Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение организационной структуры торговли и предложение путей ее совершенствования.
Основными задачами исследования являются:
- рассмотрение основ организации торговли и признаков организационного построения торговой отрасли;
- изучение организационных структур розничной торговли Республики Беларусь;
- изучение организационного построения оптовой торговли Республики Беларусь;
Режим работы магазина – с 8.00 до 22.00 без обеда и выходных.
В магазине применяется такая форма продажи, как самообслуживание.
2.2 Методы исследований
В данной работе использовались следующие методы исследования.
Аналитический метод – метод научного познания, основанный на мысленном или фактическом разложении целого на составные части.
Изучение такого сложного и многочисленного объекта, как организационная структура торговли, невозможно без использования аналитических методов. Так, рассмотрение организационной структуры как совокупности отдельных характеристик (эффективность использования трудовых ресурсов, эффективность использования материально-технической базы, динамика розничного товарооборота) базируется на аналитических методах. Они подразделяются на две подгруппы: методы управления научным познанием и методы систематизации.
К методам управления научным познанием относятся методы анализа, диагностики, прогнозирования, программирования и планирования.
В результате применения аналитических методов становится возможным диагноз, или научное описание основных признаков, характеризующих изучаемую организационную структуру торговли. Диагностика причин возникновения убытков, потерь имеет существенное значение в торганизации торговли.
Результаты диагностики могут
использоваться для прогнозирования
возможных изменений при
Выводы, полученные на основании методов прогнозирования, позволяют осуществить программирование, т. е. определить последовательность действий специалистов по обеспечению совершенствования организационной структуры торговли.
Методы систематизации – методы упорядочения однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам путем расположения их в определенном порядке. Методы систематизации находят самое широкое применение наряду с эмпирическими. Более того, многочисленные результаты экспериментов необходимо упорядочить, применяя соответствующие методы систематизации.
При оценке эффективности использования площади магазина расчитываются: коэффициентаустановочной площади и коэффициент использования экспозиционной площади.
Степень эффективности использования площади торгового зала можно определить путем расчета коэффициента установочной площади по следующей формуле
где Ку – коэффициент установочной площади;
Sу – установочная площадь, м²;
Sт.з. – площадь торгового зала, м² [18, с.199].
Установочная площадь магазина – это часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. В нее включается и площадь, занятая основаниями крупногабаритных товаров, размещенных на полу. Обычно для этих целей отводится 27 – 30 % площади торгового зала.
Показателем, характеризующим степень использования площади торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент экспозиционной площади. Он определяется как отношение экспозиционной площади (площади выкладки товаров) к площади торгового зала по следующей формул:
где Кэ – коэффициент использования экспозиционной площади (площади
выкладки);
Sэ – экспозиционная площадь, м²;
Sт.з – площадь торгового зала, м² [18, с. 201].
При анализе динамики розничного товарооборота необходимо определить и изучить среднегодовой темп его прироста, что можно сделать с помощью логарифмов по формуле средней геометрической
где Тпр – среднегодовой темп прироста изучаемого показателя за n лет;
Хn – изучаемый показатель в отчетном периоде;
Х0 – изучаемый показатель в базисном периоде;
n – число периодов [15, с. 98]
Коэффициент ритмичности рассчитывается по следующей формуле
где ∑ А – количество периодов, в которых план по товарообороту выполнен
и перевыполнен;
∑ А0 – общее количество изучаемых периодов.
Для определения
коэффициент равномерности
=
,
где Х – темп изменения в динамике;
– темп повышения в динамике по анализируемому показателю
за год;
n – число периодов [15, с. 102].
По коэффициенту вариации (неравномерности) определяют неравномерность развития исследуемого показателя. Коэффициент равномерности рассчитывают по формуле
3 Анализ организационной
3.1 Анализ торгово-технологическог
Торгово-технологический
Под операцией понимается часть технологического процесса, выполняемая отдельными работниками соответсвующими приемами и методами.
Торговые (коммерческие) операции связаны главным образом со сменой формы стоимости (изучение спроса, составление заявок на завоз, формирование ассортимента, реклама и информация). Качество и своевременность этих операций влияют на широту и устойчивость ассортимента, бесперебойность продажи и культуру торговли в целом. Предмет труда – это не только товары, но и покупатели.
Технологические операции связаны с обработкой товарных потоков. Они включают транспортировку, приемку, хранение, подготовку к продаже, упаковку, перемещение, выкладку на торговом оборудовании и мебели.
В магазине № 34 торгово-технологический процесс состоит из основных и вспомогательных операций:
- основные – выявление спроса, формирование ассортимента, размещение и выкладка, отпуск, расчеты, упаковка, услуги, т.е. операции, связанные с продажей товара и обслуживанием покупателей;
- вспомогательные – приемка, распаковка, хранение, подготовка, доставка в торговый зал, тарооборот, т.е. операции, связанные с обработкой товарных потоков и тары.
В магазине № 34 применяются три схемы торгово-технологического процесса:
- I схема – разгрузка товаров, приемка по количеству и качеству, подача в торговый зал для продажи, продажа. Применяется главным образом при поставке товаров в таре-оборудовании или уже готовых к продаже;
- II схема – разгрузка товаров, приемка по количеству и качеству, хранение, подача в торговый зал, продажа. В магазине есть помещения для хранения. Применяется тогда, когда требуется накопление товаров в магазине для бесперебойной торговли;
- III схема – разгрузка товаров, приемка, хранение, подготовка к продаже, подача в торговый зал, продажа. Применяется в тех случаях, когда требуется подготовка к продаже (разруб мяса и др.) (приложение Б).
Торгово-технолдгический
1) операции с товарами до
2) операции по непосредственному
обслуживанию: встреча покупателя,
предложение товаров, отбор
При организации торгово-
- создание максимума удобств для покупателей при выборе товаров, экономия их времени и высокая культура обслуживания;
- рациональное использование торговой площади магазина;
- рациональное использование оборудования;
- создание благоприятных условий труда для работников;
- достижение экономичной эффективности работы магазина путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда и расходов на реализацию;
- создание условий для сохранения физико-химических свойств товаров и товарно-материальных ценностей;
- обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;
- соответствие применяемых технологий торгово-оперативных процессов современному научно-техническому уровню.
3.2 Анализ устройства
и оборудования торгового зала.
Оценка эффективности
Анализ структуры площадей магазина № 34 представлен в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Структура площадей магазина №34
Группа помещений: |
Расчетная площадь м² |
Удельный вес % |
1Торговая площадь |
363 |
56 |
1.1 Торговый зал |
363 |
56 |
2 Неторговая площадь |
248,6 |
34,8 |
2.1 Помещения
для приемки, хранения и |
100 |
15,4 |
2.2 Помещения
хозяйственного обслуживания |
70 |
10,8 |
2.3 Административно-бытовые помещения |
55 |
8,6 |
3 Ненормируемуе площади |
60 |
9,2 |
Общая площадь магазина |
714,3 |
100 |
Общая площадь магазина составляет 714,3 м², из которых торговая занимает 400 м² (площадь для дополнительного обслуживания покупателей отсутствует). Количество разгрузочных мест – 4.
Состав и
площадь помещений
Таблица 3.2 – Состав и площади помещений хозяйственного
обслуживания оперативных процессов в магазине № 34
Помещения хозяйственного обслуживания оперативных процессов |
Площадь помещений, м² |
Хранение тары |
18 |
Помещение для хранения упаковочных материалов, инвентаря и спецодежды |
5 |
Помещение для хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств |
7 |
Моечная |
6 |
Помещение для мусора |
5 |
Помещение для приема стеклотары |
29 |
Состав и
площади административно-
Таблица 3.3 – Состав и площади административно-бытовых
помещений в магазине № 34
Административно-бытовые помещения |
Площадь помещений, м² |
Кабинет директора |
6 |
комната персонала |
20 |
Помещение охраны |
6 |
Гардеробные |
15 |
Уборные |
8 |
В магазине имеются подсобные помещения (помещения для хранения, приемки и подготовке товаров к продаже), помещения хозяйственного обслуживания оперативных процессов, а также административно-бытовые помещения.
Характеристика
используемого торгово-
Произведем расчет коэффициентов установочной площади торгового зала магазина № 34., применяя формулу 2.1
Ку 110,134 / 363= 0,30
Магазин использует такую форму продажи, как самообслуживание. Отсюда следует, что коэффициент установочной площади должен быть равен 0,27 – 0,3. В магазине № 34 коэффициент установочной площади равен 0,30. Это говорит об эффективном использовании торгового зала магазина № 34.