Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 16:26, курсовая работа
В условиях рыночных отношений проблемой становится реализация продукции. Вызвана она множеством причин: несовершенством существующего ценообразования, слабо развитой инфраструктуры АПК, разрушением связей между производителями и потребителями, отсутствием необходимой информации о состоянии рынка, недостаточной государственной поддержки. Монополизм государственных заготовительных организаций, перерабатывающей промышленности и торговли, сдерживая развитие конкуренции на внутреннем рынке, не стимулирует насыщение его товарами. Становление рыночных отношений связано с созданием рыночной инфраструктуры, базирующейся на многообразии сбытовых структур, развитии конкуренции и коммерческих отношений.
Введение………………………………………………………..….…………3
1 Теоретические основы, принципы и проблемы организации сбыта на мясоперерабатывающих предприятиях
Современное состояние и тенденции развития мясоперерабатывающей промышленности в Республике Беларусь………….5
1.2 Принципы сбытовой деятельности и каналы движения продукции……………………………………………………………………….10
1.3 Проблемы организации сбыта мясной продукции в РБ …………..18
2 Анализ и оценка организации сбыта на Кобринском мясокомбинате
2.1 Общая организационно- экономическая характеристика предприятия……………………………………………………………………..21
Организация системы сбыта на Кобринском мясокомбинате...........28
3 Основные направления совершенствования сбытовой деятельности на Кобринском мясокомбинате……………………………………33
Заключение………………………………………………………………….41
Список использованных источников литературы ……………………….42
Существует и иной путь продвижения товаров, позволяющий существенно увеличить объем продаж отечественного продовольствия и решить вопросы по защите малообеспеченных слоев населения. Снабжение этой категории потребителей основными продуктами питания, входящими в минимальную потребительскую корзину,- мукой, сахаром, крупами, макаронными изделиями, растительным маслом и другими товарами, не требующими специальных условий для хранения и реализации, предлагается организовать таким образом, чтобы товар по «льготным ценам достигал их минуя существующую товаропроводящую сеть. Использование схемы, сокращающей путь товара к потребителю, позволяет существенно снизить издержки обращения и удешевить товар па 20-30 %. что, в конечном итоге, способствует как повышению уровня потребления, так и экономии средств для приобретения непродовольственных товаров и сбережений. Осуществив указанные намерения можно при наличии системы, в которой поступление товаров осуществляется крупным оптом: издержки обращения - минимизированы и реализация гарантируется.
Обеспечить гарантию сбыта можно организацией реализации продуктов по предварительным заявкам покупателей. В качестве потребителей следует рассматривать такие категории населения, которые:
При выборе целесообразных каналов следует учитывать множество экономических факторов. Имеют значение эффективность хранения и транспортировки товаров. Цель состоит в выборе такого канала сбыта, который доставит продукцию кик можно быстрее' к потребителю с наименьшими расходами и без снижения качества.
1.3 Проблемы организации сбыта мясной продукции в РБ
Эффективность сбыта продукции определяется принимаемыми решениями относительно каналов сбыта, совершенствование которых целесообразно рассматривать применительно к конкретным видам продукции.
В отношении мясной продукции и живого скота, к настоящему времени сформировались следующие формы сбыта:
Данные каналы сбыта, исходя из количества участников цепи товародвижения «производитель-потребитель», классифицируются на многоуровневые, включающие в этот процесс некоторое число посредников, и прямые.
Следует заметить, что в современных условиях сельские товаропроизводители существенную долю своих доходов теряют именно на стадии сбыта продукции. Реализуя скот, главным образом, через заготовительную сеть мясокомбинатов, потребкооперации или коммерческие структуры, они наталкиваются на высочайшую степень монополизма сбытовой, перерабатывающей и торговой сфер, неэквивалентность обмена последних с аграрным сектором, а также большое количество посредников. Особо это касается личных подсобных и фермерских хозяйств. Развитие отрасли связано с формированием рыночных отношений, которые активизировали бы работу агропромышленного производства. Для этого необходимо взаимодействие всех составляющих элементов рынка. Важное значение принадлежит созданию рыночной системы сбыта и реализации продукции, функционирование которой основывается на свободном движении товаров, конкуренции и механизме ценообразования, учитывающем законы стоимости, спроса и предложения.
Наряду с вертикально- интегрированными формами сбыта (контрактная система, создание кооперативов по реализации продукции, ассоциаций, агрофирм, агрокомбинатов по производству, переработке, транспортировке и сбыту продукции, формирующих воспроизводственный процесс на интегрированной и кооперативной основе), для успешного развития отрасли необходимо наличие открытой системы сбыта, включающей агробиржи, ярмарки, аукционы, оптовые базы и рынки, прямые поставки в супермаркеты, торговые дома и магазины.
На локальных рынках в последние годы формируются новые, прежде не существовавшие продуктовые цепочки. Характерный пример – формирующиеся во всех регионах короткие мясные цепочки. Фермеры и ЛПХ перестают поставлять скот на переработку, забивают скот в хозяйстве и поставляют мясо не только на городской рынок, но и напрямую в розничную сеть и общепит. Таким образом, из традиционной цепочки выпадают по крайней мере три звена (заготовитель – переработчик – холодильник), и складывается короткая цепочка (производитель – розничный сбыт – конечный потребитель). У подобной цепочки есть ряд преимуществ: небольшой объем поставки для розничных структур, сжатые ее сроки, высокое качество и быстрая оборачиваемость денег, так как расчеты осуществляются за наличные.
Из-за сравнительно слабого развития базы переработки мяса скота основной его объем поступает на мясокомбинаты, значительная часть которых акционирована, что ведет к росту цен и уменьшению прибыли непосредственных товаропроизводителей.
Емкость рынка и форма торговли мясопродуктами связаны как с объемом производства, так и с размещением населения по территории того или иного региона. Поэтому организация оптовых рынков целесообразна в крупных городах, где ежегодное потребление мяса и мясопродуктов значительно. В менее крупных городах могут быть оптово – розничные рынки, на которых будет реализовываться продукция, поступающая из хозяйств прилегающих районов.
2. Анализ и оценка организации сбыта на Кобринском мясокомбинате
2.1. Общая организационно- экономическая характеристика предприятия
Кобринский мясокомбинат является унитарным предприятием, находящимся в коммунальной собственности Брестской области и подчинено Брестскому государственному объединению «Брестмясомолпром».
Кобринский мясокомбинат имеет право юридического лица и в своей деятельности руководствуется Законом РБ « О предприятиях Республики Баларусь» и своим Уставом.
Кобринский мясокомбинат расположен на территорииБрестской области,Кобринский район, Гомельское шоссе, 3-ий км, занимает площадь 8,3 га. Площадь застройки 2,5 га, производственная площадь 15195 кв.м.
На сегодняшний день на Кобринском мясокомбинате действует 21 цех с подразделениями и количеством работающих 510 человек.
На мясокомбинате сформировался отдел маркетинга, который занимается исследованием потребностей, сбытом продукции, т.к. каждое предприятие исходит при производстве товаров из условий конкуренции и возможностей получения наибольшей прибыли, использует средства производства и ресурсы, которые требуют меньше затрат.
Одним из первых стратегических решений, принимаемых предприятием должно стать определение рынка, на котором оно хочет вести конкурентную борьбу. Выбор рынка подразумевает разбиение рынка на части по критериям: разновидности продаваемых услуг и товаров, географическому региону, типу организаций и людей, покупающих товары или услуги. Кобринский мясокомбинат осуществляет продажи основной доли продукции в г.Кобрин, г.Брест, г.Минск. Основным стратегическим направлением в деятельности предприятия является увеличение продаж продукции. Мясокомбинат производит продукты первичной переработки скота, колбасные изделия, копчености, сало, полуфабрикаты. Комбинат должен постоянно разрабатывать и внедрять на рынок новые виды продукции.
Кобринский мясокомбинат производит продукцию, удовлетворяющую потребности широкого круга покупателей – от детей до взрослых, со средним и ниже среднего достатком, различных социальных слоев населения.
Сырьевая база мясокомбината включает в себя 14 районов.
Товарная продукция в сопоставимых ценах в 2012 году возросла на 16% по сравнению с 2010 годом и на 75.4% - с 2005-ым годом (см. табл.2.1). Товарная продукция в действующих ценах в 2012 году увеличилась в 11.7 раза по сравнению с 2005 годом.
Таблица 2.1. Показатели проиводственной деятельности Кобринского мясокомбината
Показатели |
Годы |
2012 г в % к 2005 г. | ||
2005 |
2010 |
2012 | ||
Переработка скота, всего, тонн |
14080 |
14556 |
15432 |
109.6 |
В т.ч. из госресурсов |
7239 |
8543 |
9145 |
126.3 |
Объем товарной продукции: |
1145307 |
1580986 |
1606543 |
140.2 |
- в сопоставимых ценах, млн. руб. |
1700000 |
1826509 |
1917831 |
112.8 |
- в действующих ценах млн. руб. |
81342 |
94123 |
98100 |
120.6 |
Выпуск товарной продукции из 1 Тонны сырья, тыс. руб. |
2638956 |
2705689 |
2744532 |
104.0 |
Балансовая прибыль, млн. руб. |
85000 |
86453 |
89543 |
105.3 |
Затраты на производство, млн. руб. |
1670000 |
172212 |
1773403 |
106.2 |
Затраты на 1 руб. товарной продукции, руб. |
0.98 |
0.98 |
0.99 |
101.0 |
Рентабельность, % |
4.7 |
5.3 |
7.1 |
151.1 |
Переработка скота в анализируемом периоде увеличилась на 9.6%. Выпуск товарной продукции из 1 тонны сырья увеличился с 2010 г. по 2012г. на 4%. Производительность труда увеличилась в 2.5 раза. Рост прибыли составил 8.6 раза, затраты на производство увеличились в 8.7 раза, на 1 руб. товарной продукции – в 1.1 раза.
Использование мощностей по кормам животным и сухим за анализируемый период не изменилось, снизилось: по мясу на 2.1% , по колбасным изделиям – на 17.8% , по мясным полуфабрикатам – на 7.1% (табл.2.2).
Таблица 2.2. Использование производственных мощностей
Использование мощностей по основной но- менклатуре |
годы |
2012г в % к 2005 г | ||
2005 |
2010 |
2012 | ||
Мясо, т/см |
48 |
48 |
47 |
97.9 |
Колбасные изделия, т/см |
4.5 |
4.3 |
3.7 |
82.2 |
Корма животные и сухие, Т/см |
3.8 |
3.8 |
3.8 |
100 |
Полуфабрикаты мясные, Т/см |
5.7 |
5.4 |
5.3 |
92.9 |
Ассортимент продукции, выпускаемой Кобринским мясокомбинатом по группам:
Наиболее выгодными видами
продукции являются полукопчены
Таблица 2.3. Рентабельность проиводства продукции за 2012 год
Виды продукции |
Полная себесто имость, млн. руб. |
Прибыль, млн.р |
Рентабельность, % |
Говядина |
196447 |
7148 |
3.6 |
Свинина |
53252 |
1307 |
2.5 |
Субпродукты 1 Категории |
50048 |
1868 |
3.7 |
Колбасные из- Лия, всего: |
742632 |
73141 |
9.8 |
В т.ч. :-вареные |
337803 |
17374 |
5.1 |
|
98528 |
486 |
0.5 |
- полукопченые |
141511 |
26786 |
18.9 |
|
35417 |
8208 |
23.2 |
Копчености |
78505 |
17198 |
21.9 |
Прочие |
37308 |
1244 |
3.3 |
Жир топленый пищевой |
734148 |
3451 |
4.7 |