Организационная структура торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение организационной структуры торговли и предложение путей ее совершенствования.
Основными задачами исследования являются:
- рассмотрение основ организации торговли и признаков организационного построения торговой отрасли;
- изучение организационных структур розничной торговли Республики Беларусь;
- изучение организационного построения оптовой торговли Республики Беларусь;

Файлы: 1 файл

Организационная структура торговли.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

Режим работы магазина – с 8.00 до 22.00 без обеда и выходных.

В магазине применяется  такая форма продажи, как самообслуживание. 

 

2.2 Методы исследований

В данной работе использовались следующие методы исследования.

Аналитический метод – метод  научного познания, основанный на мысленном  или фактическом разложении целого на составные части.

Изучение такого сложного и многочисленного объекта, как организационная структура торговли, невозможно без использования аналитических методов. Так, рассмотрение организационной структуры как совокупности отдельных характеристик (эффективность использования трудовых ресурсов, эффективность использования материально-технической базы, динамика розничного товарооборота) базируется на аналитических методах. Они подразделяются на две подгруппы: методы управления научным познанием и методы систематизации.

К методам управления научным познанием  относятся методы анализа, диагностики, прогнозирования, программирования и планирования.

В результате применения аналитических  методов становится возможным диагноз, или научное описание основных признаков, характеризующих изучаемую организационную структуру торговли. Диагностика причин возникновения убытков, потерь имеет существенное значение в торганизации торговли.

Результаты диагностики могут  использоваться для прогнозирования  возможных изменений при формировании организационной структуры торговли в магазине.

Выводы, полученные на основании методов  прогнозирования, позволяют осуществить программирование, т. е. определить последовательность действий специалистов по обеспечению совершенствования организационной структуры торговли.

Методы систематизации – методы упорядочения однородных, взаимосвязанных  объектов по общим признакам путем расположения их в определенном порядке. Методы систематизации находят самое широкое применение наряду с эмпирическими. Более того, многочисленные результаты экспериментов необходимо упорядочить, применяя соответствующие методы систематизации.

При оценке эффективности использования площади магазина расчитываются: коэффициентаустановочной площади и коэффициент использования экспозиционной площади.

Степень эффективности использования  площади торгового зала можно  определить путем расчета коэффициента установочной площади по следующей формуле

 

                                                  Ку = Sу / Sт.з.,                                         (2.1)

 

где  Ку – коэффициент установочной площади;

       Sу – установочная площадь, м²;

       Sт.з. – площадь торгового зала, м² [18, с.199].

Установочная площадь магазина – это часть площади торгового  зала, занятая оборудованием, предназначенным  для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. В нее включается и площадь, занятая основаниями крупногабаритных товаров, размещенных на полу. Обычно для этих целей отводится 27 – 30 % площади торгового зала.

Показателем, характеризующим  степень использования площади  торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент экспозиционной площади. Он определяется как отношение экспозиционной площади (площади выкладки товаров) к площади торгового зала по следующей формул:

 

                                                Кэ = Sэ / Sт.з,                                            (2.2)

 

 

где Кэ – коэффициент использования экспозиционной площади (площади

               выкладки);

      Sэ – экспозиционная площадь, м²;

      Sт.з – площадь торгового зала, м² [18, с. 201].

При анализе  динамики розничного товарооборота необходимо определить и изучить среднегодовой темп его прироста, что можно сделать с помощью логарифмов по формуле средней геометрической

 

                                            ,                 (2.3)

 

где Тпр –  среднегодовой темп прироста изучаемого показателя за n лет;

                Хn – изучаемый показатель в отчетном периоде;

                Х0 – изучаемый показатель  в базисном периоде;

                 n – число периодов [15, с. 98]

Коэффициент ритмичности  рассчитывается по следующей формуле

 

                                               Критм = ∑ А / ∑ А0,                                 (2.4)

 

где ∑ А – количество периодов, в которых план по товарообороту выполнен

                 и перевыполнен;

       ∑ А0 – общее количество изучаемых периодов.  

Для определения  коэффициент равномерности необходимо по следующим формулам предварительно рассчитать среднее квадратическое отклонение (δ) и коэффициент вариации, или неравномерности (v)

 

                                  = ,                                  (2.5)

 

                                          v = ,                                    (2.6)

 

где Х – темп изменения в динамике;

     – темп повышения в динамике по анализируемому показателю

             за год;

       n – число периодов [15, с. 102].

По коэффициенту вариации (неравномерности) определяют неравномерность развития исследуемого показателя. Коэффициент равномерности рассчитывают по формуле

 

                                          Кравн = 100 – v.                                              (2.7)

 

3 Анализ организационной структуры  торговли в магазине № 34 Шкловского  райпо

 

3.1 Анализ торгово-технологического процесса в магазине

Торгово-технологический процесс  – это комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций по доведению товаров до потребителей при сохранении их качества, с минимальными затратами труда и времени и высокой культуре обслуживания.

Под операцией понимается часть  технологического процесса, выполняемая  отдельными работниками соответсвующими  приемами и методами.

Торговые (коммерческие) операции связаны  главным образом со сменой формы  стоимости (изучение спроса, составление заявок на завоз, формирование ассортимента, реклама и информация). Качество и своевременность этих операций влияют на широту и устойчивость ассортимента, бесперебойность продажи и культуру торговли в целом. Предмет труда – это не только товары, но и покупатели.

Технологические операции связаны  с обработкой товарных потоков. Они  включают транспортировку, приемку, хранение, подготовку к продаже, упаковку, перемещение, выкладку на торговом оборудовании и  мебели.

В магазине № 34 торгово-технологический процесс состоит из основных и вспомогательных операций:

- основные – выявление спроса, формирование ассортимента, размещение и выкладка, отпуск, расчеты, упаковка, услуги, т.е. операции, связанные с продажей товара и обслуживанием покупателей;

- вспомогательные – приемка, распаковка, хранение, подготовка, доставка в торговый зал, тарооборот, т.е. операции, связанные с обработкой товарных потоков и тары.

В магазине № 34 применяются три схемы торгово-технологического процесса:

- I схема – разгрузка товаров, приемка по количеству и качеству, подача в торговый зал для продажи, продажа. Применяется главным образом при поставке товаров в таре-оборудовании или уже готовых к продаже;

- II схема – разгрузка товаров, приемка по количеству и качеству, хранение, подача в торговый зал, продажа. В магазине есть помещения для хранения. Применяется тогда, когда требуется накопление товаров в магазине для бесперебойной торговли;

- III  схема – разгрузка товаров, приемка, хранение, подготовка к продаже, подача в торговый зал, продажа. Применяется в тех случаях, когда требуется подготовка к продаже (разруб мяса и др.) (приложение Б).

Торгово-технолдгический процесс  в магазине № 34 разбивается на две части:

1) операции с товарами до предложения  в торговом зале покупателям: разгрузка, доставка в зону приемки, приемка, доставка на хранение или подготовку, хранение, подача в торговый зал, выкладка;

2) операции по непосредственному  обслуживанию: встреча покупателя, предложение товаров, отбор товаров,  расчет.

При организации торгово-технологических процессов в магазине № 34 соблюдаются следующие принципы:

- создание максимума удобств для покупателей при выборе товаров, экономия их времени и высокая культура обслуживания;

- рациональное использование торговой площади магазина;

- рациональное использование оборудования;

- создание благоприятных условий труда для работников;

- достижение экономичной эффективности работы магазина путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда и расходов на реализацию;

- создание условий для сохранения физико-химических свойств товаров и товарно-материальных ценностей;

- обеспечение комплексного подхода к выработке  оптимальных вариантов продажи товаров;

- соответствие применяемых технологий торгово-оперативных процессов современному научно-техническому уровню.

 

3.2 Анализ устройства  и оборудования торгового зала. Оценка эффективности использования  площади магазина

Анализ структуры площадей магазина № 34 представлен в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1 – Структура площадей магазина №34

Группа помещений:

Расчетная площадь м²

Удельный вес %

1Торговая площадь

363

56

1.1 Торговый  зал

363

56

2 Неторговая  площадь

248,6

34,8

2.1 Помещения  для приемки, хранения и подготовки  товаров к продаже

100

15,4

2.2 Помещения  хозяйственного обслуживания оперативных  процессов

70

10,8

2.3 Административно-бытовые помещения

55

8,6

3 Ненормируемуе  площади

60

9,2

Общая площадь  магазина

714,3

100


 

Общая площадь  магазина составляет 714,3 м², из которых  торговая занимает 400 м² (площадь для  дополнительного обслуживания покупателей  отсутствует). Количество разгрузочных мест – 4.

Состав и  площадь помещений хозяйственного обслуживания оперативных процессов  в магазине представлены в таблице 3.2.

 

Таблица 3.2 – Состав и площади помещений хозяйственного

                         обслуживания оперативных процессов в магазине № 34

Помещения хозяйственного обслуживания оперативных процессов

Площадь помещений, м²

Хранение тары

18

Помещение для  хранения упаковочных материалов, инвентаря  и спецодежды

5

Помещение для  хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств

7

Моечная

6

Помещение для  мусора

5

Помещение для  приема стеклотары

29


 

Состав и  площади административно-бытовых  помещений в магазине предсталены  в таблице 3.3.

 

Таблица 3.3 – Состав и площади административно-бытовых

                        помещений в магазине № 34

Административно-бытовые  помещения

Площадь помещений, м²

Кабинет директора

6

комната персонала

20

Помещение охраны

6

Гардеробные

15

Уборные

8


 

В магазине имеются подсобные помещения (помещения для хранения, приемки и подготовке товаров к продаже), помещения хозяйственного обслуживания оперативных процессов, а также административно-бытовые помещения.

Характеристика  используемого торгово-технологического оборудования в магазине № 34 представлена в приложении В.

Произведем расчет коэффициентов установочной площади торгового зала магазина № 34., применяя формулу 2.1

Ку 110,134 / 363= 0,30

Магазин использует такую форму продажи, как самообслуживание. Отсюда следует, что коэффициент установочной площади должен быть равен 0,27 – 0,3. В магазине № 34 коэффициент установочной площади равен 0,30. Это говорит об эффективном использовании торгового зала магазина № 34.

Информация о работе Организационная структура торговли