Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:56, реферат
Тяжесть налогообложения практически любого государства побуждает экономических субъектов заниматься налоговым планированием и искать легальные пути снижения налогового бремени. Планирование налогов, направленное на снижение выплат, - не просто грамотный бухгалтерский учет, а законная возможность не платить никаких налогов вообще, либо сведение их к минимуму по сравнению с уровнем действующих ставок.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..……5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА …….......................7
1.1. Сущность оффшорного бизнеса и цели создания оффшорных компаний ….........7
1.2. Минимизация налоговых обязательств с помощью оффшорных компаний……14
2.ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……….20
2.1 Преимущества оффшорного бизнеса для субъектов хозяйствования РБ ………...20
2.2 Анализ оффшорного бизнеса в РБ и перспективы его развития ………………….26
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУС...............40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………….....42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………..….….44
Оффшорный сбор уплачивается в республиканский бюджет резидентами Республики Беларусь до перечисления денежных средств в иностранной валюте, в которой осуществляется платеж, или в белорусских рублях по курсу Национального банка по ставке 15 процентов, что создает необходимость отвлекать дополнительные денежные средства предприятия еще до совершения сделки:
При неденежной форме исполнения обязательств или переходе в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательствах оффшорный сбор уплачивается не позднее дня, следующего за днем исполнения обязательств или перемены лиц в обязательствах.
Плательщики оффшорного сбора ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в налоговые органы по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по оффшорному сбору
А банки и небанковские кредитно-финансовые организации осуществляют перевод денежных средств, с которых взимается оффшорный сбор, только после уплаты резидентами Республики Беларусь данного сбора. Причем нарушение этих требования влечет наложение на банки и небанковские кредитно-финансовые организации штрафа в размере 15 процентов от перечисленной суммы денежных. Основанием для осуществления перевода указанных средств является платежное поручение с отметкой банка или небанковской кредитно-финансовой организации о перечислении оффшорного сбора в бюджет. На платежном поручении на перечисление денежных средств, с которых взимается оффшорный сбор, указываются номер и дата платежного поручения, по которому оффшорный сбор был перечислен в бюджет.
Для белорусских субъектов хозяйствования осуществление операций с фирмами, расположенными в оффшорной зоне, несмотря на многие преимущества от работы с такими фирмами, является достаточно сложным процессом; и связано это прежде всего со значительным перечнем объектов налогообложения, кроме того велика ставка оффшорного сбора – 15% от суммы перечисляемых денежных средств, который необходимо уплатить еще до осуществления сделки. Взимаемый оффшорный сбор является одним из сдерживающих факторов развития национальных субъектов хозяйствования и ставит их в неравные экономические условия по сравнению с предпринимателями других стран.
Базируясь на опыте других стран, можно предположить, что единственная пока еще реальная возможность для Беларуси привлечь иностранный капитал – создать у себя оффшор. По такому пути прошел не один десяток стран и сегодня многие из них относятся к весьма преуспевающим. С другой стороны оффшор в Беларуси – нонсенс. Уже хотя бы потому, что в отличие от большинства стран, белорусское руководство более чем подозрительно относится не только к иностранным инвесторам, но и к иностранным проектам вообще. Это видно и потому, что привлекательные для иностранных инвесторов предприятия находятся в государственной собственности.
Теоретически никто не запрещает зарубежным инвесторам создавать в Беларуси новые предприятия и соответственно вкладывать в них деньги. За последние десять лет объем прямых инвестиций в белорусскую экономику составил немногим более одного миллиарда двухсот миллионов долларов. При этом 900 миллионов из этой суммы составили вложения российского «Газпрома» в строительство газопровода Ямал-Западная Европа. Остальные достаточно скромные по меркам десятилетнего отрезка средства вложены в уже существующие производства. Портфельные инвестиции, свободно обращающиеся на рынке в акции, к настоящему времени не достигли и 100 миллионов.
Прообраз оффшора впервые появился в Бресте в виде свободной экономической зоны.
С апреля 2002 г. в Беларуси действуют уже 6 свободных экономических зон в Бресте, Минске, Гомеле, Витебске, Могилеве, Гродно
Все шесть свободные экономические зоны Республики Беларусь являются комплексными, что проявляется в выполнении производственной, экспортной и таможенной функций. Вместе с тем для СЭЗ “Брест” определены специфические функции: туристическо-рекреационные, страховые, банковские и иные виды деятельности.
Каждая из белорусских СЭЗ имеет отличительные черты. Брестская свободная экономическая зона была образована на чистой территории, при отсутствии привлекательных стартовых условий для резидентов. Повышенный интерес к СЭЗ "Брест" проявляют преимущественно представители малого и среднего бизнеса (зарубежного и отечественного). При этом превалируют проекты в таких отраслях, как торговля, строительные материалы, лекарственные средства и деревообрабатывающая промышленность [5, с.21].
Анализ работы предприятий СЭЗ "Брест" показывает, что объем производства продукции (работ, услуг) в сопоставимых ценах, численность работающих, экспорт ежегодно возрастают в 1,2-1,5 раза.
По состоянию на 01.05.2007г. в СЭЗ "Брест" осуществляют свою деятельность 84 предприятия, в т.ч. 61 - с иностранным капиталом.Общий объем привлеченных инвестиций превышает 330 млн. долл. США. В СЭЗ представлен капитал из 19 стран, в том числе: Германии, Кипра, Великобритании, Чехии, России, Польши, США, Латвии, Франции, Гибралтара, Израиля, Италии, Канады, Турции и других стран.
СЭЗ принимает
инвестиции на создание в первую очередь
предприятий высоких
Минская свободная экономическая зона более обеспечена с позиций развития инфраструктуры, коммуникаций, большого количества пока не задействованных производственных площадей. Важнейшая задача ее функционирования - создание и развитие экспорто-ориентированных производств, основанных на новых и высоких технологиях.
За время деятельности свободной
экономической зоны «Минск» зарегистрировано
123 предприятия–резидента СЭЗ «
Рисунок 2.1. Динамика роста количества зарегистрированных предприятий–резидентов СЭЗ "Минск"
На предприятиях СЭЗ «Минск» создано 6531 рабочих места, в том числе за 2006 год создано дополнительно 1279 новых рабочих мест.
Рисунок 2.2. Основные отрасли, осваиваемые резидентами СЭЗ «Минск» (в соответствии с объемами продукции собственного производства за 2006 г.)
Рисунок 2.3. Динамика реализации произведенной продукции предприятиями-резидентами СЭЗ (выручка от реализации товаров, продукции, услуг собственного производства, млн. руб.)
Результаты деятельности предприятий – резидентов СЭЗ «Минск»:
Рисунок 2.4. Структура привлеченных иностранных инвестиций СЭЗ "Минск"
(в соответствии
с объемом иностранных
Компании 22 стран инвестировали капитал в создание и развитие предприятий-резидентов СЭЗ "Минск". Это такие страны как Великобритания, США, Латвия, Германия, Кипр, Россия, Нидерланды, Австрия, Польша, Чешская Республика, Дания и т.д.
Гомельская свободная экономическая зона, образованная на базе научно-производственного объединения "Ратон", основывается на высокотехнологическом производстве. Отличительной чертой ее функционирования является привлечение инвестиций в инновационную сферу. Реализация этого проекта позволит привлечь инвестиции в наукоемкие и высокотехнологические отрасли. [35]
В числе
зарегистрированных предприятий-резидентов
СЭЗ «Гомель-Ратон» по состоянию
на 1 октября текущего года было 33 субъекта
хозяйствования, из них 20 коммерческих
организаций с иностранными инвестициями.
Это меньше, чем на начало года, однако
действующие предприятия-
Благодаря
целенаправленному вложению средств
преимущественно в модернизацию
и техническое обновление предприятий
объем производства (работ, услуг) в
СЭЗ за январь – сентябрь т.г. по
сравнению с аналогичным
Объем внешнеторгового оборота предприятий-резидентов увеличился на 28% и составил без малого 112,2 млн. долларов США. В том числе отправлено товаров на экспорт на сумму 55,5 млн. долларов, что на 23,6 % больше объемов экспортных поставок за соответствующий период 2005 года. Примечательно, что более быстрыми темпами увеличивались объемы экспортных поставок в страны дальнего зарубежья. Если экспорт в государства СНГ за указанный период увеличился на 18,2%, то в страны вне СНГ он возрос на 44%.
За 9 месяцев т.г. резидентами СЭЗ «Гомель-Ратон» создано 262 новых рабочих места, в том числе 256 мест на предприятиях с иностранными инвестициями. Среднесписочная численность работников на предприятиях СЭЗ за указанный период составила 7183 человека. За анализируемый период сумма всех налогов, сборов и других платежей, уплаченных резидентами гомельской СЭЗ в бюджет и внебюджетные фонды, составила 29,7 млрд. рублей. [33]
СЭЗ “Брест” – была создана Указом Президента № 114 в марте 1996 г. Указом предусматривалось обеспечение благоприятных условий для экономического развития регионов Республики Беларусь, привлечение зарубежных инвестиций, создание новых рабочих мест, ускорение научно-технического прогресса, развитие торгово-экономического сотрудничество с другими государствами.
Основные направления деятельности предприятий зоны в разрезе областей промышленности – это лесная и деревообрабатывающая промышленность, машиностроение и металлообработка, промышленность строительных материалов, пищевая, мукомольно-крупяная и комбикормовая отрасли, прочие промышленные производства. Производственная деятельность зоны связана также с оказанием транспортных и строительных услуг, производством продукции сельского хозяйства, торгово-закупочной деятельностью. Расширение видов деятельности СЭЗ обусловлено комплексным характером ее функций - промышленной, свободной таможенной, банковской, страховой, туристско-рекреационой.
На начало 1999 г. статус резидента свободной экономической зоны “Брест” получили 45 субъектов хозяйствования, в том числе 12 иностранных фирм и 9 совместных предприятий.
Объем заявленных инвестиций составил: 1063 тыс. немецких марок, 900 тыс. долларов США, 2,4млрд. белорусских рублей. Из зарубежных инвесторов лидируют инвесторы Германии (60 % от заявленных инвестиций), Италия – 18 %, Польша – 3 %, Чехия – 2 %.
Основной удельный вес занимают инвестиции в развитие транспортных услуг (36 % от общего объема), производство мебели и изделий из древесины (18 %), в изготовление лекарственных средств (16 %), остальные – это выпуск товаров народного потребления и сельскохозяйственной продукции, а также строительства, маркетинговые и другие виды услуг.
Число занятых на данных предприятиях превышает 700 человек.
Резиденты СЭЗ “Брест” производят: