Организационная структура торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение организационной структуры торговли и предложение путей ее совершенствования.
Основными задачами исследования являются:
- рассмотрение основ организации торговли и признаков организационного построения торговой отрасли;
- изучение организационных структур розничной торговли Республики Беларусь;
- изучение организационного построения оптовой торговли Республики Беларусь;

Файлы: 1 файл

Организационная структура торговли.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

Торговые и торгово-производственные фирмы создаются на базе местных  торгов, а также они могут быть самостоятельными предприятиями.

Ассоциации розничной торговли представляют добровольное объединение предприятий, организованное для решения ограниченного круга задач. Они не заменяют и не централизуют основные виды деятельности, а лишь способствуют укреплению финансовой устойчивости предприятии, формируются как самостоятельные образования, обладающие статусом юридического лица.

Торговые ассоциации могут создаваться  по различным признакам:

- региональному (районные, областные и республиканские);

- товарному (по товарным группам);

- межотраслевому (в оптовой и розничной торговле);

- в зависимости от типа предприятий (ассоциации универмагов, универсамов и т. д.).

Основными задачами ассоциаций являются проведение единой ценовой политики; организация внешнеэкономической деятельности; оказание организационно-методического содействия участникам ассоциации; создание единого банка данных о конъюнктуре рынка; пропаганда и распространение передового опыта; подготовка кадров; реализация единой стратегии в области инвестиций для решения общих задач развития материально-технической базы и т. д.

 

1.3 Организационное построение оптовой торговли в Республике Беларусь

Оптовая торговля осуществляется сетью оптовых посредников, характеризующихся наличием двусторонних экономических отношений с поставщиками и покупателями по купле и продаже товаров.

До перехода к рыночным отношениям сеть оптовых баз делилась на государственную и кооперативную.

В настоящее время она существенно  расширилась и представлена оптовыми посредниками различных форм собственности, ведомственной принадлежности и  функционального назначения. Изменились состав и функции оптовых организций, расширяются их права, деятельность их становится более гибкой. Они самостоятельно могут определять свою специализацию, сферу и район деятельности, функциональную направленность, степень автономности и диверсификации и т.д.

Оптовых посредников можно классифицировать по различным признакам.

В зависимости от выполняемых функций  и предоставляемых услуг:

- универсальные оптовые посредники (оптовики-купцы, дистрибьюторы)  осуществляют  полный  цикл  обслуживания (покупку товара, транспортировку, хранение, комплектование, кредитование и т.д.);

- специализированные оптовые посредники или оптовики с ограниченным циклом обслуживания (информационно-контактные, информационные, поисковые посредники, посылочная торговля, лизинг и т.д.);

- информационно-контактные оптовые посредники подыскивают  поставщиков и покупателей и от своего имени подписывают контракт, договор. Оплата производится за счет партнера;

- информационные посредники, например  брокеры, обладают информацией о конъюнктуре рынка и способствуют реализации товара поставщика, не закупая его самостоятельно;

- поисковые посредники, например агенты промышленных предприятий, занимаются поиском покупателя товара.

В зависимости от подчиненности  оптовые посредники могут быть:

- независимыми;

- формально независимыми;

- зависимыми [6, с. 10].

Независимые посредники осуществляют свою деятельность на основе договора купли-продажи, т.е. они закупают товар, становясь его собственником, и  распоряжаются им по своему усмотрению. К ним относится большинство оптовых баз, дистрибьюторов, оптовиков-купцов и др.

Как правило, независимые оптовые  посредники осуществляют полный цикл обслуживания, начиная от закупки  и заканчивая оптовой продажей товара.

Формально независимые оптовые  посредники – организации, осуществляющие сбыт продукции производителя на основе различного рода договоров (договор-поручение, договор комиссии, договор консигнации и др.), заключаемых с поверенными или торговыми агентами – предприятиями или отдельными лицами. Основная их функция – содействие купле-продаже за комиссионное вознаграждение.

Зависимые посредники осуществляют сбыт продукции на основе соглашений и  договоров независимо от района деятельности (консигнаторы, брокеры).

Консигнатор – оптовый посредник, деятельность которого осуществляется на основе соглашения, по которому продавец поставляет товар на склад консигнатора, а последний продает товар от своего имени, но за счет продавца на основе договора консигнации. Брокер – оптовый посредник (фирма или индивидуальный предприниматель), который занимается поиском заинтересованных продавцов и покупателей и оказывает помощь в заключении договора. Сам брокер не принимает участия в сделке, т.е. не подписывает договор и не рассчитывается за товар. Деятельность брокера основывается на игре со спросом и предложением товара. Брокеру платит тот, кто его привлек.

В зависимости от товарной специализации:

- оптовые организации с универсальным ассортиментом товаров (оптовые базы ОРСов, потребкооперации);

- оптовые организации, специализирующиеся на продаже отдельных групп товаров (одежда, ооувь, оакалея, рыоа и др).

По форме собственности:

- государственные;

- частные.

По месту и роли в процессе товародвижения:

- оптово-сбытовые (выходные) базы, создаваемые в местах сосредоточения промышленного производства;

- торгово-закупочные оптовые базы закупают товары в районах производства, у оптово-сбытовых и других баз и снабжают ими другие оптовые и розничные организации;

- оптово-розничные объединения (ОРО) оптовых и розничных организаций при ведущей роли оптовой деятельности.

По району деятельности:

- общереспубликанские;

- областные;

- межрайонные;

- районные оптовые организации.

По организационной структуре  оптовая торговля может осуществляться в различных организационно-правовых формах:

- акционерные общества;

- товарищества (полное и коммандитное);

- общества с ограниченной и дополнительной ответственностью;

- унитарные предприятия [11, с. 39].

По специфическим организационным  и технико-технологическим функциям можно выделить следующие оптовые структуры.

Оптовый рынок – коммерческая хозяйственная структура, организующая оптовую куплю-продажу главным образом сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров на постоянной основе и по определенным правилам, определенных Типовым положением об оптовом продовольственном рынке в государствах – участниках СНГ.

Основные функции оптовых  рынков:

- концентрация потребительских товаров и бесперебойное круглогодичное обеспечение ими населения;

- упрощение и удешевление процесса товародвижения;

- формирование реальных рыночных цен;

- получение достоверной информации о спросе и предложении товаров.

Оптовые рынки классифицируются:

- по специализации (универсальные и специализированные);

- административно-территориальному признаку (региональные, межрегиональные, межгосударственные);

- форме собственности (государственные, акционерные общества, частные и др.) [7, с. 15].

Высший орган управления оптовым рынком – общее собрание акционеров, которое избирает совет директоров, правление и ревизионную комиссию. Совет директоров назначает генерального директора, который возглавляет администрацию рынка и несет ответственность за его организационно-хозяйственную деятельность.

Торговый дом – это крупная оптовая организация, специализирующаяся главным образом на внешнеторговых операциях. В некоторых случаях торговые дома создаются для выполнения мелкооптовых операций. Однако они могут осуществлять не только торгово-посреднические операции, но и заниматься производственной деятельностью, транспортировкой, упаковкой и т.д.

На внутреннем рынке  торговые дома могут выступать в  качестве оптового посредника, приобретая товар для его дальнейшего  продвижения.

Особенности торговых домов  заключаются в том, что они  не только занимаются куплей-продажей, а активно проникают в сферу производства, кредитно-финансовые структуры.

Основные цели торговых домов в мировой экономике:

- концентрация посреднических операций и активизация внешнеэкономической деятельности;

- производство и организация сбыта товарной продукции;

- объединение других посреднических структур и стимулирование их сбытовой деятельности;

- оперативный контроль за конъюнктурой рынка;

- снижение издержек обращения.

Холдинг представляет собой объединение, но не самих предприятий, а их капиталов.

В оптовой торговле холдинги могут создаваться путем объединения как самого имущества, так и доли в имуществе отдельных предприятий с целью владения большей долей акционерного капитала и таким образом осуществлять финансовый контроль за деятельностью объединения. Оптхолдинги бывают областными и межобластными, специализированными и универсальными.

По мере развития оптхолдинги могут  преобразовываться в торгово-финансовые промышленные группы, в которые входят организации оптовой и розничной  торговли, промышленности, банковской и страховой сферы, транспорта и т.д.

Функции оптхолдингов:

- обеспечение финансовой устойчивости предприятий;

- контроль за производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью;

- инвестиционная деятельность;

- изучение рыночной конъюнктуры и маркетинговые исследования;

- организация внешнеторговой деятельности;

- учреждение различных акционерных обществ, выпуск акций, их реализация и т.д.

Органы управления оптхолдинга:

- президент осуществляет общее руководство объединением в соответствии с уставом;

- правление – исполнительный орган, осуществляющий текущее, оперативное управление оптхолдингом;

- наблюдательный совет (президент, представитель органов Мингосимущества, антимонопольных органов, акционеры и др.) является представительным органом и заключает контракты с президентом и членами правления, назначает своих представителей в дочерние предприятия.

Магазины-склады по оптовой  торговле типа «кэш энд кэрри» («плати и увози») – это торговые объекты, осуществляющие оптовую продажу юридическим лицам, их обособленным подразделениям и индивидуальным предпринимателям по методу самообслуживания с минимальной торговой надбавкой.

По форме собственности  они могут быть государственными, в виде АО, ООО и др.

Особенности магазина-склада оптовой торговли:

- обслуживание мелких предприятий торговли, общепита, сферы обслуживания и предпринимателей;

- продажа товаров мелкооптовыми партиями;

- работа по методу самообслуживания;

- наличный расчет через кассовый аппарат и безналичный расчет;

- продажа по цене без розничной надбавки;

- самовывоз силами и средствами покупателя [8, с. 38].

По товарной специализации  магазины-склады могут быть специализированными, комплексного ассортимента, универсальными, смешанными. Ассортимент реализуемых  товаров определяется самими предприятиями с учетом особенностей рынка сбыта, емкости складских помещений, зоны деятельности основного оптового звена и конкурентов и др.

В реальной рыночной экономике  могут быть и другие разновидности  оптовых посредников, отличающихся специфическими, организационными, технологическими функциями (товарные биржи, ярмарки-выставки, аукционы, брокерские, дилерские конторы и т.д.).

 

 

2 Объект и методы исследований

 

2.1 Объект исследований

Объект исследования –  организационная структура торговли.

Объектом практики является магазин № 34 Шкловского райпо.

Основными видами деятельности магазина № 34 розничная торговля.

Магазин № 34 осуществляет следующие виды лицензируемой деятельности:

- розничная торговля (за исключением  алкогольных напитков и табачных  изделий);

- розничная торговля табачными изделия;

- розничная торговля алкогольными  напитками.

Магазин № 34 расположен по адресу: г.Шклов, ул. Фрунзе, 35, на первом этаже 5-ти этажного жилого дома. Общая площадь магазина 714,3 м², которая включает в себя торговый зал, подсобное помещение и кабинет заведующей. Территория, прилагающая к магазину, благоустроена, содержится в чистоте, пешеходные дорожки уложены тротуарной плиткой, подъездные дорожки заасфальтированы, у входа установлена урна. Внешний вид магазина в удовлетворительном  состоянии. Имеется вывеска с указанием принадлежности магазина, его режима работы.

Магазин № 34 осуществляет розничную реализацию продовольственных и непродовольственных товаров.

Магазин расположен в спальном районе. Покупателями продукции  магазина в основном являются люди со средним и низким уровнем дохода

Информация о работе Организационная структура торговли