Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 17:28, отчет по практике
Целью практики является овладение навыками практической работы, передовыми способами организации производства и труда, подготовка студентов к самостоятельной профессиональной деятельности по избранной специальности.
Завершающим этапом учетного процесса
на предприятии является финансовая
отчетность. В ней отражаются итоговые
данные, характеризующие имущественное
и финансовое положение предприятия,
результаты его хозяйственной
Для анализа эффективности работы предприятия ОАО «БААЗ» были отобраны основные показатели и сведены в Таблицу 1.1.
Таблица 1.1 – Основные показатели технико-экономического развития ОАО «БААЗ»
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Объем производства продукции без налогов из выручки: |
||||||
в фактических ценах отчетного года |
млн. руб. |
38468 |
48584 |
56500 |
82358 |
110360 |
в сопоставимых ценах |
млн. руб. |
48523 |
50085 |
52600 |
79354 |
94264 |
Объем производства ТНП |
млн. руб. |
2682 |
2234 |
2430 |
2995 |
3518 |
Выручка от реализации продукции |
млн. руб. |
48453 |
59793 |
63750 |
96419 |
127067 |
Объем экспорта товаров и услуг |
тыс. дол. |
6596 |
8166 |
8980 |
12142 |
12440 |
Объем импорта товаров и услуг |
тыс. дол. |
3908 |
4069 |
4560 |
4650 |
4341 |
Затраты на производство и сбыт продукции |
млн. руб. |
39167 |
50850 |
54070 |
80590 |
107259 |
Производительность труда |
% |
105,3 |
100,8 |
103,7 |
110,3 |
117,9 |
Прибыль от реализации продукции |
млн. руб. |
1736 |
2085 |
2430 |
5020 |
4416 |
Чистая прибыль |
млн. руб. |
161 |
528 |
650 |
2146 |
1396 |
Рентабельность реализованной продукции |
% |
4,4 |
4,1 |
4,5 |
6,2 |
4,7 |
Дебиторская задолженность |
млн. руб. |
1858 |
1900 |
1700 |
849 |
6479 |
Кредиторская задолженность |
млн. руб. |
8221 |
10107 |
9600 |
7641 |
14665 |
Задолженность по кредитам банков |
млн. руб. |
174 |
2220 |
2000 |
23 |
730 |
Коэффициент обеспеченности собственными средствами (NR>=0,3) |
коэф. |
0,21 |
0,21 |
0,25 |
0,41 |
0,3 |
Коэффициент текущей ликвидности (NR>=1,7) |
коэф. |
1,26 |
1,26 |
1,3 |
1,71 |
2 |
Примечание – Источник: [ Данные предоставлены ОАО «БААЗ»]
Из приведенных количественных характеристик видно, что объем производства продукции и выручка от реализации с каждым годом постепенно увеличиваются, но в то же время увеличиваются и затраты на производство и сбыт продукции.
Прибыль за рассматриваемый период изменялась неравномерно: до 2009 года наблюдается ее увеличение, а затем идет спад.
Сравнение состояния дебиторской
и кредиторской задолженности позволяет
сделать следующий вывод: на предприятии
преобладает сумма кредиторской
задолженности. В результате этого
более низкая скорость ее обращения
по сравнению с дебиторской. А
так как дебиторская
Коэффициент текущей ликвидности
характеризует общую
Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует достаточность у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости.
Таким образом, можно сказать, что
предприятие функционирует
РАЗДЕЛ 2 ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА И ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
Основными внешними факторами, оказывающими влияние на деятельность предприятия, являются:
Схема макроэкономических факторов, оказывающих влияние на ОАО «БААЗ» представлена на Рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Схема макроэкономических факторов, оказывающих влияние
на деятельность ОАО «БААЗ»
Примечание – Источник [собственная разработка]
2.2 Взаимосвязь предприятия с основными субъектами внешней среды
На маркетинговую деятельность
предприятия постоянно влияют различные
внешние факторы, действие которых
может быть как положительным, так
и отрицательным, но при этом само
предприятие воздействовать на них
не может, а может лишь приспособиться
к сложившейся ситуации, либо учитывать
данные факторы в процессе планирования
своей маркетинговой
Микросреда маркетинга - это совокупность факторов, которые обеспечивают жизнедеятельность предприятия.
Основными элементами микросреды ОАО «БААЗ» являются:
1) поставщики - лица и организации, продающие товары фирме;
2) посредники - лица и организации, помогающие фирме покупать и продавать товары;
3) клиенты - покупатели или заказчики товара;
4) конкуренты - лица и организации,
вступившие в борьбу за право
купить товар по наиболее
Схема взаимосвязи предприятия с основными субъектами внешней среды представлена в ПРИЛОЖЕНИИ Д.
2.3 Потребительский спрос и рынки сбыта
Основы рыночной политики ОАО «БААЗ» - экономическое развитие на основе выпуска конкурентоспособности продукции, отвечающей требованиям рынка.
Продукция завода поставляется в следующие регионы: РБ, дальнее зарубежье и страны СНГ.
Таблица 2.1 Основные рынки сбыта продукции ОАО «БААЗ»
Основные рынки сбыта |
Доля в общем объеме сбыта |
Основные потребители (доля в %) | ||
РБ |
64,5 % |
ОАО «МАЗ», г. Минск 50,3 % |
ТД МАЗ, г. Брест 2,4 % |
Прочие потребители |
СНГ |
35,2 % |
Москва 30,2% |
Прочие 2% |
Украина 3% |
Страны дальнего зарубежья |
0,3% |
Литва, Латвия, 0,15% |
Польша, 0,1% |
Азербайджан 0,05% |
Примечание – Источник: [ Данные предоставлены ОАО «БААЗ»]
В каждом из региональных рынков могут быть три типа потребительских рынков:
Основным потребителем продукции завода являются предприятия РБ, в общем объеме реализации составляет 64,5 %.
В страны СНГ отгрузка в общем объёме составляет 35,2 %, в том числе в РФ – 30,2 %, в страны дальнего зарубежья отгрузка составила 0,3 % .
Одним из основных потребителей выпускаемой заводом продукции является Российская Федерация. Особое место в деловом сотрудничестве РБ и РФ занимает г. Москва, в ней сосредоточены крупнейшие оптовые рынки России.
Выделение бюджетных средств
регионам РФ на поддержание коммунальных
служб способствовало появлению
потребителей продукции среднего и
малого звена (автохозяйства, автопарки,
ремонтные предприятия, мастерские).
Основными потребителями
Наблюдается тенденция расширения рынка и увеличения объемов продукции в Украине, продукция отгружается в страны: Литва, Латвия, Польша, Молдова, Азербайджан.
ОАО «БААЗ» ведёт непрерывную
работу по повышению качества выпускаемой
продукции. В соответствии с действующей
«Системой менеджмента
Информация, полученная из заполненных
анкет, позволяет значительно
2.4 Маркетинговые исследования на ОАО «БААЗ»
На предприятии проводится много разных видов маркетинговых исследований. Одним из наиболее распространённых исследований является изучение поведения потребителей и построение сегментации.
В условиях рыночной экономики удовлетворение запросов потребителей продукции является важнейшим фактором успеха предприятия. В связи с этим, сотрудниками отдела маркетинга ОАО «БААЗ» проводятся полевые исследования рынка.
Сотрудниками отдела маркетинга было проведено анкетирование, с целью получения информации от клиентов о знаниях и предпочтениях, о степени их удовлетворенности, а также оценки своего положения в глазах аудитории (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж). Анкетирование носило выборочный характер, т.к. проведение сплошного обследования требует больших затрат. В результате были выявлены основные требования покупателей к продукции:
Выполнение этих требований
позволит сделать продукцию
Рисунок 2.2 – Оценка удовлетворенности потребителей за 2011 год
Примечание – Источник: [ Данные предоставлены ОАО «БААЗ»]
Из диаграммы видно, что
исходя из оценок респондентов на первом
месте находится
Необходимость сегментирования обусловлена необходимостью выбора оптимального сегмента для позиционирования товаров на рынке. В процессе сегментирования происходит формирование сегментов потребительского рынка, устойчивых по своим объединяющим признакам и одинаково реагирующих на товар и маркетинговые действия.
Сегментация по географическому признаку на ОАО «БААЗ» подразделяет рынок на следующие сегменты:
- Уральский федеральный
округ (Челябинск,
- Поволжский федеральный
округ (Волгоград, Саратов,
- Центральный федеральный округ (Москва, Нижний Новгород, Владимир).
Работа с данными сегментами рынка ведется через дилеров компании.