Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 18:12, курсовая работа
Целью данной работы является изучение качества продукции, связанных с ним понятий, категорий, факторов и аспектов.
Цель исследования определяет постановку и решение следующих задач:
раскрыть сущность понятия качества продукции как экономической категории;
отразить подходы к классификации различных показателей качества продукции, а также методов их оценки;
дать полную характеристику этапам оценки качества продукции;
раскрыть сущность различных методов оценки уровня качества продукции;
Введение
1. Понятие качества продукции как экономической категории
2. Показатели и методы оценки качества продукции
3. Последовательность оценки уровня качества
4. Методы оценки уровня качества продукции
4.1 Дифференциальный метод оценки уровня качества продукции
4.2 Метод комплексной оценки уровня качества продукции
4.3 Смешанный метод оценки уровня качества продукции
4.4 Метод интегральной оценки уровня качества изделий
4.5 Метод экспертной оценки уровня качества продукции
5. Основные направления повышения качества продукции
Заключение
Список использованных источников
Хорошие результаты дает также метод двойного мозгового штурма. Участникам сессии рассылают письменные приглашения с указанием цели мозгового штурма и разъяснением их роли в решении поставленной задачи. К приглашениям прилагают правила проведения сессии. В сессии участвуют обычно 30–40 человек, ее продолжительность 2,5–3 часа, включая 30-ти – 45-ти минутный перерыв. На первом этапе штурма ставят творческое задание и проводят генерирование идей, которые пока не оценивают. В перерыве, являющемся составной частью сессии, идеи обсуждаются и уточняются. Таким образом, происходит генерирование новых идей. После перерыва, на втором этапе мозгового штурма, генерирование идей продолжают, но уже с учетом критики, информации, полученной в перерыве. Выступления всех без исключения участников строго регламентируются. После сессии идеи оценивают эксперты. Широко применяемая в Германии модификация метода называется “конференция идей” и включает в себя разветвленную последовательность операций [50, с. 203].
Ещё одним из распространенных коллективных методов экспертных оценок является ранжирование. Ранжирование - (или метод ранговой оценки) предполагает расположение собранных данных в определенной последовательности, обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей и, соответственно определение места в этом ряду каждого из исследуемых (например, составление списка учащихся в зависимости от количества допущенных ими в контрольной работе ошибок, числа пропущенных занятий и т. п.).
Из перечня параметров, содержащихся в предложенной эксперту анкете, он выбирает один, который считает самым важным и присваивает ему ранг 1. Этот параметр затем вычеркивается из перечня. Аналогичным образом из оставшегося перечня эксперт опять выбирает параметр, который он считает самым важным, и присваивает ему ранг 2 и т.д.
После первоначального ранжирования производится операция преобразования рангов. Заключается она в том, что для всего упорядоченного ряда параметров числовая последовательность рангов заменяется обратной, т.е. минимальный ранг 1 получает наименее важный, находящийся в конце ряда параметр, следующий от конца ранг 2 и т.д., а наиболее важный параметр — самый высокий ранг n. Необходимость в первоначальной ранжировке и последующем ее преобразовании объясняется тем обстоятельством, что эксперту психологически удобнее выбирать из перечня параметры, начиная именно с наиболее, а не с наименее важного.
Если два объекта имеют одинаковые ранги, то им приписывают так называемые стандартизированные ранги, которые рассчитываются как средние суммы мест объектов с одинаковыми рангами.
Достоинством метода рангов является его простота. Недостатками являются невозможность с достаточной точностью ранжировать количество объектов, количество которых превышает 15-20, а также метод не дает ответ на вопрос как далеко по значимости находятся исследуемые объекты друг от друга.
Метод предпочтения (ранжирования) свойств или факторов можно реализовать в разных вариантах:
Таким образом, существуют различные методы оценки уровня качества продукции: дифференциальный, комплексный, смешанный, метод интегральной оценки и экспертный методы. Каждый из этих методов имеет определенную область применения, свои достоинства и недостатки.
Качество продукции является важнейшим фактором экономической эффективности производства, определяющим экономическое положение организации, размеры прибыли, уровень ее рентабельности. Повышение качества продукции требует дополнительных затрат как текущих, так и единовременных, обусловленных повышением технического уровня продукции, снижением уровня дефектности продукции в производстве и при ее реализации, улучшением и расширением услуг, связанных с созданием более удобных условий [9, с.202].
По мнению ряда зарубежных специалистов, повышение качества продукции – это основное условие обеспечения успеха на рынке. За счет этого фактора организация на 80 % успешнее работает и является конкурентоспособной.
Достижение высокого и стабильного качества продукции на предприятии позволяет:
Выделяют следующие пути повышения качества продукции:
1. Совершенствование технологии производства — замена устаревшего оборудования новым, более прогрессивным, автоматизация рабочих машин, технологических линий, широкое применение микропроцессоров, нанотехнологий.
Современные технологии и технические средства, обеспечивающие высокое качество продукции, разрабатываются на основе новейших достижений науки и техники, изобретений, ноу-хау и других новшеств. А в тех областях техники, где имеется отставание от уровня мировых достижений, предпочтение отдается закупке лицензий на зарубежные технологии.
2. Улучшение организации производства и труда — улучшение деятельности служб технического контроля, повышение ответственности за качество и контроль качества работ, что предполагает:
- заинтересованность и
ответственность высшего
- создание в каждом
подразделении (цехе) групп улучшения
качества или центров
- создание эффективной
системы взаимодействия
- осуществление контроля
на всех стадиях
3. Создание условий реализации товаров на конкретном рынке, среди которых следует выделить меры по поддержанию конкуренции, учет национальных и региональных особенностей рынка, организацию сервиса (качественного технического обслуживания), рекламу и другие средства воздействия на потребителя, включая деловую репутацию производителя, известность его товарного знака.
4. Стимулирование повышения качества — создание системы признания и поощрения заслуг в достижении высокого качества и наказания за допущенные дефекты или ошибки при выполнении своих функциональных обязанностей оказывает действенное влияние на процесс улучшения качества.
Выделяют три основных направления повышения заинтересованности работников в улучшении качества продукции (работ, услуг): материальное, организационно-техническое и моральное стимулирование.
Материальное стимулирование предполагает выплату премий из прибыли по утвержденным на предприятии положениям (нормативным документам) за достижение высокого качества, бездефектное изготовление продукции.
Организационно-техническое стимулирование осуществляется посредством поощрения изобретательской и рационализаторской деятельности работников предприятия. Широкое развитие и поддержка (финансовая, информационная, нормативно-методическая, материальная) участия в изобретательской и рационализаторской работе способствует как повышению качества, так и эффективности производственно-экономической деятельности предприятия в целом. Весьма эффективными в стимулировании качества продукции являются организация групп (кружков) качества, пропаганда передового опыта, проведение конференций, семинаров, конкурсов на лучший бренд года и т. п.
Моральное стимулирование улучшения качества реализуется через присвоение почетных званий и награждение грамотами, вручение ценных подарков, объявление благодарностей, вручение медалей и других знаков отличия, престижность работы на известном предприятии.
Для обеспечения качества формируются целевые научно-технические программы повышения качества продукции. Программы разрабатываются на конкретную продукцию и содержат задания по техническому уровню и качеству создаваемой продукции, требования к ресурсному обеспечению всех этапов “петли качества”, например требования к оборудованию, сырью, материалам, комплектующим изделиям, метрологическим средствам, производственному персоналу и т.д., необходимые для производства изделия нужного качества, а также мероприятия, обеспечивающие реализацию требований всеобщей системы управления качеством продукции на предприятии [9, с.207-208].
Таким образом, значение повышения качества продукции для экономики организации заключается в том, что оно позитивно сказывается на эффективности использования производственных ресурсов, эффективности функционирования организации, а также адаптивности организации к изменяющимся условиям внешней экономической среды, активизирует процесс поиска и внедрения инноваций в производство. Повышение качества продукции на макроуровне способствует формированию экспортного потенциала, усиливающего экономическую независимость государства, а, следовательно, и его безопасность. Кроме того, качество выступает катализатором ускорения научно-технического прогресса, роста благосостояния общества и т.д. Поэтому на государственном уровне проводится политика стимулирования повышения качества продукции, выпускаемой национальными предприятиями, а также политика обеспечения конкурентоспособности продукции как условия достижения устойчивого экономического развития национальной экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству продукции и услуг. Качество продукции (услуг) относится к числу важнейших показателей деятельности организации. Повышение качества в значительной степени определяет выживаемость и успех организации в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых в производстве.
Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы по повышению качества продукции и услуг в сравнении с аналогами конкурентов.
Качество прошло многовековой путь развития и развивалось по мере того, как совершенствовались потребности и возрастали возможности производства по их удовлетворению. В настоящее время появилось множество разнообразных аспектов понятия "качество": экономический, социальный, управленческий, личностный и другие. Каждый из подходов содержит свои трактовки и понимание содержания этой категории в зависимости от объекта исследования. Однако экономический аспект качества является решающим среди других.
Качество продукции представляет собой совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Для оценки качества продукции используют показатели качества. Показатель качества продукции – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления. По количеству характеризуемых свойств показатели качества могут быть единичными, комплексными и определяющими.
К основным показателям качества относятся назначение, надежность, технологичность, стандартизация и унификация, эргономичность, эстетичность, транспортабельность, экологичность, безопасность, патентно-правовые показатели.
Количественное значение показателей качества продукции определяется различными методами: измерительным, регистрационным, органолептическим, расчетным, социологическим, экспертным, традиционным.
Приоритетность и значимость методов меняется в зависимости от поставленных перед исследователем задач. Методы определения показателей качества различаются по уровням достоверности. Таким образом, к самому достоверному следует отнести измерительный метод. Тогда социологический будет диаметрально противоположным ему.
Иногда использование одного метода является недостаточным. В таком случае их используется несколько. Тогда, проводя комплексный анализ, можно сделать более адекватные выводы.
Информация о работе Основные направления повышения качества продукции