Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 13:58, курсовая работа
Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.
За период рыночных преобразований она претерпела коренные изменения.
В розничной торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая высокая.
Введение
Глава 1. Содержание и цели торгово-технологического процесса на предприятии ООО «Розница К-1» супермаркета «Мария Ра»
Сущность, задачи, цели и принципы организации торгово-технологического процесса в магазине
Структура и содержание технологического процесса в магазине
Глава 2. Краткая характеристика торгово-финансовой деятельности «ООО Розница К-1» супермаркет Мария Ра.
2.1. Краткая характеристика предприятия «ООО Розница К-1» супермаркет Мария Ра
2.2. Исследование торгово-технологического процесса в « ООО Розница К-1» супермаркет Мария Ра
2.2.1 Организация доставки и приемки товаров по количеству и качеству
2.2.2 Хранение и подготовка товаров к продаже в магазине
2.2.3 Размещение и выкладка товаров в торговом зале магазина
2.2.4 Организация продажи товаров и дополнительное обслуживание покупателей
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию торгово-технологического процесса в « ООО Розница К-1» супермаркет Мария Ра.
Заключение
Библиографический список
Одновременно с приемкой товаров по количеству товар принимается также и по качеству.
Товары, поступившие в исправной таре, в магазине принимаются по качеству и комплектности сразу же, вместе с приемкой по количеству.
Приемка по качеству в магазине осуществляется также ЗУО в соответствии с требованиями стандартов, технических условий, договоров, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество (сертификаты соответствия, удостоверения о качестве, ветеринарные свидетельства и т. д.) (приложение 7). Не принимаются товары с истекшим сроком годности, хранения (реализации); товары, подлежащие обязательной сертификации, государственной гигиенической регламентации и регистрации, но не прошедшие ее в установленном порядке.
При обнаружении несоответствия качества требованиям нормативных и сопроводительных документов зав. товарной секцией приостанавливает приемку и обеспечивает условия хранения, предотвращающие ухудшение качества. Некачественный товар изолируется от имеющихся в магазине однородных товаров. Зав. товарной секцией магазина также уведомляет поставщика в те же сроки и в том же порядке, что и при выявлении количественного расхождения.
Скрытые производственные дефекты, обнаруженные продавцами магазина позже, (например, некачественные продукты, производственный брак и т.д.) Акт о скрытых недостатках составляется в течение гарантийного срока. Акт о скрытых недостатках товара, гарантийный срок на который исчисляется с момента его продажи через розничную торговлю, может быть составлен и в период хранения до его продажи.
Таким образом, в целом приемка товаров в магазине «Мария Ра» соответствует требованиям нормативных документов по срокам и процедуре приемки.
2.2.2 Хранение и подготовка товаров к продаже в магазине
Принятый по количеству и качеству товар грузчиками магазина перемещается в зоны хранения для создания необходимого размера товарных запасов.
Процесс хранения включает следующие операции:
1) размещение товаров на хранение;
2) укладка в местах хранения;
3) создание соответствующих режимов хранения;
4) наблюдение и поддержание условий хранения.
В магазине отведено достаточное количество помещений для хранения товаров.
В таблице 7 представлен анализ организации хранения товаров в магазине .
Анализ организации хранения товаров в магазине
Помещение для хранения товара, S |
Наименование товара |
Режимы хранения |
Способ |
Соблюдение условий |
Оборудование | ||||
Документ, их определяющие |
Норма тив |
Фактически |
Упаковки товара |
Хранения товара |
Для хранения товара |
Для создания режимов | |||
1 Склад №1, 30м2 |
Водка |
СТБ 978-2003 |
От+15 до+300С |
+200С |
п/эт. ящики |
штабельный |
соблюдаются |
поддон |
термометр |
2 Склад №2, 27м2 |
Мука |
СТБ 1666-2006 |
Не более 250С |
+200С |
п/эт. упаковка |
штабельный |
соблюдаются |
поддон |
Термометр, гигрометр |
3 Склад №3, 21м2 |
Печенье |
ГОСТ 24901-89 |
От+5 до+180С |
+180С |
Картонные коробки |
стеллажный |
соблюдаются |
стеллаж |
Термометр, гигрометр |
4 Склад №4, 18м2 |
Спички |
ГОСТ 1820-2001 |
От+15 до+300С |
+200С |
Картонные коробки |
стеллажный |
соблюдаются |
стеллаж |
Термометр, гигрометр |
5 Склад №5, 27м2 |
Сок |
СТБ 962 |
От+15 до+300С |
+200С |
Деревянные ящики |
штабельный |
соблюдаются |
поддон |
термометр |
6Холодильная камера №1, 15м2 |
Молоко |
СТБ 1746-2007 |
От-2 до+40С |
+20С |
п/эт ящики |
штабельный |
соблюдаются |
поддон |
термометр |
7Холодильная камера №2, 15м2 |
Огурцы свежие |
ГОСТ 1726-85 |
От+10 +140С |
+100С |
Картонные коробки |
стеллажный |
соблюдаются |
стеллаж |
термометр |
8Низкотемпературная камера №1. 6м2 |
Мороженое |
СТБ 1467-2004 |
Не выше -180С |
-160С |
Картонные коробки |
стеллажный |
соблюдаются |
стеллаж |
термометр |
9Холодильная камера №2, 15м2 |
Мясо цып.-бр. мор |
ГОСТ 25391-82 |
Не выше -120С |
-80С |
п/эт. ящики |
штабельный |
соблюдаются |
поддон |
термометр |
Перед тем, как отправить товары на хранение, продавцам магазина необходимо принять решение, отправить ли товар на склад или сразу в торговый зал магазина. Сразу в торговый зал магазина отправляются скоропортящиеся товары, алкогольные напитки и другие наименования товаров, на которые высокий спрос и которые в данный момент отсутствуют в продаже (т. е. ранее были раскуплены). Таким образом, товары хранятся как в специальных помещениях, так и непосредственно в торговом зале.
В организации хранения принимают участие грузчики, продавцы, ЗУО.
Контролирует данный процесс директор магазина.
Как уже было отмечено, принятые товары помещают в специально приспособленные для хранения помещения. Товары, внутри данных помещений (холодильников и складов), группируются по признаку однородности режима хранения, определяемому физико-химическими и биологическими свойствами товаров. Внутри таких групп товары размещаются по ассортиментному признаку (мука - крупа, сахар - кондитерские изделия, и т. д.).
За каждой товарной группой в холодильниках и складах магазина закрепляются постоянные места хранения (площадки, стеллажи, полки). Адресность хранения обеспечивает оперативное управление товарными запасами магазина и соблюдение очередности продажи (ратация) с учетом времени хранения товаров в магазине и установленных сроков реализации.
Технология хранения в магазине предполагает использование оптимальных способов укладки товаров с позиции эффективного использования отведенных площадей и торгово-технологического оборудования. При определении способа укладки работники магазина учитывают следующие основные факторы:
- упаковка и вид тары;
- количество товаров, подлежащих хранению.
Директор магазином контролирует соблюдение своими подчиненными режима хранения товаров, который характеризуется определенными требованиями к температуре, влажности воздуха и санитарно-гигиеническим условиям.
Таким образом, торгово-технологический процесс в области хранения товаров организован удовлетворительно: соблюдаются требования нормативных документов по хранению товаров, не допускается их порча, организован процесс управления запасами.
В торговый зал магазина товары поступают полностью подготовленными к продаже. Подготовка товаров к продаже в магазине включает ряд операций по доведению товаров до полной готовности для продажи покупателям.
К основным подготовительным операциям в магазине для всех товаров относят:
- распаковку;
- сортировку;
- проверку правильности маркировки;
- придание товарного вида, перемещение в торговый зал, к местам размещения товаров.
Распаковка — это освобождение товаров от внешней транспортной тары, оберточных и увязочных материалов. В магазине происходит силами продавцов и грузчиков на этапе выгрузки товаров и отправки их на хранение.
Сортировка - предусматривает группировку товаров по ассортиментным признакам; также происходит на этапе отправки на хранение.
Маркировка включает прикрепление к товарам ярлыков с указанием наименования товара, его артикула, сорта, цены. Данная операция в магазине происходит посредством специальных маркировочных пистолетов, как правило, в помещение складов или в самом торговом зале.
Пополнение торгового зала магазина товарами со складских помещений производится ежедневно в начале рабочего дня и тогда, когда в этом есть необходимость (заканчивается товар). Эти функции выполняют: ЗУО, продавцы, грузчики. Запас не скоропортящихся товаров, размещенный в торговом зале обычно соответствует дневной норме реализации. Скоропортящиеся товары доставляют в торговый зал продавцами из расчета на 4-5 часов торговли ими.
Анализ организации подготовки товаров к продаже в магазине представлен в таблице 8.
Анализ организации подготовки товаров к продаже в магазине
Наименование товара |
Персонал, осуществляющий подготовку товаров к продаже |
Помещения, в которых производится подготовка товаров к продаже |
Оборудование, инструменты и приспособления, используемые при подготовке товаров |
Подготовительные операции, осуществляемые с товаром | |
общие |
специальные | ||||
1 Крупа гречневая весовая |
Укладчик-упаковщик |
Фасовочная |
Весы, совок, маркировочный ярлык, упаковочный материал |
Распаковка, маркировка, упаковка, перемещение в торговый зал |
Взвешивание |
2 Сыр |
Продавец |
Рабочее место |
Доска для нарезки сыра, весы, нож, маркировочный ярлык, упак. материал |
Распаковка, маркировка, упаковка |
Нарезка, взвешивание |
3 Капуста свежая |
Продавец |
Подсобное помещение |
Нож |
Распаковка, придание товарного вида, перемещение в торговый зал |
|
4 Сахар фасованный |
Продавец |
Рабочее место |
Распаковка, придание товарного вида, маркировка |
||
5 Свекла маринованная 0,5 ст/банка |
Продавец |
Рабочее место |
Ветошь |
Распаковка, придание товарного вида, маркировка |
2.2.3 Размещение и выкладка товаров в торговом зале магазина
Размещение каждой товарной группы в магазине происходит в соответствии с местом расположения того или иного отдела, реализующего товар данной товарной группы, а отдельные виды товаров – внутри группы.
В основу размещения товаров положен традиционный подход. Данный подход предполагает, что площадь, отводимая под товар, должна быть пропорциональна объемам его продаж. Так же учитываются: прибыль, получаемая от реализации товара; запас товаров в торговом зале; необходимость поддержания желаемого направления движения покупательских потоков; места расположения входов и выходов.
Размещение товаров представлено на схеме торгового зала (приложение 9).
Важное значение в организации обслуживания покупателей имеет и выкладка товаров, которая в современных условиях является не только частью технологического процесса, но также выступает действенным средством стимулирования продаж, может являться элементом образа предприятия и постоянной составляющей культуры обслуживания. Под выкладкой товаров, следует понимать определенные способы укладки и показа товаров на демонстрационной площади торгового зала.
В магазине товары реализуются
в основном традиционным методом
обслуживания, за исключением хлебобулочных
изделий и бакалейных товаров, которые
реализуются методом
В отделах с традиционным методом обслуживания используется как товарная, так и декоративная выкладка, она применяется для оформления витрин и позволяет привлечь покупателя.
В отделе, где товар
реализуется методом
Анализ выкладки товаров на торговом оборудовании приведен в таблице 9.
Анализ выкладки товаров на торговом оборудовании в магазине
Наименование товара |
Вид выкладки |
Оборудование на котором выкладывается товар |
Способ выкладки |
Критерий, положенный в основу выкладки |
Преимущества выкладки |
Недостатки выкладки |
1 Сок, плодоовощная консервация |
Товарный |
Горки пристенные |
Вертикальный |
1 производитель 2 размер упаковки 3 вкус |
Хорошая обозримость товара |
Нелегко сравнить цену, может привести к исчерпанию товара |
2 ликеро-водочные изделия, пиво, напитки |
Товарный |
Горки пристенные |
Вертикальный |
1 производитель 2 размер упаковки 3 вкус |
Хорошая обозримость товара |
Нелегко сравнить цену, может привести к исчерпанию товара |
3 бакалейные товары |
Товарный |
Горки пристенные |
Вертикальный |
1 производитель 2 размер упаковки 3 вкус |
Хорошая обозримость товара |
Нелегко сравнить цену, может привести к исчерпанию товара |
4 Колбасные изделия |
Декоративный |
Холодильная витрина |
1 Производитель 2Ассортимент |
|||
5 Хлебо-булочные изделия |
Товарный |
Горки пристенные |
горизонтальный |
1 Производитель 2 Ассортимент 3 наличие упаковки |
1 Удобство при отборе 2 эффективное использование торгового оборудования |