Организационная структура торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение организационной структуры торговли и предложение путей ее совершенствования.
Основными задачами исследования являются:
- рассмотрение основ организации торговли и признаков организационного построения торговой отрасли;
- изучение организационных структур розничной торговли Республики Беларусь;
- изучение организационного построения оптовой торговли Республики Беларусь;

Файлы: 1 файл

Организационная структура торговли.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

Определим коэффициент экспозиционной площади по формуле 2.2.

Коэффициент экспозиционной площади в магазине «№ 34 составил

Кэ = 308,198 / 363=0,85

Значение экспозиционной площади, равное 0,85 превышает допустимый показатель (0,7 – 0,75), что говорит  о большом количестве товаров, хранящихся в торговом зале. Это вызывает неудобство при выкладке, выборе и обзоре товара.

Таим образом, в магазинеа № 34 необходимо уменьшить экспозиционную площадь.

3.3 Анализ эффективности  использования материально-технической  базы магазина

На выполнение плана и динамику товарооборота  большое влияние оказывает состояние, развитие и эффективное использование материально-технической базы магазина.

Для осуществления  своей деятельности торговое предприятие  должно располагать разнообразными средствами труда. Совокупность всех средств  труда, независимо от их юридической  принадлежности, составляет материально-техническую базу.

Материально-техническая  база включает основные фонды, представленные зданиями и сооружениями, в которых  размещены отдельные структурные  подразделения, транспортными средствами, средствами производства (машины, передаточные устройства, стационарное оборудование) и малогабаритным оборудованием (средства малой механизации).

Эффективность использования материально-технической  базы рассчитывается по общим и частным  показателям.

К общим показателям  эффективности использования основных фондов относятся: фондоотдача, фондоемкость, рентабельность основных фондов.

Анализ эффективности  использования материально-технической  базы магазина № 34 представле в таблице 3.4 (приложения Г, Д, Е, Ж).

 

Таблица 3.4 –  Анализ эффективности использования материально-

                        технической базы магазина №  34

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Изменение, ±

2011 г. к 2010 г.

2012 г. к 2011г.

1. Розничный  товарооборот, млн. р.

5 171

9 919

17 810

4 748

7 891

2. Среднегодовая  стоимость основных средств, млн. р.

181

303

495

122

192

3. Фондоотдача  основных средств, р. (стр.1/стр.2)

28,6

32,7

36,0

4,2

3,3

4. Фондоемкость  основных средств, р. (стр.2/стр.1)

0,04

0,03

0,03

-0,01

-


 

По данным таблицы 3.4 видно, что в магазине № 34 материально-техническая база используется довольно эффективно. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. фондоотдача увеличилась на 4,2 р., а в 2012 г. по сравнению с 2011 г. – на 3,3 р.

Для оценки влияния  развития материально-технической  базы и эффективности ее использования на показатели торговой деятельности составляется таблица 3.5 (приложения Г, Д, Е, Ж).

На основе проведенного факторного анализ представленного в таблице 3.3 видно, что в результате увеличения среднегодовой стоимости основных средств розничный товарооборот вырос на 6 269 млн. р.

 

Таблица 3.5 – Расчет влияния материально-технической базы на

                        товарооборот

Показатель

2011 г.

2012 г.

Отклонение

Влияние на

товарооборот

Розничный товарооборот,  млн р.

9 919

17 810

7 891

6 269 + 1 622 = 7 891

Среднегодовая стоимость основных средств, млн  р.

303

495

495

(495 – 303) х  32,7 = 6 269

Фондоотдача основных средств, р.

32,7

36,0

3,3

495 х (36,0 –  32,7) = 1 622


 

В результате увеличения фондоотдачи основных средств розничный  товарооборот вырос на 1 622 млн. р.

Таким образом, в магазине № 34 материально-техническая  база использует эффективно.

 

3.4 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов в магазине

Анализ эффективности использования трудовых ресурсов в магазине необходимо начать с изучения режима тружа и отдыха работников магазина (приложение И)

У всех работников магазина нормированный рабочий  день.

Эффективность использования трудовых ресурсов зависит  от технических, технологических, организационных, экономических и социальных факторов.

Технические факторы  учитывают уровень механизации  и автоматизации процессов, использование  современных средств малой механизации  и т.д.

Технологические факторы предполагают разработку и  внедрение новых приемов обслуживания покупателей, изучение и использование передового и зарубежного опыта и т.д.

Организационные факторы – рациональная расстановка  кадров на всех участках производственно-коммерческой деятельности, современное обеспечение  кадров необходимыми средствами труда, обеспечение рациональной организации рабочих мест и размещения оборудования, сокращение простоев в работе и рациональное использование рабочего времени и т.д.

Эффективность использования трудовых ресурсов определяется эффективностью использования рабочего времени, ростом производительности труда. 

Оценку эффективности  использования трудовых ресурсов по среднегодовой выработке определяют как произведение среднечасовой  их выработки на среднюю продолжительность  рабочего дня и на среднее число  дней, отработанных одним работником за год, для чего необходима следующая информация:

- среднесписочная  численность работников (учитывая  численность работников на конец  и начало изучаемого периода);

- среднее  количество дней, отработанных одним  работником за год (с учетом  больничных, отпусков и т.д.);

- средняя  продолжительность рабочего дня;

- среднечасовая  выработка на одного работника.

Оценка  экономической эффективности использования  трудовых ресурсов в магазине № 34 представлена в таблице 3.6 (приложения Е, Ж, И).  

 

Таблица 3.6 – Эффективность использования трудовых ресурсов 

                        в магазине № 34

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Изменение, ±

2011 г. к 2010 г.

2011 г. к 2010 г.

Розничный товарооборот, млн. р.

5 171

9 919

17 810

4 748

7 891

Среднесписочная численность работников, чел.

20

21

21

1

-

в том  числе:

работников  зала, чел.

14

15

15

1

-

Удельный  вес:

         

работников  зала, %

70,0

71,4

71,4

1,4

-

Среднегодовая производительность

1 работника  зала, млн. р./чел.

369

661

1 187

292

526


 

По  данным таблицы 3.6 видно, что в магазине № 34 среднегодовая производительность в 2011 г. увеличилась на 292 млн. р. /чел., а в 2012 г. – на 526 млн. р. / чел.

  Для оценки влияния производительности труда на показатели торговой деятельности составляется таблица 3.7 (приложения Е, Ж, И).

 

Таблица 3.7 – Расчет влияния производительности труда на

                        товарооборот

Показатель

2011 г.

2012 г.

Отклонение

Влияние на

товарооборот

Розничный товарооборот,  млн р.

9 919

17 810

7 891

0 + 7 891 = 7 891

Среднесписочная численность рабоотников зала, млн р.

15

15

-

(15 – 15) х 661 = 0

Среднегодовая производительность

1 работника  зала, млн. р./чел.

661

1 187

526

15 х (1187 –  661) = 7 891


 

На основе проведенного факторного анализ представленного в таблице 3.7 видно, что в результате увеличения произодительности работников зала товарооборот в 2012 г. увеличился на 7 891 млн. р.

 

3.5 Анализ  динамики розничного товарооборота  магазина

На  современном этапе, при рыночной концепции развития экономики Республики Беларусь, главной целью деятельности торговых предприятий является получение максимальной прибыли. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли относительно снижения расходов.

Розничный товарооборот – количественный показатель, характеризующий объем продаж. Он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы.

При проведении анализа розничного товарооборота  следует установить, как развивается  розничный товарооборот, как удовлетворяется спрос на товары, как торговое предприятие улучшает структуру товарооборота.

При проведении анализа розничного товарооборота  необходимо рассчитать следующие показатели динамики розничного товарооборота:

- абсолютный  прирост товарооборота;

- темп роста  товарооборота в %;

- темп прироста товарооборота в %.

Магазин № 34 занимается реализацией продовольственных и непродовольственных товаров.

В таблице 3.8 и на рисунке 3.1 приведен анализ динамики розничного товарооборота магазина № 34 за период 2010 – 2012 гг. (приложение К).

 

 

Таблица 3.8 – Анализ динамики розничного товарооборота

                        магазина № 34 Шкловского райпо

Показатель

Фактически  за

Изменение, ±

Темп  роста, %

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2011 г. от 2010 г.

2012 г. от 2011 г.

2011 г. к

2010 г.

2012 г. к

2011 г.

Розничный товарооборот, млн. р.

             

- в  действующих ценах

5 171

9 919

17 810

4 748

7 891

191,8

179,6

- в  сопоставимых ценах

5 171

6 219

11 090

1 048

4 871

120,3

178,3


 

 

Рисунок 3.1 –  Динамика розничного товарооборота 

магазина № 34 Шкловского райпо

 

Приведенный анализ показал, что розничный товарооборот в сопоставимых ценах в 2011 г. по сравнению с 2010 г. вырос на 1 048 млн. р. или 20,3 %, а в 2012 г. по сравнению с 2011 г. – на 4 871 млн. р. или 78,3 %.

Темп прироста розничного товарооборота рассчитаем по формуле 2.3. В магазине № 34 за период 2010 – 2012 гг. среднегодовой тем прироста составил

 

Тпр = х 100 – 100 = 36,2 %.

 

Проведенный расчет показал, что за три анализируемых  года среднегодовой темп прироста розничного товарооборота составил 36,2 %.

Анализ динамики розничного товарооборота необходимо проводить не только за год,  но и  по кварталам. Это помогает установить, как ритмично развивается розничная  реализация, как равномерно удовлетворяется  спрос покупателей на товары.

Ритмичность и  равномерность развития товарооборота  магазина № 34 представлены в таблице 3.9 (приложение К).

Информация о работе Организационная структура торговли