Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 17:28, курсовая работа
Цель исследования - анализ внешнеэкономической деятельности государства, обзор и изучение ее современного состояния и перспектив ее развития.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- Изучить сущность внешнеэкономической политики
- Выявить правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ
- Проанализировать современное состоянии и тенденции развития внешней торговли РФ
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретические основы внешнеэкономической политики России…...6
1.1. Понятие и сущность внешнеэкономической политики………………6
1.2. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в
РФ……………………………………………………………………….13
Глава 2. Внешнеэкономические связи России на современном этапе……….21
2.1. Современное состояние и тенденции развития внешней торговли
России…………………………………………………………………..21
2.2. Место России в международных инвестиционных процессах……..39
Глава 3. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности, в связи
с присоединением России к ВТО…………………………………….43
2.3. Присоединение России к ВТО: целесообразность, проблемы,
риски…………………………………………………………………...43
Заключение……………………………………………………………………….52
Список используемой литературы
Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием экспорта или импорта.
Функции таможенной пошлины:
б) Тарифная квота – разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.
2) Нетарифные инструменты:
а) Количественные ограничения – административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.
К инструментам количественного ограничения относят квотирование, лицензирование и «добровольные ограничения».
Квота – количественная нетарифная мера ограничения экспорта и импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени. В эту категорию входят контингенты «глобальные», действующие в отношении отдельных стран и так называемые «добровольные» ограничения экспорта9.
Лицензирование – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования.
«Добровольное» ограничение экспорта – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.
б) Виды скрытого протекционизма.
По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. К ним относятся10:
а) Технические барьеры – скрытые методы внешнеэкономической политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера – требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров и др.
б) Внутренние налоги и сборы - скрытые методы внешнеэкономической политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке
в) Требования о содержании местных компонентов - скрытые методы внешнеэкономической политики, законодательно устанавливающие долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке.
3) Финансовые методы:
а) Субсидии – денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.
б) Экспортное кредитование – метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающей финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.
в) Демпинг - метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах11.
1.2. Правовое регулирование
внешнеэкономической
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Российской Федерации - комплекс способов воздействия на участников внешнеэкономических связей для организации деятельности российских и иностранных участников во внешнеэкономической сфере, управления ею, координации и контроля за ней12. Под способом управления понимают методы или приемы, которые используются органами публичного управления и их должностными лицами в установленных законами пределах при осуществлении управления, управленческих действий, административного воздействия на соответствующих объектов и лиц13. В юридической и экономической литературе выделяются административные и экономические методы регулирования14. По другой классификации меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности подразделяются на таможенно-тарифные и нетарифные15.
Правовая политика, как особая разновидность государственной политики, заключающаяся в разработке и осуществлении нормативно-правового планирования, принятии законов, реализации и совершенствовании действующего законодательства16, призвана обеспечивать благоприятные условия для развития правового регулирования существующих и зарождающихся общественных отношений17. Правовая политика в сфере ВЭД выражается в соответствующей стратегии и тактике государственно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности, направленных на оптимизацию участия страны в мирохозяйственных связях, и должна соответствовать принципам построения механизма правового регулирования страны в целом.
С государственно-правовой точки зрения внешнеэкономическая деятельность представляет собой специфические хозяйственные, торговые, политические отношения, возникающие по поводу обмена товарами, различных форм экономического взаимодействия, включающих научно-техническое сотрудничество, специализацию и кооперацию производства, оказание услуг, совместное предпринимательство, а также инвестиционное сотрудничество между хозяйствующими субъектами различных государств.
Правовые основы государственного устройства Российской Федерации (РФ), системы управления, в том числе и внешнеэкономической деятельностью, были заложены Конституцией РФ, в ст. 71, например, отражено, что в ведении Российской Федерации (применительно к сфере внешнеэкономической деятельности) находятся внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения.
Основными субъектами правовой политике в сфере ВЭД являются: Президент РФ, Федеральное собрание РФ, а также:
− Правительство РФ, которое организует реализацию внешней политики РФ (ст. 13 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»); разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества; осуществляет общее руководство таможенным делом; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров (ст. 14); осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества (ст. 21) и т.д.18;
− Министерство экономического развития РФ, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельности, а также инвестиционной деятельности19;
− Министерство финансов РФ, которое осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере валютной деятельности, таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров20;
− Федеральная таможенная служба РФ, реализующая функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой и так далее21;
− Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции, координирующая деятельность органов исполнительной власти и обеспечивающая взаимодействие с представителями научных и общественных организаций, предпринимательского сообщества при разработке и реализации мероприятий, направленных на защиту внутреннего рынка, путем применения инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, осуществление ответных мер в области внешнеторговой деятельности и т.п.22;
− органы власти субъектов РФ, которые вне пределов ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов обладают всей полнотой государственной власти, что, в частности, распространяется на меры по повышению инвестиционной привлекательности регионов, налаживанию международных кооперационных связей и другие направления рассматриваемой политики;
− органы местного самоуправления, которые в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по осуществлению международных и внешнеэкономических связей23.
Интеграция России в мировое хозяйство невозможна без развития национального законодательства в соответствии с международным24.
Международные договоры и соглашения имеют приоритет над нормами национального законодательства, и данный факт приобретает особую актуальность в свете вступления России в ВТО, акты которой носят императивный характер и обязательны для исполнения странами-участницами. Важное значение в разработке и проведении в жизнь правовой политики в сфере ВЭД имеют Торгово-промышленная палата РФ и региональные торгово-промышленные палаты25.
Большую роль играет Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года, которая, в свою очередь, базируется на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (далее – КДР-2020), Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года, Концепции внешней политики РФ, долгосрочных стратегий и программ развития отдельных отраслей и регионов, нормативных правовых актов и т.д.
Внешнеэкономическая стратегия призвана способствовать реализации долгосрочных инициатив и крупных проектов, осуществляемых в масштабах мировой экономики. В этой связи важными задачами являются: комплексная поддержка российских компаний со стороны государства в сфере экспорта и инвестирования в зарубежных странах, создание системы идентификации и снятия барьеров по доступу на внешние рынки, а также применение Россией качественно новых внешнеэкономических инструментов.
Достижение стратегической цели внешнеэкономической политики обеспечивается через реализацию ее приоритетных направлений, с четкой увязкой действий по каждому из них с решаемыми внутренними задачами, потребностями и возможностями российской экономики:
- обеспечение ведущих позиций
России на мировых рынках
- содействие экспорту и
- интеграция России в
- повышение роли России в
обеспечении глобальной
- интеграция евразийского
- создание в России
- усиление роли России в
В перечень мер, необходимых для реализации Стратегии, включают:
1. Таможенно-тарифную политику: - снижение экспортных пошлин с постепенным переносом фискального бремени на внутренние налоги; - разработка и реализация опережающих графиков снижения импортных пошлин до уровня или ниже связывающих значений (в контексте подготовки присоединения к ОЭСР и стимулирования импорта высокотехнологичной продукции инвестиционного назначения); - освобождение от уплаты пошлин и упрощение порядка осуществления операций, связанных с перемещением через границу объектов (опытных образцов, образцов для клинических испытаний, образцов биологического материала) в рамках международных проектов технологического сотрудничества; - либерализация таможенного администрирования при экспорте (особенно высокотехнологичной продукции), а также импорте из стран ОЭСР и транзите; в первоочередном порядке — установление принудительно низкой доли досматриваемых грузов (проверка только при соответствии профилю повышенного риска) и целевых показателей для времени прохождения пунктов пропуска и таможенного оформления (до 1—3 часов); отмена целевых значений по фискальным доходам, собираемым таможенными органами.
2. Поддержку экспорта: - расширение
набора инструментов поддержки
экспорта, постепенное увеличение
объемов и облегчение условий
ее получения; - упорядочение полномочий
министерств и ведомств в