Организационная структура торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение организационной структуры торговли и предложение путей ее совершенствования.
Основными задачами исследования являются:
- рассмотрение основ организации торговли и признаков организационного построения торговой отрасли;
- изучение организационных структур розничной торговли Республики Беларусь;
- изучение организационного построения оптовой торговли Республики Беларусь;

Файлы: 1 файл

Организационная структура торговли.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Торговля как отрасль народного  хозяйства имеет чрезвычайно  важное значение для каждого общества. В ней состредоточены экономические, социальные и политические задачи предприятий, организаций, населения и государства. От их правильного решения во многом зависят эффективность функционирования хозяйственного механизма страны, его отдельных отраслей и удовлетворение потребностей всех слоев населения.

Поэтому актуальным, для магазина № 34 Шкловского райпо, является создание эффективной организационной структуры торговли.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение организационной структуры торговли и предложение путей ее совершенствования.

Основными задачами исследования являются:

- рассмотрение основ организации торговли и признаков организационного построения торговой отрасли;

- изучение организационных структур розничной торговли Республики Беларусь;

- изучение организационного построения оптовой торговли Республики Беларусь;

- анализ торгово-технологического процесса в магазине;

- анализ устройства и оборудования торгового зала;

- оценка эффективности использования площади магазина;

- анализ эффективности использования материально-техничесая база магазина;

- анализ эффективности использования трудовых ресурсов магазина;

- анализ розничного товарооборота магазина;

- разработка путе совершенствования  организационной структуры торговли  магазина.

Объект исследования – магазин  № 34 Шкловского райпо.

Предмет исследования – организационная  структура торговли.

В процессе исследования применялся анализ и синтез, а также различные статистические методы (графический, расчет показателей динамики и структуры).

Информационная база исследования сформирована научных трудов отечественных  и зарубежных ученых, таких как  Виноградова С.Н., Платонов В.Н., Дашков Л.П. и др.

 

 

 

 

1 Организайционная структура торговли

 

1.1 Основы организации торговли. Признаки организационного построения торговой отрасли

Торговля является одной из важнейших  сфер деятельности, в которой пересекаются интересы многих отраслей, предприятий и населения.

Процессы хозяйственной деятельности, основанные на разделении и кооперации труда, в любой отрасли народного  хозяйства, в том числе и в  торговле, нуждаются в определенной организации.

Сущность организации состоит  в упорядочении взаимодействий различных сторон и аспектов материальной деятельности людей, направленных на достижение определенных целей. В современных условиях требования к организации торговли возрастают в связи с расширением ассортимента, усложнением хозяйственных связей с другими отраслями народного хозяйства, широким внедрением в торговлю достижений научно-технического прогресса, расширением географии производства, развитием и совершенствованием материально-технической базы торговли.

Главная цель развития торговой отрасли  состоит в совершенствовании ее деятельности, обеспечении платежеспособного спроса различных категорий населения высококачественными товарами и услугами в широком ассортименте, активном продвижении отечественных товаров на внутренний рынок.

Для достижения этой цели требуется решение следующих задач:

- реформирование управления и отношений собственности, формирование эффективной системы государственного регулирования деятельности торговых организаций через инвестиционную, финансово-кредитную политику, управление государственной долей собственности;

- формирование нормативно-правовой базы развития торговли;

- развитие инфраструктуры торговли и товарных рынков;

- формирование современного технически оснащенного оптового звена, поддержка малого и среднего бизнеса;

- развитие конкуренции;

- создание благоприятных условий для импорта на монополизированные товарные рынки и защиты внутреннего рынка при наличии на нем достаточной конкуренции между отечественными производителями;

- снижение общего уровня издержек и цен в процессе товародвижения;

- развитие системы защиты прав потребителей, ужесточение механизма сертификации и стандартизации товаров, защита рынка от недоброкачественного импорта.

Торговля как отрасль народного  хозяйства имеет сложное организационное  построение. Оно характеризуется, с одной стороны, многообразием форм управления торговыми предприятиями и организациями, а с другой – различием организационных структур управления торговлей отдельных торговых систем.

В основу организационного построения торговли положены четыре признака: административно-территориальный, товарно-отраслевой, ведомственный, форма организации.

Применение административно-территориального признака при построении отрасли  позволяет успешно сочетать хозяйственное  управление со стороны органов руководства министерств и ведомств с общим руководством торговлей со стороны исполнительных комитетов органов местного управления. Следовательно, организационно-хозяйственные звенья торговли имеют двойное подчинение.

Товарно-отраслевой признак характеризует  товарный профиль торговых организаций. По товарной специализации различают следующие виды торговых организаций:

- универсальные, торгующие продовольственными и непродовольственными товарами;

- продовольственные: универсальные, специализированные, неспециализированные;

- непродовольственные: универсальные, специализированные, неспециализированные [11, с. 32].

В продовольственной торговле наметилась тенденция к универсализации, а  в торговле непродовольственными товарами – создание специализированных предприятий (организаций).

Особенностью торговли как отрасли  народного хозяйства является ее многоведомственностъ. Она проявляется в том, что торговую деятельность осуществляют различные министерства и ведомства: Министерство торговли, Белорусский республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз), отделы рабочего снабжения (ОРСы) ряда министерств и транспорта, непромышленные министерства и государственные комитеты, промышленные министерства, предприятия которых выпускают товары народного потребления.

По форме организации торговля подразделяется на следующие виды:

- оптовая торговля;

- розничная торговля;

- общественное питание (торгово-производственная деятельность).

В Республике Беларусь правовую основу осуществления торговой деятельности, а также ее государственного регулирования определяет Закон Республики Беларусь «О торговле» № 231 от 28 июня 2003 г.

В соответствии с указанным Законом  под торговлей понимается предпринимательская  деятельность торговых организаций  и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.

Субъектами торговли являются торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь.

Объектами торговли являются товары, а также работы и услуги, связанные  с продажей товаров [13, с. 14].

1.2 Организационные структуры  розничной торговли Республики  Беларусь

Розничная торговля – вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Организационно-хозяйственными звеньями розничной торговли являются торговые объекты (магазин, павильон, киоск, палатка, автомагазин и др.), торговые организации и торговые системы.

Торговые системы – это совокупность организаций розничной и оптовой торговли с учетом форм собственности, специфики продажи отдельных товаров и контингента обслуживаемого населения [13, с.26].

Государственную розничную торговлю осуществляют торговые организации  Министерства торговли, исполнительных комитетов органов местного управления; органов рабочего снабжения отдельных  отраслей промышленности и транспорта; торговые организации и предприятия непромышленных министерств и ведомств; фирменная сеть промышленных министерств и ведомств.

Основной торговой системой государственной  торговли является Министерство торговли Республики Беларусь. Для него характерны значительная концентрация и специализация торговой сети, высокий уровень технического оснащения.

Министерство торговли Республики Беларусь осуществляет руководство  государственными торговыми организациями  непосредственно республиканского и местного подчинения.

Руководство розничной торговлей на местах осуществляют областные и Минское городское управления потребительского рынка и услуг. В их подчинении находятся торговые организации и организации коммунальной собственности.

Большая роль в организации снабжения  и обслуживания рабочих и служащих важнейших отраслей промышленности, транспорта, крупных новостроек отводится системе органов рабочего снабжения (ОРС).

ОРС как торговая организация действует  на  правах отдела промышленного или транспортного предприятия, объединения, треста. В оперативном отношении он подчиняется руководителю промышленного предприятия, в хозяйственно-финансовом – вышестоящему органу – Управлению рабочего снабжения (УРС).

ОРСы наряду с розничной торговлей  могут осуществлять производственную деятельность, обеспечивать общественное питание работников, их бытовое обслуживание и т. п.

На территории республики действуют  ДОРОРС Белорусской железной дороги, УРС Министерства транспорта, ОРС  «Беларуеьнефти», ОРС треста «Белэнергострой» и др. [13, с. 29]

Определенное место в государственной розничной торговле занимают предприятия и организации непромышленных министерств и ведомств, которые наряду с выполнением своих основных функций реализуют населению определенные группы, виды товаров или обслуживают определенный контингент населения. К ним относятся:

- Министерство здравоохранения, организующее продажу лекарств, оптики, предметов санитарии и гигиены на своих предприятиях (аптеки, аптечные магазины и магазины оптики);

- иинистерства связи, информации и культуры, занимающиеся розничной торговлей печатной и книжной продукцией;

- Министерство жилищно-коммунального хозяйства, имеющее розничную торговую сеть по реализации цветов и ритуальных принадлежностей.

Розничная сеть промышленных предприятий  представлена фирменной торговлей, которая получает существенное развитие в современных условиях.

В результате осуществления программы  разгосударствления и приватизации в республике были созданы новые  виды торговых организаций различных  организационно-правовых форм, как  правило, основанных на частной форме собственности: арендные предприятия, акционерные общества, малые и совместные предприятия, торговые и торгово-производственные фирмы, ассоциации.

Арендные предприятия образуются путем передачи во временное пользование  и за определенную плату имущества государственного торгового предприятия коллективу арендаторов. Они создаются по решению Совета трудового коллектива или коллектива арендаторов и оформляются соответствующим договором аренды. Передача имущества магазина в аренду не влечет за собой передачу права собственности на него, в то время как товары и доходы являются собственностью арендатора. Последний может выкупить за счет своих доходов все имущество, взятое в аренду.

Акционерные общества – это достаточно крупные хозяйственные формирования, образующиеся путем выпуска ценных бумаг (акций) на всю величину уставного фонда.

Создание таких обществ в  розничной торговле возможно на базе крупных розничных организаций (универмаг, универсам, дом торговли).

Малые предприятия могут создаваться на основе любой формы собственности. Основной критерий статуса малого предприятия – предельная численность работающих для розничных предприятий не должна превышать 30 человек.

Основными учредительными документами  малого предприятия являются устав  и учредительный договор. В уставе определяются вид и профиль предприятия, органы управления и контроля, порядок образования имущества, его выкупа, распределения прибыли, условия реорганизации и прекращения деятельности. Устав утверждается учредителем.

В учредительном договоре определяются все обязательства, права и ответственность сторон (учредителя и малого предприятия).

Совместное предприятие (СП) – это общество (товарищество) с ограниченной ответственностью, одним из учредителей которого является иностранный партнер, либо объединение различных предприятий для совместной деятельности.

Информация о работе Организационная структура торговли