Основные направления повышения качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение качества продукции, связанных с ним понятий, категорий, факторов и аспектов.
Цель исследования определяет постановку и решение следующих задач:
раскрыть сущность понятия качества продукции как экономической категории;
отразить подходы к классификации различных показателей качества продукции, а также методов их оценки;
дать полную характеристику этапам оценки качества продукции;
раскрыть сущность различных методов оценки уровня качества продукции;

Содержание работы

Введение
1. Понятие качества продукции как экономической категории
2. Показатели и методы оценки качества продукции
3. Последовательность оценки уровня качества
4. Методы оценки уровня качества продукции
4.1 Дифференциальный метод оценки уровня качества продукции
4.2 Метод комплексной оценки уровня качества продукции
4.3 Смешанный метод оценки уровня качества продукции
4.4 Метод интегральной оценки уровня качества изделий
4.5 Метод экспертной оценки уровня качества продукции
5. Основные направления повышения качества продукции
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

оценка качества продукции.docx

— 180.51 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Понятие качества продукции  как экономической категории

2. Показатели и методы  оценки качества продукции

3. Последовательность оценки  уровня качества

4. Методы оценки уровня  качества продукции

4.1 Дифференциальный метод  оценки уровня качества продукции

4.2 Метод комплексной оценки  уровня качества продукции

4.3 Смешанный метод оценки  уровня качества продукции

4.4 Метод интегральной  оценки уровня качества изделий

4.5 Метод экспертной оценки  уровня качества продукции

5. Основные направления  повышения качества продукции

Заключение

Список использованных источников

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Уже несколько десятилетий во всем мире большое значение придается качеству продукции. Высокое качество продукции стало главным условием успеха организаций в конкурентной борьбе на рынке.

В условиях рыночных отношений успех организации зависит от степени удовлетворения ею требований покупателей. Только в этом случае организация будет иметь устойчивый спрос на свою продукцию и получать прибыль. А степень удовлетворения требований потребителей соответствующей продукцией определяется её качеством.

Качество – это совокупность потребительских свойств и характеристик продукции (услуги), придающих ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности [18, с.208].

Учитывая сложный, многоаспектный характер понятия “продукции” и постоянно меняющиеся требования потребителей к нему, перед организациями-изготовителями встает задача обеспечения требуемого качества и управления им на всем протяжении жизненного цикла продукции.

Значение повышения качества продукции для экономики организации заключается в том, что оно позитивно сказывается на эффективности использования производственных ресурсов, эффективности функционирования организации, а также адаптивности организации к изменяющимся условиям внешней экономической среды, активизирует процесс поиска и внедрения инноваций в производство. Повышение качества продукции на макроуровне способствует формированию экспортного потенциала, усиливающего экономическую независимость государства, а, следовательно, и его безопасность. Кроме того, качество выступает катализатором ускорения научно-технического прогресса, роста благосостояния общества и т.д. [18, с.209].

Таким образом, тема данного исследования является актуальной.

Целью данной работы является изучение качества продукции, связанных с ним понятий, категорий, факторов и аспектов.

Цель исследования определяет постановку и решение следующих задач:

  • раскрыть сущность понятия качества продукции как экономической категории;
  • отразить подходы к классификации различных показателей качества продукции, а также методов их оценки;
  • дать полную характеристику этапам оценки качества продукции;
  • раскрыть сущность различных методов оценки уровня качества продукции;

- описать основные направления  повышения качества продукции.

 

 

  1. ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ

 

Неоднозначное отношение к качеству и эволюция управления им нашли отражение и в самом определении качества, которое может наполняться различным содержанием в зависимости от его роли и значимости для покупателя [32, с.384].

В различные исторические эпохи неодинаково определяли понятие “качество”. В научной и специальной литературе встречаются самые различные формулировки сущности качества продукции [3, с.215].

Качество продукции представляет собой материальную основу удовлетворения как производственных, так и личных потребностей людей, и этим определяется его уникальная общественная, экономическая и социальная значимость. Чем выше качество продукции, тем большим богатством обладает общество и тем большими материальными возможностями оно располагает для своего дальнейшего прогресса.

Проблема качества продукции имеет много аспектов. Одни исследователи различают философский, социологический, экономический, правовой, статистический аспекты, другие выделяют кибернетическую, математическую, техническую, производственную, потребительскую её сторону.

При изучении качества продукции исследуются все вышеобозначенные аспекты. Однако экономический аспект качества является решающим среди других, и исследования других аспектов будут иметь практическое значение только в том случае, если они будут осуществляться на экономической основе. Поэтому решение проблемы обеспечения качества продукции требует, прежде всего, чёткого представления о качестве как предмете экономической науки.

Качество – это универсальная философская категория, охватывающая как явления внешнего мира, так и сознание человека. Качество, как философская категория, впервые было проанализировано Аристотелем (3 в. до н.э.), определившем его как “видовое отличие, ... видовой признак, отличающий данную сущность ... от другой сущности, принадлежащей к тому же роду”. Позже (19 в. н.э.) полно исследовал эту категорию Гегель. По Гегелю “качество есть вообще тождественная с бытием определённость, так что нечто перестаёт быть тем, что оно есть, когда оно теряет своё качество”. Другими словами, как философская категория, качество – это характеристика отличия предмета от всех остальных. Гегель отметил неразрывное единство качества и количества. Те или иные количественные изменения имеют свой предел, свою качественную границу, выход за которую ведёт к установлению нового соотношения количества и качества.

Ф. Энгельс рассматривал качество в двух планах: во-первых, всякое качество имеет бесконечно много количественных градаций, доступных измерению и наблюдению; во-вторых, существуют “...не качества, а только вещи, обладающие качеством, и притом бесконечно многими качествами”.

Экономическое содержание понятия “качество продукции” базируется на том, что качество продукции формируется в процессе её изготовления. Поэтому как экономическая категория качество продукции рассматривается как овеществлённый результат производственной деятельности людей, сопряжённый с соответствующими затратами.

Любые вещи создаются для удовлетворения определённых потребностей человека и общества в целом. Это предназначение вещей полностью относится и к их качеству. Учитывая это социальное значение качества продукции, можно охарактеризовать его как социально-экономическую категорию.

Степень удовлетворения личных и общественных потребностей конкретной вещью определяется её свойствами. А качество вещи определяется совокупностью её свойств. Свойства вещи определяются её техническим совершенством, которое закладывается при проектировании и обеспечивается при производстве. Таким образом, как совокупность свойств качество является технической категорией и изучается техническими дисциплинами [40, с.7-8].

Трактовка понятия качества продукции современными белорусскими авторами приведена в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 – Трактовка понятия “качество продукции” современными белорусскими авторами

Автор

Определение

Н.А. Алексеенко, И.Н. Гурова

Совокупность потребительских свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять потребности.

А.С. Головачев

Совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Г.З. Суша

Совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.


Источник: [Собственная разработка].

 

Обобщая рассмотренные аспекты качества продукции, ГОСТ 15467-79 дает ему следующее определение: “Качество продукции” – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Международный стандарт ИСО 8402 определяет это понятие следующим образом: качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Покупатель считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления независимо от того, какие специфические потребности ей предназначалось удовлетворять. Действительно, совокупность свойств продукции может быть той же (т.е. качество не изменилось), но для потребителя эта продукция может быть неприемлемой.

Совокупность свойств не может быть плохой или хорошей вообще. Качество может быть только относительным. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить данный набор свойств (совокупность свойств) с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или международные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин ''уровень качества" (в зарубежной литературе — "относительное качество", "мера качества") — это относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении совокупности показателей ее качества с соответствующей совокупностью базовых показателей. Итак, технический уровень продукции — относительная характеристика ее качества, основанная на сопоставлении значений показателей технического совершенства оцениваемой продукции и ее современных конкурентоспособных аналогов.

Но любой документ или эталон узаконивает определенный набор свойств и характеристик лишь на какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому организация, изготавливая продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, не устраивающей потребителя [29, с.433].

Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг отводится потребителю, а стандарты, законы и правила (в том числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.

 

 

  1. ПОКАЗАТЕЛИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

 

Под показателем качества продукции понимается количественная оценка одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Оценка качества продукции осуществляется по совокупности показателей, установленных в соответствии с назначением продукции. Показатели качества продукции динамичны и носят относительный характер, поскольку установленные и предполагаемые потребности могут изменяться со временем [9, с.181].

Система показателей качества включает дифференцированные и обобщающие показатели.

Дифференцированные показатели определяют качество конкретных видов продукции. Они дают количественную и качественную характеристику свойств продукции, входящих в состав ее качества. В зависимости от количества учитываемых признаков дифференцированные показатели делятся на единичные и комплексные.

Единичные показатели характеризуют какое-то одно свойство продукции, комплексные — наиболее существенную совокупность свойств.

Обобщающие показатели определяют уровень качества продукции в целом.

Общепринятой является следующая классификация единичных показателей.

1. Показатели назначения  — технико-технологические, которые определяют сферу применения продукции и характеризуют ее приспособленность для использования по назначению (производительность оборудования, мощность средства труда, КПД).

2. Показатели надежности и долговечности. Надежность — это свойство изделия выполнять свои функции, сохраняя эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени (безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность). Долговечность — это свойство изделия длительно сохранять работоспособность до предельного времени, которое устанавливается в зависимости от условий обеспечения безопасности и экономической целесообразности (технический ресурс и срок службы).

3. Показатели технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений с точки зрения удельных затрат ресурсов (материальных, энергетических, трудовых) и обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте оборудования (трудоемкость изделия).

4. Показатели стандартизации и унификации, определяющие степень использования стандартизированных и унифицированных деталей, узлов, а также оригинальных частей в изделии. Эти показатели дают косвенную информацию о затратах по эксплуатации изделия, возможности повторного использования узлов и деталей данного изделия.

5. Эргономические показатели, отражающие удобство и комфорт при эксплуатации изделия. В эту группу входит комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психофизиологических свойств, проявляющихся при пользовании изделием (например, уровень освещенности, шума, вибраций, усилия, необходимые для управления, рациональность расположения элементов управления).

6. Эстетические показатели, характеризующие художественную выразительность, рациональность форм, целостность композиции, совершенство исполнения агрегатом, соответствие стилю.

7. Показатели патентно-правовой защиты, определяющие степень защищенности патентами основных технических решений изделия. Среди таких показателей выделяют патентоспособность и патентную чистоту. Патентоспособность — это свойство технического, художественно-конструкторского решения, определяемое совокупностью признаков, обеспечивающих возможность правовой охраны, т. е. получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец. Патентная чистота — это свойство объектов (машин, оборудования и других изделий) и технологических процессов обеспечивать возможность их использования, не нарушая действующих охранных документов третьих лиц.

Информация о работе Основные направления повышения качества продукции