Перспективы развития внешнеэкономической деятельности, в связи с присоединением России к ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - анализ внешнеэкономической деятельности государства, обзор и изучение ее современного состояния и перспектив ее развития.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- Изучить сущность внешнеэкономической политики
- Выявить правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ
- Проанализировать современное состоянии и тенденции развития внешней торговли РФ

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретические основы внешнеэкономической политики России…...6
1.1. Понятие и сущность внешнеэкономической политики………………6
1.2. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в
РФ……………………………………………………………………….13
Глава 2. Внешнеэкономические связи России на современном этапе……….21
2.1. Современное состояние и тенденции развития внешней торговли
России…………………………………………………………………..21
2.2. Место России в международных инвестиционных процессах……..39
Глава 3. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности, в связи
с присоединением России к ВТО…………………………………….43
2.3. Присоединение России к ВТО: целесообразность, проблемы,
риски…………………………………………………………………...43
Заключение……………………………………………………………………….52
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Перспективы развития внешнеэкономической деятельности,в связи с присоединением России к ВТО.doc

— 745.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотрение факторов изменения стоимостных объемов внешней торговли свидетельствует, что при снижении стоимостных объемов экспорта в результате понижательной динамики экспортных цен (-4,2% в январе-сентябре 2013 г.) и увеличения физических объемов вывоза (+4,3%) наблюдается рост стоимостных объемов импорта за счет повышательной динамики средних импортных цен (+2,6%)  в условиях снижения физического объема ввоза (-0,8%).

Мониторинг

В январе-сентябре 2013 г. против января-сентября 2012 г. стоимостной объем внешнеторгового оборота увеличился на 0,6% (прирост на 3,1% в январе-сентябре 2012 г.), при этом объем экспорта снизился на 0,1% (прирост на 3,3% в январе-сентябре 2012 г.), импортные поставки выросли на 1,7% (прирост на 3,0% в январе-сентябре 2012 г.).

В январе-сентябре 2013 г. против января-сентября 2012 г. наблюдалась понижательная тенденция в развитии российского экспорта. Это связано в целом со снижением экспортных цен и сокращением торговли со странами СНГ.

Увеличение стоимости импорта РФ по общему объему в январе-сентябре 2013 г. обеспечивалось исключительно за счет роста средних импортных цен. 

 

 

 

 

Таблица 1

Индексы стоимости, физического объема и внешнеторговых цен

в январе-сентябре 2013 г. (январь-сентябрь 2012 г. = 100)

 

Индекс стоимости

Индекс физического объема

Индекс цен

ЭКСПОРТ

     

Всего

99,9

104,3

95,8

Дальнее зарубежье

101,8

106,0

96,0

СНГ

89,8

95,0

94,5

ИМПОРТ

     

Всего

101,7

99,2

102,6

Дальнее зарубежье

102,5

98,9

103,6

СНГ

97,1

101,0

96,1


 

 

В отчетном периоде отмечалось небольшое увеличение товарооборота со странами дальнего зарубежья (+2,0) против прироста (+4,0%) в январе-сентябре 2012 г., в том числе прирост стоимости экспорта (+1,8%) против (3,6%) и увеличение импорта (+2,5% против +4,5%).

В торговле со странами СНГ наблюдается спад стоимостного объема товарооборота (-7,7% в январе-сентябре 2013 г. и -1,0% в январе-сентябре 2012 г.), снижение стоимостных объемов экспорта (-10,2% против +1,5% в январе-сентябре 2012 г.) и спад объемов импорта (-2,9% в январе-сентябре 2013 г. и -5,3% в январе-сентябре 2012 г.).

Географическое распределение внешнеторгового оборота характеризовалось повышением доли стран дальнего зарубежья с 85,3% в январе-сентябре 2012 г. до 86,6% в январе-сентябре 2013 г. и снижением доли стран СНГ с 14,7% до 13,4%.

Активное сальдо торгового баланса составило 153,9 млрд. долл. и снизилось по сравнению с январем-сентябрем 2012 г. на 6,2 млрд. долл. При этом несбалансированность торговли (доля сальдо в обороте) составила 24,9% и снизилась по сравнению с январем-сентябрем 2012 г. на 0,9 п.п.

 

2.2. Место России в  международных инвестиционных процессах

 

Для эффективного и динамичного развития любой экономической системы необходимы инвестиционные вложения. Эффективность, объемы, структура использования инвестиций непосредственно влияют на результаты хозяйствования на всех уровнях экономической системы, на состояние и перспективы развития, а также на конкурентоспособность национального хозяйства. Ведущие отечественные и зарубежные ученые в своих трудах доказывают, что экономический рост не возможен без участия отечественного и иностранного капитала, а по темпам инвестиционной активности можно судить о характере воспроизводства в стране. В связи с этим анализ активности инвестиционного процесса, процесса формирования и распределения инвестиций в России вызывает определенный интерес.

Главная задача государственной политики поддержки инвестиций заключается в создании благоприятных экономических условий для развития инвестиционной деятельности. Привлекательность инвестиционной среды определяется, прежде всего, условиями налоговой, амортизационной, финансово-кредитной политики государства. При этом для потенциальных инвесторов имеют значение не только действующие в конкретный момент условия, но и ожидаемые перспективы их развития, степень стабильности политической и экономической ситуации в стране и другие факторы.

Действующее в России инвестиционное законодательство благоприятствует скорейшей легализации сферы негосударственного инвестирования, функционирующей на основе договоров между субъектами инвестиционной деятельности (застройщиками и подрядчиками) и предусматривает широкие возможности применения различных мер государственного регулирования инвестиционной деятельности, включая экономические и административные методы управления инвестициями. Комплексный характер защитных мер и гарантий государства в области инвестирования предполагает создание благоприятных условий и обеспечение равных прав и возможностей участия в инвестиционной деятельности для всех субъектов экономических отношений, включая иностранных инвесторов. Основным нормативным актом, регулирующим деятельность иностранных инвесторов, создающим правовые основы их функционирования, гарантирующим их права на территории РФ, является Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в РФ»27.

Международные инвесторы настроены оптимистично в отношении инвестиционной привлекательности России в долгосрочной перспективе.

Что привлекает и что беспокоит инвесторов в России?

  • Инвесторов привлекает возможность производить в России товары широкого потребления и продавать их растущему российскому среднему классу. Благоприятные возможности для роста, особенно в сфере услуг, оценивают как привлекательные.
  • Конкурентоспособная по стоимости рабочая сила и развивающаяся логистическая сеть представляют собой существенные преимущества для инвесторов. Затраты на оплату труда в России относятся к числу привлекательных факторов.
  • Инвесторы видят возможности для повышения производительности действующих в России предприятий
  • Степень прозрачности политической, законодательной и административной сферы продолжает вызывать беспокойство. Инвесторы рассматривают меры правительства по стимулированию притока инвестиций как позитивный шаг, но считают их непоследовательными.
  • Государственные предприятия, по мнению иностранных респондентов, ограничивают возможности внедрения новых идей и возникновения новых компаний.
  • На темпы будущего экономического роста могут оказывать влияние цены на сырьевые товары и эффективность проводимых реформ.
  • Жесткие нормативные требования, бюрократия и коррупция являются барьерами для инвестиций.
  • Инвесторы отмечают благоприятные возможности для переноса в Россию современных технологий производства и их использования в целях завоевания рыночной доли.
  • Научные традиции и ресурсы России могут сделать ее лидером в сфере технологий28.

Одной из главных задач Правительства РФ на современном этапе является проведение последовательной и взвешенной экономической политики, направленной, прежде всего, на улучшение инвестиционной привлекательности страны. Уже сегодня приняты меры по улучшению законодательной базы, упорядочению взаимоотношений между инвесторами и государством, уменьшена налоговая нагрузка на предприятия. Одним из свидетельств проводимых в последние годы реформ является положительная динамика макроэкономических показателей, в том числе рост промышленного производства, прогнозируемость инфляции и курса национальной валюты, объемов инвестиций в основной капитал и иностранных инвестиций, рост ВВП.

Активизация инвестиционной деятельности российскими компаниями за рубежом позволила России укрепить позиции по ряду важных показателей, характеризующих ее участие в международном инвестиционном процессе.

Крупнейшими экспортерами капитала выступают компании, действующие в нефтегазовой, металлургической и горнодобывающей отраслях промышленности. На эти компании приходится 75% транснациональных сделок по приобретению зарубежных промышленных предприятий.

Наиболее активно действуют на внешних рынках нефтегазовые кампании «Лукойл», «Газпром», «Татнефть», «Славмет», «ТНК-ВР» и «Сургутнпефтегаз»), металлургические («Северсталь», «Русал», «Евраз» и группа «Мечел») и горнодобывающие «Норильский никель» и «Алроса»).

В последние годы среди российских экспортеров капитала стали появляться телекоммуникационные компании и другие компании несырьевого сектора экономики, однако расширение их участия в процессе транснационализации сдерживает недостаточная концентрация капитала. Тем не менее, в отдельных странах ближнего зарубежья российские телекоммуникационные компании имеют прочные позиции. Так, российские частные компании МТС, «Вымпелком» и «Алтимо» контролируют не менее 90% рынка услуг мобильной связи Украины. Эти же компании занимают сильные позиции в Казахстане, Узбекистане, Белоруссии и распространяют свое влияние на менее развитые рынки мобильной связи стран СНГ.

 

 

 

Глава 3. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности, в связи   с присоединением России к ВТО

2.3. Присоединение России  к ВТО: целесообразность, проблемы,

риски

 

Всемирная торговая организация, являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли29.

ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет намного большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализации мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции30.

Вступление в ВТО должно отвечать стратегической цели Российской Федерации достижения экономической безопасности и, соответственно, политической независимости.

Обеспечение независимости экономики достижимо при условии резкого роста (удвоения) ВВП в ближайшие годы, и в первую очередь, за счет выхода российской продукции на новые рынки и роста экспорта обрабатывающей промышленности, развития высокотехнологичных инновационных отраслей.

По оценке международного рейтингового агентства Moody’s, вступление России в ВТО окажет существенное влияние на нефинансовые компании, при этом эффект будет различаться в зависимости от отрасли. Членство в ВТО окажет позитивное влияние на деятельность российских импортеров и некоторых экспортеров31.

Большинство отраслей российской промышленности открыты для иностранных капиталовложений и привлекают их значительный объем. Сокращение ограничений на импорт товаров и устранение мер, которые не соответствуют Соглашению ТРИМс, в автомобилестроении и пищевой промышленности могут уменьшить стимулы для привлечения ПИИ в Россию. Со временем более свободный доступ импортируемых полуфабрикатов позволит улучшить соотношение издержек и качества, повысит инвестиционную привлекательность этих отраслей. Ряд отраслей российской промышленности не отличается конкурентоспособностью (как, например, машиностроение) и могут понести издержки вследствие потери ПИИ по причине сокращения объема производства в результате уменьшения протекционистской защиты32.

По некоторым оценкам, членство в ВТО приведет к остановке десятков машиностроительных предприятий и росту безработицы вследствие неконкурентоспособности продукции и ограниченных возможностей по повышению ее эффективности. Пострадают также легкая и пищевая промышленность, продукцию которых государство защищает с помощью высоких таможенных пошлин и субсидирования. Негативное влияние членства России в ВТО можно снизить благодаря использованию ряда инструментов экономической политики, включая стимулирование частных инвестиций.

Черная и цветная металлургия, химическая отрасль могут получить выгоды от снижения таможенных пошлин другими членами ВТО и увеличить объем производства, но в долгосрочной перспективе. Металлургическая продукция России конкурентоспособна на мировых рынках и обходится без государственной поддержки. Эти отрасли практически не защищены торговыми барьерами, и вступление в ВТО позволит снизить цены на некоторые компоненты и товары, необходимые для производства.

По согласованию с ВТО России разрешено удвоить финансовую поддержку отраслям на первом этапе, разработать другие допустимые меры прямой и косвенной поддержки, чтобы вступление в ВТО не привело к упадку производства, особенно в сельском хозяйстве.

Информация о работе Перспективы развития внешнеэкономической деятельности, в связи с присоединением России к ВТО