Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:49, курсовая работа
В условиях рыночной экономики успешное функционирование промышленных предприятий во многом обусловлено эффективной работой инновационного механизма их развития. Исследование хозяйственной практики свидетельствует о том, что значение инновационной деятельности для промышленных предприятий в современных условиях постоянно возрастает. Между тем статистические данные последних лет подтверждают тот факт, что промышленные предприятия испытывают серьезный кризис в инновационной сфере, и если не предпринимать активных мер по его преодолению как со стороны государства, так и со стороны руководства самих предприятий, то неблагоприятные последствия в ближайшем будущем будут еще более значительными.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ 7
1.1 Общая характеристика сферы инновационная деятельности 7
1.2 Необходимость инноваций для развития предприятия и обеспечение его позиции на рынке 10
1.3 Экономическая сущность инновационной деятельности и инновационная политика предприятия 12
1.4 Организация инновационного процесса на предприятии 14
2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 19
2.1 Общая характеристика ОАО «Элема» 19
2.2 Анализ организации и реализации инновационной деятельности на предприятии ОАО «Элема» 21
2.3 Оценка инновационной политики и ее роль в успехе предприятия 26
2.4 Результаты анализа и проблемы организации инновационной деятельности на предприятии ОАО «Элема» .28
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОАО «ЭЛЕМА» 32
3.1 Предложения по развитию инновационной деятельности на ОАО «Элема» 32
3.2 Оценка ожидаемого экономического эффекта от внедрения предложений 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................45
Создание нового продукта начинается после принятия соответствующего решения руководством предприятия. Решение о создании нового продукта принимается на основании программы маркетинга по продукту, содержащей все необходимые сведения по новому продукту с учетом технико-экономического обоснования его эффективности, анализа информации о рынке сбыта и влиянии внедрения этого продукта на общие экономические результаты производственной деятельности предприятия. На этом этапе рассматривается также выполнение всех работ по его освоению в производстве, в том числе:
1) программа (конкретный проект) создания нового продукта;
2) реализация программы (проекта);
3) создание опытного (промышленного) образца и проведение его испытаний с целью проверки технических характеристик, технологии изготовления, проверки безопасности, в том числе экологической и т.д.;
4) определение наименования, товарного знака, дизайна, упаковки, маркировки и решение прочих вопросов, связанных с оформлением нового продукта как товара предприятия.
Тестирование нового товара на рынке проводится по цене и другим коммерческим условиям на ограниченном рынке в течение ограниченного срока (но не менее 3-х месяцев). С учетом результатов тестирования определяются:
- каналы реализации, дающие наибольший экономический эффект предприятию;
- средства и методы рекламы нового продукта;
- организация технического обслуживания продукта (гарантийного и послегарантийного) и другие вопросы реализации продукта на целевом рынке.
Принятие решения о внедрении нового продукта в производство завершает инновационный цикл создания нового продукта. Основой принятия решения о внедрении нового продукта в производство и о масштабе такого производства (ограниченная партия, серийное или массовое производство) является маркетинговая программа по производству (производственному отделению). Разработка и принятие такой программы проводится с учетом маркетинговых программ по продуктам и результатов тестирования нового продукта на рынке. Маркетинговая программа по производству (производственному отделению) предприятия включает и учитывает:
1) коммерческое обоснование производственной программы, ее структуру, ассортимент и количественные показатели выпускаемой продукции;
2) объем продаж, рентабельность продукции и производства в целом;
3) производственные возможности предприятия: использование имеющихся производственных мощностей, обеспеченность ресурсами и квалифицированным персоналом;
4) каналы и методы сбыта, известность и имидж предприятия на рынке;
5) финансовые возможности (в том числе общая сумма инвестиций в развитие производства и сбыта) и источники финансирования;
6) прогноз результатов (прибыль или убыток) на расчетный период и др.
Выводы по первой главе:
В первой главе исследована методологическая база, являющаяся основополагающей ступенью для постановки и решения вопросов, связанных с инновационной деятельностью промышленных предприятий. Наиболее существенными моментами курсовой работы в этой части являются:
2 Анализ инновационной деятельности на предприятии
2.1 Общая характеристика ОАО «Элема»
ОАО «Элема» создано на базе Минской швейной фабрики им. Н.К.Крупской, которая была организована в 1930 г. С 1993 г. работая в условиях коллективной формы собственности, сотрудники за счет чистой прибыли выкупили полностью долю собственности, принадлежащую государству и с 1.01.1996 г. предприятие осуществляет свою деятельность как открытое акционерное общество «Элема».
Сегодня ОАО «Элема» является крупнейшим производителем одежды в Республике Беларусь. Специализация предприятия - производство женской и мужской верхней одежды.
Целью создания Общества согласно Уставу является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли. Среди всех видов деятельности, осуществляемых Обществом в соответствии с Уставом, основными являются:
По состоянию на 1.01.2010г. уставный фонд Общества составляет 26847 млн.руб. (536948 акций). Владельцами акций являются работники предприятия, а также его бывшие сотрудники (2442 человека).
Управление в Обществе осуществляют: общее собрание акционеров; правление; директор и дирекция.
Общее собрание акционеров
является высшим органом управления.
В период между собраниями акционеров
общее руководство
В организации используется линейно - штабная структура управления. Она включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа.
Достоинства линейно - штабной структуры:
- более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;
- некоторая разгрузка высших руководителей;
- возможность привлечения
внешних консультантов и
- при наделении штабных
подразделений правами
Недостатки линейно - штабной структуры:
- недостаточно четкое
распределение ответственности,
- тенденция к волоките
и перекладыванию
- критерии эффективности
и качества работы
- повышенная зависимость
результатов работы
В основу построения организационной структуры управления ОАО «Элема» были положены следующие принципы: обеспечения оптимальной управляемости производственной системы, минимальное количество ступеней и звеньев управления, повышение степени централизации линейного и функционального управления, научно-обоснованного разделения и кооперации труда в аппарате управления предприятием, обуславливающие устойчивые связи между линейными руководителями и функциональными специалистами как внутри подразделений, так и между ними.
ОАО «Элема» характеризуется
высокой стабильностью и
Производственные мощности
предприятия освоены на 98,0%. Ежегодный
объем производства составляет 600 -
650 тысяч единиц в зависимости
от структуры ассортимента выпускаемой
продукции. Главным ориентиром в
определении структуры
2.2 Анализ организации и реализации инновационной деятельности на предприятии ОАО «Элема»
В течение пяти прошедших лет предприятие работало стабильно, без снижения объемов производства. Основные показатели деятельности предприятия представлены в таблице 2.1.
Данные таблицы 2.1 свидетельствуют о стабильности развития предприятия, причём необходимо заметить, что на деятельности ОАО «Элема» практически не сказался финансовый кризис. Рентабельность реализованной продукции в 2010 году составила 28,9%, в 2011 году - 20%.
Таблица 2.1 - Основные показатели деятельности предприятия за 2007-2011 годы.
Годовое значение показателя | |||||
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
2010. |
2011 |
Объем производства, в млн. руб. |
118449 |
118579 |
127615 |
133447 |
140736 |
Темпы роста % |
101,4 |
100,1 |
107,6 |
104,6 |
105,5 |
Производство товаров народного потребления, в млн. руб. |
139597 |
140839 |
150191 |
157100 |
164260 |
Темпы роста % |
102,8 |
100,9 |
106,6 |
104,6 |
104,6 |
Экспорт в тыс. долларах |
19827,9 |
20741,9 |
24770,1 |
25144,4 |
25150,0 |
Темпы в % |
93,9 |
104,6 |
119,4 |
101,5 |
100,0 |
Импорт в тыс. долл |
16151 |
14267 |
19095,9 |
17283,9 |
16200 |
Темпы в % |
130,7 |
88,3 |
133,8 |
90,5 |
93,7 |
Сальдо ( +) |
3676,8 |
6474,9 |
5674,2 |
7860,5 |
8950,0 |
Прибыль от реализации |
6728 |
7984 |
10123 |
17670 |
13500 |
Рентабельность реализованной продукции % |
17,6 |
18,0 |
28,0 |
28,9 |
20,0 |
Среднемесячная зарплата в тыс. руб. |
655,0 |
800,7 |
992,8 |
1071,9 |
1255,0 |
Темпы в % |
121,7 |
122,2 |
124,0 |
108,0 |
117,1 |
Производительность труда, млн.руб. |
83,8 |
85,0 |
92,5 |
95,5 |
101,8 |
Информация о работе Организация инновационной деятельности на промышленном предприятии