Организация коммерческой деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка направлений совершенствования организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия «Соня Хоум».
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть функции и задачи коммерческой деятельности;
2) раскрыть сущность коммерческой деятельности предприятия;
3) дать характеристику предприятия;
4) провести анализ коммерческой деятельности предприятия розничной торговли магазин «Соня-Хоум»;
5) дать рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности.

Файлы: 1 файл

кд .docx

— 141.52 Кб (Скачать файл)

. Гастрономические товары - 40% товарооборота;

. Бакалейные товары - 15% товарооборота;

. Кондитерские изделия - 7% товарооборота;

. Винно-водочные изделия - 15% товарооборота;

. Хлебобулочные изделия - 5% товарооборота, и т. д.

Итого 100% товарооборота магазина.

На третьем, заключительном этапе определяется внутригрупповой (развернутый) ассортимент, т. е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров в пределах каждой группы. Это наиболее ответственный этап, так как требует хорошего знания покупательского спроса, ассортимента товаров, вырабатываемого промышленностью. Расчетным путем это сделать практически невозможно, так как включение в ассортимент магазина тех или иных видов и сортов, разновидностей, фасонов, моделей, ростов и т. д. товаров требует хорошего знания покупательского спроса и ассортимента вырабатываемых промышленностью товаров.

В последние годы (начиная с 70-х гг. XX в.) формирование торгового ассортимента стало осуществляться не только по товарно-групповому принципу, но и по признаку потребительского назначения товаров. Имеется в виду принцип удовлетворения комплексного спроса какой-либо группы покупателей

Для совершенствования ассортиментной стратегии мы предлагаем на основе анализа показателей ассортимента товаров регулярно осуществлять В заключении необходимо отметить, что основными направлениями в области рационализации ассортиментной политики ИП Лаврентьев С.А. могут являться:

анализ рынка товаров;

анализ ассортимента товаров предприятий - конкурентов;

- анализ уровня цен  на закупаемые товары;

изучения спроса на реализуемые товары;

анализ надежности поставщиков;

- регулярное обновление  ассортимента товаров;

установление ассортимента товаров, содержащего самые популярные и ходовые товарные группы, а в пределах группы - самые популярные и быстро оборачиваемые.

В условиях конкуренции на наш взгляд недостаточное внимание к управлению ассортиментом может привести к сокращению роста товарооборота. Поэтому руководству магазина необходимо уделить должное внимание ассортименту закупаемых товаров и повысить показатели полноты и обновляемости.

В заключении необходимо отметить, что основными направлениями в области рационализации ассортиментной политики ИП Лаврентьев С.А. могут являться:

анализ рынка товаров;

анализ ассортимента товаров предприятий - конкурентов;

- анализ уровня цен  на закупаемые товары;

изучения спроса на реализуемые товары;

анализ надежности поставщиков;

- регулярное обновление  ассортимента товаров;

установление ассортимента товаров, содержащего самые популярные и ходовые товарные группы, а в пределах группы - самые популярные и быстро оборачиваемые.

Таким образом, для разработки предприятием ассортиментной концепции необходимо выполнение всех вышеперечисленных мер на основе анализа показателей ассортимента товаров, поскольку он является неотъемлемой частью разработки правильной ассортиментной политики торгового предприятия.

Разработка грамотной ассортиментной политики в свою очередь является основой конкурентоспособности, повышения прибыли и рентабельность предприятия, а также позволит занять выгодную позицию на рынке и будет способствовать масштабному завоеванию рынка.

 

Тема 5. Управление товарными запасами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

• управление товарными запасами;

Создаваемые на предприятиях торговли товарные запасы оцениваются рядом показателей - суммой запасов в стоимостном выражении; количеством запасов в натуральном выражении; размером товарных запасов в днях оборота.

Любой товар относится к категории товарного запаса вплоть до момента продажи. И он является постоянно существующей величиной, поскольку товарные запасы продаются не сразу, а постепенно, то есть регулярно возобновляются. Размер товарных запасов различен в зависимости от конкретных хозяйственных условий. Абсолютная величина товарных запасов всё время изменяется в зависимости от поступления и реализации

товаров. Поэтому товарные запасы соизмеряются с товарооборотом, с этой целью они выражаются в днях. Этот показатель - относительный, он характеризует величину товарного запаса, находящегося в магазине на определённую дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит этих запасов. Товарные запасы в днях оборота исчисляются делением абсолютной величины запасов (на определённую дату) на однодневный товарооборот соответствующего периода:

 

ТЗдн = ТЗ/Орто

 

где ТЗдн - уровень товарных запасов, дни оборота;

ТЗ - сумма товарных запасов на определённую дату, руб.;

Орто - объём однодневного товарооборота, руб.

Товарные запасы могут выражаться в натуральных показателях (штуки, метры, тонны и т.д.) и в стоимостных (в рублях).

Кроме того, размеры товарных запасов непосредственно связаны со скоростью обращения товаров. При неизменном объёме товарооборота ускорение оборачиваемости товаров приводит к снижению товарных запасов, и, наоборот, замедление оборачиваемости требует большей массы товарных запасов.

Скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные запасы, называется товарооборачиваемостью. Товарооборачиваемость выражается числом оборотов или количеством дней, необходимых на один оборот.

Товарооборачиваемость в днях показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, то есть количество дней, за которое оборачивается средний товарный запас.

Средний товарный запас рассчитывается по формуле средней хронологической:

 

ТЗср = (1/2 ТЗ0 + ТЗ1 + ТЗ2 +... +1/2 ТЗn) / (n - 1)

 

где ТЗср - средние товарные запасы, руб.;

ТЗ0, ТЗ1, ТЗ2 … ТЗn - товарные запасы на конкретные даты, руб.;

n - количество периодов.

Или по формуле средней арифметической простой:

 

ТЗср = (ТЗн + ТЗк)

 

где ТЗн - товарные запасы на начало периода, руб.;

ТЗк - товарные запасы на конец периода, руб.

Для расчёта товарооборачиваемости в днях необходимо средний запас за определённый период разделить на однодневный товарооборот за этот же период:

 

Тоб = ТЗср / Орто

 

где Тоб - товарооборачиваемость или время обращения, дни;

ТЗср - средние товарные запасы, руб.;

Орто - объём однодневного товарооборота, руб.

Товарооборачиваемость может выражаться и числом оборотов:

 

Тоб = РТО / ТЗср

 

где Тоб - коэффициент товарооборачиваемости, число оборотов.

Показатели времени и скорости товарного обращения взаимосвязаны, причём обратной пропорциональностью. Увеличение скорости и уменьшение времени товарного обращения позволяет осуществить больший объём товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что оказывает влияние на снижение расходов на хранение товаров, сокращению товарных потерь и т.д.

Товарооборачиваемость - это один из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Ускорение времени обращения товаров имеет большое значение: повышает экономическую эффективность всего общественного производства, являясь одновременно важным условием повышения рентабельности торговой деятельности предприятия. А замедление, наоборот, свидетельствует об ухудшении его работы.

Оборачиваемость товаров можно ускорить только за счёт совершенствования всей торгово-коммерческой и экономической деятельности предприятия. Это требует глубокого понимания влияния различных факторов на формировании товарных запасов.

 

1.3 Факторы, влияющие на величину товарных  запасов

 

Величина товарных запасов и оборачиваемость зависят от многих факторов. Одни из этих факторов ускоряют товарооборачиваемость и тем самым объективно уменьшают необходимую величину запасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного обращения и тем самым увеличивают размер запасов. Зная это, можно выявить резервы ускорения оборачиваемости запасов предприятия; улучшить снабжение населения товарами потребления; снизить затраты на образование и содержание товарных запасов.

Условно все факторы можно разделить на внешние, которые не зависят от деятельности работы предприятия, и внутренние, которые оказывают существенное влияние на товарные запасы в зависимости от работы предприятия.

К основным факторам, влияющих на оборачиваемость и величину товарных запасов, относятся следующие.

1. Соотношение между спросом  и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышает  предложение товаров, резко ускоряется  их оборачиваемость. А по мере  насыщения рынка и увеличения  предложения товаров наблюдается  некоторое замедление скорости  обращения товаров. Одно из условий, способствующих нормализации товарных  запасов, - изучение покупательского  спроса, воздействие на поставщиков  с целью расширения ассортимента  и улучшение качества товаров.

2. Объём розничного товарооборота. Для торговых предприятий с  большим объёмом товарооборота  характерны, при прочих равных условиях, наличие большого размера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объём товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а, следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причём нередко минуя посредников.

3. Сложность ассортимента  товаров. Величину товарных запасов  определяют также широта и  обновляемость ассортимента товаров. Чем больше ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, превышает время обращения товаров простого ассортимента. По товарам сложного ассортимента создаются товарные запасы по различным признакам. Так, в магазине, реализующем товары сложного ассортимента, например, швейные изделия, постоянно должен быть широкий выбор одежды по размерам, ростам, фасонам, расцветкам ткани и т.д., их необходимо подсортировать и готовить к продаже. А эти операции требуют определённого времени и создания дополнительных запасов.

4. Потребительские и физико-химические  свойства товаров. Они ограничивают  или удлиняют время оборота. По  товарам, стойким в хранении, создают  большие товарные запасы сложного  ассортимента, длительного пользования, а также не скоропортящиеся  продовольственные товары. На отдельные  товары в силу их физико-химических  свойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам большие товарные запасы создавать нельзя.

5. Организация и частота  завоза товаров. Чем чаще завозятся  товары в магазины, тем с меньшими  товарными запасами можно выполнить  план товарооборота. В свою очередь  частота завоза зависит от  местонахождения торговых предприятий, условий транспортировки, размещения  производственных предприятий. Например, время завоза товаров на Крайний  Север, в высокогорные и отдалённые  районы может быть ограничено  из-за природных условий и трудностей  транспортировки. Естественно, в этих  районах время обращения товаров  намного продолжительнее, чем в  других. Чем ближе расположены  промышленные предприятия или  оптовые базы к районам потребления, тем меньше времени затрачивается  на их доставку. Высокая частота  завоза характерна для скоропортящихся  товаров.

6. Состояние материально-технической  базы и основных фондов торгового  предприятия. Наличие развитой сети, оснащённой современным оборудованием  для хранения товаров, в торговом  предприятии позволяет создавать  их широкий ассортимент, обеспечивая  сохранность и качество. 1

На оборачиваемость товаров оказывает влияние и ряд других факторов: насыщенность товарных рынков, звенность товародвижения, объёмы импорта, распределение запасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен на конкретные товары и товарные группы, организация рекламы и продажи товаров, организация труда, квалификация кадров и уровень руководства торгово-технологическим процессом и т.д.

2.4 Управление  товарными запасами на предприятиях  торговли

 

Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на предприятиях торговли товарных запасов. Формирование необходимых размеров товарных запасов позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей. Все это требует поддержания на каждом предприятии оптимального уровня и достаточной широты ассортиментных позиций товарных запасов.

По своему назначению товарные запасы, формируемые на предприятиях торговли, можно подразделить на товарные запасы текущего хранения, запасы сезонного хранения и досрочного завоза.

Основную массу всех запасов торгового предприятия составляют товарные запасы текущего хранения. Они необходимы для обеспечения бесперебойной продажи товаров в текущем периоде. Их необходимо постоянно пополнять.

Товарные запасы сезонного хранения и досрочного завоза формируются, в первую очередь, по таким товарам, которые имеют значительный разрыв во времени между их производством и потреблением. Кроме того, они создаются исходя из особенностей географического расположения торговых предприятий, а также на предприятиях, размещенных в населенных пунктах, к которым из-за распутицы или по другим причинам не может быть обеспечена регулярная доставка товаров.

Товарные запасы, создаваемые на предприятиях торговли, могут оцениваться суммой запасов в стоимостном выражении, количеством запасов в натуральном выражении или размером запасов в днях товарооборота. Они находятся в постоянном движении и обновлении. Конечной стадией их движения является потребление.

Основным назначением товарных запасов в оптовом звене является обслуживание потребностей в товарах оптовых покупателей, в розничном - обеспечение устойчивого предложения товаров их потребителям. Таким образом, ассортимент товаров в каждом из звеньев товарного обращения является исходным, отправным моментом для создания товарных запасов.

Информация о работе Организация коммерческой деятельности предприятия