Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:46, курсовая работа
Цель данной работы - раскрыть сущность рентабельности и наметить пути ее повышения.
Основные задачи:
1.рассмотреть понятие, роль и функции рентабельности продукции на предприятии;
2.охарактеризовать систему показателей рентабельности, способы их расчета;
3.наметить пути повышения рентабельности на примере продуктового магазина «Продукты».
Введение.
Глава 1. Теоретические основы анализа рентабельности предприятия.
Общее понятие и сущность рентабельности.
Группы показателей рентабельности, методика расчета и анализа основных показателей рентабельности.
Глава 2. Оценка рентабельности деятельности предприятия на примере магазина «Продукты».
2.1.Характеристика магазина «Продукты».
2.2. Оценка рентабельности деятельности магазина «Продукты».
2.3. Пути повышения рентабельности.
Заключение.
Список используемой литературы.
2.2. Оценка рентабельности
деятельности магазина «
Анализ прибыли
Магазин «Прибыли» за 2011 г. получено прибыли 7390 млн.р. Вся эта сумма получена за счет прибыли от реализации товаров. От реализации товаров получено 8184 млн.р. и часть ее, 794 млн.р. - пошла на покрытие убытков. В результате балансовая прибыль оказалась меньше прибыли от реализации. Таким образом, источники прибыли от внереализационных операций не только не дали прибыли, но и допустили убыток.
В 2011 г. прибыли было получено на 4173 млн.р. больше чем в 2010 г. Всю эту сумму также составила прибыль от реализации.
Общая сумма прибыли от реализации – 8184 млн.р., составила 4,48% к обороту при плановом уровне 3,67%. Сверхплановая прибыль в сумме 1536 млн.р. получена, во-первых, – за счет сверхплановых доходов, которые, кроме того, перекрыли перерасход издержек обращения (по абсолютной сумме).
За счет перевыполнения плана по доходам получено 1334,7 млн.р., за счет экономии издержек обращения 127,2 млн.р., за счет перевыполнения плана товарооборота на 1542 млн.р. получено прибыли 68,1 млн.р. Таким образом, совокупное влияние факторов на прибыль составило 1536 млн.р.
В 2011 г. получено сверх плана валового дохода 1420 млн.р. и доход составил 24070 млн.р. Перевыполнение плана доходов достигнуто за счет повышения уровня валового дохода на 0,73% (13,16% – 12,81%).
Абсолютный перерасход издержек обращения в 2011 г. составил 6 млн.р. за счет незапланированных расходов на содержание зданий и расходов на ремонт основных средств. Сумма издержек обращения в 2011 г. составляла 15886 млн.р., уровень издержек обращения к обороту 8,69%. Это ниже запланированного уровня на 0,07%.
Перевыполнение плана по доходам и экономия издержек обращения обеспечили положительную динамику прибыли за 2011 г. по сравнению как с 2010 г., так и с 2009 г.
В 2011 г. на предприятии увеличилась прибыль на 4688 млн.р., т.е. более чем в два раза. Рост прибыли произошел за счет увеличения товарооборота на 77584 млн.р., которое обеспечило увеличение прибыли на 2370 млн.р.
На 10583 млн.р. прибыль выросла за счет увеличения валового дохода, но часть этого прироста дохода пошло на покрытие убытков.
Издержки обращения за год по сравнению с 2010 г. увеличились на 5896 млн.р., а их уровень к обороту снизился на 0,8%.
Предприятием была получена балансовая прибыль 7390 млн.р., на 4173 млн.р. больше чем в 2010 г., при этом уровень рентабельности повысился на 0,98% и составил 4,04%. Это свидетельствует о повышении эффективности работы в 2011 г. по сравнению с 2010 г. В сравнении с 2009 г., в 2010 г. балансовая прибыль увеличилась на 279 млн.р., при этом уровень рентабельности повысился на 0,1%.
Необходимо отметить, что за период с 2009 г. по 2011 г. наблюдался рост производительности труда и товарооборота на 1 м² торговой площади. Так производительность труда в 2010 г. увеличилась на 215,32 млн. руб. (в 2009 г. на 10,35 млн. руб.); товарооборот на 1 м² торговой площади в 2011 г. вырос на 21,56 млн. руб. (в 2008 г. на 1,67 млн. руб.). Это прямое следствие увеличение объема товарооборота.
Оценка показателей рентабельности.
Коммерческая деятельность любой торговой организации должна соотноситься с экономическим принципом, который в общем виде определяется достижением максимального результата при минимальных затратах, или, иными словами, эффективность финансово-хозяйственной деятельности должна оцениваться с точки зрения эффективности преобразования ресурсов в результаты.
Измерить и оценить меру реализации экономического потенциала (принципа эффективности) на предприятии позволяет анализ, проводимый с использованием ряда экономических показателей. При этом прибыль не может служить определяющим критерием для оценки эффективности деятельности торговой организации. Интерес представляет сравнение прибыли с другими показателями, то есть система показателей рентабельности, рассчитанных различными способами.
Рентабельность продаж.
Наиболее распространенным показателем рентабельности торговых предприятий является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте.
Использование различных
показателей прибыли при
Сопоставление этих двух показателей позволяет выявить изменение пропорций в развитии предприятия, что видно из таблицы 7.
Таблица 7. – Расчет показателей рентабельности продаж магазина «Продукты» (млн.руб.)
Показатель |
2010 г |
2011 г. |
Выручка (нетто) от реализации товаров |
105258 |
182842 |
Себестоимость реализации товаров |
91771 |
158772 |
Коммерческие расходы |
9990 |
15886 |
Прибыль от реализации |
3496 |
8184 |
Проценты к получению |
49 |
39 |
Прочие операционные доходы |
180 |
200 |
Прочие операционные расходы |
785 |
870 |
Прочие внереализационные |
408 |
71 |
Прочие внереализационные |
131 |
233 |
Прибыль отчетного периода |
3217 |
7390 |
Рентабельность продаж (%) - по прибыли от реализации товаров |
3,32 |
4,48 |
- по балансовой прибыли |
3,06 |
4,04 |
Как видно, что в 2010 г., что 2011 г, в связи с убытками от внереализационных операций, уровень показателей рентабельности продаж исчисленный по балансовой прибыли, ниже, чем уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров (3,06 и 3,32; 4,04 и 4,48). Соответственно, с ростом прибыли от реализации в 2011 г. (на 4688 млн.р.) возросли и показатели уровней рентабельности по прибыли от реализации товаров и по балансовой прибыли.
Таким образом, самый распространенный показатель рентабельности выражает зависимость прибыли и товарооборота. Целью его вычисления является определение размера той отдачи, которой добилась торговая организация от каждой денежной единицы товарооборота. Однако аналитические возможности данного показателя достаточно ограничены в силу его достаточно широкого разброса в зависимости от сферы деятельности организации. Объясняется это различием в масштабах деятельности, в размерах инвестированного капитала, в скорости оборота средств, в условиях кредитования, в размерах складских запасов и др.
Поэтому данный показатель
рентабельности желательно использовать
во взаимосвязи с другими, в силу
чего его можно назвать
Если отталкиваться от мнения, что минимальный уровень рентабельности розничного торгового предприятия желательно, чтобы составлял 3 – 5% к обороту, то рентабельность продаж магазина «Продукты» можно назвать удовлетворительной (уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров в 2011 г. - 4,48%).
Рентабельность деятельности.
Прибыль образуется как
разность между доходами и затратами,
что обуславливает
Эти показатели существенно дополняют друг друга, так как для определения эффективности деятельности затраты предприятия должны определенным образом соотноситься с прибылью от реализации товаров.
С аналитической точки зрения представляет интерес сопоставление таких пар, как прибыль от реализации товаров / издержки обращения и балансовая прибыль / затраты предприятия, которое позволяет выявить приоритетность видов деятельности предприятия (табл. 8).
Таблица8. – Расчет рентабельности торговой и финансово-хозяйственной
деятельности магазина «Продукты» (млн.
руб.)
Показатель |
2010 г |
2011 г |
Издержки обращения |
9990 |
15886 |
Затраты предприятия |
10906 |
16989 |
Прибыль от реализации |
3496 |
8184 |
Балансовая прибыль |
3217 |
7390 |
Рентабельность издержек обращения, % |
34,99 |
51,52 |
Рентабельность текущих расходов, % |
29,50 |
43,50 |
Исходя из таблицы 9 , увидим, что из-за убыточности внереализационных операций, рентабельность издержек обращения, выше рентабельности текущих расходов, что в 2011 г., что в 2010 г.
Кроме того, можно оценивать рентабельность капитала (рентабельность активов, рентабельность инвестированного капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность заемного капитала), рентабельность используемых ресурсов (рентабельность хозяйственных средств, рентабельность экономического потенциала и т.п.) и другие показатели рентабельности.
Оценка уровней показателей рентабельности связана с серьезными ограничениями, с которыми необходимо считаться. Определенные трудности представляет отсутствие общепринятых стандартов или норм различных показателей рентабельности для торговых организаций. Такие трудности могут быть частично преодолены посредством:
Рентабельность капитала.
Эффективность использования ресурсов торгового предприятия характеризуется системой показателей рентабельности, в которой каждый показатель обладает определенными возможностями и ограничениями.
С точки зрения собственников предприятия основным показателем является отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Как известно, собственный капитал не является постоянным в течение года, поэтому предпочтение в расчетах следует отдать методу расчета по средней за год величине.
Показатель рентабельности собственного капитала рассчитывается ежегодно на основе данных баланса и отчета о прибылях и убытках (табл.9).
Таблица 9. – Расчет рентабельности собственного капитала магазина «Продукты» (млн. руб.)
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
Собственный капитал:
|
9865 11104 |
11104 13086 |
Средняя величина собственного капитала в течение года |
10484,5 |
12095 |
Чистая прибыль |
5194 |
2415 |
Рентабельность собственного капитала, % |
49,54 |
19,97 |
Как видно, рентабельность собственного капитала в 2011 году (19,97%) ниже, чем в 2010 г. (49,54%). Этому способствовало уменьшение прибыли более чем в 2 раза, тогда как средняя величина собственного капитала изменилась незначительно (в 1,2 раза) по сравнению с 2010 г.
2.3. Пути повышения рентабельности.
В торговых предприятиях должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению рентабельности. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:
Информация о работе Оценка рентабельности деятельности предприятия на примере магазина «Продукты»