Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:49, курсовая работа
В условиях рыночной экономики успешное функционирование промышленных предприятий во многом обусловлено эффективной работой инновационного механизма их развития. Исследование хозяйственной практики свидетельствует о том, что значение инновационной деятельности для промышленных предприятий в современных условиях постоянно возрастает. Между тем статистические данные последних лет подтверждают тот факт, что промышленные предприятия испытывают серьезный кризис в инновационной сфере, и если не предпринимать активных мер по его преодолению как со стороны государства, так и со стороны руководства самих предприятий, то неблагоприятные последствия в ближайшем будущем будут еще более значительными.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ 7
1.1 Общая характеристика сферы инновационная деятельности 7
1.2 Необходимость инноваций для развития предприятия и обеспечение его позиции на рынке 10
1.3 Экономическая сущность инновационной деятельности и инновационная политика предприятия 12
1.4 Организация инновационного процесса на предприятии 14
2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 19
2.1 Общая характеристика ОАО «Элема» 19
2.2 Анализ организации и реализации инновационной деятельности на предприятии ОАО «Элема» 21
2.3 Оценка инновационной политики и ее роль в успехе предприятия 26
2.4 Результаты анализа и проблемы организации инновационной деятельности на предприятии ОАО «Элема» .28
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОАО «ЭЛЕМА» 32
3.1 Предложения по развитию инновационной деятельности на ОАО «Элема» 32
3.2 Оценка ожидаемого экономического эффекта от внедрения предложений 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................45
Сведения об объеме и структуре производства швейных изделий представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Структура объема производства продукции за 2010 – 2011 гг.
Наименование продукции |
Объем производства, тыс.шт. |
Отклонение (+, -) |
Темп роста, % | |
2010 год |
2011 год | |||
Пальто д/с |
316, 68 |
334,4 |
17,72 |
105,6 |
Пальто мужское |
0 |
22,8 |
22,8 |
- |
Куртка женская |
0 |
7,6 |
7,6 |
- |
Пальто зимнее |
135,72 |
135,72 |
0 |
100 |
Летний ассортимент |
0 |
7,6 |
7,6 |
- |
Юбки |
30,16 |
38 |
8,16 |
126,0 |
Брюки |
15,08 |
45,6 |
30,52 |
302,4 |
Жакет |
67,86 |
76,0 |
8,14 |
112,1 |
Костюм |
113,1 |
91,2 |
-21,9 |
80,6 |
Куртка мужская |
75,4 |
0 |
-75,4 |
- |
Итого |
754,0 |
760,0 |
6,0 |
100,8 |
Данные таблицы 2.2 свидетельствуют о том, что в целом по предприятию объем производства швейных изделий по сравнению с 2010 г. возрос на 6,0 тыс.шт. или на 0,8%.
Проанализировав динамику производства отдельных видов продукции можно заметить, что к концу рассматриваемого периода основной вид швейных изделий, выпускаемый на предприятии, остался прежним – женские пальто. Было свернуто производство некоторых видов продукции (куртки мужские). Вместе с тем было освоено несколько новых изделий (пальто мужское, летний ассортимент, куртка женская). Все изменения проводились с учетом рыночной конъюнктуры и имели целью повысить выпуск продукции, наиболее пользующейся спросом.
В последние годы, учитывая требования рынка, для выпуска продукции небольшими партиями на предприятии еще более усовершенствована система организации производства. Цеха - потоки реорганизованы в гибкие технологические потоки с численностью 26 - 70 и законченным циклом обработки, которые могут быстро перестраиваться на выпуск различных видов ассортимента при уменьшении серийности моделей, усложнении пакета составляющих всех видов ассортимента.
Для удовлетворения потребностей покупателей в различных видах ассортимента предприятие постоянно модернизирует имеющееся оборудование и приобретает более совершенное и экономичное, специализированное оборудование и приспособления, позволяющее сократить затраты времени на подготовку и изготовление изделий. Из общего объема инвестиций более 3 млрд. рублей за пять лет на технологическое оборудование использовано 1,3 млрд. рублей.
При создании коллекций
коллектив фабрики руководствуе
На фабрике создан собственный дизайн-центр. В дизайн-центре и экспериментальном цехе предприятия конструкторская разработка, нормирование, раскладка лекал выполняется на оборудовании фирмы «ASSYST».
Высокий уровень продукции ОАО «Элема» поддерживается за счёт:
- внедрения самых современных
технологий разработки и
- научной организации процесса производства;
- учёбы персонала всех уровней;
- получения и анализа информации о лучшем мировом опыте разработки и пошива одежды.
Ежегодно разрабатывается более 300 новых моделей, 150 моделей предлагают инофирмы-заказчики и всего около 10-15 моделей переходных. Ассортимент швейных изделий включает 40 наименований.
В таблице 2.3 приведен ассортимент предприятия.
Таблица 2.3 – Ассортимент предприятия
Головное предприятие |
№ цеха |
Ассортимент выпускаемой продукции |
Мощность потока |
К-во рабочих в потоке |
ОАО «Элема» |
1 цех |
Жакеты, брюки, юбки, костюмы на подкладке |
240 |
54 |
2 цех |
Брюки, юбки, костюмы, жакеты, пальто д/с |
400-480 |
2 потока по 54 чел. в 2 смены | |
3 цех |
костюмы, жакеты, пальто д/с |
712 |
2 потока по 65 чел. | |
4 цех |
Пальто д/с, зимние, куртки, плащи |
800 |
2 потока по 65 чел. в 2 смены | |
5 цех |
Утепленные пальто, полупальто, плащи, куртки |
260 |
2 потока по 30 чел. |
Из продукции, выпускаемой из собственного сырья, 40% реализуется за пределы Республики Беларусь, 60% - в Республике Беларусь. С целью увеличения объемов продаж предприятие уделяет большое внимание развитию товаропроводящей сети. За предыдущие годы в Республике Беларусь открыто 5 новых фирменных магазинов - в городах: Минске, Могилеве, Гомеле, Пинске, Полоцке. Объем продаж через фирменные магазины составляет 52% общего объема реализации на рынке Республики Беларусь. Сегодня ОАО «Элема» имеет 11 фирменных магазинов и 16 фирменных секций в крупнейших городах республики.
Основными направлениями программы развития ОАО «Элема» на 2012-2016 гг. являются:
Работа над созданием новых видов ассортимента, востребованных потребителем на основе маркетинговых исследований рынка, с учетом изменения климатических условий, тенденций и направлений моды, продвижение продукции на экспорт, совершенствование логистических мероприятий.
Производство
Анализ продаж 2011 года показал, что наибольшим покупательским спросом пользовалась продукция из более дорогого высококачественного сырья, изделия из плащевых тканей как утепленные, так и облегченные плащи. Изменение структуры ассортимента оказывает существенное влияние на величину объема производства. Ориентиром при составлении производственной программы являются результаты заказов торгующих организаций на конъюнктурных совещаниях. Покупательский спрос под влиянием изменений погодных условий внес существенные коррективы в производственную программу 2010, 2011 и 2012 г.г. в части уменьшения на 60% против уровня 2007 года пальто женских зимних с трудоемкостью 2,9 часа ( 2007 г. - 63,9 тыс. ед, в 2011 г. - 26,0 тыс. ед., прогноз на 2012 г. - 28,0 тыс. ед.), в то же время увеличен выпуск пальто утепленных из плащевой ткани с затратой 3,5 часа ( 2007 г.- 6,6 тыс.ед., 2011 г. - 36,4 тыс. ед., прогноз 2012 г. - 45,0 тыс. ед.). Стоимость пальто из плащевых тканей на 30-40% ниже, чем на зимнем пальто, а трудоемкость выше на 20-25 %. На 70 % увеличен выпуск трудоемкого женского легкого плаща в 2011 году по сравнению с 2007 годом. С учетом спроса увеличивается выпуск юбочно - брючного, плательного ассортимента, что оказывает отрицательное влияние на объем производства в сопоставимых ценах. Выпуск всех перечисленных видов ассортимента влияет на объемы производства, но данная продукция востребована рынком и активно реализуется. Большой проблемой на предприятии является укомплектование технологических потоков рабочими кадрами. Учитывая возрастной состав работников, потребность в рабочих составляет 70 человек ежегодно. Процесс укомплектования рабочих мест кадрами усложняется значительным сокращением численности групп по подготовке профессиональных швей в учреждениях образования во всей республике, а также монотонным и напряженным трудом операторов швейного оборудования, что не устраивает современную молодежь.
На ОАО «Элема» ежегодно утверждается план технического перевооружения в соответствии с первоочередными потребностями производства. В настоящее время первостепенным является замена универсального оборудования и оборудование для влажной тепловой обработки (ВТО), внедрение специальных машин, автоматов и полуавтоматов на различных участках производства. Все швейное и технологическое оборудование оснащено электронными системами и автоматическими устройствами, автоматизированы отдельные рабочие места в дошвейном и экспериментальном производстве. Внедрение автоматизированных линий не планируется из-за большого разнообразия модельных, конструктивных и технологических особенностей верхней женской одежды и снижения серийности производства. На 2012-2016 гг. запланировано приобретение универсального и специального швейного, раскройного и утюжильного оборудования в количестве 209 единиц. С целью повышения производительности труда, снижения затрат времени на изготовление и улучшения качества изделий на предприятии постоянно работает группа по совершенствованию технологии обработки узлов и деталей швейных изделий. Передовой опыт в технологии подготовки и пошива швейных изделий предполагает улучшение удовлетворения потребностей потребителей, что наибольшим образом связано с расширением ассортимента применяемых материалов, различных фактур, внутреннего пакета изделий, что требует отработки выполнения новых технологических элементов в изделиях. В производстве верхней одежды ОАО «Элема» в качестве инновационных материалов для улучшения внутреннего пакета намерены применять флизелин с микрокапсулированными материалами, сохраняющими комфортную температуру, выдерживающий многократные стирки, нетканые материалы из рециклированных волокон соответствующих требованиям Эко - Текса 100, не содержащих азокрасителей, формальдегида и других вредных веществ.
2.3 Анализ организации и реализации инновационной деятельности на предприятии
С целью проведения анализа инновационной деятельности следует определить сильные и слабые стороны предприятия ОАО «Элема»:
Сильные стороны предприятия:
1. Широкая номенклатура выпускаемой продукции, что позволяет удовлетворять потребности потребителей в полном объеме. В тоже время на заводе постоянно ведется поиск новых конструкторских и технологических решений, что позволяет постоянно дополнять и расширять существующую номенклатуру продукции на ОАО «Элема»;
2. На предприятии внедрена
3. Владение полным
4. Возможность самостоятельно
5. Собственная база по испытаниям продукции;
6. Работа предприятия на различных рынка, не связанных напрямую друг с другом, что позволяет избежать резких колебаний в работе предприятия.
Слабые стороны предприятия:
1. Технически и морально
2. Использование в производстве устаревших технологий;
3. Низкие темпы перевооружения предприятия;
4. Длительные сроки разработки и освоения новых изделий;
5. Значительные затраты на
Перед ОАО «Элема» главным образом, стоит проблема расширения существующих рынков и проникновения на новые рынки сбыта, обеспечения безубыточной реализации товаров.
Для решения проблемы расширения рынков предусматривается осуществление ряда мероприятий, в числе которых снижение себестоимости производимой продукции с целью снижения цены на продукцию предприятия и создания конкурентного преимущества. В современных условиях снизить себестоимости на единицу продукции можно несколькими путями:
Активность и эффективность работы руководства предприятия ОАО «Элема» в области инновационной деятельности можно определить по трём направлениям:
- участие в современных инновационных программах,
- заключение договоров
на проведение НИОКР со
- связь с научными проектными учреждениями.
ОАО «Элема» принимает участие в выполнении следующих программ:
В рамках выполнения Государственной и Отраслевой программ импортозамещения предприятием выпущено импортозамещающей продукции на общую сумму 17552,0 тыс. долларов, в том числе в течение 2010 года и 9-ти месяцев 2011 произведено импортозамещающей продукции на сумму 3955,95 тыс. долларов.
Информация о работе Организация инновационной деятельности на промышленном предприятии