Перспективы развития внешнеэкономической деятельности, в связи с присоединением России к ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - анализ внешнеэкономической деятельности государства, обзор и изучение ее современного состояния и перспектив ее развития.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- Изучить сущность внешнеэкономической политики
- Выявить правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ
- Проанализировать современное состоянии и тенденции развития внешней торговли РФ

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретические основы внешнеэкономической политики России…...6
1.1. Понятие и сущность внешнеэкономической политики………………6
1.2. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в
РФ……………………………………………………………………….13
Глава 2. Внешнеэкономические связи России на современном этапе……….21
2.1. Современное состояние и тенденции развития внешней торговли
России…………………………………………………………………..21
2.2. Место России в международных инвестиционных процессах……..39
Глава 3. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности, в связи
с присоединением России к ВТО…………………………………….43
2.3. Присоединение России к ВТО: целесообразность, проблемы,
риски…………………………………………………………………...43
Заключение……………………………………………………………………….52
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Перспективы развития внешнеэкономической деятельности,в связи с присоединением России к ВТО.doc

— 745.50 Кб (Скачать файл)

Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием экспорта или импорта.

Функции таможенной пошлины:

  • фискальная – пошлины являются одной из статей доходной части бюджета;
  • протекционистская (защитная) – относится к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • балансировочная – относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

б) Тарифная квота – разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.

2) Нетарифные инструменты:

а) Количественные ограничения – административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

К инструментам количественного ограничения относят квотирование, лицензирование и «добровольные ограничения».

Квота – количественная нетарифная мера ограничения экспорта и импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени. В эту категорию входят контингенты «глобальные», действующие в отношении отдельных стран и так называемые «добровольные» ограничения экспорта9.

Лицензирование – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования.

«Добровольное» ограничение экспорта – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

б) Виды скрытого протекционизма.

По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. К ним относятся10:

а) Технические барьеры – скрытые методы внешнеэкономической политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера – требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров и др.

б) Внутренние налоги и сборы - скрытые методы внешнеэкономической политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке

в) Требования о содержании местных компонентов - скрытые методы внешнеэкономической политики, законодательно устанавливающие долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке.

3) Финансовые методы:

а) Субсидии – денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

б) Экспортное кредитование – метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающей финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

в) Демпинг - метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах11.

 

1.2. Правовое регулирование  внешнеэкономической деятельности  в РФ

 

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Российской Федерации - комплекс способов воздействия на участников внешнеэкономических связей для организации деятельности российских и иностранных участников во внешнеэкономической сфере, управления ею, координации и контроля за ней12. Под способом управления понимают методы или приемы, которые используются органами публичного управления и их должностными лицами в установленных законами пределах при осуществлении управления, управленческих действий, административного воздействия на соответствующих объектов и лиц13. В юридической и экономической литературе выделяются административные и экономические методы регулирования14. По другой классификации меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности подразделяются на таможенно-тарифные и нетарифные15.

Правовая политика, как особая разновидность государственной политики, заключающаяся в разработке и осуществлении нормативно-правового планирования, принятии законов, реализации и совершенствовании действующего законодательства16, призвана обеспечивать благоприятные условия для развития правового регулирования существующих и зарождающихся общественных отношений17. Правовая политика в сфере ВЭД выражается в соответствующей стратегии и тактике государственно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности, направленных на оптимизацию участия страны в мирохозяйственных связях, и должна соответствовать принципам построения механизма правового регулирования страны в целом.

С государственно-правовой точки зрения внешнеэкономическая деятельность представляет собой специфические хозяйственные, торговые, политические отношения, возникающие по поводу обмена товарами, различных форм экономического взаимодействия, включающих научно-техническое сотрудничество, специализацию и кооперацию производства, оказание услуг, совместное предпринимательство, а также инвестиционное сотрудничество между хозяйствующими субъектами различных государств.

Правовые основы государственного устройства Российской Федерации (РФ), системы управления, в том числе и внешнеэкономической деятельностью, были заложены Конституцией РФ, в ст. 71, например, отражено, что в ведении Российской Федерации (применительно к сфере внешнеэкономической деятельности) находятся внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения.

Основными субъектами правовой политике в сфере ВЭД являются: Президент РФ, Федеральное собрание РФ, а также:

− Правительство РФ, которое организует реализацию внешней политики РФ (ст. 13 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»); разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества; осуществляет общее руководство таможенным делом; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров (ст. 14); осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества (ст. 21) и т.д.18;

− Министерство экономического развития РФ, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельности, а также инвестиционной деятельности19;

− Министерство финансов РФ, которое осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере валютной деятельности, таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров20;

− Федеральная таможенная служба РФ, реализующая функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой и так далее21;

− Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции, координирующая деятельность органов исполнительной власти и обеспечивающая взаимодействие с представителями научных и общественных организаций, предпринимательского сообщества при разработке и реализации мероприятий, направленных на защиту внутреннего рынка, путем применения инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, осуществление ответных мер в области внешнеторговой деятельности и т.п.22;

− органы власти субъектов РФ, которые вне пределов ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов обладают всей полнотой государственной власти, что, в частности, распространяется на меры по повышению инвестиционной привлекательности регионов, налаживанию международных кооперационных связей и другие направления рассматриваемой политики;

− органы местного самоуправления, которые в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по осуществлению международных и внешнеэкономических связей23.

Интеграция России в мировое хозяйство невозможна без развития национального законодательства в соответствии с международным24.

Международные договоры и соглашения имеют приоритет над нормами национального законодательства, и данный факт приобретает особую актуальность в свете вступления России в ВТО, акты которой носят императивный характер и обязательны для исполнения странами-участницами. Важное значение в разработке и проведении в жизнь правовой политики в сфере ВЭД имеют Торгово-промышленная палата РФ и региональные торгово-промышленные палаты25.

Большую роль играет Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года, которая, в свою очередь, базируется на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (далее – КДР-2020), Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года, Концепции внешней политики РФ, долгосрочных стратегий и программ развития отдельных отраслей и регионов, нормативных правовых актов и т.д.

Внешнеэкономическая стратегия призвана способствовать реализации долгосрочных инициатив и крупных проектов, осуществляемых в масштабах мировой экономики. В этой связи важными задачами являются: комплексная поддержка российских компаний со стороны государства в сфере экспорта и инвестирования в зарубежных странах, создание системы идентификации и снятия барьеров по доступу на внешние рынки, а также применение Россией качественно новых внешнеэкономических инструментов.

Достижение стратегической цели внешнеэкономической политики обеспечивается через реализацию ее приоритетных направлений, с четкой увязкой действий по каждому из них с решаемыми внутренними задачами, потребностями и возможностями российской экономики:

- обеспечение ведущих позиций  России на мировых рынках высокотехнологичных  товаров и услуг в соответствии  с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере;

- содействие экспорту и достижению  глобальной конкурентоспособности  обрабатывающих отраслей и сферы  услуг;

- интеграция России в глобальную  транспортную систему и реализация  транзитного потенциала российской  экономики;

- повышение роли России в  обеспечении глобальной энергетической  безопасности и укрепление ее  позиций на рынке углеводородов;

- интеграция евразийского экономического  пространства с центром в России;

- создание в России международного  финансового центра и превращение рубля в региональную резервную валюту;

- усиление роли России в формировании  мирового экономического порядка26.

В перечень мер, необходимых для реализации Стратегии, включают:

1. Таможенно-тарифную политику: - снижение экспортных пошлин с постепенным переносом фискального бремени на внутренние налоги; - разработка и реализация опережающих графиков снижения импортных пошлин до уровня или ниже связывающих значений (в контексте подготовки присоединения к ОЭСР и стимулирования импорта высокотехнологичной продукции инвестиционного назначения); - освобождение от уплаты пошлин и упрощение порядка осуществления операций, связанных с перемещением через границу объектов (опытных образцов, образцов для клинических испытаний, образцов биологического материала) в рамках международных проектов технологического сотрудничества; - либерализация таможенного администрирования при экспорте (особенно высокотехнологичной продукции), а также импорте из стран ОЭСР и транзите; в первоочередном порядке — установление принудительно низкой доли досматриваемых грузов (проверка только при соответствии профилю повышенного риска) и целевых показателей для времени прохождения пунктов пропуска и таможенного оформления (до 1—3 часов); отмена целевых значений по фискальным доходам, собираемым таможенными органами.

2. Поддержку экспорта: - расширение  набора инструментов поддержки  экспорта, постепенное увеличение  объемов и облегчение условий  ее получения; - упорядочение полномочий  министерств и ведомств в сфере  поддержки экспортных операций и унификация критериев поддержки; - определение единого органа, ответственного за выдачу разрешений на экспорт технологий и товаров двойного назначения; - укрепление (с увеличением расходов) инфраструктуры поддержки экспорта в регионах России и за рубежом, реорганизация торговых представительств исходя из структуры торговли и географических приоритетов; - активизация использования дипломатических инструментов поддержки экспорта (в первую очередь высокотехнологичной продукции и продукции военного назначения).

Информация о работе Перспективы развития внешнеэкономической деятельности, в связи с присоединением России к ВТО