Оффшорный бизнес в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:56, реферат

Описание работы

Тяжесть налогообложения практически любого государства побуждает экономических субъектов заниматься налоговым планированием и искать легальные пути снижения налогового бремени. Планирование налогов, направленное на снижение выплат, - не просто грамотный бухгалтерский учет, а законная возможность не платить никаких налогов вообще, либо сведение их к минимуму по сравнению с уровнем действующих ставок.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..……5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА …….......................7
1.1. Сущность оффшорного бизнеса и цели создания оффшорных компаний ….........7
1.2. Минимизация налоговых обязательств с помощью оффшорных компаний……14
2.ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……….20
2.1 Преимущества оффшорного бизнеса для субъектов хозяйствования РБ ………...20
2.2 Анализ оффшорного бизнеса в РБ и перспективы его развития ………………….26
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУС...............40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………….....42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………..….….44

Файлы: 1 файл

referati_deatel_nost_.docx

— 537.79 Кб (Скачать файл)

Находясь на белорусско-польской границе, Брест всегда испытывал воздействие “польского фактора” (имеется в виду экономические и технические условия транзита через территорию Польши, пропускная способность пограничных станций и переходов и т. п.). В связи с созданием СЭЗ “Брест” польский фактор приобретает новое значение. Речь идет о возможной заинтересованности польского бизнеса в свободной зоне. Потенциальной ее конкуренции (или взаимодействии) с беспошлинной зоной в Тересполе. Несомненно, существуют предпосылки для сотрудничества и взаимодействия Брестского и Тереспольского узлов и, соответственно, зон. [31]

Свободная экономическая зона “Минск” определена как производственная, экспортная и свободная таможенная зона. Она занимает площадь размером 13,9 кв. км., или 6 % территории Минска.

Прединвестиционный этап развития СЭЗ “Минск” характеризуется следующим образом. По состоянию на 1.01.2005 г. В качестве резидентов свободной экономической зоны “Минск” зарегистрировано 17 предприятий, в том числе 12 – с иностранными капиталом. Девять предприятий-резидентов СЭЗ получило данный статус в 2003 г., 4 объекта – в первом полугодии 2004 г., 4 – в третьем квартале 2004г. По итогам 2004 г. объем произведенной продукции (работ, услуг) составил 2559,7 млрд. руб. против 173,9 млрд. руб. по итогом 2003 г. Лидерами по выпуску продукции выступили СП “Унибокс” (производство кроненпробки) и ООО “Унимод” (производство ведущих мостов).

Основные отрасли специализации промышленного производства СЭЗ “Минск” – лесная, деревообрабатывающая и целюлозно-бумажная промышленность, пищевая, машиностроение и металлообработка, промышленность строительных материалов, полиграфическая.

На пяти из 17 предприятий-резидентов СЭЗ “Минск” выпуск продукции основан на исключительном использовании местного сырья.

Среднесписочная численность работников СЭЗ увеличилась с момента ее создания на 675 человек – со 127 в 2003 г. до 802 по итогам 2004 г. На 1.01.2005 г. на территории свободной экономической зоны “Минск” создано 237 новых рабочих мест.

В числе зарубежных инвесторов СЭЗ – фирмы из Англии, Италии, Чехии, России, Литвы. [35]

Площадь СЭЗ “Гомель-Ратон” составляет 4300 га. Несмотря на то, что Указ Президента Республики Беларусь и Положение о свободной экономической зоне “Гомель-Ратон” были приняты в 2004 г., активная регистрация резидентов СЭЗ на основании конкурсной основы началась по существу в 2005 г.

По состоянию на 1.01.2006 г. в СЭЗ “Гомель-Ратон” в качестве резидентов зарегистрировано 23 предприятия, в том числе 13 – с иностранными инвестициями Это составляет 8 % от общего числа функционирующих предприятий с иностранными инвестициями, зарегистрированными в Гомельской области. Из 23 предприятий-резидентов в 2004 г. зарегистрированы 17, в 2005 г. – 6 субъектов хозяйствования.

Основные виды деятельности СЭЗ достаточно разнообразны : продукция общепризнанного назначения, потребительские товары, производство швейных машин, мебели, торгового оборудования, радиотелефонных средств, эмалированных проводов, программной продукции, основанной на новых и высоких технологиях. В качестве основных направлений использования производимой продукции предусматривается ее экспорт и импортозамещение. В частности, при производстве эмалированных проводов, кабеля будет направлено на импортозамещение 95 % выпускаемой продукции; торгового оборудования, офисной и бытовой мебели (импортозамещение – 100 %, экспорт – 70 %), при обработке драгоценных камней и драгоценных металлов – 70 % на экспорт.

В составе СЭЗ “Гомель-Ратон” предусматривается создание так называемых функциональных субзон: свободной международной торговли, свободной финансовой и трастово-управленческой деятельности, приграничной торговли, технопарка (технополиса), экологической.

Рассмотрим  итоги работы СЭЗ Республики Беларусь за период 2002-2006 гг., что позволит сделать некоторые выводы о реализации целей и задач, поставлен-ных при их создании (в анализ не включены СЭЗ “Могилев” и “Гродно-инвест”, созданные Указами Президиума Республики Беларусь соответственно от 31.01 2006 г. № 66 и от 16.04 2006 г № 208).

На 1.01 2007 г. общая сумма сформированного уставного капитала предприятий-резидентов, созданных белорусскими собственниками, составила 13,2 млрд. руб., или 95,7 % от заявленного. Причем 10,6 млрд. руб. принадлежат крупным отечественным конверсионным предприятиям СЭЗ “Гомель-Ратон”. В СЭЗ “Брест” доля уставного фонда таких предприятий составляет 0,3 млрд. руб.

Что касается предприятий с иностранными инвестициями, то сумма заявленного ими уставного капитала достигла 36,1 млн. долларов США, а сформированного – 28,5 млн. (78,9 %). Всего в СЭЗ привлечено с момента их образования 40,6 млн. долларов из 25 стран мира. Самые крупные денежные взносы (свыше 800 млн. руб.) в уставные фонды принадлежат Великобритании и Германии.

 


 

Рисунок 2.5. Распределение резидентов СЭЗ по составу участников за 2005 и 2006 гг

Примечание: черным цветом показана динамика за 2006 г., серым – за 2005 г.

 

Число рабочих  мест на конец 2006 г. достигло 13 511 и увеличилось по сравнению с 2004 г. практически в 2 раза. При этом если в 2005 г. в свободных экономических зонах было создано 1099 рабочих мест, то в 2006 г. эта цифра выросла до 3921, из них совместными предприятиями создано 1710 рабочих мест, предприятиями со 100%-м иностранным капиталом - 1274, предприятиями без иностранных инвестиций - 937. Основная масса работающих занята в промышленности, причем их удельный вес в общей численности работников в последние годы увеличивается. Так, если в 2005 г. этот показатель составлял 89,3%, то в 2006 г. - 92,2%.

Хотя  в СЭЗ республики имеются довольно существенные расхождения в среднемесячной заработной плате на одного работника, однако положительным моментом является то, что по сравнению с 2005 г. средняя зарплата в СЭЗ «Брест» увеличилась в 2 раза, в СЭЗ «Минск» - в 1,5 раза. Пока ниже, чем по всем СЭЗ, среднемесячная заработная плата в СЭЗ «Витебск».

Более высоким  по сравнению с иностранными и  белорусскими предприятия-ми уровень  заработной платы был на совместных предприятиях. В то же время отмечен  значительный рост заработной платы  по сравнению с 2000 г. на иностранных (в 2,2 раза) и белорусских предприятиях (в 1,7 раза).

Снижению  социальной напряженности способствовал  рост количества дополнительно созданных рабочих мест, число которых в 2006 г. составило 3921 (рис. 3). Почти 56,8% общего прироста рабочих мест приходится на СЭЗ «Брест».

В определенной степени о финансовом состоянии  свободных экономических зон  можно судить по рентабельности от реализации продукции (товаров), работ, услуг. Среди всех СЭЗ наибольший уровень рентабельности (31,1%) в СЭЗ  «Брест»

Следует, однако, отметить, что тенденция  снижения уровня рентабельности продолжается. За анализируемый период в целом  по всем СЭЗ она снизилась с 32,3 до 20,0%. Значительно (в 4,1 раза) уменьшилась  рентабельность в СЭЗ «Гомель-Ратон», несколько меньше (в 1,5 раза) - в СЭЗ  «Минск» и «Брест». Еще совсем незначительна рентабельность продукции  в СЭЗ «Витебск».

Если  рассматривать рентабельность реализации продукции резидентами в разрезе  форм собственности, то ее самый высокий  уровень -27,6% - был в 2006 г. среди совместных предприятий. Однако на иностранных предприятиях она снизилась по сравнению с 2005 г. почти в 4,5 раза. Подобная тенденция прослеживается и на прочих предприятиях, где рентабельность снизилась в 1,5 раза. В целом такое положение обусловлено, с одной стороны, тем, что затраты на производство и реализацию продукции в 1,3-1,6 раза растут быстрее, чем прибыль от ее реализации. Значительно усугубилась ситуация с рентабельностью производства на СЭЗ «Гомель-Ратон» и в целом по иностранным предприятиям, где затраты на производство и реализацию увеличились в 2,5 и 3,6 раза соответственно при сокращении прибыли от реализации продукции соответственно на 38,3 и 18,8%. Возможно, такое положение обусловлено в определенной степени еще и тем, что в СЭЗ недостаточно внимания уделяется снижению материале- и энергоемкости производства, внедрению новых и высоких технологий

Как негативный момент в деятельности СЭЗ следует отметить рост кредиторской задолженности по оплате труда, которая увеличилась в целом и по отдельным СЭЗ в пределах 2,7-2,9 раза. В наибольшей степени (4,6 раза) увеличилась задолженность по оплате труда на иностранных предприятиях, на совместных и прочих предприятиях- соответственно в 2,4 и 2,9 раза. [31]

Увеличиваются налоги, сборы и другие отчисления, уплаченные резидентми СЭЗ в бюджетные  и внебюджетные фонды. — в целом  за 2006 г. в 3,5 раза. Наибольшая их доля приходится на СЭЗ «Брест» (более 47%). В разрезе форм собственности 52,7% общей суммы налогов приходится на совместные предприятия.

За 2006 г. в бюджет свободных экономических зон уплачено налогов почти в 3.2 раза больше, чем в 2005 г.. в том числе в СЭЗ «Гомель-Ратон» -в 2,2, СЭЗ «Брест» - в 3.9 и СЭЗ «Минск» - в 2,8 раза. Структура налогов, уплаченных в бюджет свободных экономических зон в целом по всем СЭЗ, а также в СЭЗ «Брест» и «Минск» практически идентична. Наибольшее влияние на формирование бюджета свободных экономических зон оказывает налогообложение добавленной стоимости (в пределах 90-97%). Налоги на доходы и прибыль, а также акцизы решающего значения для формирования бюджета СЭЗ не имеют.

Задачи  наращивания экспорта и развития импортозамещающих производств, поставленные перед СЭЗ республики, предопределяют особую важность анализа внешнеэкономической  деятельности резидентов СЭЗ.

В 2006 г. по сравнению с 2005 г. экспорт товаров в стоимостном выражении в целом, в том числе в страны СНГ, вырос в 1,6 раза, в страны вне СНГ - в 1,9 раза.

Характер  динамики экспорта резидентов СЭЗ практически  полностью обусловлен его развитием  со странами СНГ, доля которых в общем  объеме экспорта составила 94,1%. Доминирующее положение в экспорте резидентов СЭЗ в страны СНГ занимает Россия, удельный вес которой в общем  объеме экспортируе-мой резидентами  СЭЗ продукции составил 90,5%. Следует  отметить, что на общем фоне увеличения объемов экспорта в страны СНГ  наблюдается ориентация резидентов СЭЗ исключительно на российские рынки. Что касается экспорта в страны вне СНГ, то здесь прослеживается положительная тенденция его  роста (в 1,9 раза). Вместе с тем доля экспортных поставок резидентов СЭЗ  в дальнее зарубежье еще незначительна: в 2006 г. - всего 5,9%. В определенной степени это обусловлено тем, что качество производимой в СЭЗ продукции и ее новизна еще не в полной мере удовлетворяют требованиям рынка стран дальнего зарубежья.

Наибольший  удельный вес в экспортных потоках  как в целом, так и в страны СНГ занимает СЭЗ «Брест» (52,1%). Доля СЭЗ «Гомель-Ратон» в целом и  в страны СНГ составила 28,8%, в страны вне СНГ-31,2%. Вклад СЭЗ «Минск»  в экспорт в целом и в  страны СНГ достиг 16,8%, а в страны вне СНГ- 17,2%.

Импорт  резидентов СЭЗ в 2006 г. увеличился по сравнению с 2005г. более чем в 1,7 раза. Большую часть (55%) всего импорта резиденты СЭЗ ввозили из стран дальнего зарубежья -Польши, Германии, Бельгии, Норвегии, США, Чехии, Литвы, Австрии, Нидерландов, Италии, Португалии, России.

Импорт  из стран СНГ увеличился почти в 1,3 раза и формировался в основ-ном за счет поставок из России.

Превышение  темпов роста импорта над экспортом обусловило отрицательное сальдо торгового баланса, которое увеличилось по сравнению с 2000 г. в 2,3 раза.

Анализ  экспортно-импортных потоков предприятий-резидентов СЭЗ республики в разрезе товарной номенклатуры свидетельствует об ее узком ассортименте. В структуре  экспорта еще незначителен удельный вес высокотехнологичной продукции.

Рассмотрим  привлекательность СЭЗ «Гродноинвест».

НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА РЕЗИДЕНТОВ СЭЗ "ГРОДНОИНВЕСТ"  В 2 РАЗА НИЖЕ НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА предприятий-экспортеров Республики Беларусь (в % от выручки)

 

 

Рисунок 2.6. Налоговая нагрузка резидентов СЭЗ «Гродноинвест»

МИНИМАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ

Инвестиционный проект должен соответствовать  следующим критериям:

  1. Минимальный размер уставного фонда юридического лица – 20 000 долларов США;
  2. Не менее 90 процентов импортируемого основного технологического оборудования - не старше 5 лет.
  3. Удельный вес товаров (работ, услуг), реализуемых за пределы Республики Беларусь, в общем объеме реализуемых товаров (работ, услуг) не менее 70%.

Для регистрации  предприятия не нужно обращаться в другие государственные органы, так как функции регистрирующего органа делегированы администрации СЭЗ "Гродноинвест".

Не уплачиваются:

  • налог на прибыль от реализации продукции (работ, услуг) собственного производства в течение 5 лет с момента объявления прибыли;
  • сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки при реализации товаров (работ, услуг) за пределы Республики Беларусь;
  • налог с пользователей автомобильных дорог в дорожный фонд при реализации товаров (работ, услуг) за пределы Республики Беларусь;
  • налог на недвижимость по объектам, расположенным в границах СЭЗ и используемым в деятельности резидента СЭЗ.

Уплачиваются:

СТОИМОСТЬ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ НИЖЕ, ЧЕМ В СТРАНАХ ЕВРОСОЮЗА (цены на 13.02.2007)

Природный газ, за 1000 м³

€ 109,24

Водоснабжение, за 1 м³

€ 0,08

Электроэнергия, за 1 кВт

€ 0,09

Тепловая электроэнергия, за 1 Гкал

€ 23,67

Канализация, за 1 м³

€ 0,55

Информация о работе Оффшорный бизнес в РБ