Оффшорный бизнес в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:56, реферат

Описание работы

Тяжесть налогообложения практически любого государства побуждает экономических субъектов заниматься налоговым планированием и искать легальные пути снижения налогового бремени. Планирование налогов, направленное на снижение выплат, - не просто грамотный бухгалтерский учет, а законная возможность не платить никаких налогов вообще, либо сведение их к минимуму по сравнению с уровнем действующих ставок.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..……5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА …….......................7
1.1. Сущность оффшорного бизнеса и цели создания оффшорных компаний ….........7
1.2. Минимизация налоговых обязательств с помощью оффшорных компаний……14
2.ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……….20
2.1 Преимущества оффшорного бизнеса для субъектов хозяйствования РБ ………...20
2.2 Анализ оффшорного бизнеса в РБ и перспективы его развития ………………….26
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУС...............40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………….....42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………..….….44

Файлы: 1 файл

referati_deatel_nost_.docx

— 537.79 Кб (Скачать файл)

Среднюю заработную плату в промышленности планируется довести до € 200 в месяц.

  • НДС в размере 50% от подлежащей уплате суммы с оборотов по реализации импортозамещающих товаров, за исключением ставки 10(9,09)%.

Уплачивается по ставке в 2 раза ниже:

  • налог на прибыль от реализации продукции (работ, услуг) собственного производства с 6-го года прибыльной деятельности предприятия.

На территории СЭЗ "Гродноинвест" действуют международные соглашения об избежании двойного налогообложения.

Сравнительную таблицу  налогообложения предприятий-резидентов Республики Беларусь и резидентов СЭЗ "Гродноинвест" можно посмотреть

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ У РЕЗИДЕНТОВ СЭЗ "ГРОДНОИНВЕСТ" НЕ ВЗЫМАЮТСЯ ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ предприятий Республики Беларусь  (в % от таможенной стоимости товара)

 

 

Рисунок 2.7. Таможенные платежи предприятий  Республики Беларусь в % от таможенной стоимости товара

У резидентов СЭЗ "Гродноинвест" производится только сбор за таможенное оформление товара в размере 20-50€(30-60 € - вне места и вне работы таможенного органа).

Для инвесторов, являющихся резидентами  свободной экономической зоны, установлен ряд таможенных льгот и преференций, которые устанавливают, что таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не применяются  в случае ввоза иностранных товаров  на территорию СТЗ и вывоза товаров, происходящих с территории СЭЗ за пределы Республики Беларусь.

В рамках реализации специального правового  режима зарегистрированный в СЭЗ "Гродноинвест" резидент пользуется следующими преференциями:

  • 100% освобождение от таможенных платежей при ввозе на территорию СТЗ  свободной экономической зоны "Гродноинвест" сырья, материалов, комплектующих, оборудования;
  • 100% освобождение от таможенных платежей при вывозе продукции собственного производства за пределы Республики Беларусь, либо при производстве импортозамещающей продукции.

 

МИНИМАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ

Инвестиционный проект должен соответствовать  следующим критериям:

  1. Минимальный размер уставного фонда юридического лица – 20 000 долларов США;
  2. Не менее 90 процентов импортируемого основного технологического оборудования - не старше 5 лет.
  3. Удельный вес товаров (работ, услуг), реализуемых за пределы Республики Беларусь, в общем объеме реализуемых товаров (работ, услуг) не менее 70%.

 

Рисунок  2.8. Производство продукции  по отраслям

 

Для регистрации предприятия не нужно обращаться в другие государственные органы, так как функции регистрирующего органа делегированы администрации СЭЗ "Гродноинвест". [34]

 

 

Оценка  реального положения в производственной, инвестиционной, внешнеэкономической  деятельности действующих шести СЭЗ отражает довольно скромный их вклад в экономику республики. Объем произведенной продукции резидентами СЭЗ составляет менее одного процента в ВВП республики, прибыль от реализации продукции, экспорт товаров и услуг - в пределах 1,7-2,1 %. Более ощутимо влияние СЭЗ на региональном уровне: создаются новые рабочие места, развивается инфраструктура территории, в определенной степени формируются благоприятные условия для привлечения инвестиций и передового зарубежного опыта. Из всех рассмотренных свободных экономических зон наиболее значителен вклад в экономику региона вносят СЭЗ «Брест» и СЭЗ «Гомель-Ратон»

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Перспективы развития оффшорного бизнеса можно  рассматривать с двух сторон:

    • Организация оффшора на территории республики;
    • Создание белорусскими компаниями фирм в оффшорных зонах.

Однако  обе эти тенденции представляются очень сомнительными. Что касается развития оффшорного бизнеса в Республике Беларусь, то в настоящее время отсутствуют перспективы для его создания, государство еще не вполне осознало, что при помощи создания оффшорных зон можно решить ряд социально-экономических проблем: привлечение иностранных инвестиций, рост валютных поступлений в экономике всей страны или ее отдельного региона от регистрационных сборов, ускорение развития всей страны или конкретной территории в ее составе, повышение занятости и уровня доходов населения. Если рассматривать оффшорный бизнес со стороны участия в нем белорусских компаний, то следует иметь в виду, что наше государство не может позволить себе лишиться основных источников поступления средств в государственный бюджет в виде налогов и сборов, взимаемых при совершении экономических операций. Ведь если белорусское предприятие откроет свою фирму в оффшорной зоне, то она не должна будет платить налоги в своей стране. Именно с этой целью и был утвержден Указ Президента «Об оффшорном сборе», устанавливающий оффшорного сбор в размере 15% от суммы осуществляемой операции.

В настоящее  время имеется ряд проблем  в условиях функционирования СЭЗ, сдерживающих их дальнейшее развитие.

Все еще  достаточно сложным и многостадийным остается процесс регистрации резидентов, выделения земельных участков под  строительство. Решающим здесь является фактор времени.

Привлечению иностранного капитала препятствуют неотработанность нормативно-законодательной базы в  отношении сертификации продукции, ценообразования, таможенного и  валютного регулирования, а также  несогласованность нормативных  актов по РБ и по действующим в  СЭЗ.

Активизации привлечения инвестиций препятствуют также низкий уровень использования  имеющегося научного потенциала, слабое развитие высокотехнологичных ресурсосберегающих производств, отсутствие развитой деловой  и производственной инфраструктуры (дорожной, энергетической сети, банков, связи, сервисного обслуживания), отвечающей мировым стандартам.

Эффективное управление зонами требует четко  налаженной информационной базы, включающей систему показателей и дающей комплексную характеристику деятельности СЭЗ.

Двух-, трехлетний период функционирования СЭЗ позволил выявить проблемные аспекты их деятельности. Основные из них обусловлены, с одной  стороны, специфичностью функционально-пространственной организации самой СЭЗ, в частности, СЭЗ "Минск" (восемь площадок с  различной степенью обес-печенности территории инфраструктурными элементами; наличие участков, свободных для  освоения и имеющих уже созданные  производственные мощ-ности; многофункциональная  направленность развития зоны), с другой – объективным отсутствием необходимого нормативно-методического сопровождения  процесса принятия решений на уровне администрации СЭЗ. Последнее относится  как к созданию новых, так и  к адаптации действующих на территории республики (региона) норм и правил рассмотрения конкретных проблем производственного, технического, финансового и организационного характера и пр. Важной проблемой  остается неопределенность в сроках и этапах освоения площадок СЭЗ в  условиях дефицита бюджетных средств  и ожидания притока инвестиций.

Как показывает накопленный опыт работы с инвесторами, едва ли не решающим фактором при принятии решения о создании и размещении того или иного производства в СЭЗ является наличие не только, а иногда и не столько льгот и преференций, сколько стабильной нормативно-правовой базы. В настоящее время в республике в основном сформирована нормативно-правовая база для создания специальных экономических зон. Принят закон о свободных экономических зонах, имеются соответствующие указы Президента, постановления правительства республики, другие нормативные акты. Вместе с тем эффективность их развития и функционирования сдерживается периодически возникающими против. Кроме таможенных проблем, в СЭЗ предстоит отрегулировать земельные и имущественные отношения, вопросы ценовой и тарифной политики и др.

Для повышения  престижности влияния на поведение инвесторов необходимо наряду с формированием и совершенствованием правовой базы для их успешного и эффективного функционирования разработать государственную программу создания и развития СЭЗ на территории Республики Беларусь с указанием перечня создаваемых зон, определением задач и целей, этапов становления, приоритетных отраслей, объемов инвестиций и источников их привлечения. Она должна предусматривать конкретные меры по повышению привлекательности зон для широкого круга инвесторов, снижению рисков инвестирования конкретных проектов. Это в свою очередь позволит снизить негативные оценки инвестиционной привлекательности Беларуси. Именно через СЭЗ может быть повышен рейтинг Беларуси среди иностранных инвесторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оффшорная деятельность – это деятельность осуществляемая при помощи оффшорных зон, основными признаками которых являются: высокий уровень банковской и коммерческой тайны, лояльность властей, максимально упрощенная процедура регистрации и анонимность реальных владельцев компании, отсутствие валютных ограничений и таможенных платежей для иностранных инвесторов.

Оффшорная компания – один из самых привлекательных  инструментов для минимизации налогообложения. Существует множество схем с использованием оффшорных компаний, которые позволяют  избежать уплаты налогов, наиболее распространенные среди них – применение трансфертных цен (заниженных или завышенных, в зависимости от типа операции) цен при экспортно-импортных сделках. Суть данного способа заключается в перемещении основного дохода, а, следовательно, и прибыли, из юрисдикции с высоким налогообложением в оффшорную зону. Для этого в цепь операций между двумя компаниями, находящимися в юрисдикции с высоким налогообложением и работающими напрямую, вводится компания-посредник (оффшорная компания).

Разновидностью импортных операций с использованием оффшорных фирм является импорт услуг. В сфере внешнеэкономической деятельности очень широко распространено оказание оффшорными фирмами консалтинговых и маркетинговых услуг предприятиям по исследованию рынка, маркетинга, содействию, консультированию и обучению. Причем последним для отнесения затрат по оплате этих услуг на себестоимость фактически достаточно акта приема-передачи работ. В подавляющем большинстве случаев реально никаких услуг не оказывается, а происходит сокрытие прибыли от налогообложения нередко с последующим использованием ее в личных целях руководства предприятий.

Используется оффшорная компания и для получения банковского  кредита. В этом случае оффшорная  компания размещает фиксированный депозит в банке, выступая гарантом кредита, который будет выдан материнскому предприятию — учредителю оффшорной компании.

Оффшорная компания может покупать долговые обязательства с дисконтом, а затем погашать их по номинальной стоимости и на этом получать хороший доход. Для этого профиль деятельности местной компании должен позволять проводить данную операцию без лишних посредников.

Однако  функции оффшорных компаний не сводятся только к налоговому планированию. Оффшорные фирмы создаются и  для управления риском. В наиболее очевидном случае управление риском заключается в регистрации предприятия  и размещении его активов в  политически и экономически стабильном регионе мира, а в случае появления  признаков нестабильности или иных рисков оффшорные структуры позволяют  быстро перевести капитал в более  надежный район.

Субъекты  хозяйствования Республики Беларусь могли  бы использовать практически все схемы с оффшорными компаниями, распространенные в мире, если бы законодательством не был бы установлен оффшорный сбор в размере 15% от суммы переводимых или получаемых средств из оффшорных зон, что делает практически невыгодным использование оффшорных компаний.

Что касается создания на территории РБ оффшорной зоны, то в настоящее время отсутствуют перспективы для развития этого процесса: государство еще не вполне осознало, что при помощи оффшорных зон можно эффективно решать ряд социально-экономических проблем, способствовать привлечению иностранных инвестиций, ведь компании, расположенные на территории оффшорной зоны, не осуществляют там никакой деятельности, и тем не менее уплачивают регистрационные сборы и сборы на содержание фирмы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Апель А. Л. Обналичивание и оффшорный бизнес в схемах. Спб.: Питер, 2002.
  2. Балабанин В. Анализ методов государственного регулирования оффшорного бизнеса // Внешнеэкономический бюллетень. 2006. №1
  3. Балабанов И. Г. Внешнеэкономические связи. Мн.: Финансы и статистика, 2005.
  4. Бык В.Ф. Свободная экономическая зона “Гомель-Ратон”: этапы развития // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь.-2005.-№11.
  5. Бык В.Ф. Свободные экономические зоны Республики Беларусь: состояние и перспективы развития // Белорусский экономический журнал.-2006.-№3.
  6. Верба Е.В., Заяц Н.Е., Рудый К.В. Финансы внешнеэкономической деятельности, уч. пособ., Минск, БГЭУ, 2003.
  7. Горбунов А. Р. Оффшорный бизнес. М.: ИНФРА-М.: 2005.
  8. Горбунов А. Р. Оффшорные фирмы и финансовые компании: создание, управление, контроль. М.: ИНФРА-М, 2004.
  9. Гордейчик В.К. Свободные экономические зоны: проблемы функционирования и развития // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь.-2006.-№4.
  10. Закон Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» от 7 декабря 1998 г
  11. Коваленко П. Банк, который построил…// Валютное регулирование и ВЭД. 2005. №5.
  12. Корней И. Оффшорная зона с видом на Беларусь// Валютное регулирование и ВЭД. 2005. №3.
  13. Костромичева Э.В., Гордейчик В.К. Функционирование свободных экономических зон Республики Беларусь в 2005 году .// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь.-2006.-№4.
  14. Костромичева Э.В., Груша В.К., Лобейко А.М., Телеш И.Л. Итоги и проблемы функционирования свободных экономических зон Республики Беларусь в 2006 году // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2007. - №3.
  15. Надузик К. СЭЗ “Могилев” за работой //Могилевская правда.-2006.-№8.
  16. СЭЗ “Могилев” может перекрыть среднеобластной уровень рентабельности втрое // Могилевская правда.- 2006. №6.
  17. Оффшорные фирмы в международном бизнесе. Под ред. А. Р. Горбунова. М.: ДС ЭКСПРЕСС ИНК,2001.
  18. Постановление Совета  Министров Республики Беларусь от 23 октября 1997 № 1415 «О концепции организации свободных (специальных) экономических зон на территории Республики Беларусь»
  19. Разумов В. Российский оффшор устраивает год «открытых дверей» для белорусов// Валютное регулирование и ВЭД. 2005. №4.
  20. Рыбаков В. Оффшоры выходят из моды // Валютное регулирование и ВЭД. 2005. №7.
  21. Трощенко А. Какие функции выполняют оффшорные компании// Управление компанией. 2005. №3.
  22. Указ Президента Республики Беларусь от 20 марта 2003 г. № 114 «О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь»
  23. Указ Президента Республики Беларусь «ОБ оффшорном сборе» от 12.03.2003. № 104
  24. Ушаков Д. Л. Оффшорные зоны в практике российских налогоплательщиков. М.: Юристъ, 2002.
  25. Чайковская Ю. Оффшорные банки: «за» и «против»// Вестник ассоциации белорусских банков.2004. №46
  26. Чайковская Ю. Оффшорный бизнес: специфика и возможности// Вестник ассоциации белорусских банков. 2003. № 7
  27. Черняк П. Российский оффшор умер… Да здравствует новый оффшор!// Валютное регулирование и ВЭД. 2005. №4.
  28. Шамбостр Э. Энциклопедия оффшорного бизнеса. М.: ВИКРА, 2000.
  29. Энциклопедия оффшорного бизнеса. Под ред. Н. П. Троценко. М.: НПК-ВЕСТА, 2000.
  30. Янгблад Д. Достоинства и недостатки оффшорных компаний// Валютное регулирование и ВЭД. 2005. № 5
  31. www.fez.brest.by
  32. http://www.fez-vitebsk.com
  33. http://www.gomelraton.com
  34. http://www.grodnoinvest.com/
  35. http://www.fezminsk.by
  36. http://www.fezmogilev.com

Информация о работе Оффшорный бизнес в РБ