       Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных  проектов: полученная или  ожидаемая  сумма   прибыли  от  проекта 

относится  к  сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж рассчитывается  делением прибыли  от  реализации продукции, работ и услуг или чистой  прибыли  на  сумму  полученной  выручки (ВР). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности:  сколько прибыли  имеет  предприятие  с  рубля  продаж.   Широкое   применение   этот показатель  получил  в  рыночной  экономике.  Рассчитывается  в   целом   по предприятию и отдельным видам продукции:

Rрпрп/ВР или Rрп=ЧП/ВР

        Рентабельность (доходность   капитала)   исчисляется   отношением

балансовой (валовой,  чистой)  прибыли  к   среднегодовой   стоимости   всего инвестированного    капитала (К)    или     отдельных     его     слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного,  оборотного, производственного капитала и т.д.

Rк=БП/К,     Rк=Прп/К,      Rк=ЧП/К

       В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных  показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню  и  провести  межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

 Уровень  рентабельности   производственной   деятельности (окупаемость затрат), исчисленный   в  целом  по  предприятию,  зависит  от  трех  основных факторов первого порядка: изменения структуры  реализованной  продукции,  её себестоимости и средних цен реализации.

       Факторная модель этого показателя имеет вид:

R=П(при VРПобщ,УДii,Сi)/И(при VРПобщ,УДii)

        Расчет  влияния  факторов первого порядка на изменение уровня

рентабельности в целом по предприятию  можно выполнить по следующим  формулам:

Rплпл/ПСпл

Rфф/ПСф

Rобщ=Rф-Rпл

Rvрп=(ВРпл/ПСпл-1)*100% - Rпл

Rуд=ВРусл/ПСусл*100% - ВРпл/ПСпл*100%

Rц=(ВРф-ВРусл)/ПСусл*100%

Rс=Rф- (ВРф/ПСусл-1)*100%

 Затем следует сделать  факторный анализ рентабельности  по каждому  виду продукции.

       Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от  изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

Riii=VРПiii)/VРПii=(Цii)/Сiii –1

   Можно  рассчитать  влияние  этих  факторов  на  изменение

уровня рентабельности изделий:

Rпл=(Цпл-Cпл)/Cпл,    Rф=(Цфф)/Сф,   Rусл=(Цуслусл)/Сусл

      Таким  же образом производится факторный анализ рентабельности  продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленная в целом по предприятию, имеет следующий вид:

Rрп= Прп=f[VРПобщ,УДiii]/ВР=f[VРПобщУДii]

       Уровень рентабельности продаж отдельных  видов  продукции  зависит  от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

Rрпi/ВРi=VРПiii)/VРПii=(Цii)/Цi

 Аналогично   осуществляется    факторный    анализ    рентабельности

инвестированного  капитала.  Балансовая  сумма  прибыли  зависит  от  объема реализованной  продукции (VРП),  ее структуры (УДi),себестоимости,   среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от  прочих  видов деятельности,  не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

       Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала зависит от  объема продаж и скорости оборота  капитала  (коэффициента  оборачиваемости  Коб ), который определяется  отношением  суммы оборота к   среднегодовой   сумме основного и оборотного капитала.

       Чем быстрее оборачивается  капитал  на  предприятии,  тем  меньше  его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.

         И   наоборот,   замедление    оборачиваемости    капитала    требует

дополнительного  привлечения  средств  для  обеспечения   того же объема

производства и реализации продукции. Таким  образом, объем  продаж сам  по себе не оказывает  влияния на уровень рентабельности, ибо  с  его  пропорционально  увеличиваются,  или уменьшаются,  сумма прибыли   и   сумма основного и оборотного  капитала  при   условии   неизменности   остальных факторов.

       Взаимосвязь  названных  факторов  с  уровнем  рентабельности  капитала можно записать в виде:

R= БП=f(VРПобщ,УДiii,ВРФ)/(К=f(VРПобщ,УДii)

       При углубленном  анализе  необходимо  изучить  влияние  факторов  второго уровня,   от   которых   зависит   изменение    среднереализационных    цен, себестоимости продукции и вне реализованных результатов.

      Для  анализа рентабельности производственного  капитала исчисляемой  как  отношение балансовой прибыли к среднегодовой себестоимости  основных  фондов и материальных  оборотных  средств,  можно  использовать  факторную  модель, предложенную Бахановым М.И. и Шереметом А.Д.

R=P/(F+E)=P/N/(F/N+E/N)=(1-S/N)/(F/N+E/N)=(1-(И/N+М/N+А/N)/(F/N+E/N),где

 P-прибыль балансовая;

       E-средние остатки материальных оборотных средств;

       F-средняя стоимость основных фондов;

       N-выручка от реализации продукции;

       P/N-рентабельность продаж;

        F/N+E/N-капиталоемкость продукции (обратный  показатель  коэффициенту оборачиваемости;

       S/N-затраты на рубль продукции;

       И/N-затратоемкость продукции;

       М/N-материалоемкость продукции;

       А/N-фондоемкость продукции;

       Постепенно заменяя базовый  уровень  каждого  фактора  на  фактический можно   определить   на    сколько    изменился    уровень    рентабельности производственного  капитала  за  счет   затратоемкость,   материалоемкости, фондоемкости,   капиталоемкости   продукции, т. е. за    счет    факторов интенсификации производства.

 

 

Глава 2. Оценка рентабельности деятельности предприятия на примере магазина «Продукты».

2.1.Характеристика магазина «Продукты».

 

В условиях рыночных отношений  предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.  

Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий  субъект производственной сферы  народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет  работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Предприятие имеет конкретное название - завод, фабрика, комбинат, шахта, мастерская и т.п.  

Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную  систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).  

Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия  является получение максимально  возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

Информация о работе Оценка рентабельности деятельности предприятия на примере магазина «Продукты»