Организация инновационной деятельности на промышленном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики успешное функционирование промышленных предприятий во многом обусловлено эффективной работой инновационного механизма их развития. Исследование хозяйственной практики свидетельствует о том, что значение инновационной деятельности для промышленных предприятий в современных условиях постоянно возрастает. Между тем статистические данные последних лет подтверждают тот факт, что промышленные предприятия испытывают серьезный кризис в инновационной сфере, и если не предпринимать активных мер по его преодолению как со стороны государства, так и со стороны руководства самих предприятий, то неблагоприятные последствия в ближайшем будущем будут еще более значительными.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ 7
1.1 Общая характеристика сферы инновационная деятельности 7
1.2 Необходимость инноваций для развития предприятия и обеспечение его позиции на рынке 10
1.3 Экономическая сущность инновационной деятельности и инновационная политика предприятия 12
1.4 Организация инновационного процесса на предприятии 14
2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 19
2.1 Общая характеристика ОАО «Элема» 19
2.2 Анализ организации и реализации инновационной деятельности на предприятии ОАО «Элема» 21
2.3 Оценка инновационной политики и ее роль в успехе предприятия 26
2.4 Результаты анализа и проблемы организации инновационной деятельности на предприятии ОАО «Элема» .28
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОАО «ЭЛЕМА» 32
3.1 Предложения по развитию инновационной деятельности на ОАО «Элема» 32
3.2 Оценка ожидаемого экономического эффекта от внедрения предложений 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................45

Файлы: 1 файл

Организация инновационной деятельности на промышленном предприятии.doc

— 3.26 Мб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

Введение

 

В условиях рыночной экономики успешное функционирование промышленных предприятий во многом обусловлено эффективной работой инновационного механизма их развития. Исследование хозяйственной практики свидетельствует о том, что значение инновационной деятельности для промышленных предприятий в современных условиях постоянно возрастает. Между тем статистические данные последних лет подтверждают тот факт, что промышленные предприятия испытывают серьезный кризис в инновационной сфере, и если не предпринимать активных мер по его преодолению как со стороны государства, так и со стороны руководства самих предприятий, то неблагоприятные последствия  в ближайшем будущем будут еще более значительными.

Кризис инновационной  сферы промышленности, помимо объективных  причин, связанных с реформированием белорусской экономики, обусловлен также отсутствием целенаправленной работы по повышению эффективности промышленного производства в целом и инновационной деятельности, как его важнейшей составляющей, в частности. В этой связи необходимо отметить особое значение своевременного формирования и планомерного использования рациональных методов организации инновационной деятельности с целью повышения ее эффективности.

И только последние год - два Белоруссия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. Идут процессы приватизации, акционирования, развития новых организационных форм хозяйственной и финансовой деятельности, формируется рынок ценных бумаг, рынок капитала и инноваций, рынок труда и др. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что с переходом к рыночной экономике выживание предприятий в значительной степени стало зависеть от их инновационной деятельности. Только те предприятия, которые как минимум не отстают от мировых тенденций развития науки и техники могут выжить в современных условиях.

Инновационные стратегии, то есть стратегии разработки принципиально  новых продуктов и услуг, требуют больших затрат и очень рискованны: в среднем только одна из семи инноваций имеет рыночный успех, остальные шесть превращаются в невозместимые для фирмы издержки.

Целью исследования является оценка инновационной деятельности предприятия и совершенствование управления инновационной деятельностью субъекта хозяйствования и повышения эффективности инновационной деятельности.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

          I.  Исследовать современное состояние инновационной сферы промышленных предприятий в  условиях укрепления рыночных отношений, характеристики и особенности инноваций и инновационной продукции на предприятии;

          II.  Проанализировать состояние инновационной деятельности и  организационную структуру управления инновациями на ОАО «Элема»;

          III. Разработать мероприятия по развитию инновационной деятельности и её совершенствованию, рассчитать экономический эффект от предлагаемых мероприятий.

Объектом исследования является ОАО «Элема».

Предметом исследования являются инновационная деятельность предприятия.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов, материалы научно-практических конференций, материалы периодической печати, соответствующие нормативно-правовые документы.

Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

1 Инновационная  деятельность на промышленном предприятии

 

1.1 Общая характеристика сферы инновационная деятельности

 

Инновации являются главным  средством обеспечения конкурентоспособности  продукции и сохранения устойчивости успеха предприятия на рынке в  целом. В силу этого управление инновационной деятельностью выступает составной частью и одним из основных направлений стратегического управления предприятием.

Стратегия инновационной  деятельности предприятия ориентирована  на научно-технический процесс (НТП), на использование его результатов для повышения эффективности производства и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.

Это достигается детальной  разработкой целей инновационной  деятельности на основе стратегических программ (стратегического плана) развития предприятия. Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии и технической политики нововведений (инновационной политики) и конкретных мер по их реализации. Нововведением называют [4, c. 9]:

1) неизвестные потребителю блага (новые товары, услуги);

2) неизвестный метод производства продукции или услуг;

3) разработку новых материалов и элементов;

4) получение нового источника сырья и энергии;

5) организационные нововведения (освоение нового рынка,

получение новых форм финансирования и др.).

Под нововведением (инновацией) принято понимать конкретный объект или мероприятие, внедренные в производство по результатам проведенного научного исследования или сделанного открытия (изобретения), качественно отличный от предшествующего аналога.

Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Понятие «инновация» применяется ко всем внедренным новшествам, как в производстве, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах деятельности предприятия, а также к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающим условия для такой экономии. Иными словами, инновация являет собой результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения конкретных запросов потребителей (в т.ч. предприятия).

Основными свойствами (критериями признания) инновации являются:

- новизна;

- практическая применимость;

- реализуемость;

- способность удовлетворить определенные потребности.

В рыночной экономике  критерий практической применимости инновации  оказывается тесно связанным  с критерием ее коммерческой реализуемости.

Понятие инновации отражает комплексный характер инновационной деятельности, вытекающий из ее сложности и многогранности, и включает широкий спектр нововведений с различным уровнем их новизны, предназначенных для применения в различных сферах деятельности и реализуемых в различных отраслях экономики и на различных рынках. В силу этого инновации могут существенно различаться между собой. Различие инноваций проявляется в параметрах, закономерностях и условиях их применения. При этом закономерности, характерные для одних видов инноваций, могут не проявляться или иметь противоположный характер в отношении других видов. В практике управления инновационной деятельностью необходимо учитывать их классификацию и типологию.

В качестве классификационных  критериев применяются степень  новизны и радикальности инноваций, характер практической деятельности, в которой используется инновация, ее параметры и др. Используемые в мировой практике виды (типы) инноваций приведены на рисунок 1.1.

 

Рисунок 1.1 – Основные виды инноваций

 

Общая характеристика основных видов (типов) инноваций приведена в таблица 1.1.

 

Таблица 1.1 - Общая характеристика основных видов (типов) инноваций

Основные виды

Общая характеристика основных видов (типов) инноваций

Базисная (радикальная) инновация

Нововведение, базирующееся на научном открытии или крупном изобретении, направлено на освоение принципиально новых продуктов и услуг, технологий нового поколения (уклада)

Улучшающая (приростная) инновация

Нововведение, направленное на улучшение  параметров (характеристик) производимых продуктов и технологических процессов, совершенствование производимых продуктов и технологических процессов

Производственные инновации

Воплощаются в новых продуктах, услугах или технологиях. Представляют реализацию нового знания в новых  продуктах (услугах) или введение новых элементов в производственный процесс

Управленческие инновации

Отражают новые знания, воплощенные  в новых управленческих технологиях, в новых административных процессах  и организационных структурах. Например, введение новых методов организации работ, структурирование задач, распределение ресурсов, определение вознаграждения и т.п.

Стратегические (прорывные) инновации

Это радикальные управленческие инновации. Например, новый подход к управлению каким-либо социально-экономическим  объектом, новый способ осуществления конкретного бизнеса, новый способ ведения конкурентной борьбы т.п.

Продуктовые инновации

Включают получение нового продукта или услуги для удовлетворения определенной потребности на рынке

Процессные инновации

Означают новые элементы, введенные в производственные, управленческие, организационные, маркетинговые и другие процессы


 

В процессе исследования основных видов инноваций был  выявлен ряд закономерностей  в их динамике, в том числе [4, c. 12-13]:

1. Установлено определенное несоответствие в темпах создания и распространения в организации производственных и управленческих инноваций. При этом темпы осуществления производственных инноваций всегда оказываются выше управленческих. Возникающий разрыв получил в инновационном менеджменте название организационного лага.

2. Продуктовые инновации имеют рыночную ориентацию и определяются, главным образом, потребителем. Процессные инновации, как правило, определяются внутренними факторами и направлены на повышение эффективности деятельности предприятия. При исследовании динамики продуктовых и процессных инноваций применяются два подхода (модели):

- модель лага отражает подход, при котором инновации (продуктовые и процессные) рассматриваются как циклически сменяющие друг друга процессы с определенным смещением во времени (лагом);

- синхронная модель отражает подход, при котором предполагается, что разные типы инноваций (продуктовые и процессные) осуществляются одновременно.

 

1.2 Необходимость инноваций для развития предприятия и обеспечение его позиции на рынке

 

Инновационным является такое предприятие, которое внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором  инновации - работники данной организации  или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органов власти, научно-исследовательские организации и провайдеры технологий, другие предприятия).

Своеобразие современного этапа научно-технического прогресса  в том, что ключевое значение для  производства приобретают не только прикладные исследования, но и фундаментальные науки. Это объясняется рядом причин, в том числе и экономическими.

Во-первых, скорость появления  новых изобретений способствует увеличению скорости морального износа уже имеющихся техники и технологии. Следующие за этим обесценение постоянного капитала вызывает значительный рост издержек, падение конкурентоспособности. Поэтому глубокая научная проработка природы используемых процессов, общих принципов организации различных видов материи становится условием для совершенствования уже существующих технологий или быстрой их замены новыми. Этот интерес к фундаментальной стороне научных и технических знаний настолько серьезен, что во многом определяет организационные формы инновационного процесса, способы взаимодействия науки и производства.

Во-вторых, новые технологии не представляют собой изолированные, обособленные потоки. В целом ряде случаев они связаны и обогащают  друг друга. Но для их комплексного использования также необходимы фундаментальные разработки, открывающие  новые сферы применения новейших процессов, принципов, идей.

В-третьих, современный  научно-технический прогресс дает возможность  альтернативных путей развития и  применения одной и той же  научно-технической идеи в разных отраслях с весьма различными результатами с точки зрения эффективности. Риск неточного выбора направления разработки чрезвычайно велик и может привести к утрате позиций на рынке, потере самостоятельности перед лицом более удачливого конкурента. Фундаментальная разработка должна дать “видение” вариантности нововведения и ориентиры для их оценки. При равенстве затрат на НИОКР результаты могут быть весьма различны.

Информация о работе Организация инновационной деятельности на промышленном предприятии