Среднюю заработную плату в промышленности
планируется довести до € 200 в
месяц.
- НДС в размере 50% от подлежащей уплате суммы с оборотов по реализации импортозамещающих товаров, за исключением ставки 10(9,09)%.
Уплачивается
по ставке в 2 раза ниже:
- налог на прибыль от реализации продукции (работ, услуг) собственного производства с 6-го года прибыльной деятельности предприятия.
На территории СЭЗ "Гродноинвест"
действуют международные соглашения
об избежании двойного налогообложения.
Сравнительную таблицу
налогообложения предприятий-резидентов Республики Беларусь
и резидентов СЭЗ "Гродноинвест"
можно посмотреть
ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ У РЕЗИДЕНТОВ
СЭЗ "ГРОДНОИНВЕСТ" НЕ ВЗЫМАЮТСЯ
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ предприятий Республики Беларусь
(в % от таможенной стоимости товара)
Рисунок
2.7. Таможенные платежи предприятий
Республики Беларусь в % от таможенной
стоимости товара
У резидентов
СЭЗ "Гродноинвест" производится
только сбор за таможенное оформление товара в размере 20-50€(30-60
€ - вне места и вне работы таможенного
органа).
Для инвесторов, являющихся резидентами
свободной экономической зоны, установлен
ряд таможенных льгот и преференций,
которые устанавливают, что таможенные
платежи, за исключением сборов за таможенное
оформление, не взимаются и меры
экономической политики не применяются
в случае ввоза иностранных товаров
на территорию СТЗ и вывоза товаров,
происходящих с территории СЭЗ за
пределы Республики Беларусь.
В рамках реализации специального правового
режима зарегистрированный в СЭЗ "Гродноинвест"
резидент пользуется следующими преференциями:
- 100% освобождение от таможенных
платежей при ввозе на территорию СТЗ свободной экономической зоны "Гродноинвест" сырья, материалов, комплектующих, оборудования;
- 100% освобождение от таможенных
платежей при вывозе продукции собственного производства за пределы Республики Беларусь, либо при производстве импортозамещающей продукции.
МИНИМАЛЬНЫЕ
КРИТЕРИИ
Инвестиционный проект должен соответствовать
следующим критериям:
- Минимальный размер уставного фонда юридического лица – 20
000 долларов США;
- Не менее 90
процентов импортируемого основного технологического оборудования - не старше 5
лет.
- Удельный вес товаров (работ, услуг), реализуемых за пределы Республики Беларусь, в общем объеме реализуемых товаров (работ, услуг) не менее 70%.
Рисунок 2.8. Производство продукции
по отраслям
Для регистрации предприятия не
нужно обращаться в другие государственные
органы, так как функции регистрирующего
органа делегированы администрации СЭЗ
"Гродноинвест". [34]
Оценка
реального положения в производственной,
инвестиционной, внешнеэкономической
деятельности действующих шести СЭЗ
отражает довольно скромный их вклад в
экономику республики. Объем произведенной
продукции резидентами СЭЗ составляет
менее одного процента в ВВП республики,
прибыль от реализации продукции, экспорт
товаров и услуг - в пределах 1,7-2,1 %. Более
ощутимо влияние СЭЗ на региональном уровне:
создаются новые рабочие места, развивается
инфраструктура территории, в определенной
степени формируются благоприятные условия
для привлечения инвестиций и передового
зарубежного опыта. Из всех рассмотренных
свободных экономических зон наиболее
значителен вклад в экономику региона
вносят СЭЗ «Брест» и СЭЗ «Гомель-Ратон»
3. ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ ОФФШОРНОГО БИЗНЕСА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Перспективы
развития оффшорного бизнеса можно
рассматривать с двух сторон:
- Организация оффшора на территории республики;
- Создание белорусскими компаниями фирм в оффшорных зонах.
Однако
обе эти тенденции представляются
очень сомнительными. Что касается
развития оффшорного бизнеса в Республике
Беларусь, то в настоящее время отсутствуют
перспективы для его создания, государство
еще не вполне осознало, что при помощи
создания оффшорных зон можно решить ряд
социально-экономических проблем: привлечение
иностранных инвестиций, рост валютных
поступлений в экономике всей страны или
ее отдельного региона от регистрационных
сборов, ускорение развития всей страны
или конкретной территории в ее составе,
повышение занятости и уровня доходов
населения. Если рассматривать оффшорный
бизнес со стороны участия в нем белорусских
компаний, то следует иметь в виду, что
наше государство не может позволить себе
лишиться основных источников поступления
средств в государственный бюджет в виде
налогов и сборов, взимаемых при совершении
экономических операций. Ведь если белорусское
предприятие откроет свою фирму в оффшорной
зоне, то она не должна будет платить налоги
в своей стране. Именно с этой целью и был
утвержден Указ Президента «Об оффшорном
сборе», устанавливающий оффшорного сбор
в размере 15% от суммы осуществляемой операции.
В настоящее
время имеется ряд проблем
в условиях функционирования СЭЗ, сдерживающих
их дальнейшее развитие.
Все еще
достаточно сложным и многостадийным
остается процесс регистрации резидентов,
выделения земельных участков под
строительство. Решающим здесь является
фактор времени.
Привлечению
иностранного капитала препятствуют неотработанность
нормативно-законодательной базы в
отношении сертификации продукции,
ценообразования, таможенного и
валютного регулирования, а также
несогласованность нормативных
актов по РБ и по действующим в
СЭЗ.
Активизации
привлечения инвестиций препятствуют
также низкий уровень использования
имеющегося научного потенциала, слабое
развитие высокотехнологичных ресурсосберегающих
производств, отсутствие развитой деловой
и производственной инфраструктуры
(дорожной, энергетической сети, банков,
связи, сервисного обслуживания), отвечающей
мировым стандартам.
Эффективное
управление зонами требует четко
налаженной информационной базы, включающей
систему показателей и дающей
комплексную характеристику деятельности
СЭЗ.
Двух-, трехлетний
период функционирования СЭЗ позволил
выявить проблемные аспекты их деятельности.
Основные из них обусловлены, с одной
стороны, специфичностью функционально-пространственной
организации самой СЭЗ, в частности,
СЭЗ "Минск" (восемь площадок с
различной степенью обес-печенности
территории инфраструктурными элементами;
наличие участков, свободных для
освоения и имеющих уже созданные
производственные мощ-ности; многофункциональная
направленность развития зоны), с другой
– объективным отсутствием необходимого
нормативно-методического сопровождения
процесса принятия решений на уровне
администрации СЭЗ. Последнее относится
как к созданию новых, так и
к адаптации действующих на территории
республики (региона) норм и правил
рассмотрения конкретных проблем производственного,
технического, финансового и организационного
характера и пр. Важной проблемой
остается неопределенность в сроках
и этапах освоения площадок СЭЗ в
условиях дефицита бюджетных средств
и ожидания притока инвестиций.
Как показывает
накопленный опыт работы с инвесторами,
едва ли не решающим фактором при принятии
решения о создании и размещении того
или иного производства в СЭЗ является
наличие не только, а иногда и не столько
льгот и преференций, сколько стабильной
нормативно-правовой базы. В настоящее
время в республике в основном сформирована
нормативно-правовая база для создания
специальных экономических зон. Принят
закон о свободных экономических зонах,
имеются соответствующие указы Президента,
постановления правительства республики,
другие нормативные акты. Вместе с тем
эффективность их развития и функционирования
сдерживается периодически возникающими
против. Кроме таможенных проблем, в СЭЗ
предстоит отрегулировать земельные и
имущественные отношения, вопросы ценовой
и тарифной политики и др.
Для повышения
престижности влияния на поведение
инвесторов необходимо наряду с формированием
и совершенствованием правовой базы для
их успешного и эффективного функционирования
разработать государственную программу
создания и развития СЭЗ на территории
Республики Беларусь с указанием перечня
создаваемых зон, определением задач и
целей, этапов становления, приоритетных
отраслей, объемов инвестиций и источников
их привлечения. Она должна предусматривать
конкретные меры по повышению привлекательности
зон для широкого круга инвесторов, снижению
рисков инвестирования конкретных проектов.
Это в свою очередь позволит снизить негативные
оценки инвестиционной привлекательности
Беларуси. Именно через СЭЗ может быть
повышен рейтинг Беларуси среди иностранных
инвесторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оффшорная
деятельность – это деятельность осуществляемая
при помощи оффшорных зон, основными признаками
которых являются: высокий уровень банковской
и коммерческой тайны, лояльность властей,
максимально упрощенная процедура регистрации
и анонимность реальных владельцев компании,
отсутствие валютных ограничений и таможенных
платежей для иностранных инвесторов.
Оффшорная
компания – один из самых привлекательных
инструментов для минимизации налогообложения.
Существует множество схем с использованием
оффшорных компаний, которые позволяют
избежать уплаты налогов, наиболее распространенные
среди них – применение трансфертных
цен (заниженных или завышенных, в зависимости
от типа операции) цен при экспортно-импортных
сделках. Суть данного способа заключается в
перемещении основного дохода, а, следовательно,
и прибыли, из юрисдикции с высоким налогообложением
в оффшорную зону. Для этого в цепь операций
между двумя компаниями, находящимися
в юрисдикции с высоким налогообложением
и работающими напрямую, вводится компания-посредник
(оффшорная компания).
Разновидностью импортных операций
с использованием оффшорных фирм
является импорт услуг. В сфере внешнеэкономической
деятельности очень широко распространено
оказание оффшорными фирмами консалтинговых
и маркетинговых услуг предприятиям по
исследованию рынка, маркетинга, содействию,
консультированию и обучению. Причем последним
для отнесения затрат по оплате этих услуг
на себестоимость фактически достаточно
акта приема-передачи работ. В подавляющем большинстве случаев реально
никаких услуг не оказывается, а происходит
сокрытие прибыли от налогообложения
нередко с последующим использованием
ее в личных целях руководства предприятий.
Используется оффшорная компания
и для получения банковского
кредита. В этом случае оффшорная
компания размещает фиксированный депозит
в банке, выступая гарантом кредита, который
будет выдан материнскому предприятию
— учредителю оффшорной компании.
Оффшорная компания может покупать
долговые обязательства с дисконтом,
а затем погашать их по номинальной стоимости
и на этом получать хороший доход. Для
этого профиль деятельности местной компании
должен позволять проводить данную операцию
без лишних посредников.
Однако
функции оффшорных компаний не сводятся
только к налоговому планированию.
Оффшорные фирмы создаются и
для управления риском. В наиболее
очевидном случае управление риском
заключается в регистрации предприятия
и размещении его активов в
политически и экономически стабильном
регионе мира, а в случае появления
признаков нестабильности или иных
рисков оффшорные структуры позволяют
быстро перевести капитал в более
надежный район.
Субъекты
хозяйствования Республики Беларусь могли
бы использовать практически все схемы
с оффшорными компаниями, распространенные
в мире, если бы законодательством не был
бы установлен оффшорный сбор в размере
15% от суммы переводимых или получаемых
средств из оффшорных зон, что делает практически
невыгодным использование оффшорных компаний.
Что касается
создания на территории РБ оффшорной зоны,
то в настоящее время отсутствуют перспективы
для развития этого процесса: государство
еще не вполне осознало, что при помощи
оффшорных зон можно эффективно решать
ряд социально-экономических проблем,
способствовать привлечению иностранных
инвестиций, ведь компании, расположенные
на территории оффшорной зоны, не осуществляют
там никакой деятельности, и тем не менее
уплачивают регистрационные сборы и сборы
на содержание фирмы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Апель А. Л. Обналичивание и оффшорный бизнес в схемах. Спб.: Питер, 2002.
- Балабанин В. Анализ методов государственного регулирования оффшорного бизнеса // Внешнеэкономический бюллетень. 2006. №1
- Балабанов И. Г. Внешнеэкономические связи. Мн.: Финансы и статистика, 2005.
- Бык В.Ф. Свободная экономическая зона “Гомель-Ратон”: этапы развития // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь.-2005.-№11.
- Бык В.Ф. Свободные экономические зоны Республики Беларусь: состояние и перспективы развития // Белорусский экономический журнал.-2006.-№3.
- Верба Е.В., Заяц Н.Е., Рудый К.В. Финансы внешнеэкономической деятельности, уч. пособ., Минск, БГЭУ,
2003.
- Горбунов А. Р. Оффшорный бизнес. М.: ИНФРА-М.: 2005.
- Горбунов А. Р. Оффшорные фирмы и финансовые компании: создание, управление, контроль. М.: ИНФРА-М, 2004.
- Гордейчик В.К. Свободные экономические зоны: проблемы функционирования и развития // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь.-2006.-№4.
- Закон Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» от 7 декабря 1998 г
- Коваленко П. Банк, который построил…// Валютное регулирование и ВЭД. 2005. №5.
- Корней И. Оффшорная зона с видом на Беларусь// Валютное регулирование и ВЭД. 2005. №3.
- Костромичева Э.В., Гордейчик В.К. Функционирование свободных экономических зон Республики Беларусь в 2005 году .// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь.-2006.-№4.
- Костромичева Э.В., Груша В.К., Лобейко А.М., Телеш И.Л. Итоги и проблемы функционирования свободных экономических зон Республики Беларусь в 2006 году // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2007. - №3.
- Надузик К. СЭЗ “Могилев” за работой //Могилевская правда.-2006.-№8.
- СЭЗ “Могилев” может перекрыть среднеобластной уровень рентабельности втрое // Могилевская правда.- 2006. №6.
- Оффшорные фирмы в международном бизнесе. Под ред. А. Р. Горбунова. М.: ДС ЭКСПРЕСС ИНК,2001.
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 1997 № 1415 «О концепции организации свободных (специальных) экономических зон на территории Республики Беларусь»
- Разумов В. Российский оффшор устраивает год «открытых дверей» для белорусов// Валютное регулирование и ВЭД. 2005. №4.
- Рыбаков В. Оффшоры выходят из моды // Валютное регулирование и ВЭД. 2005. №7.
- Трощенко А. Какие функции выполняют оффшорные компании// Управление компанией. 2005. №3.
- Указ Президента Республики Беларусь от 20 марта 2003 г. № 114 «О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь»
- Указ Президента Республики Беларусь «ОБ оффшорном сборе» от 12.03.2003. № 104
- Ушаков Д. Л. Оффшорные зоны в практике российских налогоплательщиков. М.: Юристъ,
2002.
- Чайковская Ю. Оффшорные банки: «за» и «против»// Вестник ассоциации белорусских банков.2004. №46
- Чайковская Ю. Оффшорный бизнес: специфика и возможности// Вестник ассоциации белорусских банков. 2003. № 7
- Черняк П. Российский оффшор умер… Да здравствует новый оффшор!// Валютное регулирование и ВЭД. 2005. №4.
- Шамбостр Э. Энциклопедия оффшорного бизнеса. М.: ВИКРА, 2000.
- Энциклопедия оффшорного бизнеса. Под ред. Н. П. Троценко. М.: НПК-ВЕСТА, 2000.
- Янгблад Д. Достоинства и недостатки оффшорных компаний// Валютное регулирование и ВЭД. 2005. № 5
- www.fez.brest.by
- http://www.fez-vitebsk.com
- http://www.gomelraton.com
- http://www.grodnoinvest.com/
- http://www.fezminsk.by
- http://www.fezmogilev.com