Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 16:26, курсовая работа
В условиях рыночных отношений проблемой становится реализация продукции. Вызвана она множеством причин: несовершенством существующего ценообразования, слабо развитой инфраструктуры АПК, разрушением связей между производителями и потребителями, отсутствием необходимой информации о состоянии рынка, недостаточной государственной поддержки. Монополизм государственных заготовительных организаций, перерабатывающей промышленности и торговли, сдерживая развитие конкуренции на внутреннем рынке, не стимулирует насыщение его товарами. Становление рыночных отношений связано с созданием рыночной инфраструктуры, базирующейся на многообразии сбытовых структур, развитии конкуренции и коммерческих отношений.
Введение………………………………………………………..….…………3
1 Теоретические основы, принципы и проблемы организации сбыта на мясоперерабатывающих предприятиях
Современное состояние и тенденции развития мясоперерабатывающей промышленности в Республике Беларусь………….5
1.2 Принципы сбытовой деятельности и каналы движения продукции……………………………………………………………………….10
1.3 Проблемы организации сбыта мясной продукции в РБ …………..18
2 Анализ и оценка организации сбыта на Кобринском мясокомбинате
2.1 Общая организационно- экономическая характеристика предприятия……………………………………………………………………..21
Организация системы сбыта на Кобринском мясокомбинате...........28
3 Основные направления совершенствования сбытовой деятельности на Кобринском мясокомбинате……………………………………33
Заключение………………………………………………………………….41
Список использованных источников литературы ……………………….42
Рентабельность их в 2012 году составила: полукопченых – 18.9%, варено-копченых – 23.2, копченостей – 21.9%.
В 2012 году наблюдается рост основных средств в 11.4 раза по сравнению 2010 годом, в т.ч. за счет их переоценки в 5.4 раза и за счет их приобретения – в 6.0 раза. При общем росте оборотных средств в 5.9 раза , готовая продукция возросла в 8.3 раза, товары отгруженные - в 10.4 раза, что свидетельствует о неблагоприятной тенденции затаривания. Доля заемных средств в источниках образования активов предприятия значительно уменьшилась в анализируемом периоде и составила в структуре краткосрочных обязательств на конец года – 9.8 %. Это свидетельствует об усилении финансовой устойчивости предприятия и снижении степени его финансовых рисков. Кредиторская задолженность возросла в 9.5 раза. В структуре краткосрочных обязательств на конец года доля кредиторской задолженности составила 79.4 %. Структура основных средств, запасов и затрат изменилась незначительно в пользу увеличения. Удельный вес основных средств в структуре внеоборотных активов составил 33.2 % на конец отчетного года, что по сравнению с началом года больше на 0.8 %. Запасы в структуре оборотных активов составили на конец года 87.9 5, т.е. их доля увеличилась на 1.4 %, или в стоимостном выражении в 5.9 раза. Доля затрат в структуре оборотных активов снизилась на 1.5 % и составила 3.2% на конец года, а в стоимостном выражении затраты возросли в 3.9 раза.
Доля денежных средств на конец отчетного года уменьшилась до 12% в структуре оборотных активов. Дебиторская задолженность снизилась на 1.2 % к концу года, но темп роста составил 3.9 раза за анализируемый период. Высокие темпы дебиторской задолженности свидетельствуют о том, что предприятие активно использует стратегию товарных суд для потребителей своей продукции. Кредитуя их, предприятие фактически делится с ними частью своего дохода. В то же время, в том случае, когда платежи предприятию задерживается оно вынуждено брать кредиты для обеспечения своей хозяйственной деятельности, увеличивая собственную кредитовую задолженность.
Анализ финансового состояния Кобринского мясокомбината в период с
01.01.10 года по 01.01.2013 года показал, что коэффициент текущей ликвидности на 01.01.12 года был равен 1,5, что меньше норматива, а к концу года или к 01.01.2012 г. снизился до 1,44. Это свидетельствует о снижении общей обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами составил 0,3, что соответствует норме, т.е. у предприятия есть в наличии собственные оборотные средства, необходимые для его финансовой устойчивости.
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами на 01.01.2012 года составил 0,03, что свидетельствует о способности предприятия рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов. Коэффициент платежеспособности к концу отчетного года увеличился на 0,04.Из вышесказанного можно судить об устойчивой платежеспособности предприятия.
В соответствии с действующим законодательством предприятие само выбирает формы и системы оплаты труда. Рабочим основного и вспомогательного производства оплата производится в соответствии с тарифными ставками, разработанными на основании законов и постановлений правительства.
2.2 Организация системы сбыта на Кобринском мясокомбинате
Организация сбыта должна осуществляться в соответствии со всем комплексом рыночных и производственных факторов деятельности предприятия. Без выполнения этого учета система сбыта вступает в конфликт с установками маркетинговой стратегии.
Именно в системе сбыта концентрируется результат всей маркетинговой деятельности. Поэтому даже хорошо разработанная и правильно рассчитанная стратегия маркетинга может провалиться, если система сбыта не соответствует поставленным задачам.
В условиях рыночных отношений при организации сбыта исключительное значение придается индивидуальному подходу предприятиям-потребителям, важности личных контактов с потребителями, специализации персонала сбытовой деятельности на продаже отдельных видов продукции. Сбыт продукции может осуществляться тремя основными способами:
Продвижение готовой продукции до потребителя обеспечивается поиском оптимального варианта всех элементов товародвижения с учетом требований потребителей. Каждый элемент товародвижения занимает свое место в общей ее системе (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Система товародвижения готовой продукции на предприятии
Для организации коммерческой деятельности по реализации готовой продукции на предприятиях создается служба сбыта. Основными задачами службы сбыта являются изучение спроса и установление тесных контактов с потребителями продукции; поиск наиболее эффективных каналов и форм реализации, отвечающих требованиям потребителей; обеспечение доставки продукции потребителю в нужное время; контроль за ходом реализации продукции в целях снижения коммерческих (внепроизводственных) издержек и ускорение оборачиваемости оборотных средств.
Организация сбыта продукции базируется на маркетинговых исследованиях, которые являются основой всех маркетинговых действий. Такими исследованиями в области сбыта являются исследование потребностей и спроса на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, изучение возможностей выхода на внешний рынок, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений. Маркетинговые исследования составляют базу для осуществления всех элементов деятельности предприятия в области управления сбытом.
Эффективный сбыт продукции на Кобринском мясокомбинате является важнейшим направлением повышения финансовой устойчивости в современных условиях. К числу одного из важнейших условий сбыта продукции относится установление оптимальных каналов товародвижения. Среди каналов сбыта мясной продукции и побочной есть как прямые, так и косвенные. Рассмотрим прямые каналы сбыта, для наглядности изобразив их в виде схемы:
Рис. 2.2. Прямые каналы сбыта на Кобринском мясокомбинате.
По прямым каналам сбыта Кобринский мясокомбинат реализует мясо и мясные изделия через фирменную розничную сеть. Жир технический реализуется на Гомельский жировой комбинат. Жир кормовой и сухие животные корма реализуются на комбинаты химической продукции для производства комбикормов. Шкуры идут на переработку на кожевенные заводы: Гатово (г.Минск), города Могилева, Бобруйска и Гродно. Корма в колхозы и совхозы.
По длине прямые каналы сбыта являются каналами нулевого уровня. Косвенные же каналы есть как одноуровневые, так и двухуровневые:
Рис. 2.3. Косвенные одноуровневые и двухуровневые каналы сбыта
Самостоятельная реализация мясной продукции непосредственно конечным потребителям наиболее выгодна для производителей, так как они получают ту часть прибыли, которая обычно приходится на сферу торговли. Прямой сбыт является самым коротким путем товара к потребителю и гарантией приобретения свежей продукции.
Отдел сбыта осуществляет организацию сбыта продукции предприятия в сроки и в объеме, установленными планами реализации. Обеспечивает участие отдела в подготовке проектов перспективных и годовых планов производства и реализации продукции, выполнение работ по изучению спроса на продукцию, получение заказов, согласование условий и заключения договоров на ее поставку и т. д.
Реализация колбасных изделий и мясопродуктов ( мясо, субпродукты 1 и 2 категории, полуфабрикаты, жиры) торговым организациям производится на основании нарядов выданных комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Брестского облисполкома. Наряды выдаются на основании доведенных поквартально планов производства. Исходя из доведенных фондов с каждой торгующей организацией заключается годовой договор с поквартальной разбивкой на поставку колбасных изделий и мясопродуктов.
Главной целью и задачей отдела сбыта является своевременная реализация всей выпускаемой продукции и выборка фондов торгующим организациям. Основными фондодержателями являются торговые предприятия города Бреста. Отпуск продукции этим торговым организациям производится на основании фондов выделенных Управлением торговли, общественного питания, товаров и услуг Брестского горисполкома.
Реализация производственно-технической продукции ( мука мясокостная, жир технический кормовой, сборный, костный, шкуры КРС и свиней, эндокринно-ферментное сырье, щетина, волос) также отгружается согласно нарядов выданных Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Брестского облисполкома. Вся вышеперечисленная продукция поставляется на предприятия Республики Беларусь для ее переработки.
Реализация мясопродуктов за период с 2005 по 2012 год отражена в таблице 2.4.
Таблица 2.4. Реализация мяса и мясопродукции по Кобринскому мясокомбинату
Виды продукции |
Годы |
2012г. в % к 2005г. | ||
2005 |
2010 |
2012 | ||
Говядина |
647 |
921 |
469 |
71.6 |
Свинина |
334 |
440 |
193 |
57.8 |
Субпродукты 1 категории |
162 |
260 |
264 |
163.0 |
Колбасные изделия, всего |
1663 |
2162 |
2013 |
121.0 |
Котлеты, тыс. шт. |
227 |
146 |
191 |
84.1 |
Суповые наборы и рагу |
227 |
255 |
192 |
84.6 |
Полуфабрикаты крупноКусковые |
174 |
280 |
500 |
287.4 |
Мясной фарш |
87 |
176 |
152 |
174.7 |
Реализация
говядины за анализируемый
Кобринский мясокомбинат реализует свою продукцию и через собственную розничную сеть, которая представлена тремя магазинами. Несмотря на то, что товарооборот торговых предприятий в 2010 году увеличился почти в 2 раза по сравнению с 2005 годом, торговые предприятия сработали убыточно. Этому способствовали низкая торговая наценка на основные виды продукции ( 5% ) и высокие издержки обращения.
В 2012 году товарооборот в действующих ценах увеличился по сравнению с 2005 годом в 4.7 раза, в сопоставимых ценах – в 1.3 раза.
Расчеты с постоянными покупателями за полученную продукцию производится путем выставления на инкассо платежных требований с последующим акцептом. Расчеты за кожевенное, эндокринное сырье производится путем предварительной оплаты.
К основным мероприятиям по стимулированию сбыта относятся:
3. Основные направления совершенствования
сбытовой
В условиях перехода к рыночной экономике на Кобринском мясокомбинате в связи с повышением стоимости сырья обострилась проблема реализации продукции собственного производства. Возросли требования к товарному виду. Качеству упаковочного материала, оформлению красочных этикеток. Наиболее перспективное направление – расфасовка и упаковка мясных изделий в специальную оболочку, что позволяет значительно увеличить срок хранения продукции, не подвергая глубокой заморозке. Упаковочные материалы должны быть газо- , паро- и ароматонепроницаемы, устойчивы к воздействию масел, жиров и света, водо- , энерго- и морозостойки, не должны пропускать ультрафиолетовые лучи, обеспечивая длительный срок хранения упаковочной продукции.