Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:46, курсовая работа
Цель данной работы - раскрыть сущность рентабельности и наметить пути ее повышения.
Основные задачи:
1.рассмотреть понятие, роль и функции рентабельности продукции на предприятии;
2.охарактеризовать систему показателей рентабельности, способы их расчета;
3.наметить пути повышения рентабельности на примере продуктового магазина «Продукты».
Введение.
Глава 1. Теоретические основы анализа рентабельности предприятия.
Общее понятие и сущность рентабельности.
Группы показателей рентабельности, методика расчета и анализа основных показателей рентабельности.
Глава 2. Оценка рентабельности деятельности предприятия на примере магазина «Продукты».
2.1.Характеристика магазина «Продукты».
2.2. Оценка рентабельности деятельности магазина «Продукты».
2.3. Пути повышения рентабельности.
Заключение.
Список используемой литературы.
Содержание.
Введение.
Глава 1. Теоретические основы анализа рентабельности предприятия.
Глава 2. Оценка рентабельности деятельности предприятия на примере магазина «Продукты».
2.1.Характеристика магазина «Продукты».
2.2. Оценка рентабельности деятельности магазина «Продукты».
2.3. Пути повышения рентабельности.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение.
Предприятие является основной хозяйствующей единицей в условиях рыночной экономики. Оно характеризуется определенной отраслевой принадлежностью и занимает особое место в системе национальной экономики. В настоящее время, в связи с переходом экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает значение изучения финансов предприятий, ведь только успешно функционирующие предприятия могут являться залогом финансово-благополучной экономики.
Особое, если не ключевое, место в деятельности предприятий отводится результатам этой деятельности. Именно прибыль, как финансовый результат функционирования предприятий, является целью, к которой стремятся все организации, относящиеся к коммерческой сфере.
Именно прибыль и рентабельность являются показателями успешной работы предприятия за конкретный период и их определение принципиально важно для этой работы.
Цель данной работы - раскрыть сущность рентабельности и наметить пути ее повышения.
Основные задачи:
1.рассмотреть понятие, роль и функции рентабельности продукции на предприятии;
2.охарактеризовать систему показателей рентабельности, способы их расчета;
3.наметить пути повышения рентабельности на примере продуктового магазина «Продукты».
Для написания данной работы были использованы учебные материалы под редакцией таких авторов, как Ковалев А.И., Кошкина Л.М., Павлова Л.Н., Волков О.И. и другие.
Глава 1. Теоретические основы анализа рентабельности предприятия.
1.1 Общее понятие и сущность рентабельности.
Общеизвестно, что результаты деятельности предприятия могут быть оценены различными показателями, такими, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Характеризуя финансовый или производственный результат, перечисленные показатели не способны оценить эффективность деятельности предприятий. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена во взаимосвязи с другими показателями, характеризующими вложенные в предприятия средства.
Показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятия, являются показатели рентабельности (или доходности).
В экономической литературе
дается несколько понятий
По мнению других авторов, рентабельность — показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.
Так или иначе, рентабельность представляет собой отношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными, т. к. капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности, прибыли, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия.
При его помощи можно
оценить эффективность
Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которая предполагает получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.
Кроме того, большое значение
рентабельности имеет для принятия
решений в области
Таким образом, можно
сделать вывод, что показатели рентабельности
характеризуют финансовые результаты
и эффективность деятельности предприятия.
Они измеряют доходность предприятия
с различных позиций и
Итоги работы компании подлежат оценке за любой отчетный год. В связи с этим по данным учета и отчетности исчисляется система различных количественных и качественных показателей, призванная дать всестороннюю оценку деятельности компании. Показатели эффективности дают ориентировочную оценку.
Разделяют рентабельность
как общую — процентное отношение
балансовой (общей) прибыли к среднегодовой
суммарной стоимости
Каждое предприятие самостоятельно осуществляет свою производственную и хозяйственную деятельность на принципах самостоятельности и прибыльности. Предприятие имеет определенные расходы. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклонятся от средних издержек по отрасли, которые принимаются за общественно необходимые затраты или стоимость, денежное выражение которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек порождает обособление другой части стоимости продукции — прибыль, а следовательно, и относительного ее измерения — рентабельности.
Однако абсолютная величина прибыли не дает представления об уровне и изменении эффективности производства или торговли. Сумма прибыли может увеличиваться, а эффективность производства может оставаться на прежнем уровне или даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства — увеличения численности работников, роста парка оборудования и т. д. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается. Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:
Реальный смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуют эффективность затрат по прибыли, полученной после реализации.
Распределительная функция рентабельности конкретно проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев для распределения части прибавочного продукта — прибыли.
1.2 Группы показателей рентабельности, методика расчета и анализа основных показателей рентабельности.
Уровень рентабельности отраслей промышленности находится в прямой зависимости от рентабельности объединений предприятий. Чем выше рентабельность объединений предприятий, тем выше уровень рентабельности промышленности и всего народного хозяйства в целом.
Общая рентабельность объединений предприятий определяется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств и рассчитывается по формуле:
Р=П*100/Оф+Ос, где
Р — уровень рентабельности, %
П — прибыль
- среднегодовая стоимость
- среднегодовая стоимость
Фактическая общая рентабельность определяется отношением балансовой прибыли к фактической среднегодовой стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств, не прокредитованных банком. Фактические остатки нормируемых оборотных средств устанавливаются исходя из остатка по балансу за вычетом задолженности поставщикам по акцептованным платежным требованиям, срок оплаты которых не наступил, и поставщикам по не отфактурованным поставкам, а также износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов и резерва на возмещение плановых потерь и предстоящих расходов.
Уровень рентабельности зависит не только от суммы прибыли, но и от фондоемкости производства. На предприятиях объединения тяжелой промышленности с высокой фондоемкостью производства уровень рентабельности по отношению к производственным фондам ниже, чем в объединениях на предприятиях легкой и особенно пищевой промышленности. С увеличением суммы прибыли и уменьшением стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств рентабельность повышается, и наоборот.
Расчетная рентабельность представляет собой отношение балансовой прибыли за вычетом платы за производственные фонды, фиксированных платежей, процентов за банковский кредит, прибыли целевого назначения (прибыль от реализации товаров широкого потребления, новых товаров бытовой химии и т. п.), также прибыли, полученной по причинам не зависящей от деятельности объединения предприятия, к среднегодовой стоимости основных производственных фондов (за вычетом основных фондов, по которым предоставлены льготы по плате) и нормируемых оборотных средств.
При анализе работы объединений предприятий, особенно при планировании и оценке рентабельности изделия, важное значение имеет рентабельность отдельных видов продукции, определяемая как отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции. Расчет рентабельности отдельных видов продукции производится по формуле:
Р=О-С*100/С, где
Р — уровень рентабельности, %
О — оптовая цена предприятия на изделие
С — полная себестоимость рентабельности изделия
Показатель рентабельности по изделиям отражает эффективность затрат живого и овеществленного труда на производство продукции.
Основные пути роста рентабельности производства — развитие наиболее прогрессивных отраслей, рациональное размещение объединений предприятий, повышения удельного веса специализированного производства применение современных методов организации производства и труда в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, повышения производительности труда.
Многообразность вариантов
решений, принимаемых при определении
прибыли, текущих издержек, авансированной
стоимости для расчета
Для расчета уровня доходности предприятия все показатели рентабельности могут быть объединены в следующие группы:
1. Показатели, рассчитываемые
для оценки доходности
2. Показатели, рассчитываемые для оценки доходности продукции, а также используемых ресурсов производства и затрат. Методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли предприятия, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат - себестоимости, основных фондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников, производственных площадей и т. д.
Информация о работе Оценка рентабельности деятельности предприятия на примере магазина «Продукты»