Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 09:55, курсовая работа
Цель дипломной работы заключается в изучении процесса управления активными операциями коммерческого банка на примере ОАО «Всероссийский банк развития регионов» и на этой основе – в разработке рекомендаций по их совершенствованию.
Объектом исследования стали текущие активы ОАО «Всероссийский банк развития регионов».
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы и решены следующие задачи:
рассмотрено определение сущности активных операций банка
описаны дискуссионные вопросы классификации активных операций коммерческого банка;
Введение 2
1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Всероссийский банк развития регионов» 5
1.1. История создания и цели деятельности банка 5
1.2. Организационная структура ОАО «ВБРР» 9
1.3. Персонал и оплата труда в организации 16
1.4. Финансово-экономические показатели деятельности
ОАО «ВБРР». 17
2. Анализ организации деятельности банка ОАО «Всероссийский банк развития регионов» 25
2.1. Состав и структура финансовых ресурсов банка 25
2.2. Организационные аспекты совершенствования деятельности
банка 28
2.3. Основные виды деятельности банка, их состав и структура 34
2.4. Организация труда 37
3. АСОИ в деятельности ОАО «Всероссийский банк развития регионов» 41
3.1. Автоматизированные технологии в банковской деятельности. 41
3.2. Особенности систем автоматизации банковских технологий. 42
3.3. Требования к автоматизированной банковской системе 43
3.4. Принципы построения автоматизированной банковской системы 45
3.5. Техническое оснащение решения банковских задач. 48
Заключение 49
Список литературы 52
Наиболее традиционные задачи, решение
любым банком, -операционная (расчетно-кассовая)
деятельность. При таком подходе
банковская технология строится на программном
продукте "Операционный день банка"
(ОДБ), а внедряемый комплекс задач
позволяет проводить операционн
Система "клиент-банк" дает возможность клиенту быстро решать свои задачи общения с банком, минуя операциониста и не выходя из своего офиса. Автоматизация кредитования обеспечивает не только автоматический контроль за проходом платежей, но и помогает составить прогноз на любой срок ожидаемого в будущем состояния банка.
На систему "Ведение банковских договоров" накладываются многочисленные аналитические задачи по решению вопроса оптимизированного использования имеющихся в распоряжении информационных банковских средств. Решение комплексов задач с ценными бумагами, биржевые операции, организация межбанковского обмена электронными копиями документов, аналитические системы оценки деятельности банка и его клиентов и т.п., которые в настоящее время автоматизированы далеко не полностью, должны входить в комплексную систему организации деятельности банка.
Требования, которые необходимо учитывать
при решении задач автоматизаци
1) идеология построения системы
должна заключаться с учетом
дальнейшего развития
2) внедряемые технологии по возможности должны равномерно осуществить автоматизацию всех сфер деятельности банка, что позволит избежать появления узких мест;
3) должно предусматриваться
4) технология должна
АБС - форма организационного управления банком на базе основных теоретических положений кибернетики и информатики.
АБС, опираясь на моделирование финансово-
Системный подход является основополагающим как при проектировании АБС, так и при изучении и управлении действующей информационной системой.
Другими важными принципами являются:
• непрерывное развитие АБС, предусматривающее обновление и пополнение вычислительной техники, программного обеспечения и технологий управления; АБС должна наращивать мощность, постоянно расширять и пополнять БД;
• совместимость с другими АБС;
• стандартизация и унификация при создании и развитии АБС;
• автоматизация информационных потоков и документооборота, достигающая путем исполнения технических средств для сбора, регистрации, обработки данных, создания первичных и результативных документов, путем внедрения безбумажной технологии, широкого использования средств связи для передвижения банковской технологии на любые расстояния;
• эффективность (выбор наиболее рациональных проектных решений, подлежащих внедрению, и получение экономического эффекта от затрат на создание АБС).
Технологическая платформа АБС - вся совокупность аппаратных средств, сетевых и телекоммуникационных устройств и протоколов, операционных систем (ОС) и систем управления базами данных (СУБД), на которых функционирует АБС.
Неправильный выбор платформы, особенно для многофилиальных банков, может привести к очень дорогостоящим и непредсказуемым последствиям.
Смена технологии в банках происходит лишь тогда, когда она перестает приносить ему прибыль. Однако иногда существует возможность внедрять самые новейшие технологии, например, использование для безналичных расчетов магнитных и электронных карт. По мнению западных экспертов, у России есть уникальный шанс внедрить у себя сразу современную технологию, т.к. у нас нет развитой инфраструктуры по обслуживанию магнитных карт.
Современные системы банковских показателей складываются из показателей видов банковских услуг и банковской деятельности, которая отражает рассчетно-кассовый, кредитный, депозитный, бухгалтерских, нормативный, законный, фондовый, инвестиционный и другие аспекты функционирования банка. Показатели банковской деятельности характеризуют соотношения депозитов, кредитов, собственных и привлеченных средств, долю межбанковских операций в общем объёме ресурсов и вложений, определяют удельный вес и значимость тех или иных операций, их использование позволяет выявить возможности увеличения прибыльности и кредитоспособности банка. Спецификой деятельности банков является широкий диапазон их клиентуры - это предприятия и организации всех отраслей экономики, в т.ч. страховые органы, бюджетные и внебюджетные структуры, а не только население. Следовательно, существует большое разнообразие показателей.
Автоматизация банковских операций требует приведения всего множества показателей в единую целостную систему, установления четкой взаимосвязи между ними. Значительная роль при этом играет классификация и кодирование, позволяющее обеспечить сжатие большей части показателей, уменьшить объём и время на поиск информации, облегчить обработку информации.
Использование кодов и идентификаторов, как компактного обозначения элементов данных, значительно уменьшает трудоемкость поиска, хранения, передвижения, обработки информации, увеличивает эффективность автоматизации, экономит дорогостоящие ресурсы памяти и технических средств и увеличивает степень безопасности и защиты данных.
Унифицированные типовые документы в банковской системе увеличивают эффективность автоматизации (платежные поручения, чеки, приходные и расходные кассовые ордера и др.).
Современные АБС предоставляют
возможность получения
Информационные потоки внемашинного информационного обеспечения - это направленное стабильное движение документов от источников формирования информации к её получателям. Отражают организационно-функциональную структуру банка.
Внутримашинное информационное обеспечение формирует информационную среду для удовлетворения разнообразных профессиональных потребностей пользователей банковской системы. Информация представляется в виде файлов (массивов) и баз данных.
По содержанию документы адекватно отражают реальную деятельность банка и его подразделений, т.е. конкретную предметную область. Предметная область банковской деятельности характеризуется набором объектов, их свойств и взаимосвязей (клиент, договор, счета и др.). Для каждого объекта выделяется набор его характеристик. Например, для клиента банка - это наименование его организации, адрес, реквизиты руководителя и главного бухгалтера, регистрационный номер, номер расчетного счета и т.п.
Новая технология требует интеграции информационных процессов и, в частности, организации информации в виде совокупности баз данных. Существуют различные системы управления базами данных (СУБД). Одни предназначены для небольших банков, в которых отражается не более 5000 документов ежедневно. Другие могут обрабатывать сотни тысяч документов ежедневно в режиме реального времени, обеспечивая при этом гарантированную конфиденциальность информации в базе данных, высокую степень безопасности и надежности базы данных, что делает необходимым применение технологии "клиент-сервер", а для неё нужны специальные СУБД. Современные СУБД, реализующие технологию "клиент-сервер" при работе с базой данных, - это сложные и дорогие программные продукты, поэтому выбор конкретных СУБД для банков должен быть хорошо обоснован.
Предоставление банковских услуг на основе комплексных систем может представлять в виде 3-х уровней:
1) Различные банковские услуги, предусматривающие использование автоматов-кассиров, пластиковых карточек и систем расчета в торговых точках, а не только услуги, связанные с обработкой и хранением денежных документов.
2) Услуги по управлению денежными операциями и их контролю.
3) Взаимодействие с РКЦ, автоматизированными расчетными палатами, межбанковскими расчетными палатами, клиринговыми центрами, создаваемых несколькими банками для обеспечения и ускорения взаиморасчетов.
Система "клиент-банк" позволяет банку и его клиентам обмениваться подписями и зашифрованными пакетами документов по телефонным линиям связи. Она состоит из модуля "Банк", который устанавливается на коммуникационной ПЭВМ в банке, и модуля "Клиент", установленным на компьютере клиента.
Клиенту банка эта система дает возможность, не покидая офиса, проводить стандартные банковские операции и постоянно поддерживать с банком оперативную связь:
и т.д. Кроме того, через систему Клиент-Банк предоставляется достаточно обширный справочный материал.
Заключение
Открытое акционерное общество «Всероссийский банк развития регионов» (далее ОАО «ВБРР») создано в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 905 от 07.09.1995 г. «О создании Всероссийского банка развития регионов» и является банком с государственным участием федерального уровня, ориентированным на предоставление всего комплекса банковских и финансовых услуг. ОАО «ВБРР» зарегистрирован Банком России 27 марта 1996 года. Регистрационный номер 3287. Банк активно развивался на протяжении всего существования. Уже в 1998 году ОАО «ВБРР» был отнесен Центральным Банком Российской Федерации к банкам первой категории надежности.
Банк может осуществлять следующие банковские операции:
- привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
- размещение указанных в
- открытие и ведение банковских
счетов физических и
- осуществление расчетов по
поручению физических и
- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
- купля - продажа иностранной
валюты в наличной и
- привлечение во вклады и
размещение драгоценных
- выдача банковских гарантий;
- осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Банк, помимо перечисленных выше банковских операций, вправе осуществлять следующие сделки:
- выдачу поручительств за третьи
- приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
- осуществление доверительного
управления денежными
- осуществление операций с
- предоставление в аренду
- лизинговые операции;
- оказание консультационных и информационных услуг.
Организационная структура ОАО «ВБРР» является линейной (горизонтальной).
Оплата труда сотрудников ОАО «ВБРР» производится на основе повременно-премиальной системы оплаты труда. Для каждого сотрудника согласно тарифной сетке установлены тарифные коэффициенты, которые отражают квалификацию работника, а в зависимости от достигнутых результатов руководитель и специалисты премируются за качество труда (до 60% от оплаты труда).
За 2005-2006 годы ФЗП вырос на 147275 тыс. руб. Этот рост произошел в основном за счет увеличения прибыли получаемой предприятием. Также необходимо отметить рост средней заработной платы (в 1,19 раза). Это особенно важно, так как с увеличением ФЗП росла и численность персонала.
проведенный анализ свидетельствует
об ухудшении финансового
Снижение значимости источников собственных
средств в сумме всех источников
за счет увеличения заемных средств
уменьшает финансовую самостоятельность,
независимость и устойчивость предприятия,
а также снижает его