Основные направления повышения качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение качества продукции, связанных с ним понятий, категорий, факторов и аспектов.
Цель исследования определяет постановку и решение следующих задач:
раскрыть сущность понятия качества продукции как экономической категории;
отразить подходы к классификации различных показателей качества продукции, а также методов их оценки;
дать полную характеристику этапам оценки качества продукции;
раскрыть сущность различных методов оценки уровня качества продукции;

Содержание работы

Введение
1. Понятие качества продукции как экономической категории
2. Показатели и методы оценки качества продукции
3. Последовательность оценки уровня качества
4. Методы оценки уровня качества продукции
4.1 Дифференциальный метод оценки уровня качества продукции
4.2 Метод комплексной оценки уровня качества продукции
4.3 Смешанный метод оценки уровня качества продукции
4.4 Метод интегральной оценки уровня качества изделий
4.5 Метод экспертной оценки уровня качества продукции
5. Основные направления повышения качества продукции
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

оценка качества продукции.docx

— 180.51 Кб (Скачать файл)

В случаях, когда часть значений относительных показателей больше или равна единице, а часть меньше единицы, следует применять комплексный или смешанный метод оценки уровня качества продукции. Тем не менее, уровень качества оцениваемой продукции, для которого существенно важно значение каждого показателя, считается ниже базового, если хотя бы один из относительных показателей меньше единицы.

 

4.2 Метод комплексной оценки  уровня качества продукции

 

Комплексная оценка уровня качества предусматривает использование комплексного показателя качества. Этот метод применяют в тех случаях, когда наиболее целесообразно оценивать качество сложных изделий только одним числом. Необходимость объединения совокупности единичных показателей с целью получения одного комплексного определяется чисто практическими задачами.

Комплексный показатель представляет собой функцию, зависящую от единичных показателей, которые характеризуют однородную группу свойств. К таким группам показателей относятся, например, показатели надежности, эстетичности, безопасности и др.

Комплексным показателем качества может быть:

  1. главный (обобщенный), наиболее значимый единичный показатель, отражающий функциональные возможности и (или) назначение продукции (моторесурс машины, годовая производительность и другие подобные характеристики);
  2. средний взвешенный комплексный показатель.

Уровень качества по комплексному методу определяется отношением обобщенного показателя качества оцениваемого изделия Qоц к обобщенному показателю базового образца Qбаз (формула 4.3):

 

УК = Qоц / Q6аз. (4.3)

 

Комплексную оценку по средневзвешенным показателям качества продукции применяют в тех случаях, когда затруднительно или невозможно определить главный, обобщенный показатель качества и его функциональную зависимость от исходных показателей качества. Обычно используют средний взвешенный арифметический или средний взвешенный геометрический показатель качества.

Средний взвешенный арифметический показатель качества (W) вычисляют по формуле (4.4):

 

 (4.4)

 

средний взвешенный геометрический показатель (V) вычисляют по формуле (4.5):

 

(4.5)

 

где miw— параметр весомости i-го показателя, входящего в средний взвешенный арифметический показатель;

Рi — значение i-го показателя качества продукции;

miV— параметр весомости i-го показателя, входящего в средний взвешенный геометрический показатель;

n — число показателей качества продукции.

Уровень качества изделий может быть определен следующим образом:

 

УК = Wоц / Wбаз, или УК = Vоц / V6аз, (4.6)

 

где Wоц, Vоц — соответственно взвешенный арифметический и геометрический показатели качества оцениваемого изделия;

Wбаз, Vбаз — соответственно взвешенный арифметический и геометрический показатели базового изделия.

 

4.3 Смешанный метод оценки  уровня качества продукции

 

Смешанный метод основан на применении единичных и комплексных показателей и используется в случаях, когда:

― совокупность единичных показателей качества является достаточно обширной и анализ значений каждого показателя дифференциальным методом не позволяет получить обобщающих выводов;

― комплексный показатель качества недостаточно полно учитывает все существующие свойства продукции и не позволяет получить выводы относительно некоторых определенный групп свойств.

При смешанном методе сначала часть единичных показателей объединяются в группы, затем для каждой группы определяется комплексный показатель. Отдельные, как правило, важные показатели допускается не объединять в группы, а принимать их при дальнейшем анализе как единичные. При этом оценку уровня качества продукции рассчитывают по формулам:

 

(4.7)

 

 

где п — число единичных показателей, учитываемых самостоятельно;

тi — параметр (коэффициент) весомости i-го показателя качества.

 

4.4 Метод интегральной оценки уровня качества изделий

 

Интегральный показатель уровня качества оцениваемого изделия находят как частное от деления значения интегрального показателя качества Рин оцениваемого изделия на соответствующее базовое значение (Рин.баз):

 

УК=Рин/Рин.баз (4.8)

 

Интегральным показателем качества называется итоговый комплексный показатель, характеризующий в наиболее общей форме эффективность работы изделия.

Интегральный показатель качества принимают для расчета уровня качества тогда, когда установлен суммарный полезный эффект от эксплуатации и суммарные затраты на создание и эксплуатацию изделия. Интегральный показатель качества есть комплексный показатель в виде отношения суммарного полезного эффекта от эксплуатации к суммарным затратам на его создание, приобретение, монтаж у потребителя и наладку и т.д. Его рассчитывают как отношение суммарного полезного эффекта W от эксплуатации машины (или иного изделия), выраженного в натуральных единицах измерения, к затратам на ее создание и эксплуатацию за весь срок службы:

 

Рин= , (4.9)

 

где Э — полезный эффект, т.е. количество единиц продукции или выполненной изделием работы за весь срок эксплуатации изделия, например, число произведенных заготовок или деталей, тонн или кубометров переработанного сырья и т.д.;

Кс — суммарные капиталовложения, включающие отпускную цену, а также затраты на установку, наладку и другие работы;

Зэ — эксплуатационные затраты за весь срок службы изделия.

Очевидно, что в данном случае интегральный показатель качества характеризуется полезным эффектом, приходящимся на одну денежную единицу суммарных затрат [29, с.444-447].

 

4.5 Метод экспертной оценки  уровня качества продукции

 

Экспертный метод основывается на использовании суждений специалистов (экспертов). Использование экспертного метода целесообразно в условиях, когда задача оценки качества не может быть решена другими существующими способами, например, оценка цвета, запаха, вкуса и т.д. Метод характеризуется следующими основными положениями:

― в решении участвует группа экспертов;

― задача состоит в получении новой информации;

― информация имеет общественную значимость;

― при решении задачи обычно не используется общий алгоритм;

―решение базируется на опыте и интуиции экспертов, а не на результатах расчетов или экспериментов.

Использование экспертного метода целесообразно в условиях, когда задача не может быть решена никаким другим существующим способом, либо другие способы наименее точны или более трудоемки (например, оценка вкуса, цвета, запаха). В практике накоплен большой опыт экспертной оценки качества продукции в сфере товарной экспертизы. Она применяется во внешней и внутренней торговле большинства стран мира. На ее основе часто решается вопрос о градации продукции по уровням качества, устанавливаются закупочные и цены реализации. В связи с достаточной надежностью экспертного метода определения уровня качества товаров (вероятность отклонения от истинного результата составляет 4 %) во многих странах мира заключение эксперта-товароведа имеет юридическую силу.

Качество эксперта определяют четыре группы свойств:

1) компетентность, т.е. профессиональная  подготовленность и теоретическом  и практическом плане;

2) деловитость, которая определяется  собранностью, умением работать  в конфликтных ситуациях, мотивированность выносимых суждений;

3) заинтересованность в  правильном решении задачи;

4) беспристрастность, т.е. способность  эксперта учитывать нужную информацию.

При опросе используются приемы, применяемые в социологии: интервью, интервью-анкета, анкетирование, смешанное анкетирование. Отдельно выделяют метод Дельфи, или метод дельфийского оракула.

Метод был разработан сотрудниками американской фирмы О. Холмером и Т. Гордоном. Цель метода – получение согласованной информации высокой степени достоверности от группы экспертов, то есть повышение степени достоверности коллективных экспертных оценок. При разработке метода была сделана попытка устранить противоречие, возникающее при организации работы группы экспертов. Так, если опрашивать их независимо друг от друга, то возможны отклонения в очень больших пределах, а если позволить экспертам взаимодействовать, обмениваться мнениями в процессе работы, то это может привести к появлению оценок, навязанных авторитетом коллег [5, с. 154].

Последовательность проведения экспертизы по методу Дельфи:

– формирование постоянной рабочей группы, обеспечивающей сбор и обобщение мнений экспертов;

– выбор необходимого для исследования количества и состава экспертов;

– составление анкеты, в которой указываются основной и вспомогательный вопросы, условия проведения экспертизы;

– проведение опросов экспертов согласно определенной методике;

– обобщение экспертных заключений и выдача рекомендаций по исследуемой проблеме [27, с. 80].

Вопросы формулируются так, что ответы на них обязательно должны даваться в количественной форме. Собранные ответы подвергаются статистической обработке. Полученные обобщенные ответы рассылаются каждому эксперту с просьбой пересмотреть и уточнить свое заключение, если он сочтет необходимым. Эта процедура должна повторяться несколько раз. Основные этапы опроса экспертов:

1. Уточнение объекта опроса (модель объекта, список параметров  модели, формулировка вопросов, состав  группы экспертов) и получение  новых мнений, рекомендаций, путей  нового подхода к решаемой  проблеме. На данном этапе используются  вопросы открытого типа (качественные). Цель данного этапа – собрать  всю объективную информацию об  исследуемом объекте, процессе либо ситуации и выделить наиболее существенные характеристики и ограничения.

2. Вероятностная оценка  рабочей модели, ее характеристика, факторы, влияющие на нее и  т.п. На этом этапе, как правило, получают от эксперта всю информацию, необходимую для выработки решения, но эта информация в ряде  случаев не может быть использована  из-за несогласованности экспертных  оценок.

3. Согласование оценок  экспертов. В отличие от предыдущих  этот этап может повторяться  несколько раз, пока не будет  достигнута достаточная согласованность  мнений группы экспертов.

После каждого этапа производится сбор, статистическая обработка и анализ результатов опроса. Ответы группируются по признакам, производится упорядочение полученных оценок. Затем находятся медиана и размах – величина, измеряющая на числовой шкале расстояние, в пределах которого берутся оценки. Этот интервал содержит 50% всех оценок; он не включает в себя 25% самых высоких и 25% самых низких оценок (такой тип деления шкалы называется делением с помощью квартилей) [22, с. 78].

Перед каждым последующим этапом экспертов информируют о результатах предыдущего и в случае выхода их оценок за величину принятого размаха предлагают обосновать свое мнение (анонимно). Результаты опроса обрабатываются и вновь доводятся до сведения всей группы экспертов с последующим пересмотром оценок. На практике достаточно, как правило, трех этапов для получения хорошо согласованных оценок экспертов [29, с. 451].

Еще одним коллективным экспертным методом является метод мозгового штурма, появившийся в Соединенных Штатах Америки в конце 30-х годов. Он оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом в 1953 году книги А. Осборна “Управляемое воображение”, в которой были раскрыты принципы и процедуры творческого мышления [1, с. 87].

Структурно метод довольно прост. Он представляет собой двухэтапную процедуру решения задачи: на первом этапе выдвигаются идеи, а на втором они конкретизируются, развиваются. Важнейшей мыслью, на которую опирался Осборн, является представление о наличии у каждого человека двух важнейших аспектов работы мозга: творческого разума и аналитического мышления. Их чередование, по мнению Осборна, и составляет основу всех процессов творческой работы.

Существует несколько разновидностей мозгового штурма. Известен вариант, когда участники записывают свои идеи самостоятельно на специальных карточках (на это дается 10 минут), а затем по очереди зачитывают их вслух. Слушатели записывают на своих карточках мысли, развившиеся под влиянием услышанного. Запись идей на карточках сокращает время, необходимое для фиксации и классификации результатов.

Наибольший интерес представляет обратный мозговой штурм. Его используют для решения узких конкретных задач. На первом этапе штурма все внимание сосредоточивают на выявлении всевозможных недостатков объекта. Генераторы вскрывают недостатки, ограничения, дефекты и противоречия, имеющиеся в конкретной идее, разрабатываемом или совершенствуемом техническом объекте. Предварительную их оценку проводят участники сессии, более тщательную – эксперты, которые вычеркивают явно ошибочные утверждения, уточняя тем самым перечень обнаруженных недостатков. В дальнейшем ведут поиск путей по ликвидации недостатков [26, с. 122].

Информация о работе Основные направления повышения качества продукции