Основные направления повышения качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение качества продукции, связанных с ним понятий, категорий, факторов и аспектов.
Цель исследования определяет постановку и решение следующих задач:
раскрыть сущность понятия качества продукции как экономической категории;
отразить подходы к классификации различных показателей качества продукции, а также методов их оценки;
дать полную характеристику этапам оценки качества продукции;
раскрыть сущность различных методов оценки уровня качества продукции;

Содержание работы

Введение
1. Понятие качества продукции как экономической категории
2. Показатели и методы оценки качества продукции
3. Последовательность оценки уровня качества
4. Методы оценки уровня качества продукции
4.1 Дифференциальный метод оценки уровня качества продукции
4.2 Метод комплексной оценки уровня качества продукции
4.3 Смешанный метод оценки уровня качества продукции
4.4 Метод интегральной оценки уровня качества изделий
4.5 Метод экспертной оценки уровня качества продукции
5. Основные направления повышения качества продукции
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

оценка качества продукции.docx

— 180.51 Кб (Скачать файл)

Оценка уровня качества объектов может проводиться для достижения разных целей и задач:

― принятия решения о разработке или модернизации продукции;

― выбора варианта при разработке новой или модернизируемой продукции;

― решения вопроса о выходе на конкретный рынок;

― определения существенных для клиента показателей качества продукта [51, с.48].

2. Выбор номенклатуры, показателей  качества оцениваемого и базового  образцов, обоснования его необходимости  и достаточности. Выбор номенклатуры  показателей осуществляется исходя  из принципа сопоставимости объектов  данного вида по основным функциональным  свойствам с учетом требований  соответствующих стандартов, а также  с учетом информации, содержащейся в документации на поставку продукции, каталогах, проспектах, патентной и конъюнктурно-экономической документации [29, с.441].

При проведении оценки различают классификационные, ограничительные и оценочные показатели.

Классификационные показатели характеризуют назначение и область применения данного объекта. По значениям этих показателей подбирают группу аналогов оцениваемой продукции. К классификационным относятся показатели:

― устанавливающие параметрический ряд типоразмеров продукции;

― характеризующие дополнительные свойства продукции;

― определяющие класс продукции или группу ее потребителей;

― характеризующие варианты исполнения продукции, определяющие область или условия ее применения.

К ограничительным относятся показатели безопасности и экологичности, значения которых должны удовлетворять требованиям международных и отечественных стандартов, других нормативных актов.

Оценочные показатели характеризуют свойства продукции, связанные с ее способностью удовлетворять определенные потребности. Они используются для сопоставления образцов продукции.

К оценочным могут быть отнесены:

― показатели, определяющие функциональную пригодность продукции удовлетворять заданные потребности;

― показатели, определяющие материальные затраты ресурсов, при создании и применении продукции на формирование, обеспечение и реализацию ее качества.

Каждый оценочный показатель характеризуется направлением его влияния на качество продукции: если повышению качества продукции соответствует увеличение значений показателей, то их называют позитивными, если уменьшение — негативными [51, с.48-49].

3. Выбор или разработка  метода и приемов определения  значений показателей качества.

4. Выбор или определение  базовых значений показателей  качества и поиск исходных  данных для определения фактических  значений показателей качества  оцениваемой продукции [29, с.441].

Как правило, в качестве базы для сравнения выбираются показатели аналогов продукции. Аналог – это продукция, имеющая функциональное сходное назначение [51, с.49].

На данном этапе следует руководствоваться тем, что все включаемые в группу аналоги и оцениваемая продукция должны иметь одинаковые назначения классификационных показателей, определяющих изделия данного вида. При оценке разрабатываемого изделия в группу аналогов следует включать перспективные образцы, значения показателей которых прогнозируются на период начала выпуска данного изделия. При этом аналоги выбираются из числа изделий, пользующихся спросом на мировом рынке. Чем больше аналогов используется, тем полнее характеризуется требуемый уровень качества, выше достоверность сравнительного анализа и оценки. Проблема выбора аналога довольно сложна. В этой работе необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

а) изделия-аналоги выбираются из числа изделий, пользующихся спросом на мировом рынке;

б) чем больше аналогов используется, тем полнее характеризуется требуемый уровень качества, выше достоверность результатов сравнительного анализа и оценки, а, следовательно, меньше влияние и субъективных факторов;

в) в группу аналогов необходимо включать образцы продукции, отличающиеся от оцениваемой по показателям назначения не более чем на 15 процентов.

Значения показателей зарубежных аналогов определяются на основании испытаний их образцов, анализа научно-технической литературы, каталогов и проспектов фирм, информации, имеющейся в международных, национальных и отраслевых банках данных.

5. Определение фактических  значений показателей качества  и их сопоставление с базовыми. При проведении комплексной оценки базисным условием должна быть сопоставимость значений показателей оцениваемой продукции и аналогов, определяемая в зависимости от этапов жизненного цикла:

а) на этапе проектирования значения показателей аналогов проектируются на момент постановки оцениваемого образца на производство;

б) на этапе постановки образца на производство значения показателей аналогов определяются по результатам испытаний соответствующих образцов, а также по данным информации об аналогах, сроки поставки на производство которых сопоставимы по времени и срокам освоения производства оцениваемого образца;

в) на этапе промышленного производства и эксплуатации значения фактически достигнутых показателей образца сравниваются с соответствующими показателями аналогов.

6. Оценка уровня качества  и выработки рекомендаций для  принятия управленческих решений.

В соответствии с "Общими методическими рекомендациями по оценке технического уровня промышленной продукции" образцы промышленной продукции по результатам оценки их типического уровня относятся к одной из градаций, приведенных в таблице 3.2.

 

 

Таблица 3.2 – Градация промышленной продукции по уровню качества

Градация качества продукции

Качественная характеристика продукции

Градация П — превосходный

(высший) уровень качества

Превосходит лучшие мировые достижения; соответствует требованиям международных стандартов

Градация С — средний уровень качества

Соответствует лучшим мировым достижениям и требованиям международных стандартов

Градация У — удовлетворительный уровень качества

Удовлетворяет требованиям потребителей и имеет спрос, но уступает лучшим, мировым достижениям; соответствует требованиям стандартов и технических условий; морально устарела, подлежит модернизации

Продукция низкого качества

Морально устарела, но еще пользуется спросом и поэтому не снята с производства; изготовлена без отступлений от требований стандартов и технических условий; подлежит снятию с производства

Некачественная (бракуемая) продукция

Изготовлена с отступлением от требований стандартов и технических условий


Источник:[29,с.443].

 

Промышленная продукция, которая по показателям технического уровня и качества превосходит лучшие отечественные и зарубежные достижения или соответствует им, определяет технический прогресс, обеспечивает значительное повышение производительности труда, экономию материалов, топлива и электроэнергии, экологически безопасна, удовлетворяет потребности населения страны и конкурентоспособна на внешнем рынке, должна характеризоваться стабильностью показателей технического уровня и качества, основанной на строгом соблюдении технологической дисциплины и высокой культуре производства. На продукцию высшей категории качества изготовителем должны обеспечиваться повышенные гарантии надежности, безопасности и других важнейших показателей качества.

Промышленная продукция, которая по показателям технического уровня и качества соответствует современным требованиям стандартов (технических условий), экологически безопасна, удовлетворяет потребности национальной экономики и населения страны, должна иметь стабильные показатели технического уровня и качества, основанные на строгом соблюдении технологической дисциплины и высокой культуре производства.

Если промышленная продукция по показателям технического уровня и качества не соответствует современным требованиям национальной экономики и населения страны, значит, она морально устарела и подлежит модернизации или снятию с производства [29, с.442-444].

Таким образом, оценка уровня качества продукции - это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей при оценке качества продукции.

В результате оценки продукцию относят к одному из трех уровней:

  1. превосходит мировой уровень;
  2. соответствует мировому уровню;
  3. уступает мировому уровню.

Результаты оценки используют при разработке новой (модернизированной) продукции: обоснований, требований, закладываемых в техническое задание и нормативную документацию; принятии решения о постановке продукции на производство; обосновании целесообразности замены или снятия продукции с производства.

 

 

  1. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

 

Оценка уровня качества продукции необходима при решении следующих управленческих задач:

- прогнозирование потребностей  в продукции, её технического  уровня и качества;

- планирование повышения  качества и объёмов производства  продукции;

- обоснование новых видов  продукции;

- выбор наилучших образцов;

- обоснование целесообразности  снятия продукции с производства;

- сертификация продукции;

- оценка научно-технического  уровня разрабатываемых и действующих  стандартов на продукцию;

- контроль качества;

- стимулирование повышения  качества и др.

Оценка уровня качества представляет совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей, сравнение их с базовыми значениями или с установленными требованиями и определение степени их соответствия.

Оценка уровня качества продукции может производиться на различных стадиях жизненного цикла.

На стадии разработки определяется уровень качества разрабатываемой продукции, в результате чего устанавливаются требования к будущей продукции и производится нормирование показателей качества в нормативных документах.

На стадии производства определяются фактические значения показателей качества продукции по результатам контроля и испытаний, оценивается уровень качества изготовления продукции и принимаются соответствующие решения при управлении качеством.

На стадии эксплуатации или потребления оценивается уровень качества изготовленной продукции и по результатам её эксплуатации или потребления принимаются управляющие решения, направленные на сохранение или повышение уровня качества продукции.

Уровень качества продукции можно охарактеризовать совокупностью единичных и (или) комплексных показателей. Сравнив их с базовыми показателями или с нормированными значениями, в зависимости от цели оценки можно сделать выводы:

― качество оцениваемой продукции выше или ниже, или на уровне базового образца;

― качество продукции соответствует или не соответствует установленным требованиям (нормам) [40, с.30-31].

Рассмотрим основные методы оценки уровня качества продукции.

 

4.1 Дифференциальный метод  оценки уровня качества продукции

 

Дифференциальный метод оценки основан на использовании единичных показателей, т.е. когда определяют, достигнут ли уровень базового образца в целом, по каким показателям он достигнут, какие показатели наиболее сильно отличаются от базовых. При оценке качества продукции необходимо исходить из значения показателя с точки зрения его влияния на удовлетворение определенной потребности. В одних случаях для лучшего удовлетворения потребности его численное значение должно быть самое высокое, в других — самое низкое. При возрастании показателя больше удовлетворяется потребность, например, чем выше производительность станка, тем лучше; уровень качества рассчитывается по формуле (4.1):

 

УК1i = Рi / Рiб, (4.1)

 

когда при убывании показателя качество улучшается, например расход топлива у автомобиля, уровень качества определяется по формуле (4.2):

 

УК1i=Рiб / Р, (4.2)

 

где УК1i — уровень качества по единичному показателю;

Рi — значение показателя оцениваемого изделия;

Рiб — значение показателя базового изделия.

В результате оценки уровня качества продукции дифференциальным методом принимают следующие решения:

― уровень качества оцениваемой продукции выше или равен уровню базового образца, если все значения относительных показателей больше или равны единице;

― уровень качества оцениваемой продукции ниже уровня базового образца, если все значения относительных показателей меньше единицы.

Информация о работе Основные направления повышения качества продукции