Основные тенденции совершенствования организации производственного процесса на предприятии торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Важную роль в эффективной деятельности торговых предприятий играет торгово-технологический процесс. Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как от правильной организации торгово-технологического процесса в магазине в конечном счете зависит его прибыль.
Торговля - особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена.

Файлы: 1 файл

кур с 2014гг.docx

— 142.03 Кб (Скачать файл)

 

Важнейшая роль в организации технологического процесса в магазине отводится размещению товаров в торговом зале, их выкладке, оптимальном распределению установочной и демонстрационной площадей между отдельными группами товаров.

Размещение товаров - это определенная система их расположения на площадях торгового зала по различным признакам, присущими отдельным товарам.

Выделяют следующие основные принципы распределения торговых площадей в магазине.

1. Все имеющиеся зоны  торговой площади физически ограниченны (стенами, перегородками, ступенями, лифтами  и т.д.), и для них характерна  определенная ограниченность вариантов  использования: каждая зона не  может быть использована для  любых целей.

2. Размер площади, отводимой  под ту или иную товарную  группу, определяется действием  нескольких факторов: свойств товара, привычек покупателей, важность  выкладки и демонстрации товаров  и факторов, связанных с физическим  распределением, то есть схемы  распределения реализации товаров  по дням недели, часам торгового  дня, периодичности пополнения товарных  запасов.

3. Соотношение между площадью, занимаемой товаром, и местом данного товара в общей прибыли и расходах данного магазина.

Принципы размещения товаров в торговом зале.

  • создание эффекта насыщенности товарами, расположение их в количестве, обеспечивающем бесперебойность торговли;
  • соблюдение товарного соседства;
  • обеспечение необходимых условий для доступности осмотра и выбора товаров покупателями;
  • закрепление за каждой товарной группой постоянного места расположения;
  • расположение сопутствующих товаров вблизи основных;
  • размещение новых товаров, а также товаров, требующих быстрой реализации, в местах с лучшим обзором;
  • использование повторения размещения товаров в разных местах на пути покупателей с целью поощрения их к покупке;
  • сосредоточение крупногабаритных и тяжелых товаров в конце потоков покупателей, желательно вблизи выхода из торгового зала;
  • размещение товаров частого спроса ближе к местам хранения и пополнения товарных запасов.

Выкладка - это определенные способы выкладки и демонстрации товаров в торговом зале магазина с целью демонстрации, облегчения поиска и выбора покупателем необходимых товаров.

Выкладка товаров должна проводиться по определенным правилам, соблюдение которых позволяет показать не только весь имеющийся ассортимент, но и каждый товар в отдельности. Существует много способов эффективного представления товара покупателю.

Наиболее распространенными способами выкладки товаров являются [10]:

1. Вертикальный способ  выкладки.

2. Горизонтальный способ  выкладки.

3. Выкладка по товарным  группам.

4. Идейное представление  товара

5. Группировка по видам  и стилям.

6. Способ организации  товаров по размерам.

7. по цветовой гамме.

8. Объемное представление.

9. Выкладка корпоративным  блоком

10. Респектабельно-специализированное  представление

11. Выравнивание цен и  др.

Динамичное развитие розничной торговли нуждается в ускорении процессов автоматизации торгово-технологических процессов, осуществляемых в розничных торговых предприятиях. В широком смысле, у задач автоматизации деятельности розничных торговых предприятий включает в себя: управление персоналом, наблюдение за покупателями, принятие управленческих решений, управление товарными запасами, управление поставками и тому подобное.

Front-office - это транзакционная  система, которая осуществляет управление  ресурсами торгового зала (товарами, денежной выручкой, персоналом и  оборудованием) и ориентирована  на решение следующих задач:

  • обеспечение работы торгового зала;
  • сбор данных об операциях в расчетно-кассовых узлах;
  • сбор данных об объемах продаж;
  • сбор данных о неторговые операции (возврат, списание и т.п.);
  • управление ценовыми схемам;
  • коррекция товарных остатков;
  • формирование заказов на пополнение товарных запасов торгового зала;
  • анализ накопленных данных с целью принятия управленческих решений;
  • составление отчетов;
  • обмен данными с внешними системами.

Система WMS (Warehouse Management System - система управления складом) позволяют значительно повысить пропускную способность складов и повысить точность учета товарных остатков, обеспечивая концепцию «прозрачного состава».

 

Таблица 2 - Специфические требования к системе автоматизации в зависимости от формата розничной сети

Формат торговли

Особенности формата

Функциональные требования к системе

Cash & Carry

Мелкооптовые покупатели, которые покупают товар по заготовку.

Оперативное составление бухгалтерских документов в местах продаж.Предоставление сертификатов и других документов на товар. Наличие двух и более прайс-листов для розничных и мелкорозничных покупателей.

Гипермаркет, супермаркет

Широкий ассортимент, качественное обслуживание, сложные системы обеспечения лояльности покупателей.

Обработка широкого ассортимента. Децентрализация ценообразования и другие составляющие оперативного управления. Организация сложных маркетинговых акций и систем обеспечения лояльности клиента.Автоматизация вспомогательного производства.

Дискаунтер

Низкие цены, обеспечиваются за счет значительных объемов закупок.

Консолидация и обмен данными между территориально удаленными подразделениями. Эффективная работа распределительного центра.

Специализированные магазины

Поддержка соответствующей широты и глубины ассортимента, организация сложных маркетинговых акций с целью поддержания лояльности клиентов.

Управление ассортиментом. Закупочная и ценовая политика.Персонализация отношений с покупателями. Организация сложных маркетинговых акций по поддержке лояльности клиентов.


 

К преимуществам автоматизации процессов, совершающихся в розничных торговых предприятиях относятся удобство пользования, оптимизация управленческих решений, связанных с анализом бизнес-процессов на предприятии, повышение производительности труда персонала [17, c. 131].

 

 

 

1.2 Процесс управления ассортиментом ООО «Первая логистическая компания».

Эффективность деятельности торгового предприятия и культура обслуживания населения зависят от постоянного наличия в продаже широкого и устойчивого ассортимента товаров. Общие направления формирования ассортимента товаров торговыми предприятиями определяются их ассортиментной политикой.

В экономической литературе [4] дается следующее определение ассортиментной политики - это комплекс мероприятий по управлению ассортиментом товаров. Вместе с тем, ассортиментная политика в розничной торговле не сводится только к ориентации магазинов на торговлю отдельными группами (комплексами) товаров. Она включает общие направления формирования ассортимента товаров в розничной сети города, микрорайона, торговой организации, частного предприятия или фирмы. Конечной целью ассортиментной политики является получение прибыли и обеспечение высокой эффективности работы промышленных и торговых предприятий, которые достигаются за счет максимально возможной соответствия объемов и структуры производства товаров народного потребления покупательскому спросу населения.

Кроме того, ассортиментная политика является важной составляющей общей стратегии розничной торговли. Стратегия оптимизации ассортимента может осуществляться путем сужения его широты и уменьшения глубины: магазины сокращают ассортимент до нескольких товарных групп, а в пределах групп, организуют продажу только самых популярных и ходовых товаров. Это позволяет значительно уменьшить товарные запасы, увеличить скорость обращения товаров и сократить потребность в кредитах на закупку и реализацию товарной массы.

Сменяемость состава продукции является следствием целенаправленного четкого управления этим процессом, предполагает относительную стабильность ассортимента за определенные короткие промежутки времени, тщательное планирование выпуска продукции и строгий контроль за выполнением всех ассортиментных задач и сроков выпуска отдельных видов продукции. Поэтому отклонения от плановых заданий расценивают как существенный недостаток в работе производственных подразделений, их руководителей и исполнителей [1].

Сущность планирования, формирования и управления товарным ассортиментом торгового предприятия заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, соответствующих в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяют требованиям определенных категорий покупателей. Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и роста основных экономических показателей деятельности торгового предприятия зависят от правильного формирования ассортимента товаров в магазине.

В период кризиса фирмам, которые занимаются и розничной торговлей, трудно сориентироваться на нужды потребителей. Чтобы товар не простаивал на полках магазинов, нужно учитывать потребительские возможности покупателей. В соответствии с правилом «80/20», 80% прибыли торговая точка получает от 20% ассортиментного товара, остальные 20% прибыли - с 80% ассортимента. Если этот баланс нарушается, какая-то часть ассортимента не только сама становится убыточной, но и мешает продажам основных 20% ассортимента, в первую очередь, тем, что физически занимает дорогостоящее место на полках и рассеивает внимание покупателя.

 Согласно этому правилу  фирме нужно обратить большое  внимание на продукцию, которая  пользуется наибольшим спросом.

Бесспорно, нельзя все объяснить только правилом «80/20». С одной стороны, многие покупатели надежным способом сохранения своих сбережений считают вложение денег в продукты длительного хранения. Соответственно, спрос определяет увеличение объемов продаж определенной категории продовольственных товаров.

Определить наиболее ходовые позиции в ассортименте можно путем анализа товарооборота в денежном и натуральном выражении. Другой, более эффективный показатель - частота заказов данного товара, т.е. процент заказов, где этот товар присутствует. Для более точного анализа следует выделить наиболее крупных покупателей и провести анализ их заказов на предмет выявления наиболее ходовых позиций. Именно их потребности в наибольшей степени должны влиять на формирование ассортимента.

 Также можно использовать  информацию агентов о запросах  покупателей. Однако, данный анализ  не включает анализ внешних  факторов. Для более точного результата  необходимо провести аналитическую  работу с данными о продаже  других фирм или информационных  агентств по выявлению влияний  со стороны внешних факторов, политической и экономической  ситуации в регионе.

Также надо учесть сезонность тех или иных товаров. Оперативное реагирование на сезонный спрос позволяет предприятию получить дополнительную прибыль. Таким образом, предприятие нуждается в определенном товаре, который бы привлекал покупателей или низкой ценой, или эксклюзивностью продажи. Спрос на такой товар должен как можно меньше зависеть от сезонности. Если найти такой товар на рынке сложно, то предприятие может заказать товар со своей торговой маркой.

Реклама является частью ассортиментной политики. Определение производительности рекламы торговой компании дает возможность проверить необходимость применения рекламы, условия оптимального ее действия на потенциальных покупателей. Абсолютно точно определить эффективность рекламы часто невозможно. Однако, приблизительные расчеты необходимы, поскольку они ориентируют на степень целесообразности рекламной деятельности. Экономическая эффективность может определяться соотношением поставленной перед рекламой целью и той суммой денег, которая на эти цели выделяется. Реклама может проводиться не для получения дополнительной прибыли, а с целью избежания убытков. В наше время при росте стоимости арендной платы за помещение, высоких кредитных процентах, больших налогах может стоять следующая задача перед рекламой - способствовать быстрой продаже всего товара, чтобы избежать убытков.

Ассортиментную политику следует оценивать с помощью экономических показателей. Таким показателем, на мой взгляд, является степень обновления товарного ассортимента, то есть его пополнения новыми продуктами и изделиями. Этот показатель может быть определен как коэффициент обновления. Он представляется важным для работы с непродовольственными товарами. Определение эффективности рекламы торгового предприятия позволяет выяснить целесообразность использования рекламы, условия оптимальной ее действия на потенциальных покупателей.

Информация о работе Основные тенденции совершенствования организации производственного процесса на предприятии торговли