Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 17:28, курсовая работа
Цель исследования - анализ внешнеэкономической деятельности государства, обзор и изучение ее современного состояния и перспектив ее развития.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- Изучить сущность внешнеэкономической политики
- Выявить правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ
- Проанализировать современное состоянии и тенденции развития внешней торговли РФ
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретические основы внешнеэкономической политики России…...6
1.1. Понятие и сущность внешнеэкономической политики………………6
1.2. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в
РФ……………………………………………………………………….13
Глава 2. Внешнеэкономические связи России на современном этапе……….21
2.1. Современное состояние и тенденции развития внешней торговли
России…………………………………………………………………..21
2.2. Место России в международных инвестиционных процессах……..39
Глава 3. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности, в связи
с присоединением России к ВТО…………………………………….43
2.3. Присоединение России к ВТО: целесообразность, проблемы,
риски…………………………………………………………………...43
Заключение……………………………………………………………………….52
Список используемой литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы внешнеэкономической политики России…...6
1.1. Понятие и сущность внешнеэкономической политики………………6
1.2. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в
РФ……………………………………………………………………….
Глава 2. Внешнеэкономические связи России на современном этапе……….21
2.1. Современное состояние и тенденции развития внешней торговли
России………………………………………………………………
2.2. Место России в международных инвестиционных процессах……..39
Глава 3. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности, в связи
с присоединением России к ВТО…………………………………….43
2.3. Присоединение России к ВТО: целесообразность, проблемы,
риски…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы
Внешнеэкономические связи – одна из наиболее заметных составных частей хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Растет интерес к экономическому, производственному, научно-техническому взаимодействию с партнерами из зарубежных стран. В этих условиях все большее число работников производственной сферы, малых предприятий и государственных учреждений нуждаются в объективной информации о мировом рынке, его структуре, организации и технике осуществления коммерческих операций.
В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица, и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить. В основе более углубленного изучения вопроса "Что в конечном итоге привело к развитию международной торговли?" лежат два обстоятельства.
Во-первых, экономические ресурсы - природные, человеческие, инвестиционные - распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно отличаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами.
Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинации ресурсов.
Важно подчеркнуть, что экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. Сдвиги в распределении ресурсов и технологии могут приводить к сдвигам в относительной эффективности производства товаров в различных странах. Например за последние 40-50 лет в России существенно повысилось качество рабочей силы и значительно увеличился объем основных фондов. Поэтому страна, экспортировавшая полвека назад преимущественно сельскохозяйственные товары и сырье, теперь вывозит изделия обрабатывающей промышленности.
Точно так же новые технологии, которые способствовали развитию производства синтетических волокон и искусственного каучука, радикально изменили структуру ресурсов, необходимых для изготовления этих товаров и, таким образом, изменили относительную эффективность их производства.
По мере эволюции национальных экономик могут изменяться количество и качество рабочей силы, объем и состав капитала, возникать новые технологии. Могут претерпеть изменения даже масштабы и качество земельных и природных ресурсов. По мере того как происходят эти изменения, относительная эффективность, с которой страны производят различные товары, будет также изменяться.
Российские реформы предполагают существенную интеграцию страны в мировое хозяйство.
В перспективе, если учесть потенциальные возможности, которые открывают географическое положение на двух континентах, обилие природных богатств, значительный научно-интеллектуальный и промышленный потенциал, роль России в глобальной экономике может существенно возрасти. Под таким углом зрения надо воспринимать современное состояние российских внешнеэкономических связей и перспективы включения страны в международное разделение труда.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время в условиях глобализации экономических процессов, развития хозяйственных связей между государствами, повышения взаимозависимости национальных экономик друг от друга внешнеэкономическая функция государства приобретает большое значение для развития экономики страны. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Также посредством внешней торговли происходит перераспределение материальных благ на межгосударственном уровне, способствуя, тем самым, развитию товарно-денежных отношений в стране под влиянием усиления контактов с внешним рынком.
Предметом исследования является современное состояние и перспективы развития внешней экономики Российской Федерации. Объект исследования – способы правового регулирования внешнеэкономической деятельности РФ, тенденции развития внешней торговли, иностранные инвестиции в экономику РФ и перспективы развития внешнеэкономических связей.
Цель исследования - анализ внешнеэкономической деятельности государства, обзор и изучение ее современного состояния и перспектив ее развития.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- Изучить сущность внешнеэкономической политики
- Выявить правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ
- Проанализировать современное состоянии и тенденции развития внешней торговли РФ
- Определить место России в международных инвестиционных процессах
- Выявить перспективы в развитии внешнеэкономических связей РФ в свете вступления в ВТО
Исследование основано на анализе работ российских и зарубежных специалистов – Б.М. Смитиенко, В.К. Поспелова, Ф. Листа, А.Е. Бугрова, Д. Н. Бахраха, В.Н. Бурмистрова, Т. Резерфорда, Д. Тарра, В.В. Полякова и др.
Глава 1. Теоретические основы внешнеэкономической политики России
1.1. Понятие и сущность внешнеэкономической политики
В современных условиях интернационализации экономических процессов, развития мирохозяйственных связей и усиления взаимозависимостей национальных экономик особое значение для роста всеобщего благосостояния приобретает внешнеэкономическая функция государства1.
В парадигме рыночного типа хозяйствования данная функция реализуется через механизм государственного регулирования, который предполагает вмешательство государственных органов в предпринимательскую деятельность путем использования различных форм, методов и средств преимущественно косвенного, экономического, характера. Системное обобщение требований к регулированию внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предполагает наличие концепции правовой политики в данной сфере, соответствующей целям, условиям и возможностям, имеющимся в конкретном государстве2.
Современное мировое хозяйство, включающее в себя более 100 экономически значимых государственных образований, представляет собой вероятностный динамический мир, где взаимосвязи ассиметричны, а различные группировки стран втянуты в процесс сотрудничества не на равных условиях и не в одинаковой степени.
В условиях глобализации внешнеэкономические отношения, представляя комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых, трудовых, интеллектуальных, информационных и других ресурсов через национальные границы, являются одной из наиболее сложных сфер экономики любой страны, что предполагает высокую степень вмешательства государства в её регулирование, осуществляемое через проведение государственной внешнеэкономической политики.
Внешнеэкономическая политика — это деятельность государства в области развития и регулирования экономических отношений с другими странами. Основной ее задачей является формирование благоприятных внешнеэкономических условий для воспроизводственного процесса в стране, для выгодного участия страны в международном раз делении и кооперировании труда в процессе деятельности ее хозяйствующих субъектов. Внешнеэкономическая политика решает также задачи сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, оптимизации хозяйственного взаимодействия конкретных субъектов внешнеэкономической деятельности с аналогичными организациями других государств, задачи обеспечения экономической безопасности страны3.
Мировой рынок приводит к зависимости национального процесса производства от мирового хозяйства, воздействуя на внутрихозяйственные пропорции и условия функционирования отдельных предприятий. Сближение воспроизводственных процессов отдельных стран по технико-экономическим показателям осуществляется на основе ориентации на мировую цену как критерий эффективности отдельного производства, отрасли, всего национального хозяйства. В современных условиях неотъемлемым и всё более важным условием производства становится внешняя торговля, представляя не только его результат, но и необходимую предпосылку. Именно степень включённости страны в мировую торговлю и международное разделение труда определяет уровень открытости национальной экономики. Поэтому при формировании экономической политики необходимо учитывать её ориентацию на создание условий для преодоления технологического отставания, на укрепление позиций национальных экономических субъектов, которые смогут занять более высокие позиции в глобальном хозяйстве и претендовать на более высокую долю в мировом доходе, так, Ф. Лист считал, что «если мы посредством собственного законодательства откажемся дать нашей национальной промышленности направление, соответствующее нашим национальным интересам, то мы не в состоянии будем мешать чужим нациям направлять нашу национальную промышленность соответственно их собственным интересам»4.
Внешнеэкономическая политика затрагивает временной и пространственный аспекты. Временной аспект внешнеэкономической политики определяет действия государства по формированию и использованию внешнеэкономических связей на текущий момент и на длительный период времени. Поэтому внешнеэкономическая политика включает текущую политику и долговременную политику. Текущая внешнеэкономическая политика заключается в оперативном регулировании внешнеэкономической деятельности. Долговременная внешнеэкономическая политика направлена прежде всего на решение крупномасштабных внешнеэкономических задач, требующих больших затрат времени и капитала. Она охватывает достаточно продолжительный период времени. Пространственный аспект внешнеэкономической политики определяет действия государства по основным направлениям влияния на мировую и отечественную экономику5.
Стратегические направления внешнеэкономической политики – внешнеторговая политика, политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика, а также решение задач географической сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами.
Основной целью внешнеторговой политики является создание благоприятных внешних условий для расширенного воспроизводства внутри страны, к которым относятся6:
Внешнеэкономическая политика может стать значимым и эффективным средством укрепления экономической безопасности государства только на основе восстановления его научно-производственного потенциала до масштабов и технологического уровня, удовлетворяющего потребности не только внутреннего рынка, но и платежеспособный спрос внешних потребителей.
Для осуществления внешнеэкономической политики необходимо четко организованное, реализуемое в соответствии с международными договорами и национальным законодательством государственное регулирование. Под регулированием как функцией государства понимается установление общеобязательных требований и процедур для объектов права в целях обеспечения общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений, основ демократической конкурентности, прав и свобод граждан7. Государственное регулирование предпринимательской деятельности - это управленческая деятельность государства в лице уполномоченных органов, направленная на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений.
Тремя основными группами используемых инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности являются тарифные, нетарифные и финансовые 8. (См.Рисунок 1)
1) Тарифные инструменты:
а) Классическим инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности являются таможенные тарифы, которые по характеру действия относятся к экономическим регуляторам.
Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях – при экспорте из данной страны. Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используют для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.