Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение организационной структуры торговли и предложение путей ее совершенствования.
Основными задачами исследования являются:
- рассмотрение основ организации торговли и признаков организационного построения торговой отрасли;
- изучение организационных структур розничной торговли Республики Беларусь;
- изучение организационного построения оптовой торговли Республики Беларусь;
Торговые и торгово-
Ассоциации розничной торговли представляют добровольное объединение предприятий, организованное для решения ограниченного круга задач. Они не заменяют и не централизуют основные виды деятельности, а лишь способствуют укреплению финансовой устойчивости предприятии, формируются как самостоятельные образования, обладающие статусом юридического лица.
Торговые ассоциации могут создаваться по различным признакам:
- региональному (районные, областные и республиканские);
- товарному (по товарным группам);
- межотраслевому (в оптовой и розничной торговле);
- в зависимости от типа предприятий (ассоциации универмагов, универсамов и т. д.).
Основными задачами ассоциаций являются проведение единой ценовой политики; организация внешнеэкономической деятельности; оказание организационно-методического содействия участникам ассоциации; создание единого банка данных о конъюнктуре рынка; пропаганда и распространение передового опыта; подготовка кадров; реализация единой стратегии в области инвестиций для решения общих задач развития материально-технической базы и т. д.
1.3 Организационное построение оптовой торговли в Республике Беларусь
Оптовая торговля осуществляется сетью оптовых посредников, характеризующихся наличием двусторонних экономических отношений с поставщиками и покупателями по купле и продаже товаров.
До перехода к рыночным отношениям сеть оптовых баз делилась на государственную и кооперативную.
В настоящее время она
Оптовых посредников можно
В зависимости от выполняемых функций и предоставляемых услуг:
- универсальные оптовые посредники (оптовики-купцы, дистрибьюторы) осуществляют полный цикл обслуживания (покупку товара, транспортировку, хранение, комплектование, кредитование и т.д.);
- специализированные оптовые посредники или оптовики с ограниченным циклом обслуживания (информационно-контактные, информационные, поисковые посредники, посылочная торговля, лизинг и т.д.);
- информационно-контактные оптовые посредники подыскивают поставщиков и покупателей и от своего имени подписывают контракт, договор. Оплата производится за счет партнера;
- информационные посредники, например брокеры, обладают информацией о конъюнктуре рынка и способствуют реализации товара поставщика, не закупая его самостоятельно;
- поисковые посредники, например агенты промышленных предприятий, занимаются поиском покупателя товара.
В зависимости от подчиненности оптовые посредники могут быть:
- независимыми;
- формально независимыми;
- зависимыми [6, с. 10].
Независимые посредники осуществляют свою деятельность на основе договора купли-продажи, т.е. они закупают товар, становясь его собственником, и распоряжаются им по своему усмотрению. К ним относится большинство оптовых баз, дистрибьюторов, оптовиков-купцов и др.
Как правило, независимые оптовые посредники осуществляют полный цикл обслуживания, начиная от закупки и заканчивая оптовой продажей товара.
Формально независимые оптовые посредники – организации, осуществляющие сбыт продукции производителя на основе различного рода договоров (договор-поручение, договор комиссии, договор консигнации и др.), заключаемых с поверенными или торговыми агентами – предприятиями или отдельными лицами. Основная их функция – содействие купле-продаже за комиссионное вознаграждение.
Зависимые посредники осуществляют сбыт продукции на основе соглашений и договоров независимо от района деятельности (консигнаторы, брокеры).
Консигнатор – оптовый посредник, деятельность которого осуществляется на основе соглашения, по которому продавец поставляет товар на склад консигнатора, а последний продает товар от своего имени, но за счет продавца на основе договора консигнации. Брокер – оптовый посредник (фирма или индивидуальный предприниматель), который занимается поиском заинтересованных продавцов и покупателей и оказывает помощь в заключении договора. Сам брокер не принимает участия в сделке, т.е. не подписывает договор и не рассчитывается за товар. Деятельность брокера основывается на игре со спросом и предложением товара. Брокеру платит тот, кто его привлек.
В зависимости от товарной специализации:
- оптовые организации с универсальным ассортиментом товаров (оптовые базы ОРСов, потребкооперации);
- оптовые организации, специализирующиеся на продаже отдельных групп товаров (одежда, ооувь, оакалея, рыоа и др).
По форме собственности:
- государственные;
- частные.
По месту и роли в процессе товародвижения:
- оптово-сбытовые (выходные) базы, создаваемые в местах сосредоточения промышленного производства;
- торгово-закупочные оптовые базы закупают товары в районах производства, у оптово-сбытовых и других баз и снабжают ими другие оптовые и розничные организации;
- оптово-розничные объединения (ОРО) оптовых и розничных организаций при ведущей роли оптовой деятельности.
По району деятельности:
- общереспубликанские;
- областные;
- межрайонные;
- районные оптовые организации.
По организационной структуре оптовая торговля может осуществляться в различных организационно-правовых формах:
- акционерные общества;
- товарищества (полное и коммандитное);
- общества с ограниченной и дополнительной ответственностью;
- унитарные предприятия [11, с. 39].
По специфическим
Оптовый рынок – коммерческая хозяйственная структура, организующая оптовую куплю-продажу главным образом сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров на постоянной основе и по определенным правилам, определенных Типовым положением об оптовом продовольственном рынке в государствах – участниках СНГ.
Основные функции оптовых рынков:
- концентрация потребительских товаров и бесперебойное круглогодичное обеспечение ими населения;
- упрощение и удешевление процесса товародвижения;
- формирование реальных рыночных цен;
- получение достоверной информации о спросе и предложении товаров.
Оптовые рынки классифицируются:
- по специализации (универсальные и специализированные);
- административно-
- форме собственности (государственные, акционерные общества, частные и др.) [7, с. 15].
Высший орган управления оптовым рынком – общее собрание акционеров, которое избирает совет директоров, правление и ревизионную комиссию. Совет директоров назначает генерального директора, который возглавляет администрацию рынка и несет ответственность за его организационно-хозяйственную деятельность.
Торговый дом – это крупная оптовая организация, специализирующаяся главным образом на внешнеторговых операциях. В некоторых случаях торговые дома создаются для выполнения мелкооптовых операций. Однако они могут осуществлять не только торгово-посреднические операции, но и заниматься производственной деятельностью, транспортировкой, упаковкой и т.д.
На внутреннем рынке торговые дома могут выступать в качестве оптового посредника, приобретая товар для его дальнейшего продвижения.
Особенности торговых домов заключаются в том, что они не только занимаются куплей-продажей, а активно проникают в сферу производства, кредитно-финансовые структуры.
Основные цели торговых домов в мировой экономике:
- концентрация посреднических операций и активизация внешнеэкономической деятельности;
- производство и организация сбыта товарной продукции;
- объединение других посреднических структур и стимулирование их сбытовой деятельности;
- оперативный контроль за конъюнктурой рынка;
- снижение издержек обращения.
Холдинг представляет собой объединение, но не самих предприятий, а их капиталов.
В оптовой торговле холдинги могут создаваться путем объединения как самого имущества, так и доли в имуществе отдельных предприятий с целью владения большей долей акционерного капитала и таким образом осуществлять финансовый контроль за деятельностью объединения. Оптхолдинги бывают областными и межобластными, специализированными и универсальными.
По мере развития оптхолдинги могут
преобразовываться в торгово-
Функции оптхолдингов:
- обеспечение финансовой устойчивости предприятий;
- контроль за производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью;
- инвестиционная деятельность;
- изучение рыночной конъюнктуры и маркетинговые исследования;
- организация внешнеторговой деятельности;
- учреждение различных акционерных обществ, выпуск акций, их реализация и т.д.
Органы управления оптхолдинга:
- президент осуществляет общее руководство объединением в соответствии с уставом;
- правление – исполнительный орган, осуществляющий текущее, оперативное управление оптхолдингом;
- наблюдательный совет (президент, представитель органов Мингосимущества, антимонопольных органов, акционеры и др.) является представительным органом и заключает контракты с президентом и членами правления, назначает своих представителей в дочерние предприятия.
Магазины-склады по оптовой торговле типа «кэш энд кэрри» («плати и увози») – это торговые объекты, осуществляющие оптовую продажу юридическим лицам, их обособленным подразделениям и индивидуальным предпринимателям по методу самообслуживания с минимальной торговой надбавкой.
По форме собственности они могут быть государственными, в виде АО, ООО и др.
Особенности магазина-склада оптовой торговли:
- обслуживание мелких предприятий торговли, общепита, сферы обслуживания и предпринимателей;
- продажа товаров мелкооптовыми партиями;
- работа по методу самообслуживания;
- наличный расчет через кассовый аппарат и безналичный расчет;
- продажа по цене без розничной надбавки;
- самовывоз силами и средствами покупателя [8, с. 38].
По товарной специализации магазины-склады могут быть специализированными, комплексного ассортимента, универсальными, смешанными. Ассортимент реализуемых товаров определяется самими предприятиями с учетом особенностей рынка сбыта, емкости складских помещений, зоны деятельности основного оптового звена и конкурентов и др.
В реальной рыночной экономике могут быть и другие разновидности оптовых посредников, отличающихся специфическими, организационными, технологическими функциями (товарные биржи, ярмарки-выставки, аукционы, брокерские, дилерские конторы и т.д.).
2 Объект и методы исследований
2.1 Объект исследований
Объект исследования – организационная структура торговли.
Объектом практики является магазин № 34 Шкловского райпо.
Основными видами деятельности магазина № 34 розничная торговля.
Магазин № 34 осуществляет следующие виды лицензируемой деятельности:
- розничная торговля (за исключением
алкогольных напитков и
- розничная торговля табачными изделия;
- розничная торговля
Магазин № 34 расположен по адресу: г.Шклов, ул. Фрунзе, 35, на первом этаже 5-ти этажного жилого дома. Общая площадь магазина 714,3 м², которая включает в себя торговый зал, подсобное помещение и кабинет заведующей. Территория, прилагающая к магазину, благоустроена, содержится в чистоте, пешеходные дорожки уложены тротуарной плиткой, подъездные дорожки заасфальтированы, у входа установлена урна. Внешний вид магазина в удовлетворительном состоянии. Имеется вывеска с указанием принадлежности магазина, его режима работы.
Магазин № 34 осуществляет розничную реализацию продовольственных и непродовольственных товаров.
Магазин расположен в спальном районе. Покупателями продукции магазина в основном являются люди со средним и низким уровнем дохода